Израиль 23 и 24 сентября начал крупную ракетную атаку по целям на юге и востоке Ливана. СМИ лепечут про превентивность и оправданность ударов, а сами удары при этом демонстративно неизбирательны. Тысячам сброшенных не пойми куда бомб и выпущенных в случайном направлении ракет сопутствовала серия точечных убийств лидеров "Хезболлы". Устранение отдельных командиров началось ещё 23 сентября, но пика достигло в пятницу, 27-го числа, когда сбросом тонных и двухтонных авиабомб, в том числе противобункерного типа, был уничтожен командный бункер "Хезболлы" в южном пригороде Бейрута Дахии. В результате атаки, получившей в ЦАХАЛ название "Новый порядок", было убито не менее 20 человек из высшего командного состава организации, в том числе заместитель командующего Корпуса стражей исламской революции и командующий силами его военного крыла в Ливане Аббас Нилфорушан, а также глава "Хезболлы" Хасан Насралла. Лидер организации с 1992 года, её реформатор и её лицо, оказался завален обломками командного пункта в густонаселённом районе ливанской столицы.
Убийство Насраллы отличается от устранения Исмаила Хании в Тегеране в конце июля: именно символическая значимость генсека "Хезболлы" отличала его от довольно незаметного главы политбюро ХАМАС. В этом смысле, наверное, иранский глава парламента Мохаммад Галибаф не лукавил, заявляя, что мученическая смерть одного из самых ярких руководителей сделает антиизраильское сопротивление только сильнее. В целом же в эти дни, если верить западной инфографике, было уничтожено всё руководство "Хезболлы", кроме одного человека. Уже в воскресенье стало известно, что новым председателем организации станет двоюродный брат покойного Хашим Сафи ал-Дин.
Израиль, до того тщательно соблюдавший грань между провокацией и инициированием войны, здесь, как ни странно, вновь не перешёл этой грани: удары по Ливану, несмотря на свой масштаб, несмотря на более чем тысячу погибших (все они, разумеется, были боевиками "Хезболлы"), несмотря на почти полмиллиона граждан Ливана, вынужденных бежать, не выходили за пределы тычков, почти ничего не стоящих Тель-Авиву.
28 и 29 сентября были нанесены израильские удары аж по объектам инфраструктуры хуситов: целью оказались нефтяные резервуары в йеменском порту Ходейда и некие арсеналы, которые, судя по отсутствию больших взрывов, были пусты. Вечером 30 сентября Израиль ввёл войска на территорию Ливана. Несмотря на громкие слова аналитиков о том, что это начало Третьей ливанской войны, таких предпосылок пока нет. Ливанская армия избегает столкновений с ЦАХАЛ, да и сами евреи не рвутся севернее небольшого района рядом с границей. В ночь на 1 октября из Израиля прилетело заявление о начале "ограниченной наземной операции", призыв к жителям Дахии эвакуироваться и тут же — несколько ракет по этой самой Дахии.
Можно связывать атаку на Йемен с уязвлённостью Израиля недавней демонстрацией хуситского гиперзвука, но куда вероятнее желание поквитаться за барина (хотя в случае с Израилем далеко не так очевидно, кто является барином, как с Украиной). Дело в том, что 25 сентября агентство "Ассошиэйтед пресс" аккуратно и очень деликатно сообщило, что американский танкер-заправщик "Биг Хорн" после пополнения запасов группы авианосца "Авраам Линкольн" "получил повреждения" и "был вынужден покинуть район проведения операции". Понятно, что на поляне молчания официальных источников цветут сто цветов домыслов и теорий заговора, — это работает не только в нашем отношении, но тщательное заметание инцидента с "Биг Хорном" под ковёр намекает на то, что "столкновение" произошло вовсе не с красноморскими рифами, и в деле как-то замешаны хуситы.
Вновь, как после подрывов пейджеров, в российском информационном пространстве всплыли голоса, утверждающие, что "так и надо воевать", намекая на то, что если бы Россия не стеснялась беспричинно лупить по жилым кварталам украинских городов или утюжить авиабомбами высшее командование врага, то жизнь была бы лучше. Вот уже много лет Израиль воюет так, как "надо воевать". Удар по Дахии укладывался в рамки "доктрины Дахии", сформулированной в 2006–2008 годах тогда главой оперативного управления Генштаба ЦАХАЛ, а ныне одним из руководителей Израиля и главным оппонентом Нетаньяху Гади Айзенкотом. Положения этой доктрины: куда попали, там и враг, а если наши подозрения позволяют предполагать, что подлый террорист прячется в жилой застройке, то тем хуже для жилой застройки. На поверхностном уровне всё объясняется тем, что, дескать, измученное ударами по гражданской инфраструктуре население вражеской страны просто сбросит правительство и удары прекратятся. Эта доктрина задолго до открытой формулировки Айзенкотом применялась Израилем много десятилетий, и её несомненной эффективности в деле долгосрочного избавления от врагов можно только позавидовать. От двух главных угроз своему существованию Израиль избавился методами более тонкими, чем ракетные удары по построенным из склеенного водичкой песка жилым многоэтажкам: в Сирии общезападными усилиями при содействии Катара и Аравии была раскачана страшная гражданская война, а Египет был вовлечён в тесную и уж больно выгодную торговлю и совместную газодобычу с Израилем. Но всё же идиотская психопатия с ракетными ударами продолжается, и конца-края ей, как бы ни описывали гибель Насраллы восторженные произраильские источники, не видно.
Триумфальная операция в Газе зашла в тупик: когда сровняли с землёй всё, что было выше этой земли, и обстреляли всё, что могли обстрелять, стало ясно, что ХАМАС таким образом забороть не выйдет. Нужны большие команды зачистки руин и тоннелей, методики фильтрации, способы поиска в огромной толпе взбешённых беженцев всех, кто имеет отношение к ХАМАС, интернирование, лагеря, бараки — все эти хорошо знакомые евреям способы обращения с неблагонадёжным населением. Если даже на крохотную Газу не хватает людей и средств для проведения полноценной борьбы с ХАМАС, о каких перспективах уничтожения "Хезболлы" в гораздо большем Ливане может идти речь? "Хезболла" готовилась десятилетиями, и не вся её подготовка так же беспечна и легкомысленна, как покупка тайваньских пейджеров с израильскими бомбами внутри.
Интересным подсюжетом, активно раскручиваемым в связи с убийством Насраллы, видится постоянное напоминание в большой прессе странной роли Ирана в произошедшем. В соответствии с простой и понятной картиной мира у этой прессы, "Хезболла" является прокси-организацией Ирана, то есть так же, как какое-нибудь ИГИЛ* было внештатным филиалом ЦРУ, ливанская шиитская организация — простое продолжение руки Тегерана. Вдаваться в объяснения того, почему это не так и почему отношения персов и ливанцев на деле куда сложнее привычного американцам "Сэр!" — "Да, сэр", здесь не стоит. Куда важнее взглянуть на ясно навязываемый всеми публикациями про роль Ирана подтекст. А он таков: Тегеран просто слил свой прокси-актив, продал Насраллу так же, как продал Ханию два месяца назад, сдал верных людей американцам, чтобы тусоваться красиво. В пользу этого приводятся как открытый курс на нормализацию отношений с Западом нового президента Ирана Масуда Пезешкиана, так и многочисленные "инсайды" о кротах в структурах КСИР — например, такое излагала "Паризьен". Причём везде в качестве объяснения приводятся некоторые консенсусы внутри иранских элит, дескать, жутко устали жить под санкциями, так что пусть уважаемые американцы забирают Бейрутску волость. Опять же, реальные расклады внутриперсидских разборок здесь не так важны: важен скоординированный удар по образу Ирана как силового костяка и центра притяжения исламского мира и Ближнего Востока. Через два дня после убийства Насраллы иранский президент — тот, кто в представлении самых разных аналитиков чуть ли не молится в сторону Вашингтона, — заявил, что атака на Ливан была нарушением негласной договорённости с американцами: они обещали сдержать эскалацию в ответ на отсутствие реакции на убийство Хании, но позволили Израилю нанести удар. Шокирующее откровение о том, что ни одно слово американца не стоит воздуха, который оно сотрясает, было сделано иранским президентом на удивление вовремя, но даже призывы к тотальной войне против Израиля или вброшенные слухи о подготовке наземной атаки, похоже, не заставят Иран отвечать полномасштабным ударом. И это — несмотря на сделанные в эфире NBC обещания некоего перса начать подготовку к отправке войск. У Ирана тоже имеется арсенал тычков, которыми можно выводить из себя израильскую публику. Вместе с этим загадкой остаются пределы поддержки Вашингтона: да, президент США заявил, что всецело поддерживает самооборонительные удары Израиля по территории Ливана, но американская политическая воля, учитывая внутреннее разделение по израильскому вопросу, не так сильна, как ранее, а арсеналы, даже в свете несомненного приоритета еврейского направления поставок перед остальными, не так полны — спасибо Украине и Тайваню.
Сейчас ясно, что планировавшийся к выборам триумф американской дипломатии в виде "возвращения заложников" или установления хотя бы временного перемирия Штатам не удастся. После срыва сделки "молчание в ответ на деэскалацию", одностороннее прекращение огня персы соблюдать больше не будут, а заложники давно мертвы. Из-за этого на художества Нетаньяху Вашингтон смотрит с опаской, видной даже сквозь бодрую риторику поддержки.
Убийство Насраллы и устранение руководства "Хезболлы", конечно, стали болезненным ударом по тому, что в Израиле называют "осью сопротивления". Но нельзя забывать, что любая организация подобного рода имеет широчайший кадровый резерв, в том числе и на самом высоком уровне. Та самая "сетецентричность", которую в действиях ВСУ и войск НАТО вот уже третий год выискивают военные эксперты, вовсю цветёт на уровне парамилитаристских организаций, являющихся единственным социальным лифтом в нищей и раздираемой конфликтами стране. В 1992 году после убийства прошлого лидера организации в израильских газетах праздновали конец конфликта с "Хезболлой". Сейчас же на месте одного Насраллы скоро возникнут два, четыре, восемь таких, как он, а их устранение даст простор целой фаланге новых лидеров, готовых стоять против Израиля в этой вечной войне. Хасан умер — да здравствует Хасан!
*Запрещённая в РФ террористическая организация