Сообщество «Посольский приказ» 02:16 17 мая 2021

Танго панды и слона под аккомпанемент COVID-19

правительство Индии в ближайшее время начнёт принимать меры по улучшению отношений с Китаем и привлечению китайских инвестиций

В начале мая в китайской блогосфере появилась колоритная карикатура.

двойной клик - редактировать изображение

На картинке изображены больной слон и заботящаяся о нём панда. Панда любовно держит слону баллон с кислородом (любовно, потому что О2 на баллоне изображено в виде сердечка). Слон отвернулся от панды и дышит кислородом, одновременно делая две вещи. Одной рукой он держит куклу вуду в виде панды, кукла вся истыкана иглами. Второй рукой (изображены именно руки) он вырезает ножом границу на столе, за которым они сидят. Граница на две трети своей протяжённости шла ровно по середине стола, а на последнюю треть она отклонилась в сторону панды (то есть слон пытается увеличить свою часть стола за счёт территории панды). Перед слоном стоит стакан с жёлтой жидкостью, возможно, это сок, но, может быть, это и популярное средство народной индийской медицины — коровья моча, которая, к сожалению, не помогла слону вылечиться от COVID-19.

Китайский художник таким образом дал оценку событиям в отношениях Китая и Индии за последний год: в Индии разразилась пандемия, индийские власти не могут обуздать её своими силами, на помощь Индии пришёл Китай, но в индийском обществе сильны антикитайские настроения и «кровоточит рана» территориального конфликта. Попробуем рассмотреть эти события подробнее.

Как известно, пограничный инцидент весной прошлого года поставил эти две древние цивилизации на грань противостояния. Пограничники двух стран несколько раз дрались, десятки военнослужащих пострадали, двадцать индийцев были убиты. Конфликт начался из-за региона Аксайчин на границе Китая, Пакистана и Индии. Эта местность контролируется Китаем, но на неё претендует Индия, которая считает её частью Ладакха (часть важного для Индии Кашмирского региона). Аксайчин представляет собой широкую высокогорную соляную пустыню, расположенную на высоте 5 тысяч метров и являющуюся частью Тибетского нагорья. Постоянных поселений в этом районе нет.

По мере эскалации конфликта и после его завершения индийские власти приняли ряд мер, чтобы усложнить жизнь китайскому бизнесу в Индии. Вначале был ограничен китайский экспорт. 371 категория товаров была включена в систему обязательного соответствия стандартам (в результате многие товары нельзя ввезти из Китая в Индию как не соответствующие индийским требованиям). Таможенные службы крупных транспортных узлов Индии ужесточили требования к поставкам из Китая, стали медленнее проводить оформление, чаще открывать контейнеры для проверок. Регулярно стали проводиться антидемпинговые расследования. Также весной 2020 года были внесены изменения в закон об иностранных инвестициях, согласно которым все прямые иностранные инвестиции из граничащих с Индией стран должны быть заранее одобрены правительством Индии. Получить это одобрение вовсе не легко. Учитывая то, что среди соседей Индии только Китай обладает серьёзным инвестиционным потенциалом, можно сказать, что новые правила обращены именно против Китая. Министерство финансов Индии в июле прошлого года ввело ограничения на государственные закупки у китайских компаний. Подобная же ситуация возникла у китайских компаний с участием в тендерах на дорожное строительство. Часть уже подписанных контрактов была расторгнута. Многие мобильные приложения, разработанные китайскими компаниями, в том числе такие популярные, как TikTok, WeChat, Weibo, Baidu, были запрещены.

Со второй декады апреля этого года и до настоящего времени Индия ставит антирекорды по распространению вируса COVID-19. Число заболевших ежедневно увеличивается на более чем 300 тысяч человек, а в некоторые дни даже превышает планку в 400 тысяч.

Очевидно, что Индии нужна помощь, так как своими силами ей не справиться.

двойной клик - редактировать изображение

В связи с этим Китай неоднократно заявлял о своей готовности поддержать Индию в борьбе с пандемией, предоставив необходимое оборудование и медикаменты, в том числе необходимый тяжелобольным кислород. 22 и 23 апреля МИД Китая дважды озвучивал своё предложение.

Однако реакция Индии оказалась сложной. The Times of India 23 апреля со ссылкой на официальные источники сообщила, что Индия действительно хочет импортировать кислород, но не из Китая.

В первую очередь она рассчитывала на США, отношения с которыми улучшаются на фоне сокращения контактов с Китаем.

Американская помощь действительно была получена. Согласно сообщению Агентства США по международному развитию (USAID) от 28 апреля Соединённые Штаты направили в Индию первую из нескольких партий чрезвычайной помощи в связи с усилением пандемии COVID-19. Эта партия прибыла в Нью-Дели с базы ВВС США Трэвис. Она состоит из 440 кислородных баллонов, 960 тысяч экспресс-тестов для раннего выявления инфекций и 100 тысяч масок стандарта N95.

Так как этого далеко не достаточно для эффективного решения проблемы, индийской стороне пришлось согласиться на взаимодействие с китайским соседом.

Посол Китая в Индии Сунь Вэйдун сообщил 29 апреля, что в апреле этого года Китай поставил Индии более 5 тысяч аппаратов ИВЛ, 21569 кислородных генераторов, более 21,48 млн масок и примерно 3800 тонн лекарств. Поставки шли по частным каналам — от китайских компаний.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что в 2020 и 2021 годах отношения Индии и Китая вступили в период охлаждения из-за политических противоречий и пограничного конфликта, но, оказавшись в сложной ситуации перед лицом пандемии, Индия вынуждена пользоваться китайским оборудованием и медикаментами, хотя и не хочет этого.

Сам предмет территориального спора, по оценкам многих экспертов, несколько раздут — по сути это небольшая часть высокогорной пустыни, которую нельзя использовать для получения какой-либо экономической выгоды. Поэтому причина конфликта относится больше к вопросу престижа и патриотизма. Если бы дело не дошло до человеческих жертв, то, скорее всего, конфликт удалось бы замять. Охлаждение отношений произошло не потому, что этого изначально хотели руководители двух стран, а больше из-за общественного возмущения в Индии. Отношения Китая и Индии насчитывают не одно тысячелетие, они очень многослойны, и они намного глубже и сложнее, чем их видят на Западе.

По прогнозам экономистов, Индии потребуется не менее трёх лет, чтобы восстановить экономику до уровня допандемийного. Поэтому можно ожидать, что правительство Индии в ближайшее время начнёт принимать меры по улучшению отношений с Китаем и привлечению китайских инвестиций.

В оказании помощи Индии в борьбе с коронавирусом для Китая есть как минимум четыре полезных фактора, которые лежат на поверхности (возможно, их больше).

Во-первых, помощь Китая в виде медикаментов и оборудования для борьбы с пандемией может стать поводом для нормализации торгово-экономических отношений.

Экономики двух стран имеют огромный потенциал взаимодействия. В 2019 году объём двусторонней торговли составил около 100 млрд долл. Китайские компании вложили более 8 млрд долл. в различные проекты на территории Индии, создав около 200 тысяч рабочих мест для местного населения. Индия является крупнейшим зарубежным рынком для китайских производителей мобильных телефонов. В 2019 году четыре китайских бренда Xiaomi, VIVO, OPPO и Realme заняли первое, третье, четвёртое и пятое места соответственно на индийском рынке мобильных телефонов. В общей сложности они продали 99,4 млн телефонов, при этом 95% из них были произведены непосредственно на их фабриках в Индии.

Инвестиции Индии в Китай тоже растут и на настоящий момент составляют около 1 млрд долл.

Есть ещё множество частных доводов в пользу восстановления и сохранения экономических связей. Например, общеизвестно, что Индия является крупной фармацевтической державой: ежегодно она производит лекарства на сумму 3,6 млрд долл., однако при этом 68% сырья она импортирует из Китая. Если индийские фармкомпании откажутся от работы с китайскими поставщиками, то себестоимость лекарств существенно вырастет, что может пошатнуть позиции индийцев на мировом рынке. Та же ситуация в электронике — китайцы поставляют в Индию различные компоненты для производства компьютеров, солнечных панелей, электромобилей и т.д.

Индийский рынок по масштабам почти сопоставим с китайским, китайцы просто не могут позволить себе упустить такой сладкий кусок. Если китайские компании займут ключевые позиции (а им это уже отчасти удалось) в сфере производства и поставок потребительских товаров в Индию, то это будет серьёзной гарантией стабильного роста многих отраслей экономики Китая. Тот факт, что до последнего времени китайцы охотно вкладывали миллиарды долларов в Индию, создавая производственные мощности и рабочие места, свидетельствует о том, что они уверенно себя чувствуют на индийском рынке и ощущают хорошие долгосрочные перспективы работы на нём. Более того, ввиду роста стоимости рабочей силы в Китае, ужесточения экологического законодательства, повышения требований к товарам у избалованных китайских потребителей между Китаем и Индией возможна экономическая интеграция: перенос многих производств из Китая на индийскую территорию.

Во-вторых, существует простой технический момент: Индия находится рядом с Китаем, бесконтрольное распространение болезней на её территории рано или поздно приведёт к тому, что они попадут и в Китай. Это может произойти самыми разными способами. Сейчас китайские СМИ бьют тревогу из-за того, что коронавирус из Индии распространился и на Непал, а через контакты непальцев и тибетцев может попасть в Китай. Поэтому китайцам всё-таки выгодно, чтобы у соседей всё было в порядке. Предоставляя помощь индийской стороне, Китай инвестирует и в собственную безопасность.

В-третьих, есть политический аспект сотрудничества. Китайская сторона рассчитывает, что Индия разочаруется в США, так как объём помощи от американцев намного меньше, чем от Китая. Изначально Китай и Индия имели схожие позиции по основным вопросам, но из-за пограничного инцидента Индия стала поворачиваться в сторону США. Американская сторона решила этим воспользоваться: начала убеждать индийские власти усилить военно-политическое сотрудничество. И это ей во многом удалось: Индия стала участником «четырёхстороннего диалога по вопросам безопасности», в котором также участвуют США, Япония и Австралия, и даже несколько раз провела с этими странами совместные военные учения. Поэтому перед китайскими дипломатами стоит очень серьёзная задача: развернуть Индию в сторону Китая или хотя бы сделать так, чтобы её сближение с США замедлилось. Хороший повод для активизации работы в этом направлении — помочь «больному соседу».

Четвёртый довод частично перекликается с предыдущим. Предоставляя помощь Индии, Китай заявляет всему миру о себе как о супердержаве, которая имеет возможность щедро помогать другим странам в трудные времена. Китайские пользователи Интернета проводят сравнение объёмов помощи США и Китая, делая вывод о том, что китайцы — великодушная нация, а американцы любят раздавать обещания своим партнёрам, но, когда возникает необходимость реальной поддержки, почему-то ведут себя очень сдержанно и не спешат совершать конкретные действия. В глобальном плане мир опять становится биполярным: теперь геополитическими соперниками становятся Китай и США. Китайская помощь Индии — сигнал всем колеблющимся странам о том, с кем полезнее дружить.

27 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
31 октября 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x