Сообщество «Китай-Го (中国)» 12:51 18 июня 2021

Торговый ММА

китайско-американская торговая война для Пекина имеет два важных аспекта

Бывший президент США Дональд Трамп – яркий политик, совершивший множество экстравагантных поступков, оставив таким образом множество оснований регулярно вспоминать его. Одно из таких действий – начало торговой войны с Китаем.

В 2018 году объём торговли Китая и США составил 633,5 млрд. долл. (рост – 8,5%), в том числе китайский экспорт – 478,4 млрд. долл. (рост – 11,3%), импорт – 155,1 млрд. долл. (рост – 0,7%). Положительное сальдо Китая выросло на 17,2 % до 323,3 млрд. долл. Подобная тенденция наблюдалась многие годы, но тут руководство США решило, что такой разрыв в пользу Китая задевает самолюбие американцев, а торгово-экономические связи развиваются несправедливо (то есть китайская сторона получает больше пользы, чем США).

В результате президент США Трамп объявил, что Америка вводит 25%-е тарифы на товары, импортируемые из Китая на сумму 60 млрд. долл., и ограничит инвестиции китайских компаний в Соединенных Штатах. Ожидаемо, Китай начал контратаку и принял ответные меры – сначала ввел ограничения на импорт стали и алюминиевой продукции из США, а чуть позже – 25%-е пошлины на произведенные в США фрукты, свинину, вино, бесшовные стальные трубы и более сотни других товаров на сумму около 50 млрд. долл.

Когда в США начались выборы, китайцы не скрывали симпатий к Байдену, надеясь, что тот будет настроен более дружелюбно. Но их иллюзиям был нанесен жестокий удар – после того, как Байден вступил в должность, репрессии в отношении Китая усилились. В начале июня число китайских компаний в санкционном списке возросло до 59. Байден подписал распоряжение, запрещающее американским инвесторам вкладывать деньги в перечисленные в этом списке компании. Туда вошли Китайская государственная военно-промышленная корпорация (CASIC), Китайская аэрокосмическая научно-техническая корпорация (CASC), подразделения China Mobile, Китайская национальная ядерная корпорация (CNNC), Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация (CNOOC), Китайская железнодорожная строительная компания (CRCC), компания по производству полупроводников SMIC, многострадальный Huawei и ряд других крупных государственных и частных предприятий.

6 июня Байден заявил, что Китай не должен участвовать в разработке правил мировой торговли и технологий. В своем выступлении он сообщил: «В Брюсселе я встречусь с президентами Европейской комиссии и Европейского совета, чтобы обсудить, как США и Европа могут в тесной координации работать над глобальными вызовами. Мы сосредоточимся на обеспечении того, чтобы рыночные демократии, а не Китай или кто-либо ещё, писали правила XXI века, касающиеся торговли и технологий». Ещё одна цитата: «основные демократии мира будут предлагать отвечающую высоким стандартам альтернативу Китаю для обновления физической и цифровой инфраструктуры, а также инфраструктуры здравоохранения».

Аналитики отмечают, что рост тарифов на китайские товары больнее бьет по США, чем по Китаю. До начала торговой войны средняя тарифная ставка на импорт китайских товаров в США составляла 3,1%. Теперь этот показатель вырос до 19,3%. Отмечается, что 7-8% возникших издержек несут китайские поставщики, а остальные 92-93% – американские потребители. В абсолютном выражении эта сумма равна примерно 57 млрд. долл. в год. По сути получается, что основной ущерб нанесен не китайцам, а простым американцам. Это обусловлено также тем, что Китай, долгие десятилетия выполнявший роль «мировой фабрики», имеет прочные позиции и мощные преимущества на американском рынке и его нельзя заменить, просто организовав поставки из других стран или наладив собственное производство. Экспорт Китая в Соединенные Штаты в значительной мере зависит не от настроений американских политиков, а от спроса американского рынка на китайскую продукцию.

При этом основная часть товаров китайского производства продается в США не напрямую потребителям, а через американские торговые компании. Рост тарифов привел к том, что многие их них стали нерентабельными и были вынуждены закрыться.

Рост цен на китайские товары далеко не единственный негативный фактор, который должен вызывать озабоченность американцев.

Дополнительную нагрузку на экономику добавляют инфляция, растущий госдолг, увеличивающиеся (ради сдерживания России и Китая) военные расходы.

Военные расходы США составляют 700 млрд. долл. в год, что в три раза больше, чем у Китая. Госдолг США примерно в полтора раза превышает ВВП. ФРС вынуждена щедро печатать деньги, усиливая негативные тенденции.

Все эти факторы приводят к инфляции, росту цен и падению доходов населения. По оценкам экспертов, торговая война с Китаем снизила ВВП США на 0,5% (108 млрд. долл.). 245 тыс. рабочих мест было сокращено, рыночная капитализация американских компаний снизилась на 1,7 трлн. долл. Более 3500 американских компаний потребовали от правительства компенсации за свои убытки. 160 руководителей транснациональных компаний призвали администрацию Байдена отменить дополнительные пошлины на китайскую продукцию.

Возможно, по этой причине действия американских властей имеют некоторую непоследовательность. Например, 9 июня Байден внезапно подписал указ, отменяющий введенные администрацией Трампа ограничения на работу социальных сетей TikTok и WeChat. Однако с оговоркой о том, что «всё большее использование в США приложений, разработанных или предоставляемых лицами, контролируемыми или находящимися под юрисдикцией иностранного противника, включая Китай, продолжает угрожать национальной безопасности, внешней политике и экономике США. Доступ иностранных противников к большим хранилищам данных о гражданах представляет значительный риск». То есть запрет снят, но Китай назван противником и обозначена обеспокоенность относительно китайской угрозы.

Сами китайцы видят в этой непоследовательности то, что американское руководство загоняет в себя в тупик. С одной стороны, из-за того, что экономики США и Китая очень сильно интегрированы (и, как следствие, взаимозависимы) торговая война негативно отражается на американских потребителях (они же избиратели), а, с другой стороны, отменить все антикитайские действия Трампа тоже нельзя. Потому что у всего мира (а самое главное – у простых американцев) сложится мнение, что США «прогнулись» под Китай и проиграли хоть и торговую, но все-таки войну. Это подорвет имидж США на мировой арене, а также ранит чувства американского электората (что приведет к реваншу Трампа на следующих выборах). Возможно, это даже вызовет политический кризис в США.

Тем временем в Китае экономика продолжает расти. Международный валютный фонд (МВФ) прогнозирует, что экономический рост Китая в этом году составит 8,4%. Некоторые эксперты отмечают, что экономический разрыв между Китаем и США сократился до 10-15 лет, и к 2035 году экономика Китая может превзойти американскую. Внутренний потребительский спрос в Китае продолжает стабильно восстанавливаться, в мае индекс потребительских цен упал на 0,3%, Китай не испытывает инфляционного давления.

Все это делает китайскую экономику привлекательной для иностранных инвестиций, что сводит на нет усилия американского руководства на ограничение американских капиталовложений в Китае. Согласно статистике Народного банка Китая по состоянию на конец 2020 года приток средств из США на китайский рынок облигаций превысил 210 млрд. долл. BlackRock, JPMorgan Chase и другие финансовые организации продолжают наращивать свои китайские активы. Согласно опросу, проведенному HSBC Qianhai Securities, почти две трети из более чем 900 институциональных инвесторов и крупных компаний со всего мира планируют в 2021 году увеличить свои инвестиции в Китае в среднем на 25%.

Крупнейший в мире ретейлер Walmart в следующие пять лет инвестирует в широко известном китайском городе Ухане 3 млрд. юаней (460 млн. долл.), Tesla построила в Шанхае мощностью до 500 тыс. электромобилей в год, за первые три месяца 2021 года ее выручка на китайском рынке достигла 3 млрд. долл. (30% от общей выручки Tesla). Walt Disney продолжает строительство новой зоны шанхайского «Диснейленда». Прямые иностранные инвестиции в экономику КНР в прошлом году выросли на 4%, а в экономику США – упали на 49%.

Китай производит около 66% ноутбуков в мире, более половины всех ЖК-панелей для компьютеров, более 50% смартфонов и кондиционеров. Во время пандемии COVID-19 Китай стал крупнейшим в мире поставщиком медицинских товаров и средств индивидуальной защиты. В этом году экспорт этих товаров из Китая увеличился почти на треть. Борьба с пандемией стала важной движущей силой роста экспорта Китая. Например, с марта по май этого года Китай экспортировал 70,6 млрд. медицинских масок. Для сравнения: в прошлом году во всем мире было произведено всего 20 млрд. масок.

Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

Во-первых, экономика США «болеет», а экономика Китая растёт. Причём речь идет о качественном росте – увеличивается число продукции с высокой добавленной стоимостью. Китайские аналитики призывают не идти американцам навстречу, не искать компромисс, а оставить всё как есть, чтобы истощить американскую экономику. Согласно прогнозам китайцев, при сохранении нынешних тенденций в течение 3-5 лет в торговой войне победит Китай.

Во-вторых, США являются важным торговым партнёром Китая, но китайцы стараются (и вполне успешно) снизить зависимость от него. Руководство Китая стимулирует развитие потребления внутри страны. Вторая мера – перенос акцента в торговле на новых партнёров. Например, 15 ноября 2020 года Китай, Япония, Южная Корея, Австралия, Новая Зеландия и 10 стран АСЕАН подписали соглашение о создании крупнейшей в мире зоны свободной торговли «Всестороннее региональное экономическое партнерство» (ВРЭП), причем американцев для участия не пригласили. На участников этого соглашения приходится почти треть населения планеты (2,2 млрд. человек) и 32% мирового ВВП (26,2 трлн. долл.). По прогнозам экспертов, к 2050 году общий ВВП стран ВРЭП вырастет до 100 трлн. долл. Очевидно, что этот регион является в экономическом плане одним из самых перспективных в мире. При этом безусловным экономическим лидером остается Китай. Можно констатировать, что в АТР развивается огромная экономическая экосистема с центром в Китае. В продолжение курса на расширение внешнеэкономической деятельности можно ожидать усиления динамики реализации плана «Один пояс, один путь» и вовлечение в его орбиту новых стран-участниц, расположенных на Ближнем Востоке, в Африке, Южной Америке и других регионах, характеризующихся дружественным отношением к Китаю.

В-третьих, обязательным пунктом этой стратегии будет продолжение интернационализации юаня и построение новой валютной системы, в которой главным платежным средством будет юань (возможно, цифровой).

В-четвертых, китайско-американская торговая война для Китая имеет два важных аспекта. Первый – это экспорт традиционных товаров, здесь Китай имеет сильные преимущества и при американских ограничениях, как было сказано выше, серьезно не пострадает. Второй аспект – импорт высокотехнологичных товаров и технологий из США. Здесь Китай все-таки существенно отстает от развитых стран и ограничения США на поставку, например, микросхем и полупроводников очень сильно задели китайцев. Особенно пострадали такие технологические гиганты, как Huawei, ZTE и другие. Безусловно, это простимулирует процесс импортозамещения – китайские компании будут больше вкладывать средств в инновационные разработки на своей территории, что в итоге повысит степень самодостаточности китайской экономики. Но при этом данные ограничения привели и к другому результату.

В январе 2021 года 17 стран Европейского Союза подписали декларацию о планах в области европейских процессорных и полупроводниковых технологий, согласно которой планируют потратить 145,9 млрд. евро на развитие собственного производства полупроводников. Реализация этой декларации выведет Европу на первые места в мире в области разработки и производства полупроводников. Естественно, важным рынком сбыта станет Китай. В конце 2019 года Samsung Electronics объявила об инвестировании 8 млрд. долл. в строительство второй очереди завода по производству микросхем памяти в китайском городе Сиань. Этот завод станет крупнейшим в мире. Это напоминает русскую пословицу о том, что свято место пусто не бывает – если микросхемы не поставят американцы, то, значит, их поставит кто-то другой. Скорее всего, что-то подобное произойдет и в сфере полупроводников и других товаров – американские производители уступят место на китайском рынке японцам, южным корейцам и конкурентам из других стран.

В-пятых, вспоминается ещё одна русская пословица: дружба дружбой, а денежки врозь. Дело в том, что многие союзники американцев, декларируя общность взглядов на продвижение западного типа демократии во всем мире и поддержку американских действий в этом направлении, на самом деле не хотят потерять Китай в качестве экономического партнёра и пытаются «усидеть на двух стульях». Это неудивительно, принимая во внимание объемы их торговли с Китаем. Например, торговля Китая и Японии в прошлом году достигла 317,54 млрд. долл. (в том числе импорт Японии из Китая – 142,7 млрд. долл., а экспорт Японии в Китай – 175 млрд. долл.), торговля Китая и Южной Кореи – 285,26 млрд. долл. (Корея импортирует на 112,5 млрд. долл. и экспортирует на 173 млрд. долл.), торговля Китая и Германии – 212,1 млрд. евро (Импорт Германии из Китая – 116,3 млрд. евро, а экспорт – около 96 млрд. евро). То есть антикитайская коалиция, которую пытаются создать США становится не такой уж и крепкой, если ее участники начинают ставить во главу угла свои конкретные экономические интересы. Прецеденты уже имеются – Германия предпочла реализовать проект "Северный поток-2" с Россией несмотря на недовольство США,

Кстати, продолжая тему торговли – товарооборот Китая с Россией в 2020 году составил всего 103 млрд. долл., уменьшившись на 6,27%. Другими словами, российскому бизнесу есть над чем работать (хотя многие российские чиновники гордятся таким «большим» объемом торговли с Китаем и подчеркивают это в своих интервью).

В мае депутаты Европарламента приняли решение заморозить Всеобъемлющее соглашение об инвестициях с Китаем. Это стало победой американских дипломатов. Но вскоре после этого многие крупные европейские экономики обозначили намерения продолжить сотрудничество с Пекином, но в двустороннем формате, напрямую, а не через евроструктуры (то есть без участия «мелких мусорных стран» – так называют в Китае некоторые страны Евросоюза, которые не играют никакой роли в мировой экономике, но любят делать громкие политические заявления, направленные против России и Китая).

В-шестых, в продолжение предыдущего пункта надо отметить, что США также, руководствуясь своими экономическими интересами, не всегда блюдут интересы своих союзников. Например, американские власти периодически вводят ограничения и повышенные пошлины в отношении Японии и Евросоюза. Такие действия «толкают» этих партнёров в сторону Китая.

В-седьмых, несмотря на все трения и конфликты экономики США и Китая сильно интегрированы. Те же микросхемы поступают из США в Китай, но не остаются там, а устанавливаются в более сложные товары (например, мобильные телефоны и ноутбуки, которые экспортируются в другие страны, в том числе обратно в США. Схожая ситуация (когда промежуточные товары или полуфабрикаты курсируют из страны в страну до того, как обретут вид конечного продукта) наблюдается в авиастроении, производстве автомобилей и запчастей, компьютеров и электроники, коммуникационного оборудования, электрооборудования, машиностроения, строительной техники, медицинского оборудования и лекарств, мебели и товаров для дома и т.д. Производственные цепочки двух стран переплетены и разорвать их тяжело. А это значит, что в США найдутся силы, которые будут лоббировать смягчение курса в отношении Китая. Экономические и торговые отношения являются краеугольным камнем системы международных отношений, и никому не хочется терять прибыль из-за политиков.

В-восьмых, самый интересный вопрос – как вести себя России? Ответ достаточно прост – блюсти свои национальные экономические интересы. В 90-е годы Россия пыталась сблизиться с западным миром, результаты этого сближения оказались не самыми эффективными и далеко не приятными. Имеет смысл использовать свои преимущества (в первую очередь, научно-технический потенциал и сельскохозяйственные ресурсы) для интеграции с Китаем, при этом соблюдая необходимую дистанцию, чтобы не стать китайской провинцией или примитивным сырьевым придатком, но получить пользу для экономики страны.

1.0x