Путин – Кудрину «Мы строим социальное государство»
Луций Сенека «Чем богаче народ, тем несчастнее люди»
Я родился в далеком уже 1958 году, поэтому детство прошло в бедных 60-х, юность в беззаботных 70-х, молодость в благополучных 80-х, на зрелые годы пришлись проклятые 90-е, а теперь живу в «нищей» России.
Помню, накануне первого класса я увидел в Детском мире машинку – БТР на квадратных батарейках, который мог не только ездить, но и плавать. Я с трудом дождался маму с работы и, захлебываясь от восторга, рассказывал какая это замечательная машинка и ее нужно купить прямо немедленно, потому что завтра ее уже купят другому мальчику.
Мама спросила «А ты посмотрел цену?»
- Да, машинка стоит 7 рублей, 26 копеек [до сих пор помню]
Мама вздохнула и сказала «Ты же понимаешь, что у нас сейчас нет таких денег. Вот когда у папы будет получка, посмотрим. Но сначала тебе надо купить школьную форму, ранец, учебники. А потом посмотрим».
Помню, после этих слов я ушел в прихожую, сел на детский стульчик и горько, но тихо плакал. Я понимал, что мы НИКОГДА не купим эту замечательную машинку.
Возможно, из-за вечной экономии и проблем «где перехватить три рубля до получки» после школы я пошел не в институт, а работать слесарем в автобазу, где после армии отучился на БелАЗ и зарабатывал по 300-400 рублей в месяц. В то время как отец (ведущий инженер) получал 150-170, мама (просто инженер) – 120, и они очень радовались премии в 10 рублей.
Но в те 60-е и 70-е мы жили прекрасно: я был счастлив, как любой ребенок, родители были счастливы отдельной однокомнатной, а потом и двухкомнатной квартире с гэдээровской диван-кроватью, а весь народ был счастлив мирным небом и искренне жалел бедных американских рабочих, которых нещадно эксплуатировали сволочи-капиталисты.
Народ был дружный, от всей души благодарили КПСС, гордились званием «советский человек» и готовы были набить морду каждому, кто скажет плохо про СССР.
80-е годы вообще прошли для меня прекрасно: денег на 40-тонном самосвале зарабатывал вдосталь, полный холодильник, цветной телевизор, жена не работала, содержала дом и воспитывала детей. К тому же праздник был почти каждый день: после двухчасовой очереди купил синюю курицу – праздник; добыл через знакомых (называлось «достал по блату») сгущенку, растворимый кофе, гречку, чай «со слоном» – праздник; купил у спекулянтов втридорога джинсы, туфли фирмы Цебо, югославские сапожки – вообще счастье! Наверное, из-за таких моментов «я достал дефицит» 80-е годы и вспоминаются как праздник.
Поэтому, несмотря на тотальный дефицит, повальное взяточничество (от таксиста и официанта до билетного кассира и завсклада), всенародное воровство, мы не жаловались на партию и правительство. Наоборот, благодарили власть «Сами воруют – и нам дают» и считали, что КПСС – это действительно ум, честь и совесть нашей эпохи. Кстати, практически все тащили с работы всё, что могли утащить. В ходу была поговорка «Что охраняем – то и имеем», воровать на работе было не стыдно, а пойманные воры называлось стыдливо «несуны».
А потом пришли проклятые 90-е, когда нам пришлось кормить детей серой лапшой, приправленной рапсовым маслом, участвовать в каких-то махинациях, работать за еду, чтобы как-то прокормиться. Причем, работали за еду не как сейчас «Ах, какая дорогая мраморная говядина – работаем за еду», а в буквальном смысле слова «за еду», то есть получали оплату продуктами.
Но я не помню, чтобы в те проклятые 90-е мы критиковали власть. Нам нужна была работа, мы держались за неё, как черт за грешную душу. Несмотря на многомесячные задержки зарплаты, несмотря на дикую инфляцию, нам и в голову не приходило кричать «Надо менять власть». Если и были митинги, то с плакатами «Дайте нам нашу зарплату!»
И вот наступила эпоха Путина. На дорогах появились пробки из крузаков и лексусов, на каждом углу рестораны и закусочные, в каждом квартале огромные торговые центры, ювелирные магазины не успевают пополнять ассортимент, квартиры в новостройках разлетаются как горячие пирожки… Теперь мы заполонили лучшие мировые курорты, а дорогущие зарубежные косметологические клиники оккупировали не только наши женщины, но и мужчины.
Льготы и социальные выплаты полились рекой: подумать только – за рождение ребенка государство платит почти полмиллиона рублей! Люди всеми правдами и неправдами стараются получить инвалидность, чтобы потом не работать вообще. Пенсии такие, что старикам хватает денег содержать взрослых детей-тунеядцев.
Казалось бы – живи и радуйся, наслаждайся жизнью! Но вот он – парадокс – мы стали несчастнее, чем даже в те проклятые 90-е. Люди в соцсетях стенают наперегонки «Россия – страна нищеты, мы нищие» В то же время на депозитных счетах население хранит почти 30 триллионов рублей! И это только срочные вклады — на месяц, на полгода, на несколько лет, а сколько текущих?
При этом люди вполне искренне считают свои доходы недостаточными. И ради дополнительного заработка ищут подработку, которая тоже не спасает, потому что потребности растут еще быстрее. Как следствие, недовольство пронизало все слои общества. Практически все – от безработного до олигарха – недовольны действующей властью.
И в результате массовая истерия, митинги с призывами «Пора менять власть», искренняя ненависть к чиновникам, депутатам, бизнесменам, активное недовольство Президентом и Правительством…
Люди стали несчастными. Реально несчастными. Искренне несчастными. Их не радуют ни новая машина «А мне нужно две», их не радует отдых в Крыму «А там всё дорого», их не радует новая квартира «А за нее надо платить».
Похоже, прав был воспитатель кровавого деспота Нерона Луций Анней Сенека, когда утверждал «Чем богаче народ, тем несчастнее люди».
Боюсь, что в один непрекрасный день все эти несчастные и недовольные выйдут на улицы и устроят нам еще одну синюю или красную, как 1917 году, революцию, после чего страна вновь погрузится в кровавый хаос.
Вывод: Путин допустил стратегическую ошибку, когда провозгласил создание социального государства – это ведет к разрушению страны.