Сообщество «Форум» 05:36 3 июня 2020

Тайное Сокровище

В этой работе мы рассмотрим вопрос, Что есть Тайное Сокровище.

Исус сказал:

«Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то». (Евангелие от Матфея, Мф. 13, 44.)

Поле — это Мир (Космос, Вселенная). (Мф. 13, 38.)

Сокровище — это Разум.

Разум Был в Начале Всего.

«В Начале Был Разум (Логос), и Разум Был у Бога, и Разум Был Бог. Всё через Него Начало Быть, и без Него ничто не Начало Быть, Что Начало Быть. В Нём Была Жизнь, и Жизнь Была Свет Человеков. И Свет во Тьме Светит, и Тьма не объяла Его. ...Был Свет Истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и Мир через Него Начал Быть, и мир Его не познал».

(Евангелие от Иоанна. Глава 1.)

Исус сказал:

«Царство подобно человеку, который имеет на своем поле Тайное Сокровище, не зная о Нём. И [он не нашел до того, как] умер, он оставил его своему [сыну]. Сын не знал; он получил это поле (и) продал его. И тот, кто купил его, пришел, раскопал (и) [нашел] Сокровище. Он начал давать деньги под проценты [тем, кому] он хотел». (Евангелие от Фомы, Фм. 113.)

Человек, который умер, — это Адам. (Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 71; 99.)

Сын умершего — это сын Адама. (Ср. Флп. 28.)

Человек, который купил поле, — Исус Христос.

Тайное Сокровище — это Разум Исуса Христа. (Флп. 116.)

«Живи во Христе, и ты обретешь себе сокровища на Небе. Не становись вместилищем многих вещей, которые не содержат в себе пользы, и не будь проводником своего незнания, которое слепо». (Поучения Силуана.)

Апостол Павел говорит:

24 «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь (т.е. Собрание),

25 которой сделался я служителем по Домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить Слово Божие,

26 Тайну, сокрытую от веков и родов, ныне же открытую Святым Его,

27 которым Благоволил Бог показать, какое Богатство Славы в Тайне Сей для язычников, которая есть Христос в Вас, упование Славы,

28 которого Мы проповедуем, вразумляя всякого человека и научая всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным во Христе Исусе;

29 для чего я и тружусь и подвизаюсь Силою Его, действующею во мне могущественно».

(Посл. кол. Глава 1.)

Исус сказал:

«Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее».

(Евангелие от Матфея, Мф. 13, 45-46.)

Жемчужина — это Разум (Логос).

Тот, Кто купил Её — Совершенный Человек. (Евангелие от Филиппа, Флп. 116.)

Исус сказал:

«Царство Отца подобно торговцу, имеющему товары, который нашел жемчужину. Этот торговец — мудрый: он продал товары (и) купил себе одну жемчужину. Вы также — ищите Его Сокровище, которое не гибнет, которое остается Там, Куда не проникает моль, чтобы съесть, и (Где) не губит червь».

(Евангелие от Фомы, Фм. 80.)

Сокровище — это Разум Исуса Христа.

Оно не гибнет, потому что Он являет Собой Вечно Живое Существо, Природа которого Вечна. (Ср. Платон. «Тимей», 37 Д.)

«Это Исус Христос. Он встретил Всё Место и никого не обременил. Поэтому Блажен Тот, Кто Таков, Ибо Он — Совершенный Человек. Ибо Таков Логос (Разум)».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 116.)

«Спросите Нас о Нём, ибо трудно Его выпрямить. Как Мы сможем выпрямить Этого Великого? Как Он даст Покой каждому?» (Флп. 116.)

Но следует сказать и о Его Спутнице.

«27.11. Отец Всего, Мысль Света, Дух, живущий в Вышних, над нижними, 15. Свет, живущий в Вышних, Голос Истины, Ум Прямой, Логос Невыразимый и Голос Несказанный, 20. Отец Непостижимый! Это Норея взывает к Ним. Они услышали, Они взяли Её в Место Её Навсегда. Они дали 25. Ей Отца-Ум-Адаманта и также Голос ...Святых,

28.1. дабы упокоилась Она в Мысли Невыразимой, дабы Она унаследовала Первый Ум, 5. который Она взяла, и упокоилась в Божественном Саморожденном, и родилась Сама таким же самым образом, как Она унаследовала также Логос Живой, 10. и объединилась со Всеми Нерушимыми, и пребывала в Уме Отца. И Она начала говорить Словом Жизни. И Она осталась перед Лицом 15. Возвышенного обнимать Того, Кого Она взяла (еще) до Дня Сотворения Мира, обладая Великим Умом Невидимого. И Она 20. воздает Славу Их Отцу и пребывает среди Тех... в Плероме и Она видит Плерому.

Настанут дни, (когда) Она пойдет 25. к Плероме, и не будет в убытке, так как есть у Нёе Четыре Святых Защитника, которые заступаются за Нёе перед Отцом 30. Всего. Это — Адамант, который

29.1. во Всех Адамантах, так как есть у Него Разумение Нории, которое говорит о Двух Именах, что Они составляют 5. Имя Единое».

(Норея. [Перевод: И. С. Егоренков.)

Также и Премудрость говорит:

«Не Премудрость ли взывает? и не Разум ли возвышает голос Свой?»

«Я, Премудрость, обитаю с Разумом и ищу рассудительного знания».

«У Меня Совет и Правда; Я Разум, у Меня Сила».

(Притчи Соломона 8, 1; 8, 12; 8, 14.)

Исус Христос — это Разум (Логос). (Флп. 116.)

Мария Магдалина — это Спутница Исуса Христа. (Евангелие от Филиппа, Флп. 55.)

«Пётр сказал Марии: «Сестра, ты знаешь, что Спаситель любил тебя больше, чем прочих женщин. Скажи нам слова Спасителя, которые ты вспоминаешь, которые знаешь ты, не мы, и которые мы не слышали».

Мария ответила и сказала: «То, Что Сокрыто от Вас, Я возвещу Вам это». и Она Начала говорить Им такие слова.

«Я, — сказала Она, — Я созерцала Господа в Видении (т.е. Видела Его, ср. Флп. 44). И Я сказала Ему: «Господи, Я созерцала Тебя сегодня в Видении».

Он ответил и сказал Мне. «Блаженна Ты, ибо Ты не дрогнула при виде Меня. Ибо Где Ум, Там Сокровище» (т.е. Разум).

Я сказала Ему: «Господи, теперь скажи: тот, кто созерцает Видение, — он созерцает душой [или] Духом? Спаситель ответил Мне и сказал: «Он не созерцает душой и не Духом, но ум, который между двумя, — и (есть) тот, который созерцает Видение...»

(Евангелие от Марии, 10.)

Когда Она (Мария) увидела Его (Исуса) в Том Месте (ср. Флп. 69), Она (т.е. Душа Исуса) стала Совершенной. (Ср. Евангелие от Филиппа, Флп. 44; 9.)

«Невозможно, чтобы некто видел что-либо из Вечного, если он не станет подобным Этому. В Истине не так, как с человеком, который в мире: этот видит Солнце, хотя он не Солнце, и он видит Небо, землю и другие предметы, не будучи всем этим. Но ты увидел Нечто в Том Месте — Ты стал Им. Ты увидел Дух — Ты стал Духом. Ты увидел Христа — Ты стал Христом. Ты увидел [Отца — Ты] станешь Отцом. Поэтому [в этом месте] ты видишь каждую вещь и [ты не видишь] Себя одного. Видишь же Ты Себя в Том [Месте]. Ибо [Ты станешь} Тем, Что Ты видишь».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 44.)

Гермес говорит:

«Однажды отделенная от тела и после того, как она (душа) подтвердила Набожность в Борьбе, состоящей в том, чтобы Знать Бога и Никому Не Делать Зла, — такая душа вся становится Умом. Но душа безбожная сохраняет свою собственную сущность и сама себя наказывает, ища тело земное, тело человеческое, чтобы войти в него...» (Герметический текст. «Ключ». Ср. Флп. 51.)

И ещё он говорит:

«...Души Богов суть Умы; что касается меня, то я говорю это не о всех Богах, но о Великих, Высших Богах». («Асклепий», 18 Б.)

«Каждая Душа (Изначала) имеет Благой Ум».

«Таково Вселенское Управление, зависящее от Природы Единого, где во Все Вещи проникает Ум (ср. Апокриф Иоанна, слова об Уме-Сотоварище). Ибо нет ничего более Божественного и Могущественного, чем Ум. Он соединяет Богов с Людьми и Людей с Богами. Он есть Добрый Демон; душа счастливая преисполнена Его, душа несчастная же Его лишена.

Тат. Что ты хочешь сказать, отче мой?

Гермес. Ты веришь, сын мой, что Каждая Душа имеет Благой Ум? Ибо именно о Таком Уме я говорю, но не о том, о котором я говорил ранее, уме-служителе, который Правосудием послан вниз (Менар: который состоит на службе у души и служит орудием Правосудия).

Душа без ума не могла бы ни говорить, ни действовать. Часто ум покидает душу, и тогда она ничего не видит, ничего не слышит и похожа на бессловесную тварь. Вот как велико могущество Ума. Но он не поддерживает души порочные и оставляет их привязанными к телу, которое тянет их вниз. Такая душа, сын мой, лишена ума, и в этом случае существо не может больше называться человеком. Ибо Человек — Существо Божественное, которое следует сравнивать не с земными животными, но с Существами Небесными, называемыми Богами. Или, скорее, не побоимся сказать правды, Настоящий Человек выше Их или, по крайней мере, равен Им.

Действительно, ни один из Небесных Богов не покидает Своего Круга, чтобы прибыть на Землю, тогда как Человек возносится в Небо и измеряет Его. Он знает То, Что Вверху, и То, Что внизу (ср. Флп. 69, Посл. эфес. 3, 15); он знает все в точности, и что еще более важно, что ему не обязательно покидать Землю, чтобы вознестись в Небеса — так далеко достигает его власть. И осмелимся сказать, что человек — смертный Бог, а Небесный Бог — Бессмертный Человек.

Итак, Всеми Вещами управляют Мир и Человек, а над Всем есть Единый».

(Герметический Текст. «Ключ», 23-25.)

Тимей говорит:

«Что касается Главнейшего Вида Нашей Души, то Её должно мыслить себе как Демона, приставленного к каждому из нас Богом; это тот вид, который, как мы говорили, обитает на Вершине Нашего Тела и устремляет нас от Земли к Родному Небу как Небесное, а не земное порождение; и эти наши слова были совершенно справедливы, [112] ибо Голову, являющую собою Наш Корень, Божество простерло Туда, Где изначально была рождена Душа, а через это оно сообщило Всему Телу прямую осанку.

b

Правда, у того, кто погряз в вожделениях или тщеславии и самозабвенно им служит, все мысли могут быть только смертными, и он не упустит случая, чтобы стать, насколько это возможно, еще более смертным и приумножить в себе смертное начало. Но если человек отдается любви к учению, стремится к истинно разумному и упражняет соответствующую способность души преимущественно перед всеми прочими, он, прикоснувшись к Истине,

c

обретает бессмертные и божественные мысли, а значит, обладает Бессмертием в такой полноте, в какой его может вместить человеческая природа; [113] поскольку же он неизменно в себе самом пестует Божественное Начало и должным образом ублажает сопутствующего ему Демона (δαιμονα), сам он не может не быть в высшей степени Блаженным (ευδαιμονα). Вообще говоря, есть только один способ пестовать что бы то ни было — нужно доставлять этому именно то питание и то движение, которые ему подобают. Между тем если есть движения, обнаруживающие сродство с Божественным Началом внутри нас, то это Мыслительные Круговращения Вселенной;

d

им и должен следовать каждый из нас, дабы через усмотрение гармоний и Круговоротов Мира исправить круговороты в собственной голове, нарушенные уже при рождении, иначе говоря, добиться, чтобы Созерцающее, как и требует Изначальная Его Природа, стало подобно Созерцаемому, и таким образом стяжать ту Совершеннейшую Жизнь, которую Боги предложили нам как цель на эти и будущие времена.

e

Вот мы, кажется, и покончили с той задачей, которую взяли на себя в самом начале: довести рассказ о Вселенной до возникновения человека».

(Платон. «Тимей», 90.)

Апостол Филипп говорит:

«Или в мире, или в Воскресении, или в местах Середины — да не оказаться мне в них! В этом мире есть и хорошее, есть и плохое. То, что в нем хорошее, — не хорошее, и то, что в нем плохое, не плохое. Но есть плохое за этим миром, что воистину плохо, что называют Серединой. Это — смерть. Пока мы в этом мире, нам следует приобрести себе Воскресение, чтобы, если мы снимем с себя плоть, мы оказались бы в Покое и не бродили в Середине. Ибо многие сбиваются с Пути (ср. Флп. 89; 64). Ибо хорошо уйти из мира прежде, чем человек сотворит грех».

(Евангелие от Филиппа, Флп. 63.)

Сократ говорит:

— «Значит, у кого нет опыта в рассудительности и Добродетели, кто вечно проводит время в пирушках и других подобных увеселениях, того, естественно, относит вниз, а потом опять к Середине, и вот так они блуждают всю жизнь. Им не выйти за эти пределы: ведь они никогда не взирали на подлинно Возвышенное и не Возносились к Нему, не наполнялись в действительности Действительным, не вкушали надежного и чистого удовольствия; подобно скоту они всегда смотрят вниз, склонив голову к земле... и к столам: они пасутся, обжираясь и совокупляясь,

b

и из-за жадности ко всему этому лягают друг друга, бодаясь железными рогами, забивая друг друга насмерть копытами — все из-за ненасытности, так как они не заполняют ничем действительным ни своего Действительного Начала, ни своей утробы [10].

— Великолепно, — сказал Главкон, — словно прорицатель, изображаешь ты, Сократ, жизнь большинства.

— И разве не неизбежно примешиваются к удовольствиям страдания? Хотя это только призрачные образы подлинного удовольствия, при сопоставлении с ним оказывающиеся более бледными по краскам, тем не менее они производят сильное впечатление, приводят людей в неистовство,

c

внушают безумцам страстную в них влюбленность и служат предметом раздора: так, по утверждению Стесихора, сражались под Троей мужи лишь за призрак Елены, не ведая Правды» [11].

(«Государство». Книга 9, 586.)

— «Стало быть, если вся душа в целом следует за своим Философским Началом и не бывает раздираема противоречиями, то для каждой ее части возможно не только делать все остальное по Справедливости, но и находить в этом свои особые удовольствия, самые лучшие и по мере сил самые истинные.

587

— Совершенно верно.

— А когда возьмет верх какое-нибудь другое начало (яростное или вожделеющее), то для него будет невозможно отыскать присущее тому удовольствие, да и остальные части будут вынуждены стремиться к чуждому им и не истинному.

— Это так.

— И чем дальше отойти от Философии (Мудрости) и Разума, тем больше это будет происходить.

— Да, намного больше».

(Платон. «Государство». Книга 9.)

Платон говорит:

Афинянин. «Не следует ли признать, что Душа, правящая Всем и во Всем обитающая, что многообразно движется, управляет также и Небом?

e

Клиний. Конечно.

Афинянин. Но одна ли [Душа] или многие? Я отвечу за вас: Многие. Ибо мы никак не можем предположить менее Двух — одной Благодетельной и другой, способной совершать противоположное тому, что совершает первая.

Клиний. Ты очень верно сказал.

Афинянин. Прекрасно. Итак, Душа правит Всем, что есть на Небе, на Земле и на Море, с помощью Своих Собственных Движений, названия которым следующие:

897

желание, усмотрение, забота, совет, правильное и ложное мнение, радость и страдание, отвага и страх, любовь и ненависть. Правит она и с помощью всех родственных этим и первоначальных движений, которые в свою очередь вызывают вторичные движения тел и ведут все к росту либо к уничтожению, к слиянию либо к расщеплению и к сопровождающему все это теплу и холоду, тяжести и легкости, жесткости и мягкости, белизне или черному цвету, к кислоте или сладости.

b

Пользуясь всем этим, Душа, восприняв к тому же поистине Вечно Божественный Ум, пестует Всё и ведет к Истине и Блаженству. Встретившись же и сойдясь с неразумием, Она ведет всё в противоположном направлении.

Что же, постановим ли мы, что все это так, или будем пока пребывать в сомнении, не обстоит ли это как-то иначе?

Клиний. Никоим образом.

Афинянин. Итак, какой Род Души признаем мы господствующим над Небом, Землей и Всем Круговращением: Разумный ли и Исполненный Добродетели или же не обладающий ни тем ни другим? Желаете ли вы, чтобы мы так ответили на этот вопрос...

c

Клиний. Как именно?

Афинянин. Чудак, скажем мы, ведь если Путь перемещения Неба, со Всем на Нём существующим, имеет природу, подобную Движению, Кругообращению и Умозаключениям Ума, если то и другое протекает Родственным Образом, значит, очевидно, дóлжно признать, что о Космосе в Его Целом печется Лучший Род Души и ведет Его по Наилучшему Пути.

Клиний. Правильно.

d

Афинянин. Если же [космос] движется неистово и нестройно, то надо признать, что это — дело злой души [23].

Клиний. И это верно.

Афинянин. Какую же природу имеет Движение Ума? Вот на этот вопрос, друзья мои, уже трудно разумно ответить. Поэтому справедливо будет, если я помогу вам в этом.

Клиний. Ты прав.

Афинянин. Подобно тому как те, кто среди бела дня смотрит прямо на Солнце, чувствуют себя так, словно кругом ночь, и мы не скажем, будто можем когда-либо увидеть Ум смертными очами и достаточно его познать.

e

Безопаснее мы усмотрим это, если станем взирать на Образ Того, о Чём нас спрашивают.

Клиний. Что ты разумеешь?

Афинянин. В качестве Такого Образа возьмем из десяти перечисленных нами видов движений То, к которому всего более приближается Ум. Я напоминаю вам Этот Вид и затем вместе с вами отвечу.

Клиний. Так будет всего лучше.

Афинянин. Мы помним, между прочим, как мы установили раньше, что часть предметов движется, другая же часть пребывает в Покое.

Клиний. Да.

898

Афинянин. В свою очередь часть движущихся предметов движется на Одном Месте, другая же часть носится по многим местам.

Клиний. Так.

Афинянин. То из двух этих видов движений, которое совершается на Одном Месте, по необходимости всегда происходит вокруг какого-то Центра, как некое подражание волчку. Оно-то, насколько это только возможно, во всех отношениях подобно и всего более близко к Кругообращению Ума.

Клиний. Что ты имеешь в виду?

Афинянин. Надеюсь, мы не покажемся плохими творцами словесных образов, если скажем, что Оба, и Разум, и совершающееся на Одном Месте Движение,

b

движутся наподобие выточенного волчка Тождественным Образом, на Одном и Том Же Месте, вокруг Одного и Того Же [Центра], постоянно сохраняя по отношению к Одному и Тому Же Одинаковый Порядок и Строй?

Клиний. Ты сказал очень правильно.

Афинянин. Точно так же разве не было бы сродни всяческому неразумию движение, никогда не совершающееся Тождественным Образом, в Одном и Том Же Месте, вокруг Одного и Того Же, — движение без определенного отношения к Одному и Тому Же [Центру], происходящее в беспорядке, без всякой последовательности?

Клиний. Сущая правда, это было бы сродни неразумию.

c

Афинянин. Теперь уже очень легко с точностью сказать, что раз Душа производит у нас Круговращение Всего, то по необходимости надо признать, что попечение о Круговом Вращении Неба и упорядочивание Его принадлежит Благой Душе. Или же Злой?

Клиний. Чужеземец, из сказанного сейчас вытекает, что нечестиво даже было бы утверждать иное. Нет, Такое Круговращение — дело Души, обладающей всяческой Добродетелью, одна ли есть Такая Душа или, быть может, Их Несколько.

Афинянин. Ты прекрасно понял мою мысль».

(Платон. «Законы». Книга 10, 896 Д — 898 С.)

Поэтому мир, лежащий во зле (1 Посл. Иоан. 5, 19), и Космос — это Две Разные Вещи. (Ср. Платон. «Государство». Книга 5, 476, «Тимей».)

Разумная Душа господствует над Небом (которое есть Космос).

Неразумная душа господствует в этом мире.

1.0x