С начала 1960-х годов Соединённые Штаты поддерживают "триаду" стратегических средств доставки ядерного оружия. К ним относятся межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования большой дальности, баллистические ракеты подводных лодок большой дальности (БРПЛ) и тяжелые бомбардировщики большой дальности, оснащенные крылатыми ракетами с ядерным зарядом и гравитационными бомбами.
Количество ядерных боеголовок, размещённых на этих средствах доставки, достигло своего пика в конце 1980-х годов и составило около 14 000 боеголовок. С тех пор оно снижается, как по мере того, что Соединённые Штаты соблюдают ограничения, предусмотренные американо-российскими соглашениями о контроле над вооружениями, так и по мере изменения требований после окончания холодной войны. По состоянию на февраль 2018 года Соединённые Штаты сократили свои силы, чтобы соответствовать новому Договору СНВ, который вступил в силу в начале 2011 года.
Согласно отчёту Конгрессу за январь 2023 года, по состоянию на 1 сентября 2022 года у США было 1420 боеголовок, развёрнутых на 659 ракетах и бомбардировщиках.
Обоснование триады
В начале холодной войны Соединённые Штаты разработали эти три типа средств доставки ядерного оружия в значительной степени потому, что каждая из военных служб хотела играть свою роль в американском ядерном арсенале. Однако в 1960-х и 1970-х годах аналитики разработали более аргументированное обоснование ядерной триады. Они утверждали, что эти различные способы базирования имеют взаимодополняющие сильные и слабые стороны, которые позволят усилить сдерживание и предотвратить первый советский удар:
МБР обладают точностью и быстрым реагированием, необходимыми для атаки таких защищенных целей, как советские командные пункты и шахты МБР;
БРПЛ обладают живучестью, необходимой для осложнения советских усилий по нанесению первого обезоруживающего удара и для нанесения ответного удара в случае попытки такой атаки;
тяжелые бомбардировщики могут быть быстро рассредоточены и запущены для повышения их живучести, и они могут быть отозваны на свои базы, если кризис не перерастет в конфликт.
Соединённые Штаты вновь подтвердили ценность ядерной триады. Администрация Обамы в "Обзоре ядерной политики" (NPR) 2010 года отметила, что уникальные характеристики каждого элемента триады важны для достижения цели поддержания стратегической стабильности при уменьшенном количестве боеголовок. В нем отмечалось, что стратегические атомные подводные лодки (ПЛАРБ) являются наиболее живучим звеном триады, что МБР с одной боеголовкой способствуют стабильности и не уязвимы для ПВО, и что бомбардировщики могут быть развернуты в качестве сигнала в кризисной ситуации для усиления сдерживания и обеспечения гарантий союзникам и партнерам. В документе также отмечается, что «сохранение достаточной структуры сил в каждом звене позволит эффективно хеджировать, перенося вес с одного звена Триады на другое в случае необходимости из-за неожиданных технологических проблем или операционной уязвимости».
Администрация Трампа также подтвердила приверженность США ядерной триаде и программам модернизации каждого из компонентов этой силовой структуры. В NPR 2018 года отмечается, что «синергия и перекрывающиеся атрибуты триады помогают обеспечить долговременную живучесть американских возможностей сдерживания нападения и способность США держать под угрозой целый ряд целей противника в течение кризиса или конфликта. Ликвидация любой ноги триады значительно облегчит противнику планирование атаки и позволит ему сконцентрировать ресурсы и внимание на поражении оставшихся двух ног».
NPR администрации Байдена на 2022 год поддерживает продолжение инвестиций в программы модернизации всех трех опор триады.
Текущие силы и планы модернизации
Соединённые Штаты рекапитализируют каждый элемент своей ядерной триады и модернизируют многие боеголовки, которые несут эти системы.
МБР
До выполнения нового Договора СНВ Соединённые Штаты разместили 450 МБР Minuteman III на трех базах ВВС: ВБ им. Ф.Э. Уоррена в Вайоминге, ВБ Мальмстром в Монтане и ВБ Минот в Северной Дакоте. Согласно новому Договору СНВ, количество развернутых ракет сократилось до 400, хотя ВВС сохранили все 450 шахтных пусковых установок. Если первоначально каждая ракета Minuteman III несла три боеголовки, то теперь каждая несет одну боеголовку, как для сокращения американских сил до уровня нового договора СНВ, так и для принятия, как считается, более стабилизирующей позиции.
ВВС завершили несколько программ, направленных на повышение точности и надежности парка ракет Minuteman и «поддержание оперативного потенциала ... до 2030 года». ВВС также разрабатывают новую МБР, наземного стратегического сдерживания (GBSD), которая заменит все ракеты и наземные средства управления пуском. Они планируют приобрести 642 ракеты для поддержки испытаний и развертывания сил из 400 ракет. ВВС ожидают, что программа достигнет начальной оперативной мощности, с 9 ракетами на боевом дежурстве, к 2029 году. Завершение развертывания, с 400 ракетами на боевом дежурстве, ожидается в 2036 году. Администрация Байдена включила 3,6 миллиарда долларов на эту программу в свой бюджетный запрос на 2023 год.
Национальная администрация ядерной безопасности (NNSA), полуавтономное агентство Министерства энергетики, работает над новой боеголовкой, известной как W87-1, которая будет установлена на новой ракете GBSD.
БРПЛ
В настоящее время Соединенные Штаты располагают 14 подводными лодками с баллистическими ракетами "Трайдент" (класса "Огайо"), две из которых находятся в капитальном ремонте, а 12 - в боевом составе. Согласно новому договору СНВ, каждая подводная лодка несет только 20, а не 24 ракеты, как было изначально. По правилам подсчета, принятым в договоре, на 14 подводных лодках насчитывается в общей сложности 280 развернутых и неразвернутых пусковых установок, а на 12 действующих подводных лодках - максимум 240 развернутых пусковых установок и около 1 000 боеголовок. ВМС эксплуатируют две базы для этих подводных лодок - одну в Бангоре, штат Вашингтон, и одну в Кингс-Бей, штат Джорджия.
ВМС планируют начать списание подводных лодок класса «Огайо» в 2027 году, а новые подводные лодки класса «Колумбия» должны поступить на вооружение в 2031 году. ВМС недавно заявили, что флот из 12 новых подводных лодок будет стоить 139 миллиардов долларов. В своем бюджете на 2023 год ВМС запросили 6,3 миллиарда долларов на подводную лодку класса "Колумбия".
ВМС закупили более 530 ракет D-5 для поддержки флота "Трайдент". ВМС продолжают программу продления срока службы ракет, на которую выделяется около 1 миллиарда долларов в год, чтобы они оставались работоспособными и надежными до развертывания новой подводной лодки класса "Колумбия". NNSA также инициировало вторую программу продления срока службы этих ракет, известную как D5LE II, и включило 173 миллиона долларов в свой бюджетный запрос на 2023 финансовый год.
NNSA также работает над продлением срока службы боеголовок, которые несут американские БРПЛ. Она проводит программу продления срока службы для боеголовки W76, которую несут большинство ракет "Трайдент", и в конце 2019 года предоставила ВМС небольшое количество боеголовок малой мощности, известных как W76-2. NNSA также вносит изменения в боеголовку W88, которую имеет часть флота, чтобы решить проблемы с ее безопасностью и надежностью. В частности, в рамках программы будут заменены устаревшие компоненты вооружения, взрывателя и выстрела. Также начата работа над боеголовкой W93, которая в конечном итоге будет установлена на ракетах D-5.
Тяжёлые бомбардировщики
ВВС располагают 20 бомбардировщиками B-2, базирующимися на авиабазе Уайтман в штате Миссури. Бомбардировщик B-2 может нести ядерные бомбы B61 и B83, но он не оснащен крылатыми ракетами. Он также может нести обычное оружие и принимал участие в военных кампаниях США от Боснии до Ирака. ВВС содержат 76 бомбардировщиков B-52H на двух базах - Барксдейл, Лос-Анджелес, и Минот, Северная Каролина. Бомбардировщик B-52, который впервые поступил на вооружение в 1961 году, оснащен возможностью нести ядерные или обычные крылатые ракеты воздушного базирования (КРВБ). Бомбардировщики B-52 также могут доставлять широкий спектр обычных вооружений, и в настоящее время они проходят многочисленные модернизации систем связи и электроники. ВВС также приобретают новый бомбардировщик B-21, предназначенный для выполнения как обычных, так и ядерных задач. ВВС надеются иметь на вооружении от 80 до 100 новых бомбардировщиков, первый из которых поступит на вооружение примерно в 2025 году. ВВС включили 5 миллиардов долларов на этот бомбардировщик в свой бюджетный запрос на 2023 год.
По несекретным оценкам, в США имеется около 475 бомб B61 и B83. Несколько вариантов бомбы B61 проходят программу продления срока службы (LEP), направленную на повышение безопасности, защиты и контроля использования бомбы. В рамках этой программы будет создан один вариант, известный как B61-12, который будет оснащен новым хвостовым комплектом. Это заменит парашют, используемый в настоящее время для замедления спуска бомбы, и повысит ее точность. По оценкам NNSA, стоимость B61 LEP составит около 9 миллиардов долларов, при этом ВВС дополнительно выделят 1-2 миллиарда долларов на новый хвостовой комплект. Предполагается, что новая модель начала поступать на вооружение в 2022 году. NNSA планировало снять с вооружения B83, самую большую бомбу, остающуюся в арсенале США, примерно в 2025 году, после завершения работ по B61 LEP. NPR 2018 года поддержал планы по сохранению B83, но NPR 2022 года также объявляет о списании этого оружия.
ВВС планируют заменить устаревшие крылатые ракеты воздушного базирования, которые несут бомбардировщики B-52, новой усовершенствованной крылатой ракетой дальнего действия (LRSO). По данным ВВС, существующие крылатые ракеты ALCM прошли через несколько программ продления срока службы и начинают проявлять проблемы с надежностью. По сообщениям, ВВС планируют закупить в общей сложности 1000-1100 ракет LRSO стоимостью около 10,8 млрд долларов. ВВС включили 1 миллиард долларов на эти ракеты в свой бюджетный запрос на 2023 год. NNSA также проводит программу продления срока службы боеголовки W80, чтобы обеспечить боеголовку для новой LRSO.
Автор обзора - Пол К. Керр, специалист по нераспространению