Одним из символов предвыборной кампании Трампа стала фраза «Мы должны построить Стену!» Стена на границе с Мексикой должна была воплотить мечту большинства американцев о лидере, который превыше всего будет ставить интересы своей страны, не отправляя ее сынов воевать в неведомые дали ради чьих-то мутных интересов. Стена должна была стать материальным претворением в жизнь главного лозунга кампании Трампа – «Америка прежде всего».
Но вскоре после избрания Трампа выяснилось, что о Стене можно и не заикаться – засилье открытых демократов в Сенате, равно как и латентных демократов в рядах республиканцев, ставило крест на всех возможностях финансово обеспечить постройку новой американской мечты. От громадного бюджета требовалось отщипнуть сущие крохи – от 10 до 20 миллиардов долларов – но слишком уж для многих в Вашингтоне сохранение границы, обозначенной одним лишь хлипким заборчиком, было делом принципа.
Лишь недавно, с получением Трампом надёжного контроля над Сенатом, разговоры о Стене стали звучать все громче и уверенней. Дошло до того, что некие инициативные граждане объявили сбор средств на строительство Стены на одной из краудфандинговых площадок и собрали за неделю шесть миллионов долларов. Вместе с этим Трамп заявил, что не станет утверждать бюджет на 2019 год, если тот не будет содержать расходов на Стену.
Конгресс уперся и не пожелал утверждать бюджет, потакая задумкам ненавистного многим президента. Споры в правительстве идут до сих пор, дело дошло даже до частичного прекращения финансирования четверти правительственных структур из-за отсутствия утвержденного режима трат. Словом, как сказали в Washington Post, Трамп своим упрямством опять пытается внести раскол в единодушное по ряду вопросов правительство.
Одним из таких вопросов, по которому велось крайне мало споров, Конгресс занимался в конце ноября. Сто двадцать долларов в секунду, 7230 долларов в минуту и 38 миллиардов долларов за следующие десять лет будут переведены Израилю в формате безвозмездной помощи. Это самый большой транш за всю историю США – говорят, что если поделить эти деньги между израильскими семьями, каждой из них достанется 23 тысячи долларов. Оказание этой помощи встретило почти всеобщее одобрение в Конгрессе – объединить республиканцев и демократов смогла только любовь к Израилю. Среди ста человек, составляющих Сенат, нашелся лишь один, готовый наложить вето на выделение огромной суммы американских денег на нужды ближневосточного государства. Этим сенатором стал Рэнд Пол из штата Кентукки, сын и продолжатель идеологической линии бывшего представителя Техаса в Конгрессе Рона Пола, известного своим республиканским нонконформизмом и традиционным либертарианством. Рэнд Пол, и до того привлекавший к себе куда больше внимания, чем обычный сенатор – чего стоят его твиты или выдвижение на выборах 2016 года – сейчас и вовсе оказался в свете всех западных политических софитов. Кто-то удивлялся подобному шагу от сенатора, ранее не замеченного в антисемитских настроениях, кто-то, стесняясь в выражениях, одобрял смелый поступок, достойный американского националиста. Некоторые же возненавидели Рэнда, мгновенно возведя его до масштабов вселенского зла уровня Трампа, Путина или Ким Чен Ына.
Американо-израильский комитет по общественным связям (AIPAC), самая заметная организация, продвигающая интересы Израиля, призвала своих членов оказывать давление на Пола с тем, чтоб он отозвал свое вето. Тот же самый AIPAC провел масштабную закупку рекламы на Facebook с призывом принять меры в отношении сенатора. Напомню, что закупка в соцсетях политической рекламы в куда меньших масштабах людьми, предположительно связанными с Россией, стала причиной расследования, идущего вот уже два года. Другая организация израильских лоббистов, именуемая CUFI – Христиане, Объединившиеся в Поддержку Израиля – начала копать под Рэнда Пола в штате, чьи интересы он представляет. В Кентукки уже появилась реклама – онлайн и офлайн – с призывами урезонить распоясавшегося сенатора. Кстати, интересно здесь и то, что привычной для таких кампаний бури публикаций в печатных СМИ и сюжетов на телевидении, не последовало – видимо, кто-то решил, что не стоит лишний раз привлекать внимание американского избирателя к выделению стране в восьми тысячах километров суммы денег, достаточной для постройки двух или трех стен на границе с Мексикой. Интересно и то, что упомянутые выше лоббисты в большинстве ключевых вопросов поддерживают Трампа, но намерения строить Стену не одобряют, при этом один из главных аргументов состоит в неэффективности Стены в борьбе с потоками нелегалов. Любопытно, что главным контраргументом этому служит стена на границе Израиля и Западного берега Иордана, которая свела уровень нелегального проникновения почти к нулю. Тем не менее, такая удивительная забывчивость ничуть не мешает патриотам Израиля продвигать свои идеи в США. Почти за каждой инициативой смягчить миграционный режим, почти за каждой статьей о недопустимости вывода войск из Сирии, почти за каждой кампанией травли американо-израильских скептиков стоит член AIPAC или иной организации подобного толка. Они не скрывают того, что видят будущее Америки более латиноамериканским, именно поэтому они не допустят строительства Стены.