Авторский блог Михаил Делягин 00:03 8 сентября 2024

Транспортная революция

правительство Мишустина разработало новый национальный проект «Эффективная транспортная система»

Постоянная и комплексная модернизация инфраструктуры – одна из ключевых задач любого государства.

Ведь главная человеческая ценность – свобода – на практике обеспечивается именно избыточностью инфраструктуры и выражается прежде всего именно в ней. Ведь свобода передвижения просто не существует в отсутствие дорог, а свобода слова – в отсутствие систем распространения информации.

С сугубо экономической точки зрения развитие инфраструктуры обеспечивает резкое снижение издержек и взрывной рост деловой активности.

В то же время это одна из немногих сфер деятельности, в которых государство практически гарантировано от заведомо недобросовестной конкуренции с частным бизнесом, так как развитие инфраструктуры (кроме редчайших примеров) в силу самой ее природы является исключительной компетенцией государства.

Ведь инфраструктура приносит блага всем – и, соответственно, инвестировать в нее может лишь представитель этих «всех», то есть государство. Инвестиции частного субъекта либо не окупятся в разумный срок, либо потребуют обложения пользователей чрезмерно высокой относительно их возможностей платой, что оборачивается сдерживанием развития вместо его стимулирования.

Одна из ключевых составляющих инфраструктуры – транспорт.

Правительство Мишустина разработало новый национальный проект «Эффективная транспортная система», объединяющий девять федеральных проектов, из которых наиболее значимыми представляются в настоящее время три.

Прежде всего, это «Восточный полигон»: расширение пропускной способности железных дорог России к Тихому океану. В 2024 году должна быть завершена реализация второго этапа расширения Транссиба и БАМа, благодаря чему их пропускная способность вырастет с 144 млн. т. в 2021 году до 180 млн. т. – на четверть за три года!

Третий этап расширения Транссиба и БАМа увеличит их пропускную способность еще на одну шестую за 6 лет – до 210 млн. т. в 2030 году. Но за этот период будут выполнены наиболее сложные работы, и завершение их в следующие два года позволит нарастить пропускную способность Восточного полигона еще почти в 1,3 раза – аж до 270 млн. т. в год!

Стоимость работ третьего этапа оценивается в головокружительные 3,7 трлн. руб. Помимо ряда мостов и крайне сложных с инженерной точки зрения тоннелей намечено проложить около 3 тыс. км. железнодорожных путей.

Второй ключевой проект – строительство высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург (первая попытка предпринималась еще в 1994 году), которая рассматривается как механизм освоения принципиально новых технологий, качественно повышающих территориальную связность страны (как это сделано в Китае). Строительство начнется уже в этом сентябре, первый этап – введение в эксплуатацию участка Москва – Тверь.

Скорость поезда предполагается до 400 км/ч, время в пути между Москвой и северной столицей сократится более чем на 40% – с нынешних 3 часов 47 минут до двух часов с четвертью.

Смысл проекта в том, что подвижной состав будет полностью российским, что обеспечит развитие высокотехнологичных наукоемких отраслей и, соответственно, весомый мультипликативный эффект.

Кроме того, высокоскоростная магистраль высвободит имеющиеся железнодорожные пути для движения грузовых составов, что позволит увеличить перевозку грузов на 35 млн. т. в год. Это даст существенный дополнительный импульс развития всему Северо-Западу России, в первую очередь портам Санкт-Петербурга и Мурманска.

Наконец, третий проект не связан с железнодорожным сообщением: это Большой Севморпуть, расширенный от Владивостока до Калининграда. Его формирование создаст единый формат перевозок на всей территории России. Севморпуть на две недели быстрее маршрута через Суэцкий канал, однако его развитие требует колоссальных усилий для организации круглогодичной навигации, включая как минимум создание мощного ледокольного флота и полноценной прибрежной инфраструктуры.

Источник

1.0x