Полторы минуты этого полёта теперь можно разбирать буквально по секундам — экипаж смог справиться с управлением и посадить самолёт с практически отказавшими двигателями на кукурузном поле возле аэропорта Жуковский. Причина катастрофы — столкновение с птицами. Пилоты — герои, экипаж сделал всё, как учили. Все спасены. Указом Владимира Путина пилотам вручены звёзды Героев России, бортпроводникам — ордена Мужества.
Однако, как учили нас в детстве, у любой аварии на кухне есть имя, а у синяка под глазом — и фамилия обидчика. Кто же виновен в том, что в непосредственной близости от оживлённого Жуковского птиц оказалась столь много, что они буквально забили двигатель своими телами?
Давайте посмотрим в интересный документ, называющийся «Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации». Сначала откроем его первую редакцию, принятую в апреле 2010 года. Там мы увидим интересный пункт 58, вводящий понятие «приаэродромной территории». Согласно правилам, она определяется, как круг в 30 км с центром в контрольной точке аэропорта, дополнительно к этому для аэропортов фиксируются полосы воздушных проходов, по которым идёт взлёт и посадка воздушных судов — шириной в 15 км.
Согласно прошлой редакции правил, в пределах приаэродромной территории запрещается проектирование, строительство и развитие городских и сельских поселений, а также строительство и реконструкция промышленных, сельскохозяйственных объектов, объектов капитального и индивидуального жилищного строительства и иных объектов — без согласования со старшим авиационным начальником аэродрома. Отдельным пунктом 59 было прописано ещё одно требование — на таком же удалении от контрольной точки аэродрома было запрещено размещать объекты выбросов отходов, проводить строительство животноводческих ферм, скотобоен и других объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц. Ну и наконец, пункт 60 — на приаэродромной территории запрещается строительство объектов высотой 50 м и более относительно уровня аэродрома, запрещено строительство ЛЭП и источников радио- и электромагнитных излучений, которые могут создавать помехи для работы радиотехнических средств самолётов, не допускается возведение ещё нескольких категорий других опасных для авиации объектов. Казалось бы — всё ясно, да?
Но если открыть последний вариант редакции «Правил», принятый правительством России в 2017 году, то, что мы увидим? Да, вы догадались — пункты 58-60 признаны «утратившими силу». Что же произошло? Небоскрёбы перестали представлять опасность для самолётов? ЛЭП теперь не создают помехи? Или, не дай бог, чайки и вороны стали исключительно вегетарианцами — и больше не интересуются столичными свалками, предпочитая гнездиться минимум в 200 километрах от МКАДа? Нет, конечно же, ничего этого не произошло.
Ответ, как нам представляется, достаточно прост и, одновременно — печален, если проецировать его на вопрос безопасности полётов. Круг диаметром в 60 км — это ведь не только воображаемая линия на карте, но и 2800 км2 не просто «золотой», а уже, пожалуй «платиновой» или «бриллиантовой» земли вокруг российских мегаполисов, которая попадала внутрь запретной зоны. А в зоне, неожиданно — ни бетонный человейник на 30 этажей не воткнёшь, ни удобную свалку не организуешь. Обидно, да? Разлетались тут всякие в небе, а нам ведь на земле деньги — ой, как трудно даются!
Строительное и мусорное лобби, как видится, стали уже в России самодостаточной силой, которая вполне может продавить любой федеральный запрет — или же разрешение. Зачем далеко ходить за примерами: в тот же день, 16 августа, когда президент России наградил пилотов и экипаж — он подписал ещё одно поручение, которое предполагает в срок до 1 декабря 2019 года заключить концессионное соглашение по модернизации аэродрома совместного базирования Левашово в Санкт-Петербурге. Новые, «северные» ворота второй столицы должны открыться уже в 2022 году — но к этому же времени нужно закончить начатую рекультивацию находящегося буквально «забор к забору» с новым аэропортом полигона Новосёлки, который до сих пор собирает вокруг себя множество птиц, охочих до мусора.
В прошлой редакции правил такое требование было бы обязательным — а теперь, к сожалению, «ну, как получится...» Однако в безопасности гражданской авиации расчёт на «авось» — последнее дело. Да, чаек и ворон от аэропорта можно отогнать, высотки вокруг ВПП снабдить сигнальными огнями или указать на схеме захода на посадку — но, может быть, лучше всё-таки создать безопасные зоны на земле, чтобы пассажиры взлетающих и садящихся самолётов в России чувствовали себя спокойно, не играясь «в орлянку» с массой неясных факторов, от которых зависит их жизнь?
Ещё раз повторимся: пилоты — герои, экипаж — молодцы, самолёт — не подвёл, чайки — безмозглые. Но мы-то — не чайки, мы же читать умеем, да? И даже писать законы умеем. Только вот не всегда хотим их выполнять — или хотя бы поддерживать в нормальных редакциях...