Администрация Трампа жестко ограничила число лиц, имеющих доступ к строго секретному ежедневному отчёту разведки президента США Дональда Трампа, сообщили «Си-эн-эн» (10.04.2025) пять источников, знакомых с этим шагом.
Чиновники администрации с первых дней второго срока Трампа планировали ограничить доступ к так называемому ежедневному докладу президента (PDB) — отчасти потому, что во время его первого срока подробности доклада иногда просачивались в прессу, что усиливало у президента ощущение, что разведывательное сообщество пытается подорвать его авторитет.
Первоначально глава аппарата Белого дома Сьюзи Уайлс лично одобряла, кто имел доступ, сказал один из источников. Теперь Тулси Габбард, которая была приведена к присяге в качестве директора национальной разведки Трампа в феврале 2025 года, курирует документ и взяла на себя ответственность за то, кто имел доступ.
Для новых администраций не является чем-то необычным менять, кто имеет доступ к PDB. И профессиональные сотрудники разведки, ответственные за ее составление, обычно обращаются к новой администрации с вопросом, кто должен ее получить, и чиновники часто сначала пытаются ограничить доступ.
Но Трамп, с тех пор как он был впервые избран в 2016 году, питал глубокое недоверие к разведывательному сообществу, и в своей второй администрации он назначил должностных лиц, которые открыто разделяют его подозрения. Действующие и бывшие должностные лица говорят, что шаг по ограничению доступа к PDB происходит на фоне решимости президента и его высших должностных лиц пресечь утечки и приструнить то, что они считают подрывными элементами в разведывательном сообществе, — подчеркивая то, что один американский чиновник назвал «продолжающимися серьезными проблемами недоверия».
Это недоверие, которое в полной мере проявилось в том, что Трамп считал расследование ФБР связей его предвыборной кампании 2016 года с Россией политически мотивированной «охотой на ведьм» и «мистификацией», продолжает находить отражение в жестком подходе администрации к управлению разведывательным сообществом.
В частности, Габбард публично пообещала «агрессивно преследовать недавних утечек» и «навести порядок». Во время слушаний по утверждению ее кандидатуры она заявила законодателям, что «будет приветствовать несогласные голоса, чтобы иметь возможность убедиться, что PDB тщательно проверена перед ее представлением, и убедиться, что сообщается правда, независимо от того, удобна она или нет».
«Во время процесса утверждения директора национальной разведки Габбард был достигнут двухпартийный консенсус о том, что PDB нуждается в серьезной реформе», — заявил представитель директора разведки CNN. «Директор намерен обновить многочисленные устаревшие процессы, чтобы обеспечить президента Трампа самой своевременной и точной информацией для защиты американского народа».
Бывшие чиновники, знакомые с процессом, утверждают, что сокращение доступа к PDB — это двусмысленный шаг, который может послужить укреплению доверия между президентом и обществом, но также может усилить разногласия внутри правительства и привести к дезорганизации внешней политики.
«Слишком много» получали PDB
Бюллетень политических исследований, который в той или иной форме существовал со времен администрации Кеннеди, представлялся в разных форматах при разных президентах, но его широко считают одним из важнейших документов, выпускаемых правительством США, поскольку он содержит некоторые из наиболее конфиденциальных и актуальных аналитических материалов, которые у него есть.
Общая тенденция на протяжении нескольких десятилетий заключалась в расширении распространения, но наблюдались приливы и отливы от президента к президенту. Например, у Ричарда Никсона был очень, очень маленький список распространения, и в какой-то момент он ограничил доступ к нему своего министра обороны, по словам одного бывшего сотрудника разведки.
Некоторые бывшие чиновники настаивают на том, что «слишком много людей» получали PDB при президентах Байдене и Обаме, а один из них заявил: «Существуют облегченные версии, которые подходят большинству, но очень немногим нужно то, что получает президент США».
По словам одного из источников, по крайней мере одно предложение по реформированию PDB, которое было распространено среди высокопоставленных чиновников Трампа в первые дни пребывания президента в должности, предусматривало ограничение доступа к PDB только для нескольких очень высокопоставленных чиновников и ограничение объема публикаций примерно 10 статьями в день.
Один из источников сообщил, что некоторым агентствам удалось пересмотреть условия доступа.
По словам нескольких бывших чиновников, получение этого документа имеет особую значимость — никто не любит оставаться в стороне, даже если у него нет строгой причины «должна знать» для получения документа.
«Каждый хочет быть крутым парнем и получать все самое лучшее, получать то, что получает президент, просто чтобы стать частью клуба», — сказал бывший чиновник.
Тот факт, что высокопоставленные должностные лица не получают PDB, не означает, что они не получают содержащиеся в ней разведданные в той или иной форме.
Однако, по словам этого человека и еще одного бывшего сотрудника разведки, если доступ к базе данных PDB станет слишком ограниченным, Белый дом рискует столкнуться с неприятной ситуацией, при которой высокопоставленные чиновники будут получать несколько иные аналитические интерпретации данных американской разведки.
Они не будут действовать на основе оперативной обстановки и могут непоследовательно реагировать на события внешней политики.
Например, это может поставить Соединенные Штаты в невыгодное положение на деликатных переговорах — путь, по которому Трамп в настоящее время идет с многочисленными противниками США.
Доступ к базе данных разведки следует взвешивать: его сокращение может дать президенту уверенность в том, что анализ разведданных останется конфиденциальным, и, в идеале, позволит ему учитывать честные мнения аналитиков, не беспокоясь о политической подоплеке вопроса.
Но это также может держать ключевых лиц, ответственных за реализацию его политики, в неведении относительно наилучших оценок Соединенными Штатами своих противников и рисков, которые они представляют для страны.
Давнее недоверие
Недоверие между Трампом и разветвленным разведывательным сообществом, которым он теперь командует, не ослабевало с тех пор, как он стал избранным президентом в 2017 году, и высшие должностные лица администрации Обамы впервые проинформировали его о выводе разведывательного сообщества о том, что Россия пыталась вмешаться в выборы 2016 года от его имени.
Урок, который Трамп, по-видимому, извлек из своей первой администрации, в которой утечки, в том числе секретной информации, были обычным делом, заключался в том, что разведывательное сообщество пыталось использовать свои данные и их анализ в качестве оружия, чтобы подорвать его администрацию.
Старшие советники Трампа пытались аналогичным образом решить проблемы с PDB во время его первого срока, проведя закрытую сессию брифинга под названием «Брифинг разведки Овального кабинета».
Перед выборами 2024 года Трамп отказался принимать разведывательные сводки, традиционно предлагаемые кандидатам от основных партий, — отчасти из-за утечек материалов PDB во время его первой администрации.
Во время своего второго срока он предпринял активные действия по ограничению доступа к информации о разведывательных данных и политических обсуждениях, предоставив его лишь небольшой группе должностных лиц, которых Белый дом счел достаточно лояльными делу MAGA.
По словам нынешних и бывших чиновников США, эта динамика особенно остра в ЦРУ. Там Белый дом недавно вмешался, чтобы вытеснить давнего кадрового чиновника, который должен был возглавить оперативный отдел агентства, по словам нынешних и бывших чиновников — необычный шаг, поскольку этот пост обычно определяется самим агентством.
Габбард создаёт команду в стиле DOGE для сокращения расходов разведки и проверки секретов
Директор Национальной разведки (ODNI) Тулси Габбард создала новую группу для работы над сокращением расходов и расследованием полноты и достоверности данных разведки в 18 разведывательных агентствах, находящихся под контролем её офиса.
Группа инициатив директора была создана в соответствии с указом президента США Дональда Трампа с целью «обеспечения прозрачности и подотчетности» в разведывательном сообществе, говорится в пресс-релизе Управления директора национальной разведки, опубликованном 8 апреля 2025 года.
«Мы уже выявляем неэффективные траты в режиме реального времени, оптимизируем устаревшие процессы, проверяем документы на предмет рассекречивания и ведем постоянные усилия по искоренению злоупотреблений властью и политизации», — говорится в пресс-релизе ODNI.
Состав группы, уровень ее доступа и допуска остаются неясными. Но один американский чиновник, знакомый с этим вопросом, сказал, что группа состоит из 10 человек, не входящих в агентство, проверенных Белым домом. Чиновник, как и несколько других опрошенных для этого отчета, говорил на условиях анонимности, чтобы обсудить внутренние вопросы.
В марте Габбард дала показания Конгрессу, что Служба DOGE США — правительственный орган по сокращению расходов, курируемый технологическим миллиардером Илоном Маском — «не участвовала в ODNI».
Группа инициатив директора, или DIG, не является частью DOGE, но она ищет способы сократить расходы в разведывательном сообществе, заявили чиновники. Члены DIG находятся в штаб-квартире ODNI в Маклине, Вирджиния, с конца февраля, сказал один чиновник.
Хотя эти усилия могут сэкономить деньги, большая часть ежегодного бюджета разведки США в размере 106 миллиардов долларов идет на оплату дорогостоящих спутников и других сложных платформ сбора информации, а также на оплату услуг оперативников и аналитиков ЦРУ, которых, вероятно, будет сложнее сократить без ущерба для разведывательных операций. Подробности бюджетов разведки США засекречены.
По данным ODNI, на данный момент DIG рассмотрел документы на предмет возможного рассекречивания, включая информацию, связанную с происхождением COVID-19, расследованием правительства США попыток России вмешаться в президентские выборы 2016 года (расследование, известное как «Ураган перекрестного огня») и «Гаванским синдромом».
Сотрудники ODNI выразили обеспокоенность тем, что Габбард в корне скептически относится к разведывательному сообществу и анализу, который оно предоставляет президенту.
Группа также может консультировать по вопросам публикации документов об убийствах Мартина Лютера Кинга-младшего и Роберта Ф. Кеннеди, которые президент Трамп приказал опубликовать.
Габбард также заявила, что она поручит группе оценить, следует ли публиковать информацию о предполагаемой слежке или цензуре американцев со стороны администрации Байдена. Хотя ее офис предоставил мало подробностей, администрация Трампа раскритиковала работу администрации Байдена по борьбе с внутренним терроризмом и противодействию дезинформации, утверждая, что такие усилия ограничивают права сторонников Трампа.
***
Трамп часто делает ставку на женщин.
В Тулси Габбард – его, возможно, привлекает образ, похожий на древнегреческую богиню тайн Гекату.
Здесь есть и чисто конспирологическое значение.
Геката, по оценкам американских тайных обществ, это - прообраз американской Статуи Свободы.
