Авторский блог Рами Аль-Шаер 16:01 14 января 2025

Трамп может принести мир в Европу и на Ближний Восток

но СВО является для России вопросом национальной безопасности

Если внимательно проследить заявления избранного президента США Дональда Трампа о «подготовке» к встрече с президентом России Владимиром Путиным и возможных итогах российской военной операции на Украине, то с одной стороны можно заметить, что в Вашингтоне желают установить контакты с Москвой, но продолжать вмешиваться в её суверенные вопросы - с другой.

Предполагаемые планы Трампа предвещают выработку стратегии, нацеленной на «утилизацию» структуры увядающего миропорядка в рамках отчаянной попытки США проявить прагматичность в преддверии становления многополярности, которая становится неминуемой реальностью. Тем временем «вершители судеб» в США продолжают исходить из двух устаревших концепций.

Первая из них - концепция сдерживания, отцом которой является американский геополитик Николас Спикмэн (1893 - 1943 гг.), который считается одним из основателей классического реализма в американской теории международных отношений и специализировался на сдерживании Восточной Европы и России. С помощью этого типа сдерживания политические силы США пытаются преодолеть кризис, возникший в результате внутриамериканских шоков, также как и противодействовать структурным изменениям в мировом порядке, которые негативно сказались на внешней политике США. Это подтолкнуло Трампа к мыслям о сдерживании России путём «утилизации» американских провалов в рамках переговоров. В Вашингтоне, да и во всём Североатлантическом альянсе, прекрасно понимают, что российская военная операция на Украине является решенным вопросом, и ситуация на земле уже давно складывается в пользу Москвы. Именно поэтому Трамп стремится донести до России месседж о том, что в глубине души признает её законные права на те территории, на которых проводится СВО, являющаяся с точки зрения РФ вопросом национальной безопасности.

Второй базовой теорией является доктрина «Морской силы» американского военного теоретика Альфреда Махана (1840 - 1914), который считает, что величие наций зависит от рек и морей. Именно поэтому американская стратегия исторически концентрируется на мощи России, имеющей выход на побережье двенадцати морей, связанных с тремя океанами в добавок ко «внутреннему» Каспийскому морю. Поскольку три моря связаны с Атлантическим океаном, шесть - с Северным Ледовитым океаном и еще три - с Тихим, американские геополитики единогласно признают, что Россия является неприступной крепостью ввиду ее стратегического месторасположения в Евразии и выходу к такому числу морей.

Никто не может отрицать, что сегодня Россия выполняет миссию по экстренной трансформации мирового порядка, содействуя основанию ряда экономических организаций и развитию уже созданных политических блоков, несомненно, задающих предпосылки многополярному миропорядку. Эта миссия напоминает историческую роль СССР в победе над нацизмом, поворотным моментов в которой стали Сталинградская битва и Битва на Курской дуге в 1943 году. Эти эпические сражения привели к перелому в ходе боевых действий. Только после того, как ход боевых действий был предрешён, США перешли к активному участию в войне в составе антигитлеровской коалиции.

Таким образом историческая память стала связующим звеном русской нации и основой её культуры, сформировавшей менталитет народа и руководства. Тем временем США стали стремиться занять прагматичную позицию по отношению к переменам, происходящим в мире, в том числе в результате СВО. Однако новой администрации в Белом доме следует понимать, что есть у России есть такие условия мирного урегулирования, которые не могут быть предметом торга.

Когда слушаешь заявления Трампа и его советников об СВО, складывается впечатление, что США относятся к этому конфликту как какому-то региональному противостоянию в удалённой точке планеты с возможностью урегулирования в рамках договорённостей между двумя сверхдержавами по принципу раздела зон влияния во времена Холодной войны. При этом полностью игнорируется тот факт, что СВО для России является вопросом защиты своего суверенитета и национальной безопасности, не являющихся темой для переговоров.

Россия с самого начала обозначила, что проводит на Украине «специальную военную операцию», а не войну против братского украинского народа, который на протяжении веков был частью русского народа в широком понимании. Военная операция изначально была нацелена на срыв экспансии НАТО за счёт суверенных интересов Российской Федерации.

Если Трамп действительно хочет проявить добрую волю, то ему следует содействовать спасению стран НАТО в Европе, дав отпор лоббистам американского ВПК, направляющим вектор американской политики против России. Что касается Украины, то на сегодняшний день ситуация на поле боя уже предопределена, независимо от позиции Трампа или любой третьей стороны.

С другой стороны, сегодня у Трампа есть исторический шанс избавить Вашингтон от пережитков иллюзорного мирового доминирования, последствия которого мы сегодня наблюдаем на Ближнем Востоке с точки зрения неурегулированности палестинского вопроса. Сложившаяся ситуация начала вызывать сочувствие мирового сообщества и даже рядовых американцев и студентов ведущих вузов США, которые стали выходить на демонстрации в поддержку Палестины. Трампу следует понимать, что эти студенты являются будущей американской элитой, в памяти которой навсегда останутся израильские преступления против палестинского народа, являющиеся позором для всего человечества.

Думаю, Трампу известно о первых попытках 28-го президента США Вудро Вилсона (1856 - 1924) закрепить принцип права народов и населения, заселяющих свои исконные территории, на самоопределение и избрание представляющей их интересы власти. Следовательно, Трампу необходимо учитывать, что палестинский вопрос является жизненно важным для более чем 400-миллионной арабской нации и всего Исламского мира, численность которого превышает два миллиарда человек или более четверти населения Земли.

Во время своего первого срока Трамп, к сожалению, проигнорировал этот факт, признав Иерусалим в качестве столицы Израиля, несмотря на то, что этот священный город исторически является столицей Палестины, что подтверждается и международным правом, и резолюциями ООН.

Все эти факты Трампу следует учитывать ещё до официального возвращения в овальный кабинет и заранее отказаться от идеи посягательства на интересы Исламского мира и резолюции ООН в целом. В противном случае на его совести окажется гибель десятков тысяч палестинцев, поскольку премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху никогда бы не решился на тотальный геноцид в Палестине и нападение на Ливан и Сирию, если бы не безграничная поддержка со стороны США, считающих Израиль своим форпостом на Ближнем Востоке.

В этой связи президенство Трампа может как привести к новому витку кризиса, так и открыть новые исторические возможности в плане реализации права палестинцев на самоопределение и создание собственного государства со столицей в Иерусалиме. Что касается Украины, то здесь Трампу следует вернуться к основам американской внешней политики, заложенной ещё первым президентом Джорджем Вашингтоном в соответствии с принципами невмешательства в европейские войны и соблюдения американской конституции.

У Трампа также есть исторический шанс преодолеть внутри американские экономические проблемы, являющиеся результатом неподъёмной финансовой и военной помощи Украине. Тот отрыв, с которым победил на выборах Трамп, даёт ему народный мандат на аннулирование решений уходящей администрации, разогнавших инфляцию до исторически рекордных уровней.

Отдельным испытанием для Трампа станет то, насколько он сможет отреагировать на происходящие в мире процессы в плане формирования новых экономических блоков при ключевой роли России. Уходящий президент США Джо Байден руководствовался в вопросах внешней политики наследием госсекретаря Генри Киссинджера, который считал Европу потенциальным геостратегическим партнёром, и что Ближний Восток ограничивается Арабским миром. Трампу же следует отказаться от ошибочного видения, что Арабский мир - это бескрайние территории пустынь и песков, и понять, что именно здесь зародилась человеческая цивилизация и все три авраамические религии - иудаизм, христианство и ислам.

Таким образом, у Трампа есть сегодня исторический шанс принести мир как в Европу, так и на Ближний Восток. Для этого потребуется отказаться от отчаянных попыток НАТО угрожать национальной безопасности России, признать право палестинского народа на самоопределение и отозвать признание израильской оккупации Голанских высот.

1.0x