Сообщество «Посольский приказ» 00:10 18 августа 2021

Талиб подкрался незаметно

выводить войска из Афганистана — плохая примета

Год 1919-й. Самая могущественная военная империя мира покидает Афганистан, наполняясь позором, который предвещает её будущий крах.

Год 1989-й. Самая могущественная военная империя мира покидает Афганистан, наполняясь печалью, которая предвещает её будущий крах.

Год 2021-й…

Уникальность истории, вершащейся на наших глазах, состоит в её полной неподверженности знакомым нам законам. Попытки сформулировать книгу правил, по которым должна вестись глобальная политика в XXI веке, заведомо обречены на полный провал — в наше время убогое недогосударство, существующее за счёт базы НАТО и завода шпрот, буднично наносит страшное оскорбление первой по величине экономике мира, а последняя сверхдержава показательно и безуспешно бодается с какой-то трубой в Балтике, что-то лепеча про молекулы свободы. Мир полон абсурда, хаоса и неопределённости. Именно поэтому так велик соблазн отыскать в броуновском движении фракций, экспансии стран и переселениях народов знакомые паттерны, объяснить необъяснимое с помощью уже виденного, попытаться предугадать исход действа, развязка которого не ясна даже его постановщикам. Так произошло с уходом США из Афганистана и переходом многострадальной страны под власть талибов*. Случилось это так стремительно и резко, что языки матёрых корифеев международной политической публицистики в мгновение ока пересохли, а их трепещущие глотки не смогли выдать ничего, кроме пустых сравнений с былым.

Всё случилось почти мгновенно. Поток новостей захлестнул читателей оперативных сводок так же резко и порывисто, как волны "Движения Талибан" захлёстывали Афганистан. В начале августа многомудрые эксперты рассуждали о том, что падение Кабула неизбежно и, по сути, представляет собой вопрос пары-тройки месяцев, но Кабул пал досрочно, к середине августа. Не было ни эпической битвы Добра со Злом за последний бастион свободы и демократии — те, кто мог сопротивляться, давно перешли на сторону будущей власти; ни кровавых расправ в столице: талибы пообещали особо не злодействовать и вроде бы даже выполнили обещание. Быстро, слаженно, чётко — ещё утром они были на подступах к городу, днём вешали свои флаги в его спальных районах, а вечером уже разгуливали по президентскому дворцу, откуда в Таджикистан бежал бывший президент Гани. Следующим утром (по Москве) талибы торжественно заявили о своей победе, что сопровождалось вбросом в инфополе триумфальных видео с визитами в дома сбежавших чиновников павшего режима — стандартная, в общем-то, процедура при насильственном захвате власти в наше время.

Спросите у любого эксперта, и он скажет вам, что для всех скорое падение афганского правительства было очевидно ещё весной, а для него, эксперта, — вообще примерно лет двадцать назад. Основной задачей коалиции под руководством США (не только США, это важно) стало недопущение превращения отступления в бегство. Нужно было создать иллюзию, что всё идёт по плану, — цели достигнуты, задачи выполнены, а уж разборки местных ничуть не касаются Дяди Сэма и его подпевал. Для этого даже назначили дату торжественного вывода войск — 11 сентября. С задачей создания такой видимости западная агитационная промышленность блестяще не справилась. Отчасти тому способствовала уверенность в том, что на эвакуацию из Кабула есть ещё месяц-два, отчасти — бешеная скорость продвижения талибов, а отчасти — хроническая неспособность признавать собственные ошибки. Ещё 8 июля, когда исход был ясен, президент Байден пытался сохранить лицо. На пресс-конференции он ответил на вопрос о сравнении "Талибана" и Вьетконга, заявив, что первые «далеко не так могущественны», как вторые, и что повторения кадров эвакуации с крыши американского посольства можно не ждать. Правительство, говорил Джо, ещё может переломить ситуацию, а посольство никто не будет штурмовать. 15-е августа доказало, что Джо ошибся. В облаках чёрного дыма от горящих секретных документов на крышу кусочка Америки, спроектированного, кажется, специально для таких задач, садится грузовой вертолёт. Посольство, к слову, никто не штурмовал ни в Кабуле, ни в Сайгоне — если не считать толп вьетнамских коллаборантов, которых Штаты обещали эвакуировать, но обманули, а потом их расстреляли из винтовок американские морпехи. Госсекретарь Блинкен в начале августа говорил, что не всё решено, что правительственные войска могут дать достойный отпор, — 15 августа он заявил, что слабость афганской правительственной армии стала причиной триумфа талибов. Борис Джонсон объявил, что Британия «завершает свою двадцатилетнюю миссию в Афганистане», — формально, конечно, не соврал, но широта возможных трактовок слов премьера поражает. Министр иностранных дел Германии пригрозил, что талибы могут не рассчитывать на 400 с лишним миллионов евро помощи от Германии, которая ежегодно шла прозападному правительству. «Какая жалость», — сказали талибы и пошли растить мак. Спикер американской Палаты представителей Пелоси потребовала участия женщин в переговорном процессе. Что она имела в виду — бог весть, но талибы, вероятно, посмеялись.

Бегство из Афганистана стало последним прощальным приветом эпохи решения военных конфликтов силовым путём. Несмотря на заверения британского министра обороны в том, что Британия вернётся в Афганистан, посмей тот приютить у себя террористов, кажется, что западные солдаты покинули страну навсегда. Отныне этот островок средневековья станет ареной столкновения НКО, фондов, пропагандистских структур, военных и разведывательных ведомств. И все имеют свой интерес: американцы грезят упущенной прибылью от торговли оружием и наркотиками, турки пускают слюни и носятся со своим Великим Тураном, Иран не хочет лишней головной боли, Китаю позарез нужен настроенный против Индии центр Средней Азии и транзитный пункт на их Шёлковом пути, а России нужно обеспечивать безопасность своего мягкого подбрюшья, что довольно проблематично сделать, когда так близко к нашим границам власть взяла всё ещё считающаяся террористической мощная группировка. Талибы уже дали понять, что любые попытки вмешательства извне будут пресекаться, в частности, обещали перебить турецких солдат в случае, если те к концу августа всё ещё будут оставаться в их стране. Видимо, не всё гладко с Эрдоганом, как это выставляют турецкие СМИ. К слову, в западной пропаганде то там, то сям всё чаще встречается тезис о большой вине России в развязывании афганского кризиса. В этом непонятном лепете явственно одно: чтоб искупить страшную провинность нужно принять беженцев из Афганистана, желательно всех. О необходимости наводнить Россию ещё бо́льшим количеством демографического оружия из Средней Азии и с Ближнего Востока уже много лет говорят видные чиновники на всех уровнях американских, европейских и натовских структур, так что в этом никакой новости нет. Важно то, что из исторического события, из доселе невиданного захвата Кабула, из миллионов ярких аспектов, которые, играя отражениями, делают исход этой войны чем-то удивительным и уникальным, каждый влиятельный игрок привычно гнёт свою линию. А как всё начиналось… В 2001-м президент Буш-младший, самый могущественный человек мира, хозяин империи эпохи конца истории, вечного гегемона и неоспоримого авторитета, сказал: "Талибану" пришёл конец».

На фото: найди 10 отличий: вехний снимок – 1975 год, американский военный вертолёт садится на крышу посольства США в столице Южного Вьетнама Сайгоне для срочной эвакуации сотрудников посольства, нижний снимок – 2021 год, американский военный вертолёт садится на крышу посольства США в столице Афганистана Кабуле для спешной эвакуации сотрудников посольства

*талибы, Талибан - организация, признанная террористической по решению Верховного суда РФ от 14.02.2003 г.

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x