В эпоху капитализма, включая 70 лет социалистического Красного проекта, как системного анти-капитализма, мир очень хорошо описывается в понятиях геополитической мир-системной модели. Капиталистические принципы расширения дошли до своих пределов, на планете не осталось некапиталистической периферии, которую можно грабить, закрывая этим неэффективное и несбалансированное ведение дел в метрополии. Даже дикие территории и население Чёрной Африки включены в единую, глобальную мир-систему.
Все ценные текущие и потенциальные активы самых диких территорий интегрированы в глобальную систему хозяйствования, начиная от механизмов СРП, заканчивая прямой продажей транснациональным корпорациям. Эти богатства поставлены на баланс и посчитаны. Население опутано налогами и обязательствами на поколения вперед, развитие ограничено, власти регулярно меняются и т.д.
В 2027-2035 годы формирование панрегионов будет происходить в привычной логике мир-систем, каждый большой осколок будет пытаться воссоздать своё понимание и видение целого. В конце 30-х годов будет переход в 6-й технологический уклад (аддитивные технологии, роботизация, замкнутый ядерный цикл), в 40-е годы панрегионы будут увеличивать внутреннюю связанность и интегрировать в свой состав региональные державы и Дикие земли, после чего старые, привычные принципы перестанут работать.
Дальнейшее развитие будет невозможно за счёт экстенсивного количественного расширения, нужно переходить к качественному, интенсивному развитию, что потребует снижения рисков, перестройки всей системы управления и планирования, приоритета разделения знания / углубления труда над разделением труда, включая создание централизованного и прозрачного директивного управления не только экономикой, но и всей общественной сферой. Если ранее в основе лежало разделение мир-системы на метрополию / центр, полупериферию и периферию, то в 50х годах развитие в мире будет идти от трансконтинентальных магистралей, которые станут центрами интеграции, связанности внутри панрегионов и между ними.
Речь идет о территориальной организации, являющейся эволюцией мир-системы, где есть разделение на:
▪️ магистраль, основное транспортное пространство, с очень высокой связанностью и проводимостью – аналог центра мир-системы;
▪️ отводы – слабо связанные территории, подводящие к основной магистрали – аналог полупериферии;
▪️ окраины – не связанные с отводами и магистралью территории – аналог периферии.
Указанное разделение имеет все основания стать основой / скелетом как Триполярного мира, так и нового варианта глобализации, начиная с 50х годов. Ключевым для Восточного полушария будет выбор между «Север – Юг» и «Запад-Восток». Основная магистраль «высушит» не только параллельные каналы / потоки, но и будет уничтожать пересекающие её, низводя их до отводов.
Если бы Иран смог создать свой панрегион (250-500 млн. индустриального населения) и перейти в шестой уклад, то два перпендикулярных пути могли бы сосуществовать, под его защитой, но Шиитскому проекту такое не по плечу. Перекрёсток может полноценно существовать, если только располагается на территории мирового гегемона. В ином случае, речь идёт о попытке создания магистрали с большим количеством участников, т.е. полноценном союзе Китая, Индии, России, Ирана и др. В ближайшие несколько десятков лет, накопленные противоречия и амбиции не позволят подобному свершиться, если только к этому моменту не определится новый мировой гегемон и новая глобализация.
Использовать в качестве аналога разделение на федеральные, региональные и местные дорожные сети некорректно. Высоко искажение, как при восприятии китайского проекта «Один пояс – один путь» реинкарнацией Шелкового пути. Трансконтинентальная магистраль не столько транспорт, сколько способ организации жизни и территории. Утрируя, все областные центры оказываются соединены очень быстрыми и дешевыми грузовыми скоростными магистралями, а райцентры и поселки продолжают жить в старой логистике.
Подобное пытались построить глобалисты, связывая крупные города в мире пассажирскими авиаперелётами, чтобы добраться до города в паре тысяч километров было быстрее, легче и дешевле, чем до города-спутника, в нескольких десятках километрах (сценарий Мир полисов). Технологические ограничения и отсутствие полного контроля над экономиками стран не позволили сделать подобное реальностью.
Два конкурирующих проекта «Север – Юг» и «Запад-Восток» являются наиболее сильными и конкурентными примерами трансконтинентальной, мультинациональной связанности. В условиях резкого роста рисков, изменения структуры поставок из-за перехода в шестой технологический уклад и повальной милитаризации, как результат военных конфликтов по всему миру в ближайшие 10-15 лет, преимущественно сухопутные магистрали не просто будут способны конкурировать с морскими путями, но и будут их уничтожать.
И, да, высокоскоростные пассажирские магистрали – блуд и глупость, самолеты много дешевле, проще и надёжнее, а вот повышение скорости перемещения грузов на десятки километров в час, совсем другое дело…))