Когда речь заходит об оценке функционирования системы здравоохранения в России, зачастую приходится слышать такие словосочетания, как «обеспечение качества и доступности», «повышение эффективности управления», «функционирование в новых экономических условиях», ну и конечно «объемы финансирования». За этими словами стоит большая работа по оценке и структурированию данных, их анализу и прогнозированию. Безусловно, это тяжелый, но необходимый труд по созданию совершенной, или приближающейся к совершенству, системы оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации. Но в пылу борьбы за здоровье соотечественников мы порой забываем, что первоочередной задачей системы здравоохранения является не что иное, как охрана здоровья. Как говорится в одной шутке: «Здоровье надо беречь, а не укреплять». Исходя из наших попыток повлиять на процесс оказания медицинской помощи, мы используем такие показатели оценки, как обеспеченность койками, средний койко-день, обеспеченность врачами и средним медицинским персоналом, количество осложнений и т.д. Конечно, обязательными являются показатели рождаемости, смертности и средней продолжительности жизни. И только вскользь, и далеконе всегда, приходится слышать о таком показателе, как смертность среди мужчин трудоспособного возраста. В отличие от остальных показателей, демонстрирующих стабильность и даже некоторое улучшение за последние годы, вероятность умереть для мужчин в возрасте от 15 до 60 лет в России ужасающая: почти в 2 раза выше, чем в странах Европы. Риск у мужчины умереть выше, чем в России, только в странах Африки и ведущей войну Сирии [1]. Переводя эти данные в экономическую плоскость, можно сказать, что в России основные трудовые ресурсы обеспечивающие производительность, а значит и общий уровень благосостояния государства и народа исчезают в 2 раза быстрее, чем в западных странах. Однако, несмотря на очевидную значимость данного факта, лишь единицы уделяют ему внимание, пытаясь разобраться в причинах.
По данным Росстат в России в 2018 году умерло 1828910 человек[12]. Около 400 тысяч человек – до выхода на пенсию. Больше 3/4 умерших граждан трудоспособного возраста ‒ мужчины. Смерти от алкоголя в России, по тем же данным, составляют 1,85% всех случаев. Эти летальные исходы подразделяются на алкогольную интоксикацию, пагубное употребление и психозы [10]. Однако, есть и другие цифры, помогающие понять причины высокой смертности среди трудоспособного населения. По данным «круглого стола» Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему:«Алкогольный вклад в смертность населения трудоспособного возраста и демографическую ситуацию в России. Пути решения», состоявшегося 13 февраля 2016 года, анализ причин высокой смертности в России позволяет выделить алкогольный фактор как один из ведущих, уносящих более 500 тысячжизней ежегодно, причем, преимущественно лиц трудоспособного возраста[7]. Схожие данные предоставляет в своем докладе в Институте демографии НИУ ВШЭ руководитель отдела информатики и системных исследований Московского НИИ психиатрии А.В. Немцов. По данным эксперта, в прямой и косвенной связи с алкоголем в России умирают в год 350 тысяч мужчин и 135 тысяч женщин. Это отравления, болезни сердечно-сосудистой системы, спровоцированные употреблением алкоголя, убийства и самоубийства. У мужчин алкоголь вносит основной вклад в гибель от внешних причин, у женщин – в сердечно-сосудистые болезни [13]. Ряд ведущих экспертов также подчеркивает, что в России крайне высока вероятность умереть от внешних причин: несчастных случаев, самоубийств, убийств, отравлений и т.д. Вероятность погибнуть от них намного выше, чем в западных странах. Подчеркивается, что данные факторы риска связаны далеко не только с функционированием системы здравоохранения[3]. По данным А.В. Немцова, пики потребления алкоголя в России коррелируют с пиками общей смертности, гибелью от самоубийств, инфарктов и инсультов. Также прослеживается взаимозависимость между употреблением алкоголя и ДТП[13].
Резюмируя, можно утверждать, что каждая четвертая смерть в России связана с алкоголем. К такому же выводу пришла Общественная палата в 2009 году, опубликовав доклад «Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: социально-экономические последствия и меры противодействия»[2]. Но, помимо смертей, несущих горе и трагедии в жизни людей, употребление алкоголя порождает такое ужасное, уродливое явление, как оставление детей. По количеству брошенных детей Россия занимает первое место в мире. Самая распространенная причина лишения родительских прав в России – алкоголизм [2]. Это тысячи искалеченных судеб.
Официально социальная политика в РФ направлена, в том числе, на борьбу с употреблением алкоголя в стране, но она носит скорее декларативный характер. Не вдаваясь в подробности можно констатировать, что потребление алкоголя на душу населения в пересчете на чистый спирт в России в 1,7 раза выше, чем в странах ОЭСР (16 и 9,5 литра соответственно)[4]. Часто приходится слышать мнение, что Россия далеко не самая пьющая страна в мире, базирующееся на данные, по которым Россия находится на 4-10 месте (по разным подсчетам) по потреблению алкоголя в литрах чистого этанола на душу населения [11]. Но надо понимать, что правильной оценкой этого «рейтинга» будет трактовка, что Россия, по самым оптимистичным подсчетам, находится на 10-м с конца месте в мире в списке трезвости. Взгляд на ситуацию через такую призму убавляет оптимизма и шапкозакидательские настроения.
На мой взгляд, основной причиной неэффективности антиалкогольной политики является изначально неверно выбранный объект воздействия. Подавляющее большинство мер, принимаемых государством, направлено на людей уже употребляющих алкоголь, считающих его неотъемлемой частью своей жизни, «попавших в систему», если можно так выразиться. Употребление данного термина, ассоциирующегося в умах большинства с наркоманией, я считаю вполне уместным. В подтверждение этих слов можно привести открытое письмо великого русского хирурга Ф.Г. Углова, подписанное не менее выдающимися деятелями здравоохранения, академиками и членами–корреспондентами АМН СССР, рядовыми врачами, в котором звучит призыв «признать алкоголь и табак наркотиками, распространить на них закон о защите населения от наркомании, запретить их производство и продажу по всей стране» [14]. Спустя десятилетия, с тем же призывом выступают ученые запада в статье «Алкоголь должен быть признан наркотиком» [9].
Я уверен, что вечный принцип «болезнь легче предупредить, чем лечить», который нам завещал великий Гиппократ, так же применим и к употреблению алкоголя. С этих позиций профилактика и есть основной элемент охраны здоровья, т.е. здравоохранения. Гораздо труднее отбить желание употреблять алкоголь у тех, кто уже с ним «дружен», чем с детства прививать людям трезвость. Безусловно, наиважнейшим в этом свете является фактор семьи. Дети как губка впитывают поведение своих родителей, стараются подражать им. Это закон природы, благодаря которому потомство выживает, копируя и осваивая навыки своих предков. Но, к сожалению, в случае с алкоголем, этот закон действует против подрастающего поколения. И в этой ситуации на первое место должен выйти социум, в котором растут и воспитываются наши дети. Человек – существо общественное, и влияние общества на него так же велико, как и влияние семьи. Когда речь идет о детях, мы понимаем, что второй силой по воспитательному воздействию после семьи является школа. В нашей стране есть опыт воспитания трезвости со школьной скамьи. В 1913 году в России был издан Учебник трезвости А.Л. Мендельсона. Этот учебник был составлен после постановлений съездов российского общества трезвости и одобрения введения трезвых уроков для школы в Государственной Думе[5]. В этом свете обращает на себя внимание тот факт, что уровень потребления спирта на душу населения сократился в России в период с 1913 по 1915 годы с 7,4 до 1,2 литров соответственно. Справедливости ради, надо отметить, что с начала Первой мировой войны 1914 году в стране действовал сухой закон[6]. Но это не умоляет роли воспитательной работы направленной на трезвость народа, проводимой в стране в тот период.
В настоящее время в России действует целый ряд общественных организаций, поставивших своей целью трезвость подрастающего поколения. Среди них можно выделить «Союз борьбы за народную трезвость» (СБНТ), «Молодежь за трезвую столицу», «Трезвый синдикат» и др. Их деятельность основана, в том числе, на просветительской работе, проведении уроков трезвости среди школьников и учеников средних профессиональных учебных заведений. «Уроки трезвости» представляют из себя цикл интерактивных образовательных мероприятий, направленных на формирование у детей и подростков негативного образа алкоголя. В результате в ученической среде формируется отрицание употребления алкоголя. Еще одной интересной формой работы стало выявление среди учеников «лидеров», проведение с ними дополнительной работы, с целью поддержания устойчивого эффекта трезвости среди учеников. Основой знаний, которые даются детям, является представление об алкоголе не как о пищевом продукте, а как о яде, у которого, вопреки расхожему мнению, не существует безопасных доз. Этот тезис подтверждает исследование, проведенное в рамках работы Глобальное время болезней (Global burden of diseases), согласно которому, уровень потребления алкоголя, который минимизирует потерю здоровья, равен нулю[8].
Подводя итоги, можно уверенно сказать, что отношение государства к употреблению алкоголя в России и приносимому им вреду далеко от адекватности. Поэтому первым шагом на пути «к выздоровлению» должна стать объективная оценка ситуации и всестороннее ее освещение. Помимо смертей связанных с алкогольным отравлением и психозами, необходимо учитывать и присовокуплять к «алкогольной» статистике убийства, самоубийства, ДТП, утопления и другие причины «смерти от внешних причин», связанные с алкоголем. Так как мы живем в мире, «которым правят деньги», целесообразно считать потери, которые несет общество в результате бытовых и производственных травм в состоянии опьянения, и вытекающих из этого выплат по листкам нетрудоспособности и инвалидностям, которые ложатся бременем на все общество. Нельзя в этой ситуации не учитывать потенциальные потери от недопроизводства и снижения потребительской способности, связанных с выбыванием работника из строя в связи с «пьяными» травмами и болезнями, что в конечном итоге сказывается на общем уровне благосостояния страны. Помимо экономических потерь, нельзя забывать о поломанных жизнях, связанных с разводами и оставлением детей в приютах. Учитывая все вышесказанное, государство должно усилить свое влияние на уровень употребления алкоголя гражданами России. А учитывая масштабы трагедии, не лишним будет вспомнить положительный опыт антиалкогольной кампании 1985 года, за первые полгода которой потребление алкоголя снизилось на 8,5%, смертность от внешних причин снизилась на 15%, от желудочно-кишечных заболеваний – на 4,7%, от болезней системы кровообращения – на 2% [4].
Одной из главных задач системы здравоохранения России, должны стать охрана здоровья и сохранение жизней 500 тысяч граждан, ежегодно умирающих от факторов связанных с употреблением алкоголя. Безусловно, приоритетность в этой области должна быть отдана профилактике употребления алкоголя у подрастающего поколения. Именно на его плечи ляжет груз ответственности за будущее страны, её экономическое и социальное процветание, укрепление обороноспособности, потому что, как уже было сказано, алкоголь в России уносит жизни молодых мужчин. И такой опыт в стране уже есть. Необходимо на уровне государства поддерживать деятельность общественных организаций, несущих трезвость детям и подросткам. Целесообразность подобной трезвеннической деятельности должна быть подкреплена объективными данными ее эффективности, научными работами, посвященными данной проблематике, и всесторонним их освещением в профессиональной и общественной средах.
Список используемой литературы:
1. Здравоохранение: необходимые ответы на вызов времени / Шишкин С.В., Власов В.В., Колосницына М.Г. и др. – М.: Центр стратегических разработок, 2018. – 54 с.
2. Злоупотребление алкоголем в Российской Федерации: cоциально-экономические последствия и меры противодействия - Доклад Общественной палаты Российской Федерации. – М.: ЗАО «Асконлайн», 2009. – 82 с.
3. Линденбратен А.Л. Актуальные проблемы российского здравоохранения – Актовая речь / А.Л. Линденбратен. – Воронеж, 2017. – 35 с.
4. Линденбратен А.Л. Актуальные проблемы российского здравоохранения (Доклад).
5. Мендельсон А. Л. Учебник трезвости: сост. по соч. Жюля Дени для нач. и сред.шк. — СПб.: Рос.о-во борьбы с алкоголизмом, 1913. — 200 с. : ил.
6. Немцов А.В. Алкогольная история России: новейший период. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 320 с.
7. Рекомендации «круглого стола» Комитета Государственной Думы по охране здоровья на тему: «Алкогольный вклад в смертность населения трудоспособного возраста и демографическую ситуацию в России. Пути решения», Москва, Георгиевский переулок, д.2, Зал 830, 13 февраля 2016 года.
8. Alcohol use and burden for 195 countries and territories, 1990–2016: a systematic analysis for the Global Burden of Disease. Study 2016. The lancet. Published online August 23, 2018.https://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736(18)31571-X/fulltext.
9. Kypri K., Mc Cambridge J. Alcohol must be recognised as a drug. BMJ 2018;362: k3944 doi: 10.1136/bmj.k3944.
10. Интернет ресурс «Статистика и показатели (региональные и федеральные)»: https://rosinfostat.ru/smertnost/#i-8Дата посещения: 03.05.2020 года.
11. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения(ВОЗ):https://apps.who.int/gho/data/node.main.A1036?lang=en# Дата посещения: 03.05.2020 года.
12. Официальный сайт Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС):https://www.fedstat.ru/indicator/31617# Дата посещения: 03.05.2020 года.
13. Официальный сайт НИУ «Высшая школа экономики»: https ://iq.hse.ru/news/177670162.html Дата посещения: 03.05.2020 года.
14. Официальный сайт Союза борьбы за народную трезвость (СБНТ): http://www.sbnt.ru/uglov/obrashenie_uglova Дата посещения: 03.05.2020 года.