Американская группа компаний Vanguard является одним из крупнейших в мире объединением паевых инвестиционных фондов, распоряжается капиталом в размере около 3 триллионов долларов и управляется коллективным субъектом, которого сразу непросто обнаружить.
«Вэнгард» исповедует консервативную корпоративную культуру и предлагает своим клиентам сравнительно более низкую доходность по долгосрочным вкладам и значительно более низкую стоимость их обслуживания. Эти деловые принципы позволили «Вэнгард» успешно пройти Великую депрессию 30-х годов и, возможно, удержат компанию на плаву в нынешний кризис. Но не только они.
Заметные связи руководства корпорации «Вэнгард» с религиозными общинами штатов Пенсильвании и Нью-Джерси указывают на связь «Вэнгард» с католическо-иезуитскими кругами Западной Европы, которые переместились в Северную Америку после наполеоновских войн и Французской революции 1848 года. Именно это прошлое компании позволяет ей открыто и настойчиво предлагать не только деловую, но и ценностную альтернативу финансовому проекту «Уолл-стрит».
Предыстория
The Vanguard Group была основана в 1975 в Филадельфии под управлением Джона Богла, американца с шотландскими корнями и дипломом Принстонского университета. Компания представляет собой фонд, объединенный из нескольких паевых инвестиционных фондов, а точнее так называемый “индексный фонд” (об этом ниже). «Вэнгард» была построена на фундаменте другого филадельфийского ПИФа - The Wellington Fund, и эта история требует отдельного упоминания.
Как известно, первичное накопление капитала всегда представляет собой загадку. Не обошлось без загадки и здесь. К началу 1929 года потомок валлийских квакеров, 31-летний бухгалтер из Филадельфии Уолтер Морган собирает среди своих родственников и знакомых 100 000 долларов (сегодня это примерно $1,36 млн) и создает сбалансированный паевый инвестиционный фонд под названием Industrial and Power Securities Co. Это был не первый американский ПИФ, но особенностью фонда Моргана стало то, что он умело сбалансировал вложения в акции и в долговые обязательства, и это помогло вкладчикам избежать потерь во время кризиса за счет разного изменения стоимости активов.
Логично предположить, что кто-то таким образом спасал свои сбережения накануне Великой депрессии. И не прогадал: к середине 30-х годов управляемый фирмой капитал достигает 1 миллиона долларов, и тогда же Морган дает фонду новое название The Wellington Fund - по имени герцога Веллингтона, английского полководца и политика с ирландскими корнями. Последний известен не только разгромом Наполеона при Ватерлоо, но и как активный лоббист билля о реабилитации католиков в Англии и одновременно как жесткий противник аналогичной реабилитации евреев.
Wellington Fund и управляющая активами этого фонда компания Wellington Management Company Моргана продолжили уверенно развиваться. В 1943 году в управлении WMC уже 10 миллионов долларов, в 1949 году преодолена планка в 100 миллионов, в 1959 году - миллиард, в 1965 - 2 миллиарда долларов. В конце 60-х Морган выходит на пенсию вместе со своим постоянным финансовым советником Майклом Робинсоном, выпускником частного иезуитского Университета им. Святого Иосифа, который был основан в Филадельфии Орденом Иезуитов в 1851 году, причем Морган регулярно отчислял пожертвования этому университету и пользовался там большим уважением. Сегодня университет состоит из колледжа и бизнес-школы и предлагает различные курсы в традиции liberal arts.
Рождение группы «Вэнгард»
Джон Богл пришел в компанию Моргана в 1951 году, поводом для решения о найме послужила принстонская дипломная работа Богла о ПИФах. В середине 60-х Джон Богл становится управляющим партнером Wellington Management Company. Тогда компания вступает в сложный финансовый период, и в 1967 году руководство принимает решение о покупке бостонской инвестиционной фирмы Thorndike, Doran, Paine and Lewis, Inc., которая управляла капиталом фонда Ivest. В конце концов, в 1975 году на платформе этих двух фондов появилась The Vanguard Group, названная в память о флагманском корабле флота адмирала Нельсона в сражении против наполеоновских войск при Абукире.
Компания очень успешно прошла 80-е годы, и к середине 90-х управляла через все свои подразделения уже 132-миллиардным капиталом. В 1996 году исполнительным директором «Вэнгард» вместо Богла становится его 40-летний заместитель Джон Джозеф Бреннан, выпускник Дартмутского колледжа и Гарвардской школы бизнеса, который работал в компании с 1982 года. В это же время компания расширяет представительство в мире: к американскому и британскому офисам добавляются филиалы в Сингапуре, Токио, Сиднее, затем в Гонконге и Пекине. В 1998 году «Вэнгард» занимает второе место в мире среди ПИФов по размеру капитала и уступает только Fidelity Investments.
В 2008 руководство компании меняется в весьма характерном стиле: преемником Бреннана становится выпускник тоже Дартмута и тоже Принстона Уильям МакНабб, проработавший в компании с 1986 года. Сегодня Бреннан остается почетным председателем и главным советником «Вэнгард», занимает руководящие посты в ряде страховых и инвестиционных компаний и входит в попечительский совет католического Университета Нотр-Дам из международной Конгрегации Святого Креста.
Корпоративные принципы управления
«Вэнгард» была изначально задумана как индексный фонд - инвестиционная компания, которая вкладывает капитал своих клиентов в активы других компаний пропорционально их доходности и меняет (индексирует) структуру своих вложений в зависимости от ситуации на рынке. Поэтому «Вэнгард» присутствует в капитале почти всех крупных мировых компаний: Apple, Google, Visa, Phizer, Halliburton, Lockheed Martin, - назовите другую компанию из списка S&P 500 и вряд ли ошибетесь. Упрощенно говоря, вложения «Вэнгард» в компании из S&P 500 пропорциональны доле этих компаний в самом индексе S&P 500. В основе своей, это и есть принцип сбалансированного управления капиталом, который успешно испытал в 30-е годы основоположник компании Морган и усовершенствовал Богл.
При МакНаббе в 2014 году «Вэнгард» перешагнула 3-триллионный порог капитала в своем управлении и стала крупнейшим объединенным ПИФом США. Компания состоит из 160 фондов внутри страны и 120 за рубежом, персонал насчитывает около 14 000 человек, а число клиентов в общей сложности составляет около 20 миллионов пайщиков: от рядовых граждан с пенсионными вкладами до капиталов крупных организаций.
«Вэнгард» всегда публично подчеркивает свой консерватизм и отличие от спекулятивного и высокорискованного рынка Уолл-стрит. Как пошутил однажды сын Джона Богла на юбилейном вечере отца, жизненное правило Богла старшего могло бы звучать так: «Заберите деньги у Голдман Сакс и...» Шутка была встречена аплодисментами, но так и осталась незавершенной. Сам Богл написал несколько работ о культуре инвестирования, в том числе в кризисном 2008 году издал книгу с говорящим названием «Хватит! Подлинная мера денег, бизнеса и жизни», в которой подробно критикует деловые принципы управления банками вроде Citigroup, Merill Lynch и других крупных проектов Уолл-стрит.
Недоверие к рискованным краткосрочным финансовым спекуляциям является корпоративным принципом, унаследованным «Вэнгард» еще от фонда Wellington. Действующий глава компании Уильям МакНабб прямо говорит, что «Вэнгард» не рассматривает себя как часть Уолл-стрит и сосредоточена на долгосрочном обслуживании сбережений людей на протяжении всей взрослой жизни от колледжа до выхода на пенсию под сравнительно низкие, но зато более безопасные проценты. Например, средняя стоимость операционного обслуживания вкладов в фондах «Вэнгард» в 2014 году составила 0.18% от совокупного капитала при том, что средняя стоимость обслуживания на рынке составляет более 1%.
Таким образом, руководство компании управляет и своими собственными деньгами, в отличие от посторонних наемных менеджеров в стиле Уолл-стрит, чьи многомиллионные гонорары также повышают риски на рынке капитала. Напротив, топ-менеджеры «Вэнгард» выбираются из своих же сотрудников, которые проработали в фондах группы не один десяток лет. Кроме “принстонской” линии хорошо виден католический родовой признак кадровой политики «Вэнгард»: 4 из 12 человек в действующем высшем руководстве компании проходили обучение либо в иезуитском Университете Святого Иосифа, либо в католическом Университете Нотр-Дам.
Илл. Печать иезуитского колледжа им. Святого Иосифа в Филадельфии