На фабрике "Красный Октябрь" больше не пахнет шоколадом. Я вспомнил об этом, потому что когда-то мне довелось побывать там и увидеть, как работают конвейеры по производству сладостей. Запах бобов какао тогда был столь густым, что от него готова была разболеться голова. Сейчас новые владельцы пытаются превратить все помещения фабрики в магнит для хипстеров (полагая, что этот крайне расплывчатый то ли класс, то ли субкультура обладает значительным денежным и социальным потенциалом). Судить об успехе или провале всей этой дорогостоящей затеи пока рано, но мне кажется, что рельефные краснокирпичные здания на Болотном острове выглядят куда многозначительнее и убедительнее всей, вдруг окутавшей их, новомодной мишуры. Пока же "Красный Октябрь" существует в формате некоего околокультурного завихрения, в одном из его зданий идёт выставка World Press Photo 2013, которая продлится до 30 июня.
Хотя название выставки и несёт в себе номер текущего года, входят в неё фотографии, полученные в году ушедшем. World Press Photo — это независимая некоммерческая организация со штаб-квартирой в Амстердаме, созданная в 1955 г. Смысл её существования — ежегодно выдавать одноимённую премию. Под маркой премии объединено множество номинаций. Среди них, конечно же, пресс-фотография года, а также: природа, мировые проблемы, портреты постановочные и непостановочные, фото-истории, одиночные репортажные снимки, спорт, повседневность. И где-то за всем этим прослеживаются речи и рассуждения о свободе прессы и беспрепятственном обмене информацией. Поначалу мне казалось, что WPF заочно поддерживает проамериканскую либеральную линию журналистики, но позже, анализируя фотографии победителей разных лет, я пришёл к выводу, что, выбирая финалистов, специалисты работают с существующими новостными агентствами, каждое из которых ведёт собственную политику. И, похоже, что критерием для оценки в первую очередь является всё-таки искусство фотографии, а совсем рядышком с ним — содержание снимка и сопутствующий политический контекст.
В итоге фото года "Похороны в Газе" изображает жителей сектора Газа, заполонивших узкую улочку. Впереди процессии кричащие люди, несущие на руках завёрнутые в простыни тела детей, погибших под израильскими ракетами. Все они направляются к мечети. Это похоронная процессия. Фото сделано 20 ноября 2012 года шведским журналистом Полом Хансеном. До этого Пол семь раз становился фотографом года Швеции. К слову, номинацию "фотография года" придумали, скорее всего, российские пиарщики, так как в официальном каталоге World Press Photo снимок Пола Хансена значится в разделе "Spot News. First Prize Singles", то есть "Горячие новости, первое место за одиночный снимок". Помимо этого, Газе отведена часть экспозиции, где можно увидеть и другие фотографии, рассказывающие о случившемся в ноябре 2012 года. На снимках жертвы израильских бомбёжек, разрушенные дома, чёрный дым пожаров. Но в то же время есть и кадр под названием "Коллаборационист", повествующий о расправе над сотрудничавшим с Израилем человеком, которого тащат по пыльной улице, привязанного верёвкой за ноги к мотоциклу.
Как нетрудно было догадаться, центром притяжения общественного внимания стал конфликт в Сирии. Каждый человек, попадающий на выставку, скорее всего, в первую очередь, потянется именно в эту часть зала. Почему-то картины боевых действий освещаются либо с позиции повстанцев (или, как их называют в подписях, бойцов Свободной Сирийской армии), либо с нейтральной, то есть, в виде фотографий ночных арт-обстрелов и результатов уличных боёв. Сирийская армия же присутствует лишь в качестве невидимой деструктивной силы, которая и является как бы причиной всего творящегося хаоса. Среди сирийских сюжетов преобладают бои за Халеб, снимки беженцев. Тут же второе место за "одиночный снимок", фотография "Допрос" — сирийские повстанцы поймали и допрашивают мужчину, подозреваемого в спонсировании правительства. Его бьют плетью по оголённым ступням ног.
Второе место, за серию спортивных фотографий, занял Сергей Ильницкий, наш соотечественник, снимавший Олимпиаду в Лондоне. Скачущие в софитах фехтовальщики, победная медаль как награда за годы строжайшего спортивного послушничества, команда, всей душой болеющая за спортсмена, всё в строгом ч\б и предельно эмоционально. Тем не менее, первое место досталось чеху Роману Вондрусу за серию фотографий о лошадиных скачках.
Вся выставка проходит в одном огромном зале с колоннами. В центре зала есть невысокий деревянный помост, на котором стоят щиты, занятые преимущественно спортивным и "природным" фото. Здесь прячется яркий снимок шлемоносного казуара с красно-синей головой и чёрным оперением. Казуар клюёт семена дерева голубой квандонг, похожие на огромные ягоды черники. Рядом висят постановочные портреты японских сумоистов и сноска, гласящая, что с каждым годом число молодых людей, решающихся посвятить себя этому виду спорта, сокращается. На стене располагается серия, объединённая темой "Япония через год после цунами".
Все снимки выставки — служебные. Они были сняты, доставлены и после стали служить необходимой для того или иного издания цели. World Press Photo — абсолютно точно не "шедевры мировой фотографии", здесь важна история, стоящая за каждым кадром. Это не глянцевая, выверенная эстетика, полученная в неспешных размеренных условиях. Почти везде можно отыскать субъективные технические огрехи. Конечно, пресса гонится за трагедией, и современный мир может предоставить её сполна.
Сообщество «Салон»
00:00
6 июня 2013
Стоп-кадр
Все снимки выставки — служебные. Они были сняты, доставлены и после стали служить необходимой для того или иного издания цели. World Press Photo — абсолютно точно не "шедевры мировой фотографии", здесь важна история, стоящая за каждым кадром. Это не глянцевая, выверенная эстетика, полученная в неспешных размеренных условиях. Почти везде можно отыскать субъективные технические огрехи. Конечно, пресса гонится за трагедией, и современный мир может предоставить её сполна
1.0x