Авторский блог Олег Щукин 13:01 1 сентября 2020

Джером Пауэлл заявил о смерти капитализма

Федрезерв в своих действиях больше не намерен ориентироваться на текущую рыночную ситуацию

Прошло внеочередное заседание Комитета по открытым рынкам (FOMC) Федеральной резервной системы США, перенесённое с плановой даты 16-17 сентября.

Причины этого переноса никак не объяснялись. И если сохранение «нулевой», на уровне 0-0,25% годовых, учётной ставки было абсолютно ожидаемым в свете коронавирусного кризиса и предстоящих президентских выборов в США, то выступление председателя совета директоров ФРС Джерома Пауэлла, организованное отделением в Канзас-сити, можно сказать, потянуло на полноценную, хотя и немного прикрытую флёром привычных терминов, сенсацию.

По сути, глава эмиссионного центра «мировой валюты номер один» заявил о смерти капитализма — уже не на уровне каких-то теоретических прогнозов (см. доклад Римского клуба «Come on!» конца 2017 года) и политических деклараций (см. интервью Путина Financial Times 26 июня 2019 года), а на самой что ни есть финансово-экономической практике. Это следует из его заявления о том, что Федрезерв в своих действиях больше не намерен ориентироваться на текущую рыночную ситуацию, а будет обеспечивать полную занятость и ценовую стабильность при целевой инфляции в 2%, причём «комплексный анализ стратегии» будет проводиться каждые пять лет.

Если это не плановая экономика в своём финансовом изводе, то что это такое? Я могу за давностью лет и ошибаться, но последний раз подобные речи, с упоминанием пятилеток и «уверенности в завтрашнем дне» произносились, кажется, товарищем Леонидом Ильичом Брежневым на XXVI съезде КПСС 1981 года. И вот, 39 лет спустя, мы слышим то же самое от другого лидера, в другой стране. Новое — это хорошо забытое старое?

Конечно, многие специалисты укажут (и указывают) на то, что нынешняя ситуация в США имеет очень мало общего с Советским Союзом времён горбачёвской «перестройки». Обращаясь к полузабытому в современном политическом лексиконе, но вновь набирающему популярность понятию «конвергенции», они авторитетно напоминают, что сходство неких внешних форм не отменяет того факта, что акулы, ихтиозавры и дельфины — разные классы живых организмов (соответственно – рыбы, пресмыкающиеся и млекопитающие). И в данном случае выступление господина Пауэлла, мол, было призвано успокоить мировое бизнес-сообщество относительно дальнейших перспектив доллара, который сейчас стремительно обесценивается относительно других мировых валют, прежде всего — евро. Да и как могло быть иначе, если ФРС наштамповала буквально «из воздуха» с начала года уже около 6 триллионов этих самых «баксов»? Причём не просто наштамповала: примерно треть от этой суммы прорвалась из привычной сферы финансовых спекуляций на потребительский рынок в виде «коронавирусных» пособий и других экстренных потребностей федерального бюджета. Кстати, всего за восемь месяцев, с 1 января по 1 сентября 2020 года федеральный долг США вырос на 3,3 трлн. долл., с перспективой увеличения до 4,5 – 5 трлн. долл. к концу календарного года.

Говорить в такой ситуации о «целевой инфляции в 2% годовых», да ещё заявляя о продолжении «вертолётной» эмиссии долларов на неопределённый срок, как это сделал в своём выступлении Пауэлл, можно исключительно в пропагандистских целях. Потому что в противном случае «продолжение долларового банкета» придётся срочно отменять — с понятными последствиями.

Прогнозирование этих последствий не представляет особого труда и не вызывает никакого оптимизма. В конце концов, пример Великой депрессии в США и «Нового курса» Рузвельта никто не скрывал. В достаточно близкой перспективе Америку ждут та же разруха и «казарменный социализм», только умноженные на достижения «цифровой эпохи» и возведённые в степень энергетическими проблемами. Ждёт описанная ещё Джеком Лондоном антиутопия «Железной пяты». Собственно, и срочный перенос даты заседания FOMC, и связанное с этим выступление Пауэлла могут рассматриваться как срочный сигнал о том, что «банкет», он же — «аттракцион неслыханной щедрости», будет, несмотря ни на что, продолжаться. По крайней мере, до президентских выборов 3 ноября. Потому что сегодня ФРС работает на Трампа, финансируя, как дефицит федерального долга (включая «коронавирусные» выплаты и негативный внешнеторговый баланс), так и уровень ликвидности фондового рынка (корни «рекордного урожая» фирмы Apple, чья капитализация достигла 2 трлн. долл., лежат в эмиссии Федрезерва).

Но, видимо, с точки зрения «долларовых магов», перенос заседания FOMC и, соответственно, выступления Джером Пауэлла, были уже последним шансом удержать ситуацию в рамках приемлемого. То есть уже через две-три недели процессы на финансовом рынке могли, согласно их расчётам, полностью выйти из-под контроля, и слова главы ФРС значили бы не больше слов Бориса Ельцина в августе 1998 года о том, что «никакого дефолта не будет». Пока же реакция оказалась предусмотренной: в рамках пары евро/доллар американская валюта на время прекратила падение, а фондовый индекс Доу-Джонса вновь приблизился к отметке 28 500 пунктов. Но насколько выраженной и длительной окажется данная тенденция, предсказать невозможно. Наиболее вероятный диапазон: от нескольких недель до нескольких месяцев.

Возвращаясь же к дискуссионной теме сходства или несходства современных Соединённых Штатов с «перестроечным» Советским Союзом, следует признать, что эксперты, отрицающие глубинный, внутренний характер такого сходства, отчасти правы. Налицо феномен той самой «конвергенции двух систем», которая была популярна в 1960 – 1980-е годы. Но ведь процессы и социально-политической, и биологической конвергенции, по теории, вызываются определённым устойчивым комплексом условий внешней среды, к которым разным организмам приходится волей-неволей приспосабливаться, чтобы выживать. Причём в обществе такие условия меняются гораздо быстрее и чаще, чем в живой природе, — и это неоспоримый факт. Поэтому да, США образца 2020 года — далеко не СССР образца года 1990-го. Но, наверное, не стоит ограничиваться рассмотрением лишь одной стороны медали. А если посмотреть на другую, то несложно убедиться в том, что вызовы, стоящие перед нынешней Америкой, тоже фундаментально отличаются от советских проблем тридцатилетней давности. И минус на минус в данном случае даёт нечто, очень похожее на плюс. Что, согласитесь, в корне меняет оценку как текущей финансово-экономической ситуации, так и перспектив её дальнейшего изменения.

1.0x