Сообщество «Форум» 18:24 1 сентября 2019

Трагедия людей, утративших Бога

К 120-летию со дня рождения великого писателя Андрея Платонова

ТРАГЕДИЯ ЛЮДЕЙ, УТРАТИВШИХ БОГА

2 сентября 1899 года родился великий русский советский писатель Андрей Платонович Платонов (Климентов). Ушёл из жизни в январе 1951 года. Его могила на Армянском кладбище в Москве, за Краснопресненской заставой, что перед Ваганьковским кладбищем.

Проза А.Платонова – непревзойденная мощь выразительных средств в Слове. Его мысль, не знающая страха, с поразительной достоверностью осветила судьбу России в ХХ веке. Революция 17-го года провозгласила создание «нового человека». Требовалось уничтожение всего старого, в том числе и «природного устройства». Рискованный социальный эксперимент повторился и в сегодняшней действительности

.

«Чевенгур» А.Платонова, наравне с «Бесами» Ф.Достоевского надо изучать в школах и университетах. И не факультативно, а со сдачей экзаменов, как по сопромату. Ибо анемичное общество наше плохо понимает, что с нами произошло и происходит.

Этюды о современности

В речи, говорившего было невиданное

уважение к человеку и боязнь его встречного

разума, отчего слушателю казалось, что

он тоже умный. А.Платонов «Чевенгур»

Часто можно слышать или читать: современный писатель, он яркий представитель современности, он отразил современность... Что, значит, отразить современность? Мимолётность сегодняшнего дня – завтра уже история. Отражали ли большие художники современность? Может быть, они являлись подголосками эпохи?

Поэт Михаил Кузьмин (1872-1936) расшифровывал понятие современности, как сталкивание мировоззрений, настроений, желаний, ненавистей, увлечений. И далее: «неизвестно ещё, влияла ли среда и современность на Достоевского или наоборот. Думаю, что наоборот. Даже до мелочей, до способа вести споры, до семейных надрывов, истерик и т.п., всё точно повторялось современниками Достоевского. Конечно, не это было его целью, равно как и изображение чьих-либо мнений. Он разбирал, углублял, острил и жалил собственным миром, который был современнее всякой современности...».

Слова М.Кузьмина с полным правом можно повторить и о Платонове. По силе эмоционального заряда, способу вести диалоги, по агитационному коммунистическому юродству Платонов жалил собственным чутким, трепетным миром, и всё с поразительной достоверностью повторялось в нашей действительности.

Среди потрясений ХХ века, провидец – Платонов – один из первых советских писателей глубоко осознал трагедию людей, утративших Бога. Людей, у которых отняли вековые православные и бытовые традиции.

Все его герои обезбоженные люди. Однако сохранив душу, как генетическую связь с прошлым, они в тоже время «душевные бедняки». Они идут по жизни и, как бы чему-то удивляются. Для них история начинается с чистого листа. «Они вышли из мертвого мучения долготы истории на простор жизни и стали дуром приспосабливать социализм к порожним местам равнины и оврагов».

В повести «Происхождение мастера» Захар Павлович напутствует Дванова: «Хоть они, большевики, и великомученики своей идеи.., но тебе надо глядеть и глядеть. Помни – у тебя отец утонул, мать неизвестно кто, миллионы людей без души живут».

Фома Пухов («Сокровенный человек») рассуждает о «душевной чужбине» и пытается понять нечто важное во времени и себе, спрашивая у каждого: «Чему ты душевно сочувствуешь?»

Героев А.Платонова томит одинаковая мечта: «как случайную нечаянную жизнь человека превратить в вечное господство над чудом вселенной, а повседневную трудовую жизнь – в добрую и целесообразную». («Эфирный тракт»).

Непрерывный поиск человеческих ценностей сопровождает все произведения А.Платонова. «Что мне делать в жизни, чтоб я себе и другим был нужен?» - спросил Макар и затих от ужаса». («Усомнившийся Макар»).

«Что такое душа – жалобное сердце или ум в голове?» - думает Игнатий Мошонков («Чевенгур»).

Такое томление души, удалившейся от жизни истинной, есть, ни что иное, как богословские аспекты, согласно и стройно разрешенные в писаниях Святых Отцов Православной церкви. В «Аскетических опытах» Игнатий Брянчанинов пишет: «Что, прежде всего, поразило меня в писаниях Отцов? Это их согласие чудное, величественное. Осмнадцать веков, в их устах, свидетельствует единогласно единое учение, учение Божественное! Учение, что единственный путь к спасению есть неуклонное последование наставлениям Святых Отцов».

К «осмнадцати» векам следует прибавить и последние два века, ибо русская религиозная мысль никогда не прерывалась. В том же согласии о торжестве Православия свидетельствовали: святители и епископы, старцы и иноки, христианская преданность которых стала их личным подвигом. Достаточно вспомнить: Оптинских старцев, Святого праведного - Иоанна Кронштадского (1829-1908), архиепископа Луку (Войно-Ясенецкого, 1877-1961) и его мудрую книгу «Дух, душа, тело», страстную публицистику Владыки Иоанна (1927-1995) - митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, иеромонаха Василия (Игоря Рослякова 1960-1993), убиенного вместе с иноками Трофимом и Ферапонтом на Пасху 1993 года.

Внимательный читатель Платонова согласится, что писателю осталось сделать последний шаг, чтобы восстановить в душе своей такое убеждение, что, по словам Феофана Затворника: «... никакие подвиги наши, сами по себе, спасти нас не могут, и что наше сердце никогда не успокоится от дел наших. Оно может найти успокоение в Господе-Спасителе, и тогда лишь окрыляется надеждой спасения, когда искренно и преданно взывает к Нему: «Господи, иже веси судьбами, спаси мя!».

В предисловии к однотомнику избранных произведений Платонова, 1966г., приводятся его слова: «...писатель должен знать, что делается на земле и на небе. О чём Господь Бог думает». Последнюю фразу Платонов произносил с улыбкой, показывая на потолок глазами. «В Саваофа он, конечно, не верил» - заключает автор предисловия Федот Сучков и Господь Бог у него пишется с малой буквы.

В атеизм Платонова трудно поверить. Мучительные духовные искания в его творчестве свидетельствуют об этом. Его утончённая мысль и любовь ко всему земному, являют неиссякаемую силу Бытия.

Родился Андрей Платонов в Ямской слободе города Воронежа, крещён в местной церкви. Однако невоцерковленниым оказались русские люди в послереволюционный период – без молитвы, исповеди, причастия... Гулял воинственный атеизм, который увлёк и юношу Платонова.

Но, как быстро он избавился от младенческого максимализма... Ни один из тогдашних писателей не мог писать такие фразы: «Сознание, что на небе есть Благая Богородица – роднее и ласковее матери, даёт сердцу мужика любовь и силу, и он веками ходит за сохой и работает и живёт как мученик».

Главные произведения создавались А.Платоновым в конце 20-х годов, в возрасте М.Ю.Лермонтова. К десятой годовщине Октябрьской революции В.Маяковский публикует поэму «Хорошо». Публика, взахлеб читает книги одесских иронистов, про Остапа Бендера, а также про Петю с Гавриком: «Мадам, вернитесь! Если эту рыбу вы называете «нечего жарить», то я не знаю, у кого вы будете иметь крупнее! Может быть у жидов! Так идите до жидов...» («Белеет парус одинокий»).

В 1934 году на экраны страны выходит фильм «Веселые ребята», как апофеоз победившего социализма...

А.Платонов пишет «Чевенгур». В русской, да пожалуй, и в мировой литературе, нет аналогов художественного воплощения той исторической катастрофы, что произошла в России. Романы «Чевенгур», «Котлован» - жутковатые откровения о большевистском эксперименте, о котором, кажется, говорил академик И.П. Павлов: «для такого эксперимента я пожалел бы предоставить даже лягушку».

С другой стороны, его произведения могут служить развернутым комментарием к высказываниям Бухарина: «Пролетарское принуждение во всех его формах, начиная от расстрела и кончая трудовой повинностью, являются, как это парадоксально не звучит, методом выработки коммунистического человечества из человеческого материала капиталистической эпохи».

Удивительно, как слова «любимчика партии» перекликаются в прозе Платонова. «Пролетариат живет для энтузиазма труда... потому мы должны бросить каждого в рассол социализма, чтобы с него слезла шкура капитализма и сердце обратило внимание на жар жизни вокруг костра классовой борьбы и произошел бы энтузиазм» («Котлован»).

Здесь в самый раз посмотреть на наше ускользающее время. Ибо и сегодня для многих история начинается с чистой доски, и они «дуром» приспосабливают капитализм, переименованный в рыночные отношения, к выстраданным завоеваниям социализма. А «человеческий материал» нашей эпохи обретает «жар жизни» в обратном порядке. «Шли мы к коммунизму, вышли к рынку…»

«Чепурный не вытерпел тайны времени и прекратил долготу истории срочным устройством коммунизма в Чевенгуре».

Точка в точку, как методология новейших демократов: чубайсов и явлинских... Первый обещал каждому по автомобилю «Волга», второй решил покончить с «долготой истории» за математически точно выверенное время - 5ОО дней, устроив всеобщее благоденствие. Сказал бы 5ОО дней, плюс- минус пятидневка. Ан, нет – 5ОО дней и ни дня больше. «Еще ничего не успеет родиться, как хорошо станет»...

В чём разница, между правительством большевиков, периода Ленина-Троцкого и современным - демократическим? Та - гвардия готовила мировую революцию: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем...». Современные «общечеловеки» тянут нас в глобализацию. Первые устраивали «рациональную жизнь», на вершине которой стояла Чрезвычайка; вторые конструируют тот же «рациональный» вариант, упразднив все выстраданные социальные завоевания. Каждому человеку предполагается выживать в одиночку. Не выживут, стало быть - недостойны. Тезисы прогрессистов: от Хакамады, до Жириновского...

Платонову нет равных, в юродиво-гротескном, описании коммунистического завтра. Есть «Мы» Е.Замятина и мн.др., но всё гораздо слабее.

Слушая депутатов на различных съездах и в Думе, всегда вспоминается: «Слова в чевенгурском ревкоме произносились без направления к людям, точно слова были личной естественной надобностью оратора, и часто их речи не имели ни вопросов, ни предложений, а заключали в себе одно удивлённое сомнение, которое служило материалом не для резолюций, а для переживаний...».

Или: «Из бумаги исходила стихия высшего ума и чевенгурцы начали изнемогать от него, больше привыкнув к переживанию вместо предварительного соображения».

Референдум 1963 года, где: «Да-да, Нет-да» ярчайший психологический манёвр, основанный на импульсном негодовании, «вместо предварительного соображения».

Или: «Не поставить ли нам радио для заслушания достижений и директив. У нас есть отсталые массы, которым полезна была бы культурная революция и всякий музыкальный звук, чтобы не скоплял в себе тёмное настроение...»

Современная демократия началась с пересмотра всех программ радио и телевидения. По словам Платонова «радио – всесоюзный дьячок». Информационная радио-телевизионная диверсия, как государственная программа, провозгласила необходимость дешёвой развлекательности. Произошло изменение шкалы нравственных ценностей, где раньше стоял труд, теперь только досуг и развлечение...

Афористичную прозу А.Платонова невозможно пересказать. Ее надо читать, учить и восхищаться…

Вот уникальный диалог двух странствующих рыцарей революции Копенкина и Дванова, после того, как они соорудили памятник революции в коммуне «Дружба бедняка».

- Тут мы организовали хорошо, - говорил утром Дванов Копенкину.

- У них теперь пойдет усиленное усложнение, и они к весне обязательно для усложнения, начнут пахать землю и перестанут съедать остатки имения.

- Ясно придумано, - счастливо сказал Копенкин.

- Конечно, ясно. Иногда здоровому человеку, притворяющемуся для сложности больным, нужно говорить, что он недостаточно болен, и убеждать его в этом и дальше, и он наконец сам выздоравливает.

- Понятно, тогда ему здоровье покажется свежим усложнением и упущенной редкостью, - правильно сообразил Копенкин, а про себя подумал, какое хорошее и неясное слово: усложнение, как текущий момент. Момент, а течёт: представить нельзя.

- Как такие слова называются, которые непонятны? – скромно спросил Копенкин – тернии иль нет?

- Термины, - кратко ответил Дванов. Он в душе любил неведение больше культуры: невежество – чистое поле, где еще может вырасти растение всякого знания, но культура – уже заросшее поле, где соли почвы взяты растениями и где ничего больше не вырастет. Поэтому Дванов был доволен, что в России революция выполола начисто те редкие места зарослей, где была культура, а народ как был, так и остался чистым полем – не нивой, а порожним плодородным местом...

Шедевр русской словесности! Здоровье, как «свежее усложнение и упущенная редкость», «невежество – чистое поле», и тернии с терминами. Вам это ничего не напоминает? На языке идеологов перестроек и революций – это называется терминологический фетишизм – изощрённый приём, к которому прибегает зло, паразитируя на невежестве. За этими ярлыками и терминами ничего не стоит, кроме того смысла, который они сами подразумевают... «Усложнение» - это подмена и переиначивание понятий, злобная месть народу, которого они боятся, как дикого зверя.

Вот о чём с гениальной прозорливостью, методом художественного слова поведал нам А.Платонов.

Термины действительно завели нас в тернии. Термин сегодняшнего дня, цифровая экономика?! О выстраданных великих завоеваниях социализма отныне можно забыть. Даже право на труд стало весьма проблематичным...

В.Распутин справедливо отметил, что революция 17-го года: «...посягнула на душу, отменив небо, но труд она - отменить не могла, разрушенную страну надо было восстанавливать. Труд стали героизировать. Душа имеет два источника питания – небо и землю. Обмерщенная душа тем старательнее цеплялась за землю, чем туже перекрывалось небесное сообщение. Вторая революция в этом веку в России, происходящая на наших глазах, страшнее, разрушительнее и подлее первой. У плюралистов и реформаторов, певших поначалу сладкими сиренами, не водилось другой цели, кроме разрушения. Они отменили даже т р у д».

Самым коварным разведкам мира и в голову не приходило, что либерально-демократическая интеллигенция в России совершенно бесплатно станет творить такое (!), на что планировалось истратить миллионы долларов. Кто-то заметил, что эти люди не понятны Западу и даже противны. Это те люди, о которых А.Платонов сказал: «прочие».

Характеризуя «прочих» и, определяя их нравственную основу, он пишет: «Кажущаяся немочь прочих была равнодушием их силы». А что такое «равнодушие силы»? Это о людях, свободных от общенациональных интересов, от отечественной истории, народных традиций... Это глина, воск, готовый для любого исторического эксперимента. «Ты его только веди вперед, он тебе и не пикнет. Это же интернациональные пролетарии: видишь, они не русские, не армяне, не татары, а – никто!»

Они без веры в Бога.

«Копенкин не мог плавно проговорить больше двух минут, потому что ему лезли в голову посторонние мысли и уродовали одна другую до невыразительности, так что он сам останавливался и с интересом прислушивался к шуму в голове».

Ба! Травкин! – помните такого? Даже фамилии созвучны. Он эмоционально заверял жителей Шаховского района, что превратит бедные земли и водоёмы в цветущий сад, за счёт строительства теплиц и разведения гусей... «Ещё рожь не поспеет, а благодать будет». Сегодня это самый отсталый район Подмосковья.

С другой стороны – это характерный пример из социальной психологии. Виктор Степанович Черномырдин – почётный студент института филологии Киевского университета и лауреат премии «Типун тебе на язык», говорил: «Правительство – это не тот орган, где, как говорят, можно одним только языком...»; «Да я вон в своём седле премьерском – только ветер в ушах...»; «Хуже водки лучше нет». Или другой пример с президентом – кавалером Мальтийского ордена, который на досрочных проводах советских воинских частей из Германии, плясал, пел «Калинку», потом взялся дирижировать полицейским оркестром, чем переплюнул даже царя Дадона из оперы Римского-Корсакова «Золотой петушок». Дадон, попав в сети Шамаханской царицы, на её уговоры сплясать с ней, имел достоинство ответить: - «на людях плясать не буду».

В «Чевенгуре» писатель привел рассуждение, заимствованное им из книги Николая Арсакова, изд.1869 г.

«Лесной надзиратель читал произведение Н.Арсакова... Откуда вы? – думал он про большевиков. Вы, наверное, когда-то уже были, ничего не происходит без подобия чему-нибудь, без воровства существовавшего... Арсаков писал, что только второстепенные люди делают медленную пользу. Слишком большой ум ни к чему – он, как трава на жирных почвах, которая валится до созревания и не дает покосу. Ускорение жизни высшими людьми утомляет её, и она теряет то, что имела раньше. Люди, - учил Арсаков, - очень рано почали действовать, мало поняв. Следует, елико возможно, держать свои действия в ущербе, дабы давать волю созерцательной половине души. Созерцание – это самообучение из чужих происшествий. Пускай же, как можно длительнее учатся люди обстоятельствам природы, чтобы начать свои действия поздно, но безошибочно, прочно и с оружием зрелого опыта в деснице. Надобно памятовать, что все грехи общежития растут от вмешательства в него юных разумом людей... Достаточно оставить историю на пятьдесят лет в покое, чтобы все без усилий достигли упоительного благополучия».

«Ничего не происходит без подобия чему-нибудь» - современные демократы и большевики – «близнецы братья». Всего лишь один красноречивый пример. Молодой командир А.Голиков-Гайдар отличился в карательных злодеяниях в Хакасии на берегах Солёного озера, а его внучек Е.Гайдар сознательно и злобно загубил всю отечественную промышленность, введя шоковую рыночную терапию. И видя, как корчится в муках мощный производительный сектор, цинично заявлял: - «Что ж, погибает тот, кто достоин смерти».

Что же касается 50- летнего покоя, то в новой русской истории не случалось и пяти лет покоя – реорганизации, перестройки, войны ... и жесточайший прессинг со стороны мировой тайной закулисы. Все без исключения нестроения, смуты, революции в России планировались и инициировались Западом, не без помощи легиона вольнодумцев, диссидентов, масонов, интернационалистов, провокаторов, агентов влияния, откровенных шпионов и диверсантов, что в нашей стране…

Пожалуй, самое поучительное в романах «Чевенгур» и «Котлован» - это крушение смысла Бытия или разумного поведения людей. Отняв у людей христианские ориентиры, все герои А.Платонова сгорают в бесцельном пламене жизни. «Они живут вдаль по инерции от рождения». Это ужасно! Прожить короткую земную жизнь обреченным человеком...

И сегодняшняя ситуация несёт нам полностью закрытую перспективу, а вымирающий народ превращается в платоновских «страстотерпцев...в смиренный груз нищеты, отчаяния и смиренной косности».

Советские писатели не сказали о А.Платонове ничего. Как будто его не было. Даже любвеобильный К.Паустовский. Литературный мэтр – В.Катаев, автор повестей: «Трава забвенья», «Святой колодец», «Алмазный мой венец».., также не удосужился заметить гения отечественной прозы.

Помнится, ходила эпиграмма: «Из девяти венцов терновых, он сплёл алмазный свой венец»... Миру явился новый модерновый литературный приём, заключающейся в том, что все герои были поименованы кличками, написанными с малой буквы: ключик, колченогий, командор, синеглазка..., как у воров в законе.

Лишь в 80-е годы появились очерки о жизни и творчестве писателя, среди них известная книга Владимира Васильева. К 100-летию со дня рождения Андрея Платонова о его творчестве писали: Ю.Нагибин, А.Дугин и мн. др. Статья Александра Дугина «Магический большевизм Андрея Платонова» требует отдельного рассмотрения, ибо в ней такое обилие «сакрального и онтологического», что к ней подходят слова Платонова: «Не имея исхода для силы своего ума, он пускал её в слова и долго говорил».

Заметная работа: «Родоначальник нации» Михаила Коврова…

А вот совсем недавнее рассуждение о прозе А.Платонова. Философ из МГУ Федор Гиренок: «Между Буниным и Розановым расположился Андрей Платонов, поселивший в языке эмоций и чувств пустоту газетных штампов и казённых слов. Пустые слова разговорили немотствующий язык чувств, освободили энергетику языка вещей; заставили универсальное работать на региональное...». «Спецназ России», №12, 2004.

Мудрёно, всё не верно, и даже оскорбительно. «Пишут всегда для страха и угнетения масс, - не разбираясь, сказал Копенкин – письменные знаки выдумали для усложнения жизни. Грамотный умом колдует, а неграмотный на него рукой работает...»

М. Кильдяшов («Завтра» № 34, 2019г.) оседлал идею Александра Проханова о «русской мечте», и пишет о А. Платонове, как о мечтателе. Андрей Платонов – был человек ДЕЛА!

В творчестве А.Платонова нужно понять главное – его самого. Он был: «сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно перед Богом». (1 Пет.3.4.)

И не только. Писатель имел пытливый ум и слыл талантливым инженером-конструктором. Он любил технику. На выставке (1999г.) в Трубниковском переулке были представлены его изобретения: кварцевые весы, электровоздушный подшипник, патент на «Электрический сверхёмкостный аккумулятор на принципе сверхпроводимости при низких температурах» (!) и др. На одном из стендов, из записных книжек писателя, я выписал цитату: «Сознание себя Иваном-дураком – это самосознание народа, которое показывает, что мы имеем дело с народом хитрецом, с умницей, который жалеет, мучается, что живёт в таком дурацком положении».

Следует упомянуть, что писатель был женат на красавице Марии Александровне Кашенцевой. Они нежно любили друг друга.

Л. Бежин назвал прозу А. Платонова экзистенциализмом. Снова – термины. Это что - высшее достижение в литературе? Не берусь расшифровывать эти «тернии». Любопытные читатели прочтут об экзистенциях, модусах, феноменологии... в энциклопедическом словаре. Замечу лишь, что к этому направлению принадлежали: Н. Бердяев, Л. Шестов, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю...- все богоборцы! Кстати, учеником Сартра и Камю был небезызвестный Пол Пот.

Можно ли представить в этом ряду Андрея Платонова? Конечно же, нет. «Величие Платонова, - пишет далее Бежин – именно в языке, в особом построении фразы, которую он лощил, шлифовал, чеканил».

Ничего он не лощил. В каждую фразу он вкладывал ДУШУ. Шлифовка и чеканка есть ремесло, где всегда можно набить руку, А вот ДУША – дар БОЖИЙ. Его строки, как быстрая акварель по мокрой бумаге…

Как не вспомнить В. Розанова: «Души в вас нет: вот и не выходит литературы!»

Величие А.Платонова в том, что он пропустил через свое чуткое, трепетное, обостренное художественное мировоззрение все издающие дурной запах «измы» от марксизма до фрейдизма...

«Миру предстоит обновиться или оцепенеть в безграничной тоске» - такое по праву сказать великому писателю ХХI века, каким и является А. Платонов.

1.0x