Сообщество «Салон» 00:00 20 августа 2015

Ювелирный артист

Об Олеге Табакове говорят: "Эпоха". Эпоха " и лириков". Странная в своем роде эпоха. "Физики" шли "на грозу", в космос отправляли спутники, спускали со стапелей атомные корабли, а ажиотаж вокруг "лириков" казался делом наиважнейшим, завидным. Статусным даже. Политехнический музей с поэтическими вечерами, посиделки с бардами у костра, очереди в кассах "Таганки", "полузапрещенные" концерты Шнитке, запрещенный "Архипелаг ГУЛАГ" в самиздате, Международные кинофестивали как глоток свободы и ночи напролет на "кухнях". Paroles, paroles… под клубы дыма сигарет из "Березки", треск радио "Свобода", подбрасывания фишки игры в "Монополию".

17 августа Олегу Павловичу Табакову, Народному артисту СССР, художественному руководителю МХТ имени Чехова исполнилось 80 лет.

И это — событие. Культурологическое. Историческое. Резонансное. Как всегда в дни табаковских юбилеев...

Так было в счастливый для Олега Табакова год 60-летия (жена Марина Зудина подарила ему сына). Сцена МХАТа представила собой тогда большой праздничный стол. Табаков восседал за ним, и все три часа славословий-величаний вкушал с аппетитом различные яства, доводя до гротеска свою почти плотоядную страсть к жизни. Впрочем, та страсть давно стала достоянием театра. Все эти закулисные пересказы о шоколаде, вкус которого Табаков помнит еще со студенческих лет, о вкусе подливы, которую Табаков смачно так промокает мякишем хлеба и отправляет в рот, да потом еще острый нож — сердце в пятки проваливается — облизывает языком, о баночках-скляночках с вкуснейшей, по-домашнему приготовленной едой и конфектами, без которых ни одна репетиция немыслима, — все эти закулисные пересказы давно превратились в театральные байки, а театральные байки — в достояние театра...

И если все мы вышли из "Шинели" Гоголя, — очевидным было в тот вечер — то Олег Табаков из "Гаргантюа и Пантагрюэля" Рабле. Конечно, Рабле. Никита Михалков назвал Олега Табакова "великим артистом наших дней". И разве можно представить, скажем, "Обломова" Никиты Михалкова без Табакова? Без вот этого приторного на вкус обаяния лени, неги безделья, рефлексии, лежания на диване: нужен ли труд для преумножения своего богатства или такой бесполезен? — и мысли потом обрываются сладким сном, да так, что даже вдруг охватившее Обломова чувство к Оленьке Ильинской, дивной нежной душе, не в силах пробудить ото сна…

Так было в год 75-летия Олега Табакова. Юбилей тот стал главным светским событием, праздничным шоу, что растянулось года на два. Верно, тому был свой резон. Новость: Табаков модернизировал во МХАТе средства связи на 36,6 млн. рублей! под судом два его заместителя! — взбудоражила "всю Москву". Одни говорили: на воре шапка горит, другие — эффективный менеджер… И, как над анекдотом, смеялись: взойдя на кафедру художественного руководителя театра, Олег Табаков пообещал труппе прозрачность бухгалтерских отчетов, каждый месяц — пообещал — такие вывешиваться будут на доске объявлений театра… Страшно предположить даже, куда "скандалы, интриги, расследования" могли завести, — вот СМИ и создавали Олегу Табакову имидж небожителя, артиста, которому всё человеческое чуждо.

Так есть и в год 80-летия Олега Табакова. Снова он вызвал огонь на себя. В ответ на включение в "черный список" артистов, представляющих национальную угрозу для Украины, назвал украинцев "в каком-то смысле убогими", а представителей её интеллигенции во все времена, даже наилучшие, "на вторых и третьих позициях после русских". В условиях информационной войны, развязанной США против России, в условиях, когда макаревичи-земфиры машут жовто-блакитными флажками, приветствуя стирание киевской необандеровской хунтой городов Донбасса с лица земли, риторика Олега Табакова, знаменитости, народного любимца, 80-летнего старца, мудреца, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Либерал — вознегодовал. Патриот — возликовал. На следующий день Олег Табаков взял свои слова обратно, назвал себя человеком искусства, а метафору своей речи — туманной... "Вредители" чуть было не нанесли зубодробительный удар по его репутации.

Об Олеге Табакове говорят: "Эпоха". Эпоха "физиков и лириков". Странная в своем роде эпоха. "Физики" шли "на грозу", в космос отправляли спутники, спускали со стапелей атомные корабли, а ажиотаж вокруг "лириков" казался делом наиважнейшим, завидным. Статусным даже. Политехнический музей с поэтическими вечерами, посиделки с бардами у костра, очереди в кассах "Таганки", "полузапрещенные" концерты Шнитке, запрещенный "Архипелаг ГУЛАГ" в самиздате, Международные кинофестивали как глоток свободы и ночи напролет на "кухнях". Paroles, paroles… под клубы дыма сигарет из "Березки", треск радио "Свобода", подбрасывания фишки игры в "Монополию".

Олег Табаков — одна из знаковых фигур той эпохи.

Студентом третьего курса Школы-студии МХАТ он снялся в фильме "Саша вступает в жизнь" Михаила Швейцера. Юношеские томления на фоне колхозной жизни 50-х, фильм вышел в ограниченном прокате и вскоре лёг на "полку". Что же касается Олега Табакова, то дебют в картине распахнул ему двери в советский кинематограф. Роль Вальтера фон Шелленберга, руководителя политической разведки Третьего рейха, в сериале всех времен и народов "Семнадцать мгновений весны" обогатит советский кинематограф еще одной легендой. "Спасибо за то, что были добры, как дядюшка Вальтер, и дали возможность еще раз взглянуть на него", — будто бы Олег Табаков получил такую открытку от племянницы фон Шелленберга.

Выпускником Школы-студии МХАТ Олег Табаков заявил о себе в роли студента Миши в спектакле "Вечно живые", пьеса Виктора Розова, на сцене Студии молодых актеров под руководством Олега Ефремова. И стал одним из самых молодых сооснователей Студии, пылким, пламенным комсоргом-профоргом-парторгом. Вскоре Студия преобразовалась в театр "Современник".

Но что любопытно. Пройдут годы и годы… "Современник" заматереет, станет эмблемой "оттепели"… А Олега Табакова всё еще будут называть "розовским мальчиком". В плеяде талантливейших артистов: Евгений Евстигнеев, Олег Борисов, Иннокентий Смоктуновский, Георгий Бурков, Александр Калягин, etc., etc., — он займет своё особенное место. Чекист ("Достояние республики") с замашками барчука ("Неоконченная пьеса для механического пианино"). Жуликоватый кот Матроскин ("Каникулы в Простоквашино") с милейшей интонацией, с которой заговорила вся страна. Артист или человек с двойным-тройным дном?

Артист в России — больше, чем артист. В эпицентре любви, восторга, обожания, для публики он — носитель высочайших идеалов. Творец, который если и не опережает свое время, то одним из первых понимает его суть. Суть времени.

Был 1977 год. Олег Табаков с помощью начальника Бауманского РСУ Ю.Л. Гольцмана ("Википедия") заполучил бывший угольный склад на улице Чаплыгина. Подвал был превращен в "Табакерку", реплику ефремовской Студии, артистами которой стал первый выпуск мастерской Олега Табакова при ГИТИСе. "Программа обучения сильно отличилась от существовавшей в институтах театрального искусства, — ссылаюсь на ту же "Википедию" — табаковским "первенцам" досталось чтение "запрещенной" литературы". "Табакерка" — одно из модных мест Москвы, андеграунд, "подвальный нонконформизм" манил тогда, в пору "застоя" не меньше, чем виллы на Лазурном берегу поманят в "перестройку". Как следствие, подвал прорубил Олегу Табакову "окно в Европу". Одним из первых он выехал за малый и большой рубеж, освоился, заценил оскал капитализма. В качестве педагога, режиссера-постановщика работал в театрах Великобритании, Австрии, Дании, Финляндии, Австрии, США. На родине популярность Олега Табакова творила чудеса, одним звонком он решал проблемы с чиновником любого ранга. "Советское общество выработало в нем инстинкт выживаемости, пробиваемости, необыкновенную хватку", — написал в своей статье г-н Смелянский, "серый кардинал", идеолог МХАТа от "оттепели" до наших дней. "Лабиринты нашей совковой, а теперь и постсовковой норы он (Олег Табаков. — М.А.) знает наизусть и ориентируется в них с легкостью". Верно, и учителя были.

Позволю себе лирическое отступление. Вольно или невольно, но юбилей — всегда есть повод повспоминать, поэпикурействовать, испить до дна бокал "игристого" в колких пузырьках радости и почему-то грусти…. Тем более, юбилей Олега Табакова… увлекает память в 80-е, на которые пришлась моя юность, а юность — на МХАТ. Помню, театр давал премьеру "Так победим!", спектакль по пьесе Михаила Шатрова о Ленине. Один из спектаклей посетил генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев, ковролин в театре заблестел, как паркет в Георгиевском зале Кремля. Михаил Шатров: коммунист, наверное, автор "Ленинианы", — к служебному входу театра подъезжал в сверкающем, как снег на морозе, "мерседесе". И артист театра, рядовой, завидовал: "Нам бы так загнивать, как загнивающий капитализм". А вот Александр Гельман, собственной персоной. Автор сценариев и пьес о "передовиках производства", о "социалистической системе производственных отношений", Олег Табаков на сцене МХАТа играл в спектакле "Скамейка" по его пьесе году так в 1985-м. Известие о том, что по рекомендации генерального секретаря КПСС Михаила Горбачева избран членом ЦК КПСС, застало Гельмана в Калифорнии. Здесь, в университете Пепердайн, он читал лекции. Вернулся в СССР, оперативно вышел из ЦК КПСС и вошел в состав оппозиции, Межрегиональной депутатской группы, которую возглавил Сахаров, а после его смерти — Ельцин… Одни торговали идеологией, а когда речь заходит об Олеге Табакове, то говорят: "торговал лицом". "Это раньше у нас искусство было хорошим, да жизнь плохой" — одна из сакраментальных фраз артиста. И нет вопросов: почему в 91-м самыми популярными "борцами с режимом" оказались самые неподходящие для роли "борцов" эстрадники и артисты.

А дальше… "Времена", дамы и господа!

На пересечении улиц Чаплыгина с Макаренко, в двух шагах от "Табакерки", стоит массивное четырехэтажное с пятым этажом-мансардой здание конца XIX века. В 2010 году Олег Табаков открыл здесь Театральный колледж имени себя, государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования. В марте 2015-го — заложил первый камень в основание филиала МХТ имени Чехова в Коломенском, в Южном административном округе Москвы. В решении задачи: окультурить пространства, перевести театр из сферы культуры в доходное место, — Олег Табаков не знает себе равных. Одним из первых выступил против затеи: снять театры по примеру больниц, поликлиник с госфинансирования. 48 млн. 297 тыс. рублей — таков доход Олега Табакова за прошлый год согласно декларации. "Забудьте, что театр — храм! Театр — фабрика развлечений!" — постулировал Олег Табаков, еще вступая в должность художественного руководителя МХАТа имени Горького, который переименует в МХТ имени Чехова, чтобы "академизм" глаза не мозолил. И: наша задача — развлекать!

И МХТ развлекал! Клюквой антисоветчинки, перцем матерщины, пятью часами ада — погружением в город Скотопригоньевск, в "атмосферу русской жизни" с "гомосексуальностью всякой нехорошей" — якобы по роману Достоевского "Братья Карамазовы". МХТ теперь — авангард плюрализма, толерантности, комплекта новых ценностей, потребитель которых — новый мир. Мир новой элиты, мир бобо — богемной буржуазии, для которой корчи вульгарности и патологии — wow!

Но вот уж новый тренд. Гомосексуальность — уже всякая хорошая, сам Керри заверил: огнем и мечом распространять будет по всему миру. Баварская опера, как образчик, даёт премьеру "Дочери Иеффая", афиша к спектаклю так выглядит. Группа пышногрудых фемин с распущенными волосами и мужским половым органом. И надпись: "Если бы у бабушки было кое-что, она была бы… звездой Баварской государственной оперы!"

Есть о чем задуматься, не правда ли?

В контексте официального письма Олегу Табакову от королевы британской с поздравлением с 80-летием — особенно (фрейлина британского двора предложила Олегу Табакову для постановки свою пьесу "Юбилей ювелира", Олег Табаков предложение принял, осуществил, роль Ювелира — монаршья сила, или мягкая? подарок судьбы).

Ждем теперь репоста афиши к "Дочери Иеффая" на фасаде МХТ имени Чехова, где-нибудь между ресторанами "Чехов" и сына Олега Табакова, Антона, — как дополнительными средствами дохода… Не может не появиться. И долгая, как дорога в дюнах, история взлёта и осквернения истории Художественного театра подойдет к своему логическому завершению. Олег Табаков в истории этой — явление не постороннее. Народный артист СССР, с орденом "За заслуги перед Отечеством" в петлице, орденом Почетного легиона на шее, адресом британской королевы в кармане, он еще скажет своё слово. Обязан будет сказать.

Фото Владимир Родионова. Всегда рядом с властью. Борис Ельцин и Олег Табаков. (1998)

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

Cообщество
«Салон»
21 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
14 апреля 2024
Cообщество
«Салон»
1.0x