Авторский блог Владимир Винников 17:42 23 сентября 2022

«Страны-реваншисты», «страны-претенденты», «страны-спойлеры»...

Возможна ли реформа ООН и её Совета Безопасности?

Проходящая 20-26 сентября «неделя высокого уровня» в рамках 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН демонстрирует глубочайший кризис мирового сообщества — прежде всего, в политическом его измерении. И это — лишь «верхушка айсберга», состоящего из всё более острых экономических, энергетических, продовольственных и прочих проблем, вплоть до проблем глобальной безопасности (связанных с попытками США и их союзников превратить специальную военную операцию РФ на Украине, а также ситуацию вокруг Тайваня в масштабные конфликты).

Созданная по итогам Второй мировой войны Организация Объединенных Наций, ставшая «замковым камнем» Ялтинско-Потсдамского миропорядка, была прежде всего организацией стран-победителей и баланса сил между ними. Структура ООН оказалась и достаточно устойчивой, и достаточно гибкой, чтобы обеспечить задачи обеспечения мира и развития для человечества в течение почти 80 лет даже при весьма кардинальных изменениях указанного выше баланса сил. Так, после распада в 1991 году СССР она по факту трансформировалась в организацию победителей «холодной войны», к числу которых, пусть и с большими оговорками, можно причислить и Российскую Федерацию как страну-правопродолжательницу и правопреемницу Советского Союза.

Все эти десятилетия структура ООН и принципы ее работы оставались неизменными: «Большая пятёрка» («ядерный вето-клуб») в составе США, СССР/РФ, Великобритании, Франции и Китая благодаря взаимным уступкам неизменно достигала консенсуса и не пересекала черту новой мировой войны с использованием оружия массового поражения, прежде всего ядерного. Однако в настоящее время изменение глобального баланса сил уже достигает «точки невозврата».

Причины такой ситуации понятны: это системный кризис нынешнего способа производства, того глобального рынка, на котором под флагом «империи доллара» господствуют крупные транснациональные компании коллективного Запада. Одним из следствий данного кризиса и является кризис ООН. Налицо всё более жесткие противоречия между странами «Большой пятёрки», которые США и их союзники пытаются выдать за конфликт между «хорошими демократиями» (США, Великобритания, Франция etc.) и плохими «автократиями» (РФ и КНР). Разумеется, такое разделение на «чистых» и «нечистых» противоречит самой идее ООН и разрушает фундаментальные основы этой международной организации.

Кроме того, бывшие колониальные империи Великобритания и Франция в новой реальности стремительно теряют свой статус «великих держав», что делает традиционный состав Совета Безопасности ООН неким историческим анахронизмом, наподобие «гнилых местечек» в английской политической системе, когда крошечные и даже фактически исчезнувшие населенные пункты «по старой памяти» делегировали в парламент больше депутатов, чем крупнейшие города. Поэтому в закрытые двери клуба постоянных членов Совета Безопасности ООН с правом вето всё настойчивее стучатся страны, которые в настоящее время набирают всё больший экономический и политический вес. Их можно разделить на три группы.

Первая группа — это условные «страны-реваншисты». К их числу можно отнести прежде всего Германию и Японию, которые потерпели поражение во Второй мировой войне, а потому до сих пор явно и скрыто лелеют мечты о реванше, одним из условий которого является вступление в «ядерный вето-клуб» ООН. Поглощение ГДР в 1989 году и создание Европейского Союза под американской «крышей» тоже были шагами на пути к историческому реваншу Германии. Нынешний конфликт на Украине в Берлине явно считают следующим шагом. У Японии подобных успехов и перспектив пока нет и не предвидится. А зависимость обоих этих государств от США существенно снижает их собственные возможности на международной арене.

Вторая группа — это реальные «страны-претенденты», и номер один среди них — Индия. «Страна лотоса» с официально третьей (по величине ВВП ППС) экономикой мира и пока второй (после КНР, но вскоре должна превзойти Китай по этому показателю) численностью населения планомерно усиливает свои позиции, пользуясь как историческими связями с Великобританией, так и механизмами БРИКС и ШОС. В эту же группу, несомненно, входит и Бразилия, ведущая экономика Южной Америки. На подходе также — Индонезия, 7-я сегодня экономика мира, но её шансы много ниже, чем у Индии и Бразилии, хотя дальнейшее развитие событий, включая предстоящий саммит лидеров G20 на острове Бали, здесь может внести свои коррективы.

Наконец, третью группу претендентов на расширение «Большой пятёрки» можно условно обозначить как «страны-авантюристы» или «страны-спойлеры», поскольку их амбиции существенно выше их объективных шансов и основаны исключительно на текущей конъюнктуре. Самым ярким примером здесь может служить современная Турция, при поддержке Великобритании активно продвигающая как пантюркистский (пантуранский), так и паносманский проекты. О претензиях Украины на получение в ООН нынешнего места России можно упомянуть как о крайнем, клиническом случае подобного спойлерства.

Уже эта картина ясно показывает, что реформа ООН и её Совета Безопасности действительно назрела и даже перезрела, но реально осуществить её можно будет только после завершения конфликта коллективного Запада во главе с США против России и Китая, — и только в том случае, если ООН сохранится по итогам данного конфликта. Последнее — несомненно, в интересах и нашей страны, и «красного дракона».

Фото: Глава российской делегации на 77-й сессии Генассамблеи ООН, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и президент Швейцарии Иньяцио Кассис. Изоляция России продолжается, у Лаврова на время пребывания в Нью-Йорке запланировано более 20 встреч, а количество заявок продолжает оасти

Источник

31 марта 2024
14 апреля 2024
7 апреля 2024
1.0x