Авторский блог Александр Балтин 10:16 15 ноября 2024

Цветаевский Пушкин

словно свою судьбу рассматривает через призму Пушкина

Особый род цветаевской прозы: словно огненно растущей из её нервно-вибрирующих, вечно-раскалённых стихов; особость цветаевского Пушкина: белозубо-неистового, шампанского и яблочного, остро-жалящего и бичующего жандармов, бога студентов, и – остающегося тайной тайн…

Вспенивается речь: мерцают драгоценные сгустки смыслов: словно – из неожиданного сшибающихся глаголов и существительных высекаются искры новизны…

Любовь к поэту не разделить: тут – вроде бы односторонняя страсть; однако, нет: ведь и убитый давным-давно поэт отвечает, раскрываясь томами, и то, что Цветаева первое, что узнала о Пушкине: его убили – сразу даёт своеобразный остров-образ трагедии…

Все жили дальше, а его…

Чем они лучше?

Ведь лучше окажется – он!

Резко дымный выстрел, сероватые клубы, отдалённо цветом соответствующие снегу.

И пишет Цветаева – монументально-символически:

«Мещанская трагедия обретала величие мифа. Да, по существу, третьего в этой дуэли не было. Было двое: любой и один. То есть вечные действующие лица пушкинской лирики: поэт – и чернь. Чернь, на этот раз в мундире кавалергарда, убила – поэта. А Гончарова, как и Николай I, – всегда найдется.».

…она возносила само понятие «поэт» надо всеми: он поднимался в заоблачность, прикасаясь к алхимическим тайным бытия и символическим откровениям речи.

Тогда ещё – в её время: можно было (интересно, как бы отнеслась к «теперь», где – миллион людей, претендуя на звание «поэт», разместили сто миллионов стихов в интернете?).

Детские откровения мелькают в космосе Цветаевой: словно детскость – необходимое условие поэтической подлинности:

«Пушкин был негр. У Пушкина были бакенбарды (NB! только у негров и у старых генералов), у Пушкина были волосы вверх и губы наружу, и черные, с синими белками, как у щенка, глаза, – черные вопреки явной светлоглазости его многочисленных портретов. (Раз негр – черные).».

Она – словно свою судьбу рассматривает через призму Пушкина.

Или – дни свои строит, сверяясь с прочитанным, открытым, освоенным.

Или – путешествует в Пушкина, как в неведомую землю.

…памятник поэту возникает – как корреляция детских прогулок; и он же – становится «пространственной мерой» - для Цветаевой, меры ни в чём не знавшей.

Быт – отсюда – толкует презрительно; быт и бытие: для неё космические полюса, а не одно в другом.

Об Онегине говоря, пишет: «Быт? («Быт русского дворянства в первой половине XIX века».) Нужно же, чтобы люди были как-нибудь одеты.».

Для неё важно – только онтология, пусть даже это будет онтология отчаяния.

Для неё важны стихи – сущностной привязанностью к феноменам вечности: здесь подошёл бы аппарат средневековых схоластов – для точного истолкования.

…вокруг детства вращается цветаевское восприятие Пушкина, словно сама – жила только в двух ипостасях: детство и страдание.

Издания книг описывает так, что физически ощущаются, словно можно взять через её страницу:

«После тайного сине-лилового Пушкина у меня появился другой Пушкин – уже не краденый, а дарёный, не тайный, а явный, не толсто-синий, а тонко-синий, – обезвреженный, приручённый Пушкин издания для городских училищ с негрским мальчиком, подпирающим кулачком скулу.».

Издания книг, определяющих космос тайны, но и тут – они словно спускаются к ней из неведомости – уж не ангелы ли принесли?

Свежестью и остротой веют цветаевские прозаические периоды: мозаичные как будто, фрагментарно собирающиеся, и вместе – дающие ощущение поразительной целостности.

Целостность ядра.

Попадает в читательское сердце.

Нет, не должно убивать, но, добывая духовную кровь, нечто открывать, заставляя сопоставлять свой опыт с поэтовым…

А цветаевская поэзия продолжается и в Пушкине её, и во всей прозе, предложенной миру.

1.0x