Сообщество «Форум» 00:11 7 ноября 2020

Связь времён. Шкань сюлмавкст

…Сказывают, Иненармунь-птица Семь яиц снесла, птенцов взрастила, Над берёзой белою им виться – Древо жизни корни вглубь пустило.
7

– Эрзя, мокшо где-когда возникли? –
В детской голове вопрос витает,
Ищет младший брат ответы в книге,
В небе, под землёй, ручей пытает…

…Бог Инешкипаз на белом камне
Плыл по морю, землю созидая.
Все на свете рук его делами
Создано: от недр земных до рая.

Человек из белой глины слеплен,
Ава – спутница, ему поддержка.
Словно Боги – лик эрзянский светел,
Постарался Бог-творец Инешке!

Душу Паз вдохнул в людское тело:
Разум, чувства – совести порука!
Бог Инешке знает своё дело:
Без души плоть не имеет Духа.

…Сказывают, Иненармунь-птица
Семь яиц снесла, птенцов взрастила,
Над берёзой белою им виться –
Древо жизни корни вглубь пустило.

Семь богинь на белый свет явились,
Бог Инешке ниспослал им милость:
Первою явилась Норовава –
Будет урожай в полях на славу,
Вылупилась следом Масторава –
Силой наливается держава,
Третьей вырвалась на свет Вармава –
Чтоб ветрами властвовать по праву.
Из яйца проклюнулась Вирява –
Защищать священную дубраву,
Следом, пятою, спешит Велява –
В городищах править величаво,
Из яйца шестого жди Кудаву –
Лад хранить домашний по уставу,
Наступил черёд и Кардаз-Сярко –
Добрый двор приветствует хозяйка.

Поселив на Раве человека,
Завещал Бог дружно жить с сохою,
На земле трудиться век от века,
Лишь с ордою биться кочевою.

Тюшти век – столетье золотое,
Масторава крепла, расширяя
Городищ границы, множа вдвое
Древний ареал родного края.

Гунны, тюрки, половцы, татары –
Кочевой орды набеги чаще…
Эрзя защищала Мастораву –
Тверди строила в дремучей чаще.

В книгах ты о том прочтёшь едва ли,
Из сказаний лишь та быль известна:
Города эрзянские пылали –
Сожжены Казань, Рязань и Пенза.

С чёрною ордой сражались стойко
И врагов мечом стальным встречали.
Билась насмерть русь Пургаза: войско
Кровью красной обагрило дали…

Век двадцатый на беду богатый:
Две войны – две мировые бойни.
В Шар Земной зарыты – спят солдаты…
Подвиг прадедов, братишка, помни!..

Пусть минуют Мастораву войны,
Детвора счастливая смеётся,
Пусть родным утраты незнакомы,
Пусть всегда и всем сияет Солнце!


Стихотворение написано в ответ на одноименное стихотворение Марины Слугиной «ШКАНЬ СЮЛМАВКСТ»:

двойной клик - редактировать изображение



– Косто саевсь эрзясь, мокшось, леляй?
Те кевкстемась эйденть прясо вели,
Вешни каршо валонть книганть эйстэ,
Коштсто, мода потсто, домка лейстэ…

Келя, алыякшнось Иненармунь
Колмо алт... Эрямо пувась Варма...
Ведесь, Виресь максокшность эрямо.
Мейле Модась васты ломань самонть…

Сы ломанесь — ушоды тюреме,
Тюштянь пингстэ саезь — тандалеме…
Кода кармасть каштан ломань шкатне,
Истя молить верень валоматне!

Ламот ёмасть Пургаз лелянть шкасто,
Зярдо кежей хантнэнь каршовастозь,
Тюрильть псистэ раужо орданть марто,
Ятонть каршо весе виенть стявтозь.

Комсеце жо пингесь — ванькс куломат,
Тозонь кадовсть ламо тиринь ломанть,
Кавто ине тюрематне тосо
Тёжа рунгот ичесть мода потсо…

Вай, илязо велявто торпингесь!
Илязо сода эйкакшонь пингесь
Тиринь ломанензэ стака ёмавкст,
Кадык азарсь шкадонть содыть сёрмат…

Комментарии Написать свой комментарий
7 ноября 2020 в 02:59

Очень лирично. Просто визуальная антропология, неизведанный пласт нашей культуры. Пытался вчитаться и вслушаться в незнакомый текст. Спасибо вам ха эту перекличку. Извиняюсь. но точно требуется какой-то авторский комментарий, погружение в тему. Пусть в один абзац. Ну, хотя бы как устроен весь пантеон.

7 ноября 2020 в 12:30

Пантеон возглавляет Инешкипаз, творец мира и человека, создатель обычаев, традиций и законов жизни, источник добра и света, покровитель и строгий судья человека в его делах, поступках и помыслах. Дословный перевод имени Бога: ИНЕ = ВЕЛИКИЙ, ШКА = ВРЕМЯ, ПАЗ = БОГ. В моей интерпретации: Бог Великого Времени (времени созидания)

Антипод Инешкипаза - Идемевсь (Чёрт), олицетворяющий зло и тёмные силы, источник бед и несчастий на Земле.

Второе по значению и статусу божество - Анге-Патяй, жена Инешкипаза, богиня-мать, богиня судьбы и красоты, покровительница любви и брака, защитница женщин. Анге-патяй создана силой желания Инешкипаза из пены морской:
– Солнце и вода, совокупитесь,
Жизни дать начало не скупитесь!
Анге, Ава-женщина, рождайся,
Пеною морской на свет являйся!
(отрывок из сказания "Анге", перевод мой)

У Инешкипаза и Анге рождаются дети:
Верепаз- бог вселенной,
Пурьгинепаз - бог грома, дождя и войны, враг нечистой силы, отец царя Тюштяна, основателя эрзянской государственности;
Веленьпаз - бог поселений, покровитель социальных отношений;
Масторпаз - бог Земли, производительных сил земли;
Кастарго - богиня мудрости;
Везорго - богиня красоты;
Ведява - богиня воды, покровительница женщин и деторождения

Семеро детей голубоглазых
Радуют отца Инешкипаза.
Четверых сынов: от Бога – Боги,
Стройных дочерей трёх, яснооких,
Анге родила Инешкипазу,
Повинуясь мужнину наказу.
Первенец – Всевышний Бог Вселенной,
Верепаз рассудит всех отменно.
Следующий сын – Бог грозный Грома,
Наречен Пурьгинепаз резонно:
Вызывать не стоит вспышек гнева –
Искры молний ниспошлет он с неба.
Третий сын – рачительный хозяин,
Веленьпаз в делах всегда исправен,
Сельские заботы и волненья –
Основной удел его правленья.
Масторпаз – четвертый сын, желанный,
Бог Земли, цветущей, первозданной.
Первая из дочерей – Кастарго,
Мудрости Богиня, метит ярко
Знаний светочем земные кущи,
Освещая к цели путь ведущий.
Средняя из дочерей – Везорго,
Перед дивной красотой восторга
Не сдержать, её боготворите
И Богиней Красоты зовите.
Младшая из дочерей – Ведява,
Не ступает, а плывет, как пава,
Покровительница вод, течений,
Рек, морей, озёр – без исключений.
(отрывок из сказания "Анге", перевод мой)

Затем Инешкипаз создаёт человека-эрзю, хозяина земли, предназначение которого заключается в созидательном труде. Для этого он наделяет его душой и разумом. Человеку для счастливой и полной жизни, для продолжения рода Бог создаёт спутницу-женщину Аву.

Иненармунь - божественная птица, исполнительница поручений Инешкипаза.

По просьбе эрзян Инешкапаз создаёт Богов-держателей/Богинь-держательниц, отвечающих каждый за свой ареал (основные перечислены в стихотворении - это точный поэтический перевод отрывка из эпического сказания "Рождение Богов"):
Норовава - богиня урожая и хлеба.
Масторава - богиня эрзянской земли, страны, покровительница народа, хранительница всего живого на земле, Родина.
Вармава - богиня ветра;
Вирява - богиня леса;
Велява - богиня поселений;
Кудава - богиня дома;
Кардаз-Сярко - хозяйка двора;
Мекшава - богиня пчёл и пчеловодства;
Комлява - богиня вина, праздников, веселья;
и т.д., и т.п.

Всего в пантеоне 77 богов (в эпосе так сказано, я не считала, но и в самом деле их очень много. Например, есть даже Банява - матушка-хозяйка бани).

С моими поэтическими переводами эпических эрзянских сказаний на русском языке можно познакомиться при желании по ссылке: https://stihi.ru/avtor/tatianarot&book=7#7

7 ноября 2020 в 03:01

А вот этот рисунок сопровождении - это фольклор , или стилизация. Те символы. что заложены - огнегривый конь, свастика и т.д.?

7 ноября 2020 в 11:47

Это работа художника Николая Владимировича Рябова, хранится в МРМИИ им. С.Д. Эрьзи, Мордовия, г.Саранск. Символы должны быть понятны: солярные знаки, священные животные, священные дубравы, земледельческие традиции эрзян - осёдлого народа на своей исконной земле Мастораве. Масторава=Родина. Это центральная фигура, основа креста. Крест - и солярный знак, и одновременно выступает в значение "судьба", указывая на земледельческие традиции эрзян. Большое количество женских фигур указывает на то, что народ эрзя появился в эпоху матриархата, отсюда и богини-матушки, отвечающие каждая за свою область. Женское материнское, плодородное начало эрзянами особо почиталось и было незыблемым. Конь - священное животное, также особо почитаемое эрзей. Перед битвами эрзяне молились в священных дубравах, считалось, что именно дуб придавал воинам силу и мужество, поднимал воинский Дух. Об этом - нижняя правая часть работы. В нижней левой части - качели и сюлгамо: ничто человеческое не чуждо эрзянам, они любили не только трудиться, но и отдыхать и наряжаться. Эрзянские сюлгамы находят в множественном количестве в древних могильниках междуречья Волги (Рава) и Оки. Это моя интерпретация.
Сайт художника: http://ryabov.tilda.ws/
Если удастся, расспрошу подробней у самого Николая Владимировича, какой смысл он вкладывал в каждый из изображенных образов. Тогда напишу детально.

7 ноября 2020 в 08:18

Присоединяюсь. Лирично и в книгах действительно, вряд ли об этом прочтешь.

7 ноября 2020 в 12:47

Спасибо!

8 ноября 2020 в 05:13

Татьяна, спасибо за все ответы. Очень ценно!! Много познавательного, много в перекличке культур. Нет, это даже не перекличка, это какой то перекресток дохристианских культур. Творите еще! Для коренных народов России ваш опыт литературного осмысления, жизненно важен.

1.0x