Председатель КНР Си Цзинпин на встрече с президентом США Джо Байденом 14 ноября 2022 года назвал тайваньский вопрос «красной линией», которую нельзя пересекать в отношениях между двумя странами.
Но как в басне Крылова, «Васька слушает, да ест».
Эллен Накашима в статье «Конгресс стремится вооружить Тайвань как можно скорее, поскольку угроза со стороны Китая растёт», опубликованной 13 ноября 2022 года в The Washington Post, наглядно показывает, как Вашингтон эту ”красную линию” собирается переступить.
Помня об уроках, извлеченных из российской спецоперации на Украине, «Конгресс настаивает на вооружении и обучении Тайваня до любого потенциального военного нападения Китая».
Обсуждения беспрецедентного пакета военной помощи на миллиарды долларов самоуправляющейся островной демократии проходили как раз во время встречи Байдена и Си Цзиньпина на Бали, где поддержание мира и стабильности в Тайваньском проливе являлось главным предметом обсуждения.
«Двухпартийные усилия позволят американским военным немедленно окунуться в свои собственные запасы оружия, такого как «Джавелины» и «Стингеры» — что, по словам официальных лиц, делается в таких масштабах только для Украины — и впервые предоставить оружие Тайваню через программу иностранного военного финансирования, оплаченный Соединенными Штатами».
Благодаря этим положениям Тайвань мог бы получить оружие и оборудование, такое как противокорабельные крылатые ракеты и системы противовоздушной обороны, самоподрывающиеся беспилотники, морские мины, системы командования и управления и защищенные радиостанции.
«По сути, идея состоит в том, чтобы сделать для Тайбэя то, что делается для Киева, но до того, как начнут лететь пули», заявили конгрессмены.
«Один из уроков Украины заключается в том, что вам нужно вооружить своих партнеров до того, как начнется стрельба, и это дает вам наилучшие шансы избежать войны в первую очередь», — сказал член палаты представителей Майк Галлахер (республиканец), морской пехотинец. ветеран, который является членом комитета Палаты представителей по вооруженным силам.
Демократические лидеры Палаты представителей и Сената поддерживают положения о вооружении Тайбэя, но неясно, убеждены ли законодатели, распоряжающиеся денежными потоками — комитеты по ассигнованиям — в необходимости выделения средств.
В настоящее время в предложении по бюджету на 2023 год, над которым работает Конгресс, нет денег на этот пакет, и если распорядители не найдут сокращения для покрытия помощи в области вооружения, Байдену придется подать экстренный запрос на финансирование расходов на Тайвань и обосновать, почему это необходимо, говорят сотрудники аппарата Конгресса.
Представители администрации пока отказались сообщить, будут ли они это делать.
По словам сотрудников аппарата Конгресса, пакет помощи, детали которого в настоящее время дорабатываются в обязательном для принятия Законе о разрешении на национальную оборону, был разработан при участии Белого дома. Это позволит ежегодно поставлять Тайваню запасы американских боеприпасов на сумму 1 миллиард долларов — так называемые «президентские полномочия по сокращению расходов» — и оружие на сумму до 2 миллиардов долларов ежегодно в течение пяти лет, оплачиваемое за счет налоговых поступлений США. Только Израиль ежегодно получает больше.
Сотрудники аппарата Конгресса говорят, что помощь будет соответствовать обязательствам Соединенных Штатов в соответствии с Законом об отношениях с Тайванем, в котором говорится, что политика США заключается в предоставлении Тайваню оружия для обеспечения его самообороны.
Сенатор – республиканец Дэн Салливан, член Комитета по вооруженным силам, заявил, что цель состоит в том, чтобы «превратить тайваньцев в грозную военную силу, которая может защищать себя, или, по крайней мере, создать трудности для Народно-освободительной армии Китая и атаковать их».
Но скептики задаются вопросом, укрепит ли эта помощь оборонительные возможности Тайваня в ближайшем будущем.
Предлагаемая помощь приходит в трудный момент. Китай активизировал военные маневры в водах и небе вблизи Тайваня после августовского визита в Тайбэй спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси.
Китай также недавно завершил 20-й съезд Коммунистической партии, на котором Си Цзинпин добился беспрецедентного третьего срока в качестве генерального секретаря партии и укрепил свою власть.
Пекин заявляет, что Тайвань является неотъемлемой частью его территории, и что его целью является «мирное воссоединение». Но на партийном съезде в прошлом Си Цзинпин подтвердил обещание «никогда не отказываться от применения силы» в этих целях и заявил, что готов «принять все необходимые меры» для этого.
Военные лидеры США годами предупреждали о растущей угрозе Китая для региона. В марте 2021 года адмирал Филип С. Дэвидсон, в то время глава Индо-Тихоокеанского командования США, во время выступления в Сенате отметил ряд тревожных действий, предпринятых Китаем: быстрое и массовое наращивание военных кораблей, самолетов и ракет большой дальности; репрессии в Гонконге, Синьцзяне и Тибете; пограничные столкновения с Индией; милитаризация островов в спорном Южно-Китайском море.
Китай давно заявлял, что хочет достичь статуса великой державы к своему столетию в 2049 году. «Тайвань, — сказал Дэвидсон в марте 2021 года, — явно является одной из их амбиций для этого, и я думаю, что угроза проявится в течение этого десятилетия, а на самом деле, в ближайшие шесть лет».
Его замечания вызвали ажиотаж, и некоторые наблюдатели интерпретировали их как означающие, что Китай вторгнется к 2027 году.
В интервью Дэвидсон сказал, что, хотя Китай может организовать атаку, у Пекина есть и другие способы оказать давление на Тайвань. «Это может быть блокада, ракетный обстрел, серьезные кибератаки на инфраструктуру Тайваня», — сказал он. «Я действительно думаю, что это десятилетие беспокойства, и я все еще беспокоюсь о следующих шести годах».
Сенатор Салливан заявил, что военный захват или блокада Тайваня Китаем нанесет «огромный» ущерб мировой экономике, особенно если это повлияет на глобальную цепочку поставок компьютерных чипов. Тайвань является ведущим мировым поставщиком передовых микросхем для искусственного интеллекта и суперкомпьютеров.
Администрация Байдена, которая стремится «ответственно управлять» своими отношениями с Пекином, действует осторожно, когда дело касается Тайваня. Когда Пелоси планировала поехать на Тайвань в августе, администрация Байдена предприняла интенсивные закулисные усилия, утверждая, что визит такого высокопоставленного американского чиновника, накануне партийного съезда, будет воспринят как провокация и оскорбление Пекина. Тем не менее, когда сам Си попросил Байдена найти способ отговорить ее, Байден сказал, что не может подчиниться, поскольку Конгресс является независимой ветвью власти.
Вскоре после визита Пелоси Пекин ввел ряд торговых санкций в отношении Тайваня и активизировал военные учения в водах, окружающих остров. Он имитировал блокаду и неоднократно посылал самолеты через «центральную линию» — неофициальную преграду в проливе, разделяющем Тайвань и Китай, которая на протяжении десятилетий рассматривалась как стабилизирующая черта — действия, которые, по мнению аналитиков, представляют собой изменение Пекином статуса кво.
Затем Вашингтон заявил о начале переговоров по официальному торговому соглашению с Тайванем, а в сентябре объявил о своем намерении продать Тайбэю оружие на сумму 1,1 миллиарда долларов. В этот пакет входят противокорабельные ракеты Harpoon и ракеты класса "воздух-воздух" Sidewinder. Однако такие продажи обычно занимают несколько лет из-за более серьезных структурных проблем, возникающих в связи с тем, как завершаются продажи военного оборудования за границу.
Некоторые сотрудники аппарата Конгресса говорят, что использование иностранного военного финансирования не ускорит поставки оружия. Другие утверждают, что с помощью такого инструмента правительство США сможет быстрее договариваться о сделках и принимать решения о направлении оборонной стратегии Тайваня и о том, как она согласуется с военными возможностями США.
Преимущество сокращения полномочий заключается в скорости — по крайней мере, для оружия, которое в настоящее время находится на складах США, включая противотанковые «Стингеры» и противокорабельные крылатые ракеты, сказал один из сотрудников аппарата Конгресса.
Ключевое отличие от Украины заключается в том, что Тайваню, будучи островом, будет труднее пополнить запасы в случае конфликта и, по сути, он сможет сражаться только с тем, что у него есть под рукой, когда начнется конфликт. «Поэтому доставка и накопление как можно большего количества критически важных боеприпасов на Тайване — это наш лучший шанс сохранить мир и заставить Си Цзиньпина дважды подумать», — сказал Галлахер.
Тем не менее, спор о том, следует ли финансировать пакет военной помощи, пока не решен.
«Мы должны четко заявить, что у нас есть широкая поддержка любой новой инициативы и какие будут компромиссы, особенно в то время, когда высокопоставленные республиканцы задаются вопросом, сохраним ли мы нашу поддержку Украины», — сказал один из депутатов-демократов, знакомый с текущими дискуссиями.
Конгресс традиционно был более ястребиным в своей поддержке Тайваня, чем администрация президента. Военная помощь была частью более крупного законопроекта, Закона о политике в отношении Тайваня, который включал несколько символических положений, которые команда Байдена сочла нежелательными и которые разозлили Пекин.
Этот законопроект, соавторами которого выступили председатель сенатского комитета по международным отношениям демократ Роберт Менендес и высокопоставленный республиканец Джеймс Э. Риш, например, призывали к назначению Тайваня «крупным союзником, не входящим в НАТО» с целью ускорения продажу оружия и переименованию де-факто посольства Тайваня в Вашингтоне из «Тайбэйского экономического и культурного представительства» в более официально звучащее «Тайваньское представительство».
«Есть элементы этого законодательства, касающиеся того, как мы можем усилить нашу помощь Тайваню в области безопасности, которые достаточно эффективны и надежны, и которые укрепят безопасность Тайваня», — сказал Джейк Салливан финансисту Дэвиду Рубенштейну на шоу Bloomberg в сентябре.
Обе партии в Конгрессе сомкнули ряды по этому пакету на фоне военных маневров Пекина. «Мы находимся на завершающей стадии переговоров», — сказал Менендес. «Однако санкционировать миллиарды только на военную помощь будет недостаточно. И Вашингтону, и Тайбэю необходимо будет продолжать предпринимать шаги для обеспечения своевременной доставки нужных возможностей».
Лидеры обеих палат выразили уверенность, что меры пройдут. «Демократическая палата стремится помочь Тайваню защитить себя перед лицом агрессии со стороны Китайской Народной Республики», — заявила пресс-секретарь Пелоси Шана Мансбах.
«Этот закон укрепит военное сотрудничество с Тайванем и покажет, что Соединенные Штаты не будут стоять в стороне, пока президент Си стремится изолировать и принудить Тайвань к объединению», — заявил лидер большинства в Сенате демократ Чарльз Э. Шумер.
Министерство обороны Тайваня заявило, что признательно Конгрессу США за усилия по укреплению обороны острова. Тайвань обязался провести военную реформу в ответ на агрессию Китая, в том числе предложил рекордное увеличение своего оборонного бюджета на 2023 год. «Мы несем ответственность за обеспечение национальной безопасности, и только после того, как мы сможем полагаться на самих себя, мы можем ожидать помощи от других». Об этом заявил официальный представитель Минобороны Тайваня Сунь Ли-фан.
Адмирал Дэвидсон, ушедший в отставку в 2021 году, сказал, что помимо продолжения помощи Тайваню в вооружении и обучении Соединенным Штатам необходимо укреплять дипломатический, экономический и военный потенциал в регионе. «Наши обычные средства сдерживания разрушаются, — сказал он. «Главная причина — ошеломляющий рост военно-воздушных и морских сил Китая, его ракетных войск, его ядерной программы и разработки оружия, такого как гиперзвуковые ракеты».
«Если Си сможет отдернуть завесу и увидеть, как Соединенные Штаты выглядят в регионе в экономическом, дипломатическом и военном отношении, — и увидит участие США и мощную армию, — сказал Дэвидсон, — ему придётся сказать: «Я не хочу связываться с этим», и закройте занавеску. Вот как выглядит победа».
***
После встречи Си Цзинпина и Байдена активная антикитайская деятельность Конгресса США относительно ситуации вокруг Тайваня приобрела новые обороты.
15 ноября 2022 года опубликован ежегодный доклад американо – китайской комиссии в сфере экономики и безопасности при Конгрессе США. В нём Конгрессу предлагается принять закон об учреждении постоянного межведомственного комитета при исполнительной власти, которому будет поручено разрабатывать варианты и планы введения санкций при нападении Китая на Тайвань, введения блокады и любых других «враждебных» действий против Тайваня ( под это понятие можно притянуть что угодно – В.О.).
Как видим, «красных линий» для Конгресса США не существует.
двойной клик - редактировать изображение