Сообщество «Переводы» 17:08 18 июля 2025

США: СОИ 2.0. Часть XХV

Бюджет для «Золотого купола», новый «Манхэттенский проект» и проблемы США в эпоху многополярного космоса

ИИ, спутники и «Золотой купол» в новом законопроекте об обороне, принятом Палатой представителей США

Коммерческие спутниковые снимки, автономность и проект «Золотой купол» получат значительное развитие в соответствии с версией Закона о национальной обороне, принятой Палатой представителей США 15 июля 2025 года. Законопроект также предусматривает усиление надзора со стороны Конгресса за тем, как Пентагон обрабатывает менее формальные контракты и взаимодействует с технологическими компаниями, а также укрепляет американские войска в Европе и поддержку Украины.

Что касается спутниковых снимков, законопроект обязывает ВВС принять программу тактического наблюдения, разведки и слежения (TacSRT) в качестве официальной программы, что означает, что ВВС должны ежегодно финансировать её из своего бюджета.

Программа позволяет различным подразделениям Пентагона напрямую (за свой счёт) направлять заказы коммерческим компаниям, предоставляющим спутниковые снимки, что привело к значительному ускорению и повышению качества разведывательной информации в 2024 году, поскольку военные вывели войска с баз в Нигере и контролировали строительство плавучего пирса для доставки гуманитарной помощи в Газу.

Законопроект также отдаёт должное проекту «Золотой купол», призывая Министерство обороны США создать систему противоракетной обороны, которая могла бы «сдерживать и защищать граждан Соединённых Штатов и критически важную инфраструктуру… от любого иностранного воздушного нападения на территорию США». Изменение может показаться незначительным, но на самом деле оно весьма существенно. Пентагон уже располагает около 44 перехватчиками ракет на Аляске и в Калифорнии, способными противостоять ракетной угрозе со стороны таких стран, как Иран или Северная Корея, но этого недостаточно, чтобы сбить все ракеты, которые Россия или Китай могут запустить в случае нападения. Слово «любой» в тексте законопроекта даёт право на фактическое строительство «Золотого купола» в запланированном виде.

Министерство обороны все чаще обращается к новым технологическим игрокам и использует менее формальные, более быстрые контрактные механизмы, такие как контракты Other Transaction Authority (OTA) — более мелкие контракты с меньшим количеством нормативных требований.

Конгресс искренне поддерживает эту тенденцию, поскольку она ускоряет процесс приобретения и позволяет привлекать новых подрядчиков. Раздел 1831 законопроекта, представленного Палатой представителей, снимает некоторые ограничения на круг лиц, с которыми могут заключаться контракты OTA, позволяя заключать их с любой фирмой, «продемонстрировавшей эффективность и соответствие возможностей решения потребностям Минобороны». Ранее для этого требовалось присутствие в команде нетрадиционного подрядчика в сфере обороны, и/или в контракте должны были быть предусмотрены определённые положения о совместном распределении затрат.

Конгресс США призывает Космические силы США инвестировать в новый вид коммерческого наблюдения

Руководители Космических сил США расхваливали свою программу TacSRT «наблюдение как услуга» как историю успеха, которая позволяет коммерческим фирмам предоставлять пользователям информацию в гораздо более сжатые сроки, чем обычные средства космической разведки.

Теперь Конгресс США хочет, чтобы служба приложила больше усилий для поддержки этой инициативы, начав с фактического финансирования программы в 2026 финансовом году.

Кроме того, Конгресс настаивает на том, чтобы Космические силы расширили свои возможности тактического наблюдения путем исследования быстрорастущей области очень низкой околоземной орбиты.

TacSRT

В то время как такие агентства, как Национальное разведывательное управление и Национальное агентство геопространственной разведки, могут предоставлять стратегическую разведывательную информацию высокого уровня, Космические силы позиционируют программу тактического наблюдения, разведки и слежения как несекретный, простой способ для организаций Пентагона создавать задания по разведывательной или наблюдательной информации, которые отрасль может выполнить в течение нескольких часов.

Например, TacSRT использовался во время вывода войск с авиабаз в Нигере и строительства пирса для совместной логистики у берегов Газы в 2024 году для обеспечения безопасности американских войск.

«Сигнал спроса уже есть, и люди видят положительные результаты», — заявил ранее в этом году начальник Управления космических операций генерал Б. Ченс Зальцман. «Нам нужно найти деньги на это, потому что мы можем расширить эту программу“».

В 2024 и 2025 годах Космические силы фактически не запрашивали финансирование программы тактического наблюдения, разведки и слежения. Вместо этого Конгресс ежегодно добавлял к программе около 40 миллионов долларов. Когда в июне 2025 года был опубликован бюджетный запрос на 2026 год, казалось, что TacSRT была вытеснена другими приоритетами, и Конгрессу снова пришлось решать, как сохранить программу.

В законопроекте об ассигнованиях на оборону, недавно представленном Комитетом по регламенту Палаты представителей, законодатели США написали, что они «обеспокоены тем, что финансирование проекта исключительно за счет увеличения взносов Конгресса не позволяет планировать дальнейшие действия по проекту за пределами года его реализации».

В результате они поручили Управлению Пентагона по оценке затрат и программ (CAPE) «провести обзор программы, вариантов её использования и целей, а также механизмов заключения контрактов; определить и дать рекомендации по организации пилотного проекта, его работе и использованию контрактов с коммерческими поставщиками; а также определить и дать рекомендации». В течение шести месяцев CAPE должен был представить Конгрессу свои выводы.

Тем временем законодатели Комитета Палаты представителей по делам вооруженных сил, работающие над законопроектом о национальной обороне, включили в свое законодательство 50 миллионов долларов на TacSRT, хотя это финансирование необходимо будет ассигновать.

Они также поручили министру ВВС сделать TacSRT официальной программой и поручили председателю Объединенного комитета начальников штабов «установить требования… в отношении программы тактического наблюдения, разведки и слежения, предоставляющей возможности для удовлетворения потребностей командующих боевых подразделений».

Законодатели, работающие над законопроектами об ассигнованиях и разрешениях, также поручают Космическим силам изучить возможности использования очень низкой околоземной орбиты — подвида низкой околоземной орбиты, который обычно простирается не выше 450 километров над поверхностью Земли.

В законопроекте о разрешении HASC добавил 5 миллионов долларов, направленных на «Космический аппарат VLEO для тактических SRT». Комитет также принял поправку, предложенную конгрессменом Джеффом Крэнком (республиканец от штата Колорадо), в которой говорится, что признаётся потенциал VLEO для «постоянного наблюдения, тактической разведки и оперативного зондирования в условиях конфликта».

«Системы VLEO могут обеспечить дальность захвата земной поверхности менее 20 см при небольших апертурах, уменьшенной задержке обработки контуров в реальном времени и более высокую степень скрытности от наземных датчиков благодаря меньшей высоте орбиты и быстрому прохождению дуг наблюдения», — говорится в поправке Крэнка. «Эти характеристики особенно важны для тактического наблюдения, зондирования запрещённых зон и точного целеуказания».

Поправка обязывает министра ВВС по согласованию с начальником космических операций и директором NRO изучить технологию, потенциальное использование, затраты и риски, связанные с VLEO, представить рекомендации и организовать брифинг для законодателей к марту 2026 года.

В отдельной поправке к законопроекту об ассигнованиях на оборону Крэнк предлагает добавить 1 миллион долларов в бюджет «на разработку системы постоянного наблюдения на очень низкой околоземной орбите». Эта поправка была одобрена Комитетом по регламенту Палаты представителей и теперь будет рассмотрена на пленарном заседании наряду с десятками других предложенных поправок.

Аналитики утверждают, что рынок VLEO в ближайшие годы готов к взрывному росту, и ключевая причина этого — возможность проводить более качественные наблюдения за Землей. Однако орбита также сложна, поскольку сопротивление атмосферы постоянно грозит спутникам вернуться на Землю.

В опубликованном ранее в 2025 году запросе на финансирование исследований в области инноваций для малого бизнеса Космические силы США обратились к компаниям с просьбой предоставить «новые двигательные установки» для обеспечения работы спутников на низкой околоземной орбите (VLEO). В запросе отмечалось, что таким образом Космические силы США надеются обеспечить устойчивую работу на VLEO для таких задач, как «разведка, наблюдение, рекогносцировка (ISR), связь и осведомлённость о космической обстановке». Агентство перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США также финансировало разработку двигательных установок для VLEO.

4 миллиарда долларов для расширения программы связи на низкоорбитальных спутниках MILNET

Космические силы США оценивают, что им потребуется более 4 миллиардов долларов для финансирования расширения низкоорбитальной группировки, известной как MILNET, которая будет предоставлять услуги глобальной связи. Это крупнейший пункт в списке «нефинансируемых приоритетов» службы на 2026 финансовый год, представленном Конгрессу в начале июля 2025 года.

В списке указано 3,5 миллиарда долларов на спутники MILNET Block II и 686 миллионов долларов на услуги по запуску спутников. Согласно документам, представленным Космическими силами США, финансирование MILNET Block II «закрывает критические пробелы в возможностях и обеспечивает расширение зоны покрытия в условиях конфликта».

Существование так называемой программы спутниковой связи MILNET PLEO (Proliferated Low Earth Orbit) SATCOM впервые было упомянуто в оборонном бюджете администрации Трампа на 2026 год, где выделено 277 миллионов долларов на разработку и демонстрацию новой, безопасной, управляемой государством группировки спутниковой связи.

Однако появление программы вызвало недоумение в отраслевых кругах и на Капитолийском холме. Выделение средств совпало с прекращением финансирования спутников связи транспортного уровня (Tranche 3) Агентства космического развития (SDA), которые строятся в рамках программы Proliferated Warfighter Space Architecture (PWSA) — существующей инициативы Пентагона по созданию сети военных спутников на низкой околоземной орбите.

Возможность того, что Министерство обороны США рассматривает возможность закрытия программы транспортного уровня в пользу MILNET, вызвала недовольство членов Конгресса, обеспокоенных тем, что это перераспределит средства Пентагона, выделенные на PLEO, с SDA на MILNET, которая будет использовать широкополосные спутники SpaceX Starshield для создания группировки, принадлежащей Космическим силам США.

Законодатели выразили обеспокоенность тем, что замена транспортного уровня на MILNET не позволит правительству воспользоваться преимуществами рыночной конкуренции и сделает Космические силы зависимыми от запатентованных технологий одной компании.

Однако после публикации бюджетного запроса президента США Министерство ВВС США пыталось разъяснить, что его планы по PLEO все еще находятся в стадии разработки. «Министерство обороны проводит анализ альтернативных вариантов для определения требований и архитектуры MILNET, включая как государственные, так и коммерческие решения», — заявил представитель Министерства ВВС США.

Министерство описывает MILNET как «будущую архитектуру спутниковой связи на низкой околоземной орбите, которая обеспечит глобальные, интегрированные и отказоустойчивые возможности в области боевой мощи, глобальной передачи данных и спутниковой связи».

Окончательное решение по этой архитектуре ещё не принято, заявил представитель. «Мы продолжим оценивать различные возможности РLEO, включая транспортный уровень PWSA, чтобы определить оптимальный путь для удовлетворения различных требований к каналам передачи данных».

В рамках анализа альтернатив «мы также изучаем связь между различными оптическими кросс-линками для поддержки масштабируемой архитектуры спутниковой связи с участием разных поставщиков, которая позволит избежать привязки к поставщику».

Перенос статей бюджета

Ещё больше усугубляет путаницу то, что в бюджетных документах администрации говорится, что 277 миллионов долларов, предусмотренные для программы MILNET, были заложены туда по ошибке и вместо этого должны быть включены в существующую программу, известную как Long Range Kill Chains.

«Long Range Kill Chains» — это программа, охватывающая технологии, необходимые для отслеживания движущихся целей из космоса, также известная как космическая система обнаружения движущихся целей. Это программа Министерства ВВС США, но она также является результатом сотрудничества с Национальным управлением разведки (NRO), которое уже начало развертывание спутников для этой цели, используя спутники Starshield, закупленные по контракту 2021 года. Если Космические силы США решат приобрести спутники Starshield для программы MILNET, это, вероятно, позволит использовать существующий контракт NRO.

Оценка оптических терминалов

Ещё одним важным моментом программы является то, что Космические силы США в 2024 году начали отдельный проект по оценке оптических терминалов от нескольких поставщиков, которые обеспечат связь между спутниками и совместимость MILNET с коммерческими сетями спутниковой связи.

Командование космических систем в рамках программы «Корпоративные космические терминалы» выбрало CACI, General Atomics и Viasat для разработки прототипов терминалов, которые обеспечат совместимость орбитальных кросс-линков между спутниками Министерства обороны США и коммерческими спутниками.

Космические силы заявили, что эти корпоративные терминалы «являются ключевым строительным блоком более широкой космической сети передачи данных, известной как MILNET, которая создаст космическую ячеистую сеть для обеспечения устойчивости и разнообразия информационных маршрутов».

Что означают списки нефинансируемых приоритетов

Список нефинансируемых приоритетов военных составляется ежегодно каждым родом войск США, а также некоторыми боевыми командованиями и оборонными ведомствами. В этом списке указаны программы, мероприятия или требования к миссиям, которые высшее военное руководство считает необходимыми, но не были включены в ежегодный бюджетный запрос президента США Конгрессу.

Конгресс законодательно предписал военному руководству представлять эти списки нефинансируемых приоритетов вскоре после публикации бюджета президентом США. Эти списки используются Конгрессом в качестве инструмента для принятия решения о выделении дополнительного финансирования в случае его наличия.

Влияние на отрасль

Поскольку MILNET теперь занимает видное место в списке нефинансируемых приоритетов, попытки понять планы Пентагона по этой программе стали «запутанными». Путаница вокруг программы также показательна для того, что происходит, когда в бюджетные предложения вносятся изменения в последнюю минуту на поздних этапах процесса.

Результаты программы MILNET будут иметь серьёзные последствия для космической отрасли, особенно в плане того, продолжит ли Пентагон придерживаться принципа многопоставщиков в спутниковой связи или, возможно, консолидируется вокруг технологического стека одного поставщика. Опасения Конгресса по поводу привязки к поставщику отражают более широкие политические дебаты о поддержании конкуренции в оборонной промышленности при быстром развертывании эффективных военных космических систем.

Космические силы США приняли новую систему управления GPS

1 июля 2025 года Космические силы официально переняли у подрядчика RTX права собственности на Систему оперативного управления GPS нового поколения (OCX).

Однако принятие OCX на вооружение не означает, что она уже используется в боевых условиях. Сначала должны последовать комплексные системные испытания и учения по проверке готовности. Если всё пройдёт хорошо, OCX вступит в строй в конце 2025 года, заявил полковник Стивен Хоббс, командующий миссией «Дельта 31».

Компания Hobbs' Delta, управляющая группировкой GPS, сотрудничала с Командованием космических систем в рамках переходных учений, испытаний и репетиций перед принятием, сообщил он в пресс-релизе. Это обновление имеет ключевое значение для реализации таких усовершенствований, как защита от помех, повышение точности и безопасная геолокация с использованием M-кода.

Разработка OCX была долгой и трудной, начавшись с контрактов на создание прототипов ещё в 2007 году. В 2012 году, по оценкам Счётной палаты США, ВВС США планировали, что OCX поступит в эксплуатацию к июню 2017 года, а стоимость программы составит 3,7 миллиарда долларов. Если текущие оценки верны, то OCX поступит в эксплуатацию в декабре 2025 года, а стоимость программы составит 7,7 миллиарда долларов.

В 2012 году ВВС США выбрали компанию Raytheon для разработки системы. К 2016 году задержки и дополнительные расходы достигли таких масштабов, что ВВС пришлось объявить о нарушении закона Нанна-Маккарди, что означало «критическое» превышение бюджета и графика. Даже после получения сертификата на продолжение программы задержки продолжались.

Компания Raytheon, ныне RTX, в 2017 году представила возможности «Блока 0», которые ограничивались запуском, проверкой и тестированием для использования на первых спутниках GPS III. Ещё восемь лет потребовалось на реализацию Блоков 1 и 2, обеспечивающих управление спутниками.

Бывший руководитель отдела космических закупок Фрэнк Калвелли называл OCX «проблемной», «альбатросом» и «трудным ребёнком». Масштаб и сложность проекта стали причиной всех задержек. Попытка создать совершенно новую, очень большую программную систему за один раз теперь считается устаревшим подходом по сравнению с современными практиками разработки программного обеспечения, которые предпочитают разбивать разработку на управляемые «спринты» и быстро вносить итеративные обновления.

Корделл ДеЛаПена, руководитель программы по военным коммуникациям, местоположению, навигации и синхронизации, назвал OCX «самой сложной» программой, над которой он когда-либо работал за свою 25-летнюю карьеру.

Следующий этап разработки OCX уже начался: Block 3F позволит ему управлять новыми спутниками GPS III Follow-On, запуск которых, как ожидается, начнется в 2027 году. В своем бюджетном запросе на 2026 год Космические силы запросили 70,9 млн долларов на работу над Block 3F в рамках наращивания «разработки программного обеспечения и заводских испытаний».

Boeing получил $2.8 млрд на спутники ядерной связи для США

Компания Boeing объявила 3 июля 2025 года о заключении контракта с правительством США на сумму $2.8 млрд. Соглашение предусматривает разработку и производство двух спутников связи в рамках программы ESS (Evolved Strategic Satellite Communications), с опцией на создание ещё двух аппаратов.

Система ESS предназначена для предоставления защищённых космических коммуникаций в ядерном, командном, управляющем и связном сегменте. Её основными пользователями станут президент США и стратегические вооружённые силы страны. После вывода на геостационарную орбиту спутники ESS обеспечат постоянное глобальное покрытие для стратегических военных подразделений по всему миру.

Согласно планам, Boeing должен поставить первый из двух заказанных космических аппаратов к 2031 году.

Новый «Манхэттенский проект» - развитие космических ядерных энергетических систем

В новом исследовании для НАСА и Пентагона Соединенным Штатам рекомендуется стремиться к быстрому развитию космической ядерной энергетической системы, чтобы идти в ногу с геополитическими соперниками, но менее ясно, какое агентство должно взять на себя ведущую роль.

В исследовании «Взвешивая будущее: стратегические варианты для лидерства США в космосе в области ядерной энергетики» предлагаются три варианта поддержки демонстрации ядерных энергетических систем в космосе к 2030 году, извлекая уроки из прошлых усилий, которые не увенчались успехом.

«Все, что произошло с 1965 года, когда мы запустили наш первый реактор, выдохлось, несмотря на миллиарды инвестиций», — сказала Бхавья Лал, бывший помощник администратора НАСА по технологиям, политике и стратегии, во время презентации доклада на круглом столе в Вашингтоне 15 июля 2025 года. «Мы остаемся в чистилище исследований и разработок, производя бумагу, а не киловатты».

Исследование, проведенное в соавторстве Лал и бывшим руководителем Aerojet Rocketdyne Роджером Майерсом и финансируемое Национальной лабораторией Айдахо, пришло к выводу, что отсутствие «притяжения миссии» привело к тому, что прошлые усилия потерпели неудачу. Лал описала порочный круг, в котором отсутствие реальных миссий для ядерных систем препятствует устойчивому развитию технологий и, в свою очередь, летным демонстрациям и укреплению доверия к ядерным технологиям, что создает спрос на их использование в миссиях.

Лал утверждала, что разорвать этот круг могут несколько факторов, подчеркнув один из них — геополитическую конкуренцию. Она сослалась на сообщения о том, что Китай и Россия будут совместно работать над созданием ядерного реактора мегаваттного класса для своей Международной лунной исследовательской станции. По ее словам, такой реактор мог бы позволить Китаю контролировать доступ к южнополярному региону Луны, используя запретные зоны для безопасности в соответствии с Договором о космосе: «В космосе, как и на Земле, первопроходцы создают закон».

В докладе содержится призыв к быстрому развитию ядерных реакторов, хотя и не начиная с систем мегаваттного класса. «Мы обнаружили, что если нам нужно добиться прогресса в области космической ядерной энергетики, нам нужно начать с небольшой, управляемой системы на временной шкале, которая будет поддерживать интерес заинтересованных сторон», — сказала она.

В докладе предлагаются сценарии по созданию космических ядерных энергетических систем.

Первый сценарий под названием «Go Big or Go Home» предусматривает разработку государственного реактора, производящего от 100 до 500 киловатт энергии, потенциально как часть ядерной электрической двигательной установки. Разработка реактора обойдется примерно в 3 миллиарда долларов, наземные испытания пройдут в 2028 году, а летная демонстрация — в 2030 году.

Второй сценарий, получивший название «Шахматный гамбит», предусматривает поддержку двух параллельных государственно-частных партнерств для реакторов мощностью от 10 до 100 киловатт. Один из них, возглавляемый НАСА, будет использоваться для наземной энергетики, в то время как другой, возглавляемый Министерством обороны США, будет использоваться для использования в космосе. Сценарий будет иметь тот же график, что и первый, с ориентировочной стоимостью 1 миллиард долларов на одно агентство.

Третий сценарий, который может быть реализован параллельно с двумя другими, будет способствовать коммерческой разработке радиоизотопных энергетических систем с использованием изотопов, отличных от плутония-238, таких как америций-241 или стронций-90, для летных демонстраций в 2028 году. Такие системы будут производить менее одного киловатта энергии, но она утверждает, что могут нарастить опыт полетов и решить проблемы регулирования до того, как появятся более крупные реакторы.

«Это дает время, доверие и импульс, несмотря ни на что, и обеспечивает запасной вариант, если большие усилия не увенчаются успехом», — сказала она.

Основное внимание во всех сценариях уделяется в первую очередь производству энергии, а не ядерной силовой установке, что является разрывом с недавними усилиями, такими как отмененный проект NASA-DARPA Demonstration Rocket for Agile Cislunar Operations (DRACO), который был направлен на демонстрацию ядерной тепловой тяги, и усилия NASA по ядерной тепловой и ядерной электрической силовой установке, которые не финансируются бюджетным предложением агентства на 2026 финансовый год.

По словам Лал, есть несколько причин для того, чтобы сосредоточиться на энергетике, в том числе отсутствие спроса на ядерные двигатели в отличие от растущего интереса к ядерной энергетике, а также меньшая техническая сложность для системы, которая должна только вырабатывать энергию.

«Приоритет мощности перед движением не означает отказ от силовой установки», — заключила она. «Речь идет об умном подходе к последовательности: мощность нужна сейчас, у нее есть реальные клиенты, и она создает основу для всего остального».

Кто и как руководит

Группа представителей отрасли, присутствовавших на мероприятии, заявила, что в целом согласна с выводами доклада, в том числе с рекомендацией о скорейшем продвижении вперед в развитии космических ядерных энергетических систем.

«Прошло 60 лет с тех пор, как мы запустили SNAP-10, первый космический ядерный реактор в США, сказал Джо Кэссиди, директор гражданских космических программ в L3Harris. «Мы можем сделать это до 2028, 2030 года, чтобы быть уверенными. Мы просто должны взять на себя обязательство идти вперед».

«Нам нужно запустить что-то как можно скорее», — сказал Алекс Гилберт, вице-президент по регулированию в Zeno Power, которая разрабатывает коммерческие радиоизотопные энергетические системы. По его словам, такие системы могут «подвергать стресс-тесту» нормативные и политические вопросы перед более крупными реакторами деления.

«Если мы хотим двигаться быстро, мы можем сделать это менее чем за два года», — сказал Роберт О'Брайен, директор Центра космических ядерных исследований, используя конструкции, разработанные еще в 1960-х годах для SNAP-10. «Все, что у нас есть сегодня, может поддержать процесс утверждения запуска. Он полетел».

Что было менее ясно, так это то, кто должен возглавить разработку космических ядерных энергетических систем. Некоторые участники дискуссии предложили создать отдельное агентство, а не возлагать разработку на NASA, DARPA или другую организацию.

«Я думаю, что вы должны сделать новый проект, потому что у всех существующих есть проблемы», — сказал Гилберт, предложив сделать его по образцу Манхэттенского проекта, который привел к разработке атомной бомбы во время Второй мировой войны. «Вам действительно нужно иметь что-то, где все институционально согласовано исключительно с этой миссией и не отвлекать средства на другие виды корыстных интересов».

Кэссиди согласился, сказав, что для таких усилий нужен такой лидер, как генерал Лесли Гроувс, который командовал Манхэттенским проектом, или адмирал Хайман Риковер, который руководил разработкой военно-морских реакторов в ВМС США. «Вам нужен кто-то, подобный Риковеру, чтобы руководить этим национальным императивом, чтобы это произошло».

О'Брайен рекомендовал НАСА создать Управление по ядерной энергетике и двигательным установкам для надзора за работой в этих областях по образцу Управления военно-морских реакторов ВМС США. Он отметил, что это может обеспечить сотрудничество с другими агентствами, обладающими необходимым опытом, уделяя при этом особое внимание космическим приложениям.

Лал сказала, что второй вариант доклада поручает один проект реактора НАСА, а другой — агентству Министерства обороны США. «Почти не имеет значения, идет ли речь об AFRL или MDA, DARPA или SDA, если есть миссия, какая бы организация это ни была, она отнесется к этому серьезно», — сказала она.

Хрупкость космической мощи США в многополярном мире

«Хотя Соединённые Штаты остаются мировым лидером в области космических возможностей, их экосистема демонстрирует хрупкость. Развивающиеся космические державы, такие как Турция, Индия, Южная Корея и Объединённые Арабские Эмираты, приняли гибкие, многовекторные стратегии в космосе и обороне. Эти страны демонстрируют примеры адаптивности, устойчивости и совместного развития в многополярном мире. Они предлагают потенциальные модели, которые могут обогатить подход Вашингтона к развитию потенциала и управлению альянсами. Соединённым Штатам пора рассматривать сильных партнёров среднего уровня не как вызов американскому космическому превосходству, а как соавторов будущего космической державы», - пишут аналитики пентагоновского сайта War On The Rocks (15.07.2025).

Более полувека Соединенные Штаты определяли передовой рубеж космических и оборонных инноваций. От запуска «Аполлона» до разработки программы «Артемида» американский технологический потенциал долгое время формировал глобальный стратегический порядок. Но это доминирование, хотя и впечатляющее, теперь обнажает структурные уязвимости. В то время как Соединенные Штаты борются с институциональной инерцией, бюджетной напряженностью и все более концентрированной экосистемой подрядчиков, новая волна космических держав среднего уровня незаметно переписывает правила игры, сочетая гибкость, адаптивность и амбиции. Соединенные Штаты рискуют отстать не из-за отсутствия инноваций, а из-за жесткости, централизованности их космической экосистемы, основанной на устаревших моделях альянсов.

«По мере того, как новое поколение держав среднего уровня разрабатывает более гибкие космические программы, Вашингтону следует извлечь уроки из их гибкости, иначе он рискует оказаться в стратегической изоляции в следующей эпохе космической конкуренции. Сможет ли космическое доминирование Вашингтона сохраниться без системной перестройки?».

От биполярности к многополярности в космосе

С конца холодной войны и до начала 2010-х годов Соединенные Штаты на протяжении почти двух десятилетий сохраняли лидирующую роль в космических и оборонных инновациях. Этот период доминирования теперь уступает место более сложной и конкурентной среде. Технологические прорывы США, от противоракетной обороны до спутниковых группировок сформировали стратегический ландшафт на протяжении поколений. Однако это доминирование скрывает растущую структурную уязвимость, которая становится все более очевидной по мере обострения конкуренции между великими державами и ускорения технологических прорывов. Будущее лидерства Америки в космосе, возможно, будет зависеть не столько от сохранения технологического преимущества, сколько от переосмысления экосистемы, на которой оно основано.

В отличие от эпохи холодной войны, где превосходство определялось бинарным соперничеством, современная космическая сфера включает в себя многополярных игроков, разнообразные модели развития и быстро адаптирующиеся государства среднего уровня. Хотя Вашингтон уделяет большое внимание таким соперникам, как Китай и, в меньшей степени, Россия, некоторые из наиболее поучительных примеров возникают в таких странах, как Турция, Индия, Южная Корея и Объединённые Арабские Эмираты.

Соединенные Штаты действуют в рамках все более хрупкой структуры. Со временем ее оборонно-промышленная база существенно консолидировалась, при этом сокращающееся число основных подрядчиков контролируют все большую долю стратегических возможностей. Lockheed Martin, Boeing, Northrop Grumman, RTX и SpaceX доминируют в критически важных областях от пилотируемых запусков до противоракетной обороны. Хотя эти компании лидируют в мире по многим параметрам, их доминирование также создает опасные единые точки отказа. Сильная зависимость Вашингтона от нескольких фирм неоднократно приводила к перерасходу средств, задержкам производства и использованию поставщиков в программах с высокими ставками. Нигде это не проявляется так очевидно, как в растущей зависимости NASA от SpaceX в пилотируемых миссиях и запусках полезных нагрузок национальной безопасности, что вызывает долгосрочные опасения по поводу приватизации суверенных мощностей.

Помимо концентрации промышленности, бюрократическая инертность тормозит систему закупок. Несмотря на неоднократные попытки Пентагона реформировать систему, включая создание Космических сил США, процессы закупок сдерживаются нежеланием рисковать, сложными механизмами надзора и межвидовым соперничеством, что подрывает совместное развитие потенциала. Программы часто останавливаются не из-за отсутствия инноваций, а из-за структурных дисфункций. Пандемия COVID-19 ещё больше выявила уязвимость американских цепочек поставок, особенно в сфере микроэлектроники, редкоземельных металлов и специализированного производства, привлекая внимание к уязвимостям, возникающим в чрезмерно разветвлённых глобальных сетях поставок и партнёрства, особенно в критически важных технологиях.

Текущие трудности Америки отчасти обусловлены её ранним технологическим лидерством, что отражает классическую дилемму инноватора. Многие из её основных систем были разработаны в более ранние технологические эпохи, что обуславливает устаревшую архитектуру, требующую постоянной адаптации и модернизации. Каждый цикл модернизации сталкивается с бюрократическими прослойками, укоренившимися поставщиками и бюджетной инерцией, что делает инновации всё более дорогостоящими и политически сложными. В отличие от этого, у развивающихся космических держав есть преимущество: они строят свои программы на основе существующих зрелых технологий, не обременённых десятилетиями институционального багажа. Они могут напрямую использовать проверенные возможности, избегая устаревших ограничений, которые усложняют оборонные и космические закупки США.

Возможно, ещё более проблематичным является то, как Вашингтон склонен взаимодействовать со своими партнёрами. Десятилетиями управление американскими альянсами часто следовало модели, в которой союзники рассматриваются скорее как конечные пользователи или покупатели американских систем, чем как равноправные соавторы стратегических возможностей. Такой патрон-клиентский подход может способствовать краткосрочным продажам в сфере обороны, но препятствует развитию местных инноваций, подрывает технологический суверенитет партнёров и ограничивает возможности Вашингтона по обеспечению реального резервирования потенциала в рамках альянсов. Стремясь создавать коалиции для противодействия китайским успехам, Соединённые Штаты рискуют окружить себя технологически зависимыми союзниками, а не влиятельными участниками.

Новые космические экосистемы для современного мира

В отличие от США, несколько развивающихся держав создали более адаптивные и диверсифицированные экосистемы, соответствующие их уникальным стратегическим ограничениям.

Турция выделяется как одна из самых сложных и геополитически тонких моделей. Закрепившись в НАТО, но при этом яростно отстаивая свою автономию, Анкара создала многовекторную космическую и оборонную экосистему, не поддающуюся простой классификации. Она объединяет государственные и частные инновации, региональную дипломатию и суверенное наращивание потенциала в чрезвычайно гибкую структуру.

Создание Турецкого космического агентства в 2018 году отражало нечто большее, чем просто символические амбиции. В течение нескольких лет Турция развивала национальные спутниковые программы, такие как Türksat 6A (Национальный спутник наблюдения Земли) и разведывательно-рекогносцировочный аппарат Göktürk , одновременно разрабатывая возможности пилотируемых космических полётов на раннем этапе в сотрудничестве с Axiom Space. Благодаря этим соглашениям Турция включила в свои контракты передачу технологий и обучение персонала, обеспечивая получение знаний наряду с выполнением основных этапов эксплуатации.

Ещё более важна дипломатическая стратегия Анкары. Турция сотрудничает с американскими партнёрами в своих космических проектах, активно участвуя в незападных проектах. Она является членом Азиатско-Тихоокеанской организации космического сотрудничества (АТОС), находящейся под влиянием Китая, стремится к региональному лидерству через Исламскую организацию космического сотрудничества (ИСКС) и сотрудничество с тюркскими государствами, а также избегает подписания возглавляемых США соглашений «Артемида». Этот продуманный баланс максимизирует возможности для обучения и дипломатическую гибкость, исключая полную зависимость от какого-либо одного блока.

Индия пошла по другому, не менее поучительному пути. Индийская организация космических исследований (Indian Space Research Organization) добилась впечатляющих результатов при скромном бюджете, осуществив высадку на Луну, осуществив миссии на Марс и продвинув подготовку к пилотируемым космическим полетам с поразительной эффективностью. Её расширяющийся частный сектор вносит дополнительный вклад, занимаясь пусковыми услугами, производством спутников и доставкой малогабаритных грузов. Несмотря на укрепление стратегического партнёрства Индии с Соединёнными Штатами, что нашло отражение в расширении сотрудничества с NASA и активизации диалога в рамках программы «Артемида», Нью-Дели поддерживает давние связи с Россией, Францией и другими странами, сохраняя гибкость, которая часто требуется крупным державам.

Южная Корея предлагает другой вариант этой модели. Она быстро наращивает космический потенциал, оставаясь при этом глубоко интегрированной в систему альянса США. Её ракета-носитель KSLV-II, значительные оборонные конгломераты и растущие проекты в области разведки, наблюдения, рекогносцировки и противоракетной обороны демонстрируют, как промышленно развитые союзники могут вносить значимый вклад. Хотя несколько стран среднего уровня обладают потенциалом стать сопроизводителями стратегического потенциала, политика США не всегда поддерживала этот путь. В некоторых случаях, например, в случае с амбициями Южной Кореи в области космических запусков, ссылаясь на соображения безопасности, Вашингтон активно замедлял собственные разработки, особенно в связи с рисками распространения ракет на Корейском полуострове. В результате Южная Корея полагалась на российские технологии для основных ступеней космической ракеты-носителя KSLV-I после того, как США ввели ограничения на передачу технологий. Давние ограничения на дальность ракет, предусмотренные двусторонними американо-южнокорейскими ракетными правилами и Режимом контроля за ракетными технологиями, ещё больше сдерживали её программу. Участие Сеула в совместных с Соединёнными Штатами партнёрских программах по разработке и исследованиям показывает, как сотрудничество может выйти за рамки традиционных отношений «покупатель-продавец».

Объединённые Арабские Эмираты демонстрируют иную форму стратегической гибкости. Используя финансовую мощь и дипломатическую проницательность, Эмираты выстроили партнёрские отношения с США, Японией, Россией и Китаем. Миссия «Надежда» на Марс, программа подготовки астронавтов в Космическом центре имени Мухаммеда бин Рашида и участие в «Соглашениях Артемиды» иллюстрируют, как малые государства могут стать влиятельными игроками в сфере, некогда принадлежавшей сверхдержавам.

Этих новых игроков отличает не масштаб их возможностей, а структура их национальных экосистем. Их подходы сочетают многовекторную дипломатию, гибкое партнёрство между государственным и частным секторами и сильный акцент на развитии суверенного технологического опыта и институциональных ноу-хау. Они не стремятся заменить Соединённые Штаты, а стремятся к тому, чтобы ни одна из зависимых стран не определяла их космические амбиции. В то время как Вашингтон продолжает подходить к управлению альянсами преимущественно через соглашения о продаже вооружений и доступе, эти менее крупные державы демонстрируют иной, возможно, более устойчивый, способ наращивания потенциала.

Переосмысление космического взаимодействия

Будущее американской космической мощи зависит не только от масштабирования существующих возможностей или опережения таких конкурентов, как Китай. Необходимо также переосмыслить взаимодействие США с союзниками и партнёрами. Примеры Турции, Индии, Южной Кореи и Объединённых Арабских Эмиратов показывают, что космические державы среднего уровня могут вносить свой вклад посредством регионального влияния, стратегических экспериментов, экосистемных инноваций и оперативной устойчивости.

«Вместо того, чтобы рассматривать этих партнёров как пассивных получателей американских технологий или стратегии, Соединённым Штатам следует признать их развивающиеся экосистемы взаимодополняющими активами в более широкой архитектуре альянса. Это не ослабит лидерство Америки, а, наоборот, укрепит его. Если Соединённые Штаты намерены лидировать в эпоху многополярного космоса, им следует действовать посредством сетей, а не доминирования, и для этого необходимо принять средние державы в качестве полноправных партнёров в формировании будущего космоса и обороны».

Такое изменение точки зрения должно сопровождаться конкретными политическими действиями. Американским политикам следует выйти за рамки риторической поддержки и внедрить структурированные программы совместной разработки, предложить равный доступ к критически важным технологиям и оптимизировать экспортный контроль для доверенных партнеров. Кроме того, расширение прав и возможностей региональных субъектов посредством совместных инициатив в области исследований и разработок, многостороннего планирования миссий и общих промышленных рамок может способствовать укреплению долгосрочной устойчивости. Полезным примером является партнерство NASA–JAXA Lunar Gateway, которое сочетает в себе совместную разработку, равный доступ к технологиям и совместное планирование миссий. Отношение к способным союзникам как к равным в проектировании, а не только в развертывании, является следующим шагом на пути к созданию по-настоящему многополярной архитектуры космической державы.

Учения Космических сил США Resolute Space 2025

Начавшиеся 8 июля 2025 года крупнейшие на сегодняшний день учения Космических сил США под названием Resolute Space 2025 сосредоточены на «орбитальной войне» и включают в себя прямое глушение спутниковых систем, чтобы помочь Стражам лучше понять, как отражать атаки противника, сообщают представители вооруженных сил.

«У нас есть космическая электромагнитная война, а также кибервойна и орбитальная война, агрессоры, которые участвуют в реальных, виртуальных и конструктивных средах, которые будут представлять собой сложные сценарии для Синих Сил, которым придется сражаться в спорной среде на протяжении всего сценария», - сообщил журналистам 15 июля 2025 года подполковник Шон Грин, командующий 527-й эскадрильей космических агрессоров Космических сил.

«Наша цель — создать актуальную, реалистичную и обоснованную модель угрозы, с которой «Синие» смогут бороться, чтобы повысить вероятность успеха в войне», — пояснил он. «Это выглядит так: у нас есть группа планирования миссий, которая отслеживает синхронизацию этих ударов в орбитальной войне, кибервойне и электромагнитной войне, чтобы разработать ряд действий и контрмер, с которыми наши «Синие» смогут бороться».

Учения Resolute Space, начавшиеся 8 июля 2025 года, интегрированы в гораздо более масштабные учения ВВС США на уровне департамента (DLE), направленные на отработку сценариев конфликтов в Тихоокеанском регионе, которые включают четыре других учебных мероприятия. Согласно пресс-релизу Космических сил, в учениях принимают участие около 700 человек из состава «Стражей», которые базируются на Объединённой авиабазе Перл-Харбор-Хикэм на Гавайях, на базах Космических сил Петерсон, Шривер и Бакли, а также в других районах Индо-Тихоокеанского региона.

Полковник Джей Стайнголд, заместитель командующего Индо-Тихоокеанскими космическими силами США и руководитель учений, отметил на брифинге 15 июля 2025 года, что в учениях «Стражи» используют оперативные спутники, а также коммерческие космические средства.

«У нас есть спутники, которые мы можем использовать для обучения наших Стражей Космических сил США, будь то изучение того, как они на самом деле летают, или с точки зрения грузоподъёмности и возможностей, а также просто общая подготовка на орбите. Есть вещи, которые мы будем делать с военной точки зрения; конечно, мы храним государственные секреты с точки зрения орбитальной войны, но они предназначены для обучения наших Стражей», — сказал он.

Стейнголд подчеркнул, что еще одной ключевой целью Resolute Space является информирование своих партнеров в ВВС, Объединенных силах и союзниках о важности космических возможностей во всех областях — от связи и навигации до разведки, наблюдения и рекогносцировки и целеуказания.

1.0x