Авторский блог Константин Кант 01:59 12 сентября 2025

Трансформация в контакте

Авторы американского доклада советуют учиться у России вести современные боевые действия

В прошлой статье мне пришлось коснуться очень интересного аспекта, основанного на анализе статей зарубежной военной прессы, - переподготовки подразделений американской армии к современным боевым реалиям, по «горячим следам», основываясь на опыте российской армии.

Напомню, что в статье для военного еженедельника Пентагона говорится о том, что генерал Рэнди Джордж инициировал создание программы «TiC 2.0» (трансформация в контакте).

Программа рассчитана на создание подразделений, которые занимаются беспилотными летательными системами, занимаются подавлением БПЛА, радиоэлектронной борьбой. Небезынтересно, что в программе также ангажировано создание маленьких мобильных боевых подразделений. План предполагал, что тестовое использование различных типов БПЛА должно закончиться честным отчётом, в рамках такого явления как «обратная связь».

Следует остановиться на том, как видят симбиоз боевого применения и технического апгрейда наши американские коллеги. Командир одного из полков, участвующих в Германии в программе «Трансформация в контакте», полковник Дональд Нил – младший, сказал в интервью газете «Задачи и цели»:

- Представьте себе солдата, управляющего оборудованием, который находится на прямой связи с производителем. Производитель получает мнение, что надо изменить, или дополнить, и выполняет пожелание. Потом вся система заново тестируется.

Надо сказать, что ранее я писал, как за последние три года изменилась в лучшую сторону система обратной связи между производителями оборудования и бойцами, которые это оборудование используют. Также говорилось о том, как модернизировались кровоостанавливающие турникеты, на примере системы «ТБС». Писал и о том, как специалисты, среди которых присутствовал и автор данной статьи, после поездки на линию боевого соприкосновения и участия в эвакуационных процедурах, получили патент на эвакуационные волокуши, и о том, как инженеры одного концерна наладили, а по сути дела и переосмыслили производство труб разведчика, снабдив их компасом с артиллерийским, (минутным), лимбом. Много было откликов, говорящих большое человеческое спасибо производителям систем для подавления БПЛА, а также энтузиастам, которые за свой собственный счёт делали «сбросы» для дронов, улучшая системы мультироторных беспилотников.

В газете Пентагона появилась статья Кайла Ганна «Чему учится американская армия у России».

Статья касается 170-страничного доклада, под названием «Как воюет Россия». В докладе анализируется ряд тезисов, которые зарубежные военные усваивают из действий современной российской армии. Параллельно с докладом доступен фильм на ту же тему, подготовленный исследователями из Форт–Ливенуорт.

Основной посыл фильма: несмотря на изоляцию, санкции и быстро меняющуюся картину современных боевых действий, России удаётся с помощью, импровизации и новейших военных технологий, быстро адаптироваться и реализовывать тактическое преимущество.

Про массовое использование беспилотников, за последние три года не писал только ленивый, однако в западных исследованиях впервые прозвучало, что эффективная работа с беспилотными летательными системами получается у русских только благодаря отличной обратной связи и благодаря, цитирую текст доклада, «неформальным сетям».

Очевидно, авторы докладов имели в виду то, что неравнодушные люди оказывают большую помощь фронту, помогая проектировать, собирать, ремонтировать, модифицировать и доставлять на передовую, и - в докладе не указано, но мы с вами знаем - испытывать, часто рискуя своей жизнью.

Вторым тезисом идёт замечание о грамотном использовании средств радиоэлектронной борьбы, так как радиоэлектронная борьба формирует поле боя. Исследователи признают, что эффективность западных управляемых боеприпасов, таких как «Экскалибур», снижается, когда ракета входит в зону радиоэлектронного подавления. И многие подразделения достигают хорошей эффективности, используя доработанные коммерческие глушилки, купленные на маркетплейсах.

Третий тезис, на мой взгляд, заслуживает первого места в реестре доклада - быстрая адаптация в подразделениях. Офицеры подразделений, импровизируя, создают структуры руководства и подготовки, которые способствуют наиболее эффективному обучению личного состава. Авторы сетуют, что данная система не отлажена, но действует эффективно.

От себя могу заметить, обратите внимание на огромное количество брошюр и мануалов, появившихся в последние годы. Тут и карточки «Кулак – Барин» по оказанию первой помощи в бою, и брошюры, которые охватывают основные тактические лайфхаки, краткие гайды по работе с БПЛА, и НСД для различных типов оружия, в том числе и для работы с зарубежными образцами. Красочные, с цветными схемами, карманного формата, отредактированные участниками боевых действий - данные пособия имеются у бойцов различных подразделений. Лично я храню подаренный мне мануал по «С–МАРЧ», с рекомендациями по работе с БПЛА.

Четвёртая часть доклада посвящена артиллерии, взаимодействию артиллерии с массовым применением беспилотников, и организации армейских артиллерийских групп.

Основная часть доклада говорит о том, что Россия строит свою стратегию на вовлечённости всех слоёв общества. Чиновники, руководители предприятий и просто неравнодушные люди демонстрируют, насколько масштабными могут быть усилия народа, если есть мотивация.

Далее в статье говорится о том, какие изменения происходят в связи с данными исследованиями в зарубежных армиях: подготовка военнослужащих в Форт–Беннинге и Форт–Джексоне к работам по маскировке техники, путём снижения заметности для БПЛА.

Беспилотные системы теперь для армии являются расходниками, которые рассматриваются не как летательные аппараты, а как боеприпасы, которых должно быть много.

Но вернёмся к статье Пэтти Нинберг, с которой мы начали обзор. В ходе учений «Флайтрап», где военнослужащие учились работать против БПЛА, выяснилось, что у армии США возникают проблемы с подготовкой среди офицеров высшего звена, говоря простыми словами, чем старше военнослужащий, тем сложнее ему взаимодействовать с беспилотниками.

Принципы противодействия беспилотным системам, основываясь на опыте России, всё те же: заглушить частоту и посадить, заглушить частоту, создать помеху и заставить дрон вернуться на базу, или подавить дрон и расстрелять его.

Системы подавления радиочастот также планируется размещать на бронетехнике, и сочетать с активным радаром.

От себя можно добавить, что на передовой, насыщенной беспилотными системами, командирам придётся пересмотреть свои взгляды на логистику, учиться не скапливаться на марше и на стоянке, осваивать методы транспортировки БК, средств выполнения задачи, оборудования и провианта на себе, пешим порядком, потому что бронетехника очень уязвима для атак беспилотников. Солдатам и специалистам приходится долго и много таскать имущество на себе, чтобы не подставлять бронетехнику и транспорт под удары БПЛА.

А вот чему и стоит отдельно поучиться у российских умельцев с передовой, так это искусству наваривания на бронетехнику противодронных «мангалов», выполненных из подручного материала.

На нашем же стрелковом полигоне по-прежнему происходит подготовка военнослужащих, которые учатся обращаться с противодронным оружием. «Вепри» для армейских подразделений покрасили в радикальный песочный цвет и оснастили коллиматорными прицелами хорошего качества. Теперь это оружие больше похоже на космические бластеры из «звёздных войн». Там же, на полигоне, я видел много людей «в возрасте», которые нянчатся с дронами не хуже молодых специалистов.

P.S. Отдельно хочется сказать про комментарии к материалам. Поразило огромное количество положительных отзывов о российской армии от простых американцев.

Фото: Александр Полегенько/ТАСС

1.0x