Сообщество «Коридоры власти» 11:56 16 сентября 2020

Тихая заводь

об итогах «единого политдня»

13 сентября в 83 регионах России прошёл очередной "единый политдень", в ходе которого состоялись более 9 тысяч выборов местного и регионального масштаба, самыми "громкими" из которых были выборы глав исполнительной власти в 20 (прямые — в 18) и выборы законодательных собраний в 11 субъектах Федерации, а также довыборы четырёх депутатов Госдумы.

В общем, ничего судьбоносного. Если не считать важного "но" — это были первые выборы после "коронавирусной паузы" и общероссийского голосования по поправкам к действующей Конституции РФ. Тогда против этой путинской инициативы отечественной оппозицией при полной поддержке глобальных массмедиа была развёрнута настоящая информационная война. Но попытка сыграть на последствиях мощного социально-экономического удара по России, нанесённого при "помощи" COVID-19, откровенно провалилась — согласно официальным данным, "за" поправки было подано 77,92% голосов при явке 67,97% зарегистрированных избирателей.

После чего как бы сами собой возникли протестные акции в Хабаровске, попытка проведения "цветной революции" в Белоруссии, "отравление" Навального — все эти и многие другие события, помимо своих конкретных целей, особых в каждом случае, имели, вдобавок, и общий вектор: любой ценой перехватить управление внутрироссийской информационной "повесткой дня", уменьшить поддержку действующего президента России и выстроенной им системы государственной власти со стороны российского общества и как можно сильнее расколоть само это общество, чтобы столкнуть между собой "левых" и "правых", "патриотов" и "либералов", "коррупционеров" и "антикоррупционеров", "русских" и "нерусских", атеистов и верующих, православных и мусульман, "свободных граждан" и "рабов Путина", etc.

Насколько сильным оказалось воздействие этого далеко не случайного общего вектора на политический пейзаж нашей страны, и в какую сторону произошли сдвиги, если они всё же произошли? Ответ на эти вопросы и должны были дать "тихие" выборы 13 сентября. И, конечно, их результаты во многом должны были определить для наших иностранных "партнёров" и аффилированных с ними внутриполитических сил эффективность выбранной ими стратегии, а также необходимость внесения в неё каких-то корректив.

Очевидно, что такая эффективность оказалась близкой к нулю. Ни в одном из 20 регионов действующие главы исполнительной власти не потерпели поражения от своих оппонентов, нигде не понадобился даже второй тур. В региональных законодательных собраниях практически везде привычное большинство получили кандидаты от "Единой России". На выборах депутатов Госдумы также всё прошло в "штатном режиме", и даже в Ярославской области кандидат "медведей" хоккеист Андрей Коваленко обошёл местного политического "тяжеловеса", экс-губернатора региона Анатолия Лисицына, перешедшего в "Справедливую Россию". Несколько иначе выглядит ситуация на местных выборах, особенно — в таких регионах, как Новосибирская и Иркутская области.

Но явная тенденция номер один, которую можно отметить по итогам выборов 13 сентября заключается в том, что большинство наших сограждан, доверяющее Путину и голосующее в пользу действующей системы государственной власти, за два прошедших месяца никуда не делось и, несмотря на все старания "друзей народа": отечественных и зарубежных, — даже не уменьшилось на сколько-нибудь значимую величину.

Почему такое стало возможным? На мой взгляд, это стало возможным потому, что большинство российских избирателей сравнивает нынешнюю "коронакризисную" ситуацию не с каким-то нарисованным идеалом, якобы достижимым в результате смены власти, сколько со "святыми девяностыми", когда в нашей стране после уничтожения СССР происходил настоящий "пир во время чумы": экономика падала в течение не трёх-четырёх месяцев, а почти восемь лет подряд, люди массово нищали и умирали, на улицах городов царили разруха, криминал и террор, а богатства России высасывались вампирами глобальных ТНК и компрадорского отечественного капитала в виде "новых русских" и выросшего из них олигархата.

В итоге, США и их союзники по "коллективному Западу" тогда процветали, навязывая России комплекс цивилизационной неполноценности и отсталости, поддерживая, в полном соответствии с формулой "Разделяй и властвуй!" любые проявления сепаратизма и русофобии. Как сформулировал суть той политики Збигнев Бжезинский: "Против России, за счёт России и на обломках России". В глазах пришедших к власти отечественных "либералов", "эта страна", "Рашка", как они предпочитали называть нашу Родину, не имела права на существование, в то время как Запад и Америка в особенности представлялись как идеал общественного устройства, "сияющий град на холме".

Сейчас же всё происходит с точностью до наоборот: налицо идущий с ускорением крах "матрицы" глобалистского мифа и однополярного мира Pax Americana. Российские же 8,5% падения ВВП во втором квартале к тому же периоду прошлого года воспринимаются как вполне приемлемый результат — прежде всего, на фоне куда более провальных показателей США, ЕС, Индии, Сингапура и т. д. Конечно, до "красных", социалистических Китая и Вьетнама нам далеко, но COVID-19 сделал для реабилитации плановой, "патерналистской" экономики, без которой мобилизовать общество очень трудно или вообще невозможно, гораздо больше, чем любые учёные труды и политические программы.

Вторая тенденция: по сравнению с "конституционным" голосованием 25 июня—1 июля ощутимо снизилась явка избирателей, несмотря на введение "трёхдневки", то есть досрочного волеизъявления избирателей в течение пятницы и субботы 11-12 сентября вдобавок к "основному" воскресному дню 13 сентября. Отчасти это можно объяснить "местным" характером прошедших выборов, традиционно вызывающих у наших сограждан гораздо меньший интерес. Но разница здесь такова, что сам собой напрашивается следующий вывод: российское общество в целом и, особенно, в отдельных регионах нашей страны проявляет растущую политическую пассивность, причём это в меньшей степени касается "национальных" субъектов Федерации. Такая картина говорит не только о принципиальной разнице в системах управления "обычными" регионами и республиками в составе РФ, но также о процессе пусть не противостояния, но отчуждения, дистанцирования нашего общества от действующей системы отечественной политической власти.

Наконец, третья тенденция, проявленная по результатам выборов, заключается в том, что сегодня ни одна из оппозиционных или альтернативных политических структур: хоть парламентских, хоть внепарламентских, хоть "старых", хоть "новых", хоть "пророссийских", хоть "прозападных", — в целом не пользуется сколько-нибудь значительным доверием со стороны российских избирателей и не может похвастаться заметным ростом такого доверия, попадая "мимо" объективной политической повестки дня. В результате формируется весьма значительная электорально ничейная территория, которая, если в России не начнутся ощутимый экономический рост и социальное развитие, может стать базой для пока гипотетической "новой оппозиции", которая не просто сформулирует комплекс базовых запросов населения данной территории, но и — "если сойдутся звёзды и сбалансируются интересы" — использует этот плацдарм для фронтального прорыва в систему российской власти. Не исключено, что подобный прорыв, может случиться не в какой-то отдалённой перспективе, а уже на парламентских выборах 2021 года — особенно если состоится "вторая волна" коронавирусной инфекции и будут введены повторные антиэпидемические меры с понятным экономическим результатом (в Израиле это уже произошло).

Видимо, в наших "верхах" вероятность реализации такого сценария не только чувствуется, но уже рассматривается, и следом за высказываниями лидера "Единой России" по базовому доходу и планами Минтранса РФ о бесплатном проезде в общественном транспорте к 2035 году — правда, совмещённых с введением платных дорог для частных авто и платных прогулок по природоохранным зонам, — наверное, следует ожидать появления более системных инициатив в данном направлении.

Впрочем, российский правящий класс и выстроенная им "властная вертикаль", как свидетельствует многолетний опыт, на этом внутриполитическом направлении достаточно инертны и лишены эффективных систем обратной связи с обществом. Не говоря уже об отсутствии идеологического единства. Когда и каким образом эта ситуация изменится, пока непонятно. Но бесконечно продолжаться она, разумеется, не может. Тем более, что заинтересованных уничтожить её в своих интересах, то есть безопасно и с прибылью, более чем достаточно. И в нашей стране, и особенно за рубежом. Современная Российская Федерация, как и СССР "перестроечного" образца, практически неуязвима для внешней военной агрессии, но может быть разрушена растущим грузом внутренних противоречий, которые, к тому же, будут всячески поддерживаться извне.

1.0x