"Сибирское воспитание" (Италия, 2012, режиссёр — Габриэле Сальваторес, в ролях: Джон Малкович, Питер Стормаре, Элеанор Томлинсон, Арнас Федаравичюс, Вилюс Тумалавичюс, Андрюс Паулавичюс, Гедрюс Нагис, Антанас Сургайлис, Кястутис Стасис Якштас, Риккардо Дзинна, Донатас Шимукаускас, Мариюс Багдонавичюс, Арвидас Лебелюнас, Рамунас Шимукаускас, Юозас Гайжаускас)
Показанный на последнем ММКФ фильм итальянского оскароносного режиссёра Габриэле Сальватореса, снятый по скандальному многостраничному роману Николая Лилина (русского писателя, живущего за границей), вызвал у зрителей крайне противоречивые чувства. Мало того, что биография литератора — метко скроенная по лекалам настоящего бестселлера — поражает событийным рядом, достойным добротного приключенческого боевика, автор идёт ещё дальше. И его утверждение, что книжка, изобилующая невероятными с точки зрения историчности кульбитами биографична, является примером удивительной наглости, достойной специфического восхищения.
Начнём с того, что в романе, к слову, запрещённом к переводу в русскоязычных странах (автор, видимо, понимает, что за такое в лучшем случае побьют), речь идёт о том, как в 1938-м году Сталин проявил свой репрессивный гнев и железную волю весьма нетрадиционным способом. Выслал уркаганские кланы из холодной Сибири в солнечные Бендеры. Там воры в законе обосновались, обжились, но не ассимилировались и принялись за разбой с новой силой. Так они противостояли советскому тоталитаризму: грабили сберкассы, творили разбой, но чётко следовали суровому пути настоящих воинов-аскетов. То, что в это время Бендеры входили в состав Румынии, Лилин, видимо, подзабыл. Или не знал вовсе.
Движемся дальше. Глава клана — дед Кузя (Джон Малкович) — воспитывает свою паству в лучших традициях этнографической верности прошлому. Урки — это особый, "малый" народ. Это даже не русские. И не сибиряки. Это мафиозная община со своим жизненным укладом и несгибаемыми позициями. К счастью, национальные обычаи этих странных людей весьма кинематографичны: пистолеты на иконах, ритуальные бани, лубочное православие, песни о Сибири, и, конечно же, культ татуировок. А главное — свой кодекс чести, имеющий отдалённое отношение к настоящему воровскому закону, практически выродившемуся в наши дни.
Основные герои этой — не побоюсь такого слова, выдающейся криминальной саги — два брата-пацана с хрестоматийными кличками Колыма и Гагарин. Как и полагается в гангстерском кино, сначала ребят связывала горячая дружба, щедро приправленная острой специей нарушения закона. Постепенно отношения стали портиться, дорожки расходиться врозь. Не последнюю роль в этом сыграл любовный треугольник, в который, как нож в масло, вошла слабоумная девушка из местных. Затем героев настигают реалии взрослой жизни: не избежали они ни Чечни, ни тюрьмы, но, главное, летели по этапу взросления (название фильма точно характеризует ещё один жанр — роман воспитания) с неумолимостью выпущенной пули. Но один брат остался верен заветам деда Кузи. Другой — выбрал иной путь и жестоко расплатился за предательство "национальных" идеалов.
То, что все эти невероятные по накалу события якобы автобиографичны, — это, конечно, отдельная песня. Как сообщает писатель о себе, к тридцати годам он — потомственный сибирский урка из Приднестровья — умудрился несколько раз посидеть в российской тюрьме, повоевать не только в Чечне, но и в других горячих точках за рубежом, эмигрировать в Италию. Там он неоднократно подвергался нападению русской мафии, якобы не простившей Лилину всю правду о тайнах воровского мира, раскрытую им на страницах "Воспитания". Европа, задохнувшаяся от своей мультикультурной политики и, видимо, пребывавшая в радости, что на этот раз речь идёт не об арабах и африканцах, сразу же поверила в подлинность описываемых событий — роман стал бестселлером.
Что же касается Габриэле Сальватореса, то он — безусловно, умный и серьёзный человек — наверное, уловил в литературном материале возможность создать очередной криминальный миф, фоном которому послужит экзотическая вселенная, крайне далёкая от всего привычного, европейского. И превратил выпендрёжную и, видимо, бездарную книжку в достойное завораживающее кино. Тем более, что большинство сцен "Воспитания" сняты в Прибалтике, в картине задействованы прибалтийские актёры — поэтому советский антураж порой выглядит удивительно правдоподобно. В изображении Бендер почти нет никакой клюквы, свойственной подобному кинематографу. Более того. Постепенно история вовлекает зрителя в особый мир, в существование которого ты не то, чтобы веришь, а, скорее, изучаешь с искренним любопытством.
Зрители делятся на две категории: одним просмотр способна испортить даже крохотная историческая неточность, другим глубоко плевать на подобные мелочи, их больше увлекают сюжет и картинка. "Сибирское воспитание", безусловно, предназначено для вторых. Поскольку один вид татуированного Малковича, проповедующего воровской закон, для поклонника кинематографа значит намного больше, чем месторасположение города Бендеры в конце тридцатых годов прошлого века. К тому же люди, знающие сибиряков не понаслышке, утверждают, что такие типажи в сибирских деревнях есть. Поверим им на слово.
Но в первую очередь не стоит забывать о том, что, возможно, впервые мы имеем дело с полноценной гангстерской сагой, созданной на российском материале. И теперь, помимо реалистичной телевизионной "Бригады", российский бандитский миф обогатился ещё одним эпическим фильмом. Полнометражным и зарубежным.