Авторский блог Александр Балтин 15:32 21 августа 2025

Световая мощь Валентина Сорокина

Жарок июль: подходя к концу, словно концентрирует тему жара…

Жарок – и 25 день июля – день рождения Валентина Сорокина: монументального поэта, словно и всегда жившего: жаром дара и любви, полнотою неравнодушного сердца, глубиной патриотизма: когда, словно сливаясь с Родиной, он ощущал её, как величайшую тайну и великую формулу судьбы…

Поэт ушёл в вечность, постепенно во всё увеличивающейся перспективе становится понятен масштаб его; он чтим, он популярен среди военных: людей, как правило, созданных по суровым правилам жизни, но именно поэзия Сорокина востребована в военной среде – о чём хорошо пишет Борис Сомов в статье «Маршалу русской речи», опубликованной на сайте Анна-ньюс.

Лето – с его жарой и отдохновением – не лучший сезон для литературных мероприятий, тем не менее, прошли они в Зилаире и Сибае: вечера, посвящённые творчеству Валентина Сорокина; в Башкирии начинается увековечение его памяти: Централизованная библиотечная система Зилаирского района будет носить имя Валентина Сорокина.

…пока могучие произведения поэта живут своею жизнью, облучая пространство и сердца людские: во многом – страхуя оные от обрастания жиром или ороговения.

Метафизические крылья правды трепещут над нами: разворачивается поэма «Две совы».

Уже начало её – по звуку и смыслу, даже по объединению – звуко-смысла – вибрирует такое мерой правды и красоты, что завораживает многим: от звукописи до романтизма по отношению к женщине: рождающей миры жизни:

В стихиях жизни, бедами безмерной,

Одно тебе давалось навсегда:

Не ветреною быть,

А трижды верной,

Когда взойдет любви твоей звезда.

Ты женщина, и все огни-планеты –

У ног твоих,

У берегов твоих.

Логичная безмерность бед в стихиях жизни, не отменяет сияния и силы оной, а в поэзии Сорокина, проявлявшейся и трагизмом, никогда не было месту унынию.

Ритмы поэмы играют, но совершенно всерьёз, предлагая необычность мировидения, отливающую золотом тайны:

Я размышляю о насущном хлебе –

О верности – под звездами Москвы

И вижу: не луна пылает в небе,

А золотая голова совы…

Поэма – повествовательна и сюжетна, постепенность её развития соответствует сказовому ладу речи: о! здесь размах былин, великолепного эпоса, хотя всё вращается вокруг современности: всегда условной, увы, ибо слишком быстро прогорая, превращается в былое.

Стихи поэмы теперь свидетельствуют ныне о нём.

Произведение пропитано субстанцией любви: живописуется альфа чувств: полнозвучно, с огнём метафор, с пониманием, что любовь, слишком часто пересечённая страданием, сущностное испытание человека: не только плеск наслаждения:

Из глубины, из недровой, сердечной,

Из нашей, затаенно-родовой,

Как маков цвет,

Как голос человечный,

Как добрый дождь – по свежей мостовой.

Тот цвет – любовь,

Тот голос – ожиданье,

Тот дождь – отдохновение души.

Любовь – высококрылое страданье,

Заря в непроницаемой глуши.

Двумя строчками поэт может живописать пейзаж: так точно и красиво, и остро входящий в определяемое слово эпитет золотится ювелирной находкой:

Дождь за окном.

Гудка разбойный свист.

И, будто прозревая глобальность чувства, Сорокин показывает: насколько и аура земли, световая голубая её сущность, сплетена из волокон любви:

Когда ты любишь – столько удивленья

В тебе, вокруг

И в каждом, кто с тобой;

Когда ты любишь – пламень обновленья

Трепещет над планетой голубой.

Трагические изломы рассекут, располосуют тело поэмы, не нарушая, разумеется, целостного впечатления от оной: боль любви, возрастание возраста проступят так:

Не серыми, а страшными, седыми

Очами, как лучами, до меня

Достала и спросила:

– Видишь или

Забыл, что без тебя скитаюсь я,

А мы с тобою молодыми были

И честными,– где молодость моя?

Времени гул густеет, поэт, словно чувствуя его, показывает самую суть – уносящегося, непостижимого, и суть эта становится яснее – через эпитеты даже, через эти врезающиеся в память «седые очи»…

Мистика словно покрывает поэму Сорокина тончайшей янтарной плёнкой: через которую вспыхивают и мерцают самородные слова:

Не жизнь, а сон, и я себя из детства

Веду по сну от мамы и сестер.

Ах, память, память, никуда не деться,

Я голос твой в сознании не стер.

У поэта – крупные слова.

Крупные, неразменные, каждое словно, прежде, чем вложить в смысловую ячейку поэмы, рассматривает на солнце духа, и никогда не ошибётся с выбором.

Голос Сорокина густ - как мёд, как вода в тугой, сильной течением реке.

Рыцарское отношение к женщине завораживает: в противовес обыденности нашего, легко и пусто порхающего в этом плане времени:

И я пошел, признанием увенчан,

И женщины встречали на пути,

И проходил я к женщинам

От женщин,

С огнем благодарения в груди.

Долг вибрирует световою мощью, наполняя ритмы сложно развивающейся, разные полюса и планы включающей в себя поэмы:

И я пошел, признанием увенчан,

И женщины встречали на пути,

И проходил я к женщинам

От женщин,

С огнем благодарения в груди.

Величие вселенной отразил в поэме «Две совы» Валентин Сорокин: и сложность бытования на земле, и необходимость чести и честности, и разнообразие земли русской: Урал и море, Кавказ и Москва становятся своеобразными персонажами словесно-архитектурного построения.

Поэма – именно архитектурна: но здесь – сочетание разных стилей: и строгий классицизм, и ноты конструктивизма, и даже рококо проступает в орнаменте разной длины строк.

Она завершается печально – поэма «Две совы»:

И мне легко представить за годами

В пустыне, где не щелкнут соловьи,

Бредут твои, забытые, рядами,

А вслед за ними – тянутся мои:

Бредут, бредут, несчастные, по зною,

Ни дум у них, у призраков, ни тел.

Что сделали с тобою и со мною,

Ведь я любил,

Я честным быть хотел!..

Но в печали этой – столько света и сострадания, столько мудрого тепла; да и само звучание произведения, вся его смысловая оснастка столь возвышают душу: что и печаль как будто – есть преодоление печали…

В поэзии Валентина Сорокина, включившей в себя всё важное в жизни человека, истолкованное по-своему, россыпью вспыхивают мистические звёзды: россыпью грустных вариаций судеб со стремительностью постижения сути оных.

Загорается «Лунный крест»:

Горе в дому, не смех.

Думаем об одном.

Снег, серебристый снег

Падает за окном.

Белый лежит покров

На пол-России аж.

В звёздах иных миров

Сын затерялся наш.

Белая мать сидит.

Ночь.

И глаза, глаза!..

Молится и глядит

Долго на образа.

Сама гармония, нежная напевность стиха исключает какое бы то ни было поражение: и белизна, всегда символизирующая чистоту, соединяется здесь с правдой, которой слово – весь мир перетянет.

Мир, столь искажённый и искривлённый в последние десятилетия, что подлинный поэт не мог предаваться праздным словесным забавам.

Собственно, Сорокин никогда им и не предавался, всегда оставаясь в пределах корневых тем.

Бесконечность любви – в данном случае к родной земле, к прекрасному её разнообразию, овеянному величием – одна из основных тем поэта:

Не смогу разлюбить, хоть убей,

Потому что родился не чёрствым,

Эту

синюю

сонность

степей,

Эти звёзды, берёзы и вёрсты.

Не чёрствым – горячим всегда был; горение поэта, градус оного – велики, именно на тотальном горении, сжигании себя ради стиха и строилась прекрасная жизнь Валентина Сорокина.

1.0x