Сообщество «Посольский приказ» 00:40 15 октября 2025

Тень выборов

новые власти Сирии приступили к конструированию политической системы

Ещё 5—6 лет назад информация о Сирии не сходила с новостных лент и из докладов и статей именитых и не очень экспертов. Сейчас вести из этой страны поступают в мировые СМИ крайне скупые. Тем не менее недавно появились два информационных повода, заставившие вновь вспомнить эту прекрасную и несчастную страну с трагической историей. 2 октября в Москве побывала армейская делегация Сирии во главе с начальником Генштаба новой армии этой страны Али ан-Наасаном, которая провела переговоры с заместителем министра обороны Российской Федерации Юнус-Беком Евкуровым. А 5 октября в Сирийской Арабской Республике (САР) состоялись парламентские выборы. Начнём со второй новости.

Новый парламент Сирии точнее будет назвать временным парламентом или Учредительным собранием. Ведь он должен будет выработать и принять новую конституцию страны. Народная Ассамблея будет состоять из 210 депутатов. При этом 140 депутатов были избраны в ходе состоявшегося голосования, а 70 будут назначены временным президентом страны Ахмедом аш-Шараа. На 140 депутатских мест баллотировались 1 570 кандидатов, из них 14% — женщины. Выборы были непрямыми. Депутаты избирались коллегиями выборщиков, в которых женщины составляли 20%. Вопрос о женском участии так акцентирован, потому что некоторые СМИ считают Сирию чуть ли не средневековой страной после прихода к власти сторонников политического ислама.

Новый парламент Сирии будет беспартийным. Старая политическая система Сирии была снесена, а новая ещё не появилась. Партия "Баас", правившая страной с 1966 года, законодательно запрещена. Судьба других легальных партий Сирии — Коммунистической и Социальной националистической — пока неясна. В то же время новые политические партии, в том числе исламистской направленности, в Сирии пока не появились. По закону о выборах, 70% из выборной квоты получают технократы (юристы, экономисты, врачи, инженеры) — они обязательно должны представить университетский диплом. Ещё 30% — уважаемые в регионах люди (племенные и религиозные шейхи, участники неправительственных организаций (НПО). Кандидат должен быть гражданином САР, проживающим на протяжении не менее 15 лет непрерывно на территории государства, не иметь уголовных судимостей, а также не должен был состоять в армии или спецслужбах при прежнем режиме.

Катарский Интернет-портал "Аль-араби аль-джадид" назвал октябрьское голосование "первыми свободными выборами в Сирии за последние 60 лет". Это, конечно, очень спорное утверждение. Однако политика — это искусство возможного. Вряд ли можно переходить к полной политической свободе в стране, где 80% населения живёт ниже уровня бедности и озабочено элементарным выживанием, а общество расколото; где ещё не залечены раны недавней гражданской войны, в том числе и морально-психологические. Скорее всего, политическая система Сирии в ближайшее время будет тяготеть к умеренному авторитаризму, где новая власть под руководством Ахмеда аш-Шараа будет консультироваться с просвещёнными технократами. Это всё же лучше, чем шариатское правление или радикальный исламизм в духе "Аль-Каиды"*. Интересно распределение депутатов по избирательным округам. Оно отражает намерение сирийского правительства опереться на лояльное суннитское большинство. Не секрет, что в правлении партии "Баас" значимую роль в сирийской политике играли религиозные меньшинства, особенно алавиты и друзы. В соответствии с новой избирательной системой больше всего депутатов (32) даёт избирательный округ Алеппо. Алеппо — это экономическая столица Сирии, где традиционно были сильны позиции суннитских бизнесменов. В то же время населённые алавитами Тартус и Латакия получили только по 5 и 6 мандатов соответственно.

Есть в Сирии регионы, в которых выборы не проводились вовсе по причине того, что они находятся не под контролем центрального правительства. Это провинция Эс-Сувейда, большинство населения которой составляют сирийские друзы, и находящиеся под контролем курдских боевиков из "Сирийских Демократических Сил" (СДС) провинции Ракка и Хасеке. При этом в Эс-Сувейде в июле произошли трагические события, которые могли бы закончиться резнёй беззащитного гражданского населения. Несмотря на то, что в ходе гражданской войны друзы поддержали Башара Асада, по её итогам они мало что получили от коррумпированного режима, опирающегося на силовые структуры. Населённая ими провинция Эс-Сувейда оставалась на протяжении последних пяти лет одним из беднейших регионов Сирии. После свержения правительства Асада в декабре 2024 года друзы поверили новым властям, заявлявшим о строительстве новой Сирии без дискриминации по религиозному и этническому признакам. Однако худшие прогнозы, к сожалению, сбылись. Провоцирующим моментом стал конфликт между друзами и бедуинами. Между этими двумя этническими группами, населяющими Эс-Сувейду, всегда были противоречия. Они касались раздела земли. Дело в том, что в этой провинции каждые несколько лет происходит межевание земли, и участки меняют своих хозяев. Конфликты связаны с доступом к лучшим участкам с орошением. В мирные времена Хафеза Асада эти противоречия обычно урегулировались после диалога местных шейхов. Однако после всеобщего озверения гражданской войны конфликт вышел на вооружённый уровень.

По информации ливанского портала "Аль-Дарадж", на помощь местным бедуинам пришли отдельные части сирийской армии, состоящие из радикальных исламистов, и бедуины-добровольцы из соседней провинции Дераа. В арсенале у наступающих боевиков оказались бронетехника и РСЗО "Град". Друзскому ополчению удалось вытеснить погромщиков из города Эс-Сувейда, когда количество жертв среди мирного населения перевалило за пять сотен. Конфликт в Эс-Сувейде, как и все военно-политические кризисы в Сирии, носит многослойный характер. С одной стороны, это попытка радикальных исламистов, пришедших к власти в стране, взять реванш за гражданскую войну. Вряд ли президент Сирии Ахмед аш-Шараа лично заинтересован в кровопролитии в южной провинции. Его целью является восстановление разрушенной экономики и привлечение инвестиций, что невозможно без минимальной стабильности. Однако он плохо контролирует силовые структуры. Современная сирийская армия представляет собой зонтичную структуру, составленную из вооружённых формирований бывших джихадистов. Часть из них неприязненно относится к новому президенту и готова к его свержению. В стране беспрепятственно действуют радикальные салафитские проповедники, пропагандирующие ненависть к религиозным меньшинствам. Многие из бойцов-исламистов хотят вознаградить себя захватом собственности религиозных меньшинств и бывших сторонников режима Асада.

Наиболее отрицательным последствием этой мини-войны является, как всегда, бесцеремонное и наглое вмешательство Израиля в сирийские дела. Существование сирийского государства в любой форме неприемлемо для израильского правительства. Программой-максимум Тель-Авива является создание в провинции Эс-Сувейда буферной зоны для обеспечения "стратегической глубины". Аналогом здесь является зона в Южном Ливане, находившаяся в 1978—2000 годах под контролем маронитской "Армии Юга Ливана".

В настоящее время в друзской общине Сирии доминируют три клана шейхов аль-акль. Один из них возглавляет шейх Хикмат аль-Хиджри. В годы войны он поддерживал режим Асада. Сейчас он резко выступает против центрального правительства в Дамаске, не признаёт его законным и критикует за религиозный экстремизм. Под его контролем находится одна из основных вооружённых группировок друзов — Военный совет. Правительство Нетаньяху в августе пригрозило Дамаску войной за нарушение прав друзов. ВВС ЦАХАЛ даже провели показательную бомбардировку Дамаска в районе рядом с президентским дворцом.

В условиях постоянного военного шантажа Сирии со стороны Израиля непонятной и двусмысленной является позиция Турции, которая в декабре 2024 года вроде бы привела вооружённую оппозицию из Идлиба к власти. В начале года эксперты прогнозировали тесный военно-политический союз между Анкарой и Дамаском и даже полную зависимость Сирии от Турции. Однако турецкая сторона, похоже, не оправдала возлагавшихся на неё надежд. Турция не способна защитить суверенитет и территориальную целостность САР от израильских посягательств. Она также не в состоянии вложить достаточные финансы для восстановления разрушенной сирийской экономики и инфраструктуры. Одновременно турки не могут выступить гарантами внутриполитической стабильности страны в отношениях Дамаска с религиозными меньшинствами. Тогда какой же прок от такого союзника? В этих условиях сирийское правительство прагматично решило проводить многовекторную политику. В том числе не сбрасывая со счетов стратегические отношения с многолетним сирийским союзником — Россией.

Подробностей визита начальника сирийского Генштаба в Москву мы не знаем, но, скорее всего, речь, помимо российских военных баз, шла о военно-техническом сотрудничестве, модернизации и ремонте советского и российского оружия и военной техники, находящихся на вооружении сирийской армии. Однако не только это может стать элементом дальнейшей российско-сирийской кооперации. Многочисленные промышленные и инфраструктурные объекты Сирии были в своё время построены по чертежам советских инженеров. При их восстановлении, несомненно, понадобится помощь российских специалистов. Сам Ахмед аш-Шараа в одном из своих интервью подчеркнул, что дружеские отношения и сотрудничество между нашими странами начались задолго до правления партии "Баас" в Сирии и продолжатся дальше.

Ещё в 1956 году тогдашний президент Сирии Шукри Куатли, отнюдь не коммунист и не левый политик, инициировал начало контактов с Москвой, когда США и Великобритания отказали сирийцам в поставках оружия, необходимого для защиты от Израиля. В 2015—2017 годах российское военное вмешательство помогло сирийцам потушить пожар большой гражданской войны. В результате уровень насилия и терроризма в стране снизился на порядок, а под контролем центрального правительства оказалось 70% сирийской территории. Не вина России в том, что Башар Асад не смог воспользоваться этой помощью и позорно провалил политическое урегулирование в стране. Новые правители приходят и уходят, а сирийский народ остаётся, и наша задача — не терять его дружбу.

Фото: Константин Мачульский/ТАСС. Христианские святыни в городе Маалюля

*запрещённая в РФ террористическая организация

6 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
26 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
13 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x