Часть 1 здесь
Республиканская партия хочет выделить 100 миллиардов долларов на оборону для «Железного купола» и других проектов
11 февраля бюджетный комитет Сената обнародовал проект бюджета, в котором предлагается увеличить расходы на оборону на 150 миллиардов долларов с 2025 по 2034 финансовый год для укрепления военно-морского флота США, поддержки оборонно-промышленной базы, развития интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны, а также продолжения модернизации стратегических ядерных сил.
Проект бюджетного комитета Палаты представителей, опубликованный 12 февраля, предлагает ограничить расходы на вооружённые силы в размере 100 миллиардов долларов.
Во время слушаний в бюджетном комитете Сената несколько законодателей-демократов раскритиковали предложение Республиканской партии, утверждая, что оно увеличит государственный долг. Сенатор Тим Кейн, член сенатского комитета по вооружённым силам, задался вопросом, почему республиканцы используют процесс согласования бюджета для увеличения расходов на оборону, когда обе партии согласились принять дополнительное финансирование для Пентагона в последние годы.
«Вам не нужно использовать сверку, чтобы найти расходы на оборону... Мы делаем это всё время двухпартийным способом», — сказал сенатор Кейн.
Сенатор Линдси Грэм*, республиканец от Южной Каролины, председатель бюджетного комитета Сената, отверг критику, заявив, что Конгресс «должен разорвать цикл увеличения расходов на оборону в сочетании с увеличением финансирования программ, не связанных с обороной».
«Мы хотим увеличить расходы на оборону, потому что считаем, что у нас есть беспрецедентные угрозы со стороны Китая, России, Ирана, террористического уровня. Мы хотим восстановить наши вооружённые силы как можно быстрее», — сказал сенатор Грэм.
Обе резолюции поддерживают повестку дня президента Трампа, которая включает в себя снижение налогов, безопасность границ, энергетическую независимость и укрепление вооружённых сил. Палата представителей планирует рассмотреть все приоритеты в одном законопроекте, в то время как Сенат намерен выделить снижение налогов в отдельные законодательные акты.
Бюджетный комитет Сената одобрил проект бюджета 11 голосами против 10 по партийной линии.
Финансирование «Железного купола»
В то время как в проекте бюджета республиканцев в Палате представителей изложены только основные цифры, версия Сената ясно дает понять, что он включает в себя финансирование «Железного купола для Америки» президента Трампа.
В то время как в указе приводятся некоторые подробности, точные требования к строительству «Железного купола» остаются неясными.
Генерал Грегори М. Гийо, Глава Северного командованием США и Объединенного Командования аэро-космической обороны Северной Америки (NORAD), сообщил законодателям, что критически важной частью «Железного купола» будет «всеобъемлющий сенсорный слой от морского дна до космоса для обнаружения и отслеживания противников за пределами нынешних дальностей обнаружения».
Гийо предложил создать на основе существующих наземных перехватчиков и перехватчиков следующего поколения для борьбы с межконтинентальными баллистическими ракетами, «сенсорный слой» этой новой системы противоракетной обороны.
«Некоторые из этих возможностей появятся очень скоро. Другие, вероятно, через три-пять лет, но я думаю, что до конца года мы сможем получить значительные возможности, которые смогут объединить их в единую сенсорную сеть», — сказал он.
Чтобы воплотить в жизнь мечту президента Дональда Трампа о противоракетном щите «Железный купол» для Соединённых Штатов, Министерство обороны США должно в первую очередь сосредоточиться на развёртывании многоуровневой сенсорной архитектуры с системами, распространяющимися «от морского дна до космоса» и способными отслеживать угрозы на больших расстояниях, заявил 13 февраля глава Северного командования США.
«Главным приоритетом в наших усилиях по выполнению указа «Железный купол для Америки» является в первую очередь повышение осведомлённости о домене», — сказал генерал Грегори Гийо во время слушаний в Комитете Сената по вооружённым силам. «Вы не можете победить то, чего не видите, и противники имеют всё больше возможностей настичь нас и угрожать нам с расстояний, выходящих за рамки того, что некоторые из наших нынешних систем могут обнаружить и отследить».
По его словам, эта архитектура будет включать в себя космические и наземные датчики, средства воздушного базирования, такие как E-7 Wedgetail, и другие сенсорные узлы на морском дне, которые могут обеспечить расширенные возможности обнаружения, отслеживания и предупреждения о ракетах.
10 февраля Space Development опубликовала собственное мнение, попросив промышленность высказать предложения о том, как спутниковая сеть агентства Promassrated Warfighter Space Architecture (PWSA) может поддерживать базирующийся в США «Железный купол».
Помимо расширения возможностей зондирования, Гийо сказал законодателям, что усилия «Железного купола» должны основываться на существующих наземных перехватчиках и перехватчиках следующего поколения, созданных для поражения межконтинентальных баллистических ракет. Также «необходимо», чтобы Пентагон расширил возможности космического базирования для слежения за гиперзвуковыми ракетами, такими как гиперзвуковой и баллистический космический датчик слежения (HBTSS), добавил он позже в ходе слушаний.
Улучшение обнаружения угроз приобретает всё большее значение, учитывая повышенный уровень активности Китая и России вблизи территории США, а также углубление сотрудничества между двумя странами, например, когда китайские и российские бомбардировщики совершили совместное патрулирование вблизи Аляски летом 2024 года, сказал Гийо, добавив, что он ожидает увеличения такой активности в воздухе. на море и под водой.
«Больше всего меня беспокоит то, что вместо оружия и технологий они будут торговать доступом, что сократит сроки реагирования на военные возможности любой из стран», — сказал Гийо.
Члены фракции республиканцев в Палате представителей встретились на Капитолийском холме.
В отличие от Сената, выбравшего стратегию из двух законопроектов, которые начинаются с утверждения дополнительных средств на оборону, безопасность границ и энергетику, Палата представителей проводит то, что Трамп назвал «одним красивым законопроектом», который также повысит лимит долга и включит в себя снижение налогов и сокращение государственных расходов.
Отвечая на вопрос о том, какая технология будет наиболее критичной для смягчения этой угрозы, он ещё раз указал на необходимость более эффективного обнаружения угроз.
«Самая важная возможность, которая нам понадобится, — это улучшенная осведомлённость о предметной области, которая позволит нам видеть на более дальних расстояниях. По мере того, как наши противники совершенствуют свои военные возможности, мы должны сопоставлять это с нашими возможностями обнаружения», — сказал он.
Агентство космического развития (SDA) запрашивает отраслевые исследования о потенциальных возможностях «Железного купола для Америки»
12 февраля SDA опубликовала запрос с призывом предоставить «исполнительные резюме» от поставщиков, заинтересованных в проведении 60-дневных исследований, направленных на использование PWSA и других возможностей в «Железном куполе для Америки» — масштабных усилиях по улучшению защиты Соединённых Штатов от современных ракетных угроз противника. Указ Трампа о возможностях, изданный 27 января, предусматривает модернизированную многоуровневую противоракетную оборону, которая будет в значительной степени опираться на космические системы, включая PWSA.
Согласно тендеру, SDA заинтересована в резюме «новых архитектурных концепций, систем, технологий и возможностей» для ускорения будущих траншей PWSA или создания новых уровней возможностей, которые будут отвечать другим возникающим требованиям.
«SDA запрашивает резюме для изучения и предоставления рекомендаций по архитектуре «Железный купол для Америки». Эти исследования послужат основой концепций такой архитектуры и того, какой вклад может внести PWSA», — говорится в документе.
Трамп поручил министру обороны Питу Хегсету разработать стратегию, которая включает в себя «эталонную архитектуру, требования, основанные на возможностях и план реализации», которую нужно представить президенту к 28 марта.
В то время как директива призывает к разработке новых перехватчиков космического базирования, она также настаивает на ускорении текущих усилий, включая «разработку и развёртывание более позднего хранения космической архитектуры Proflorrated Warfighter», говорится в поручении.
PWSA представляет собой запланированную мегагруппировку, состоящую из сотен спутников, размещённых на низкой околоземной орбите, с транспортным слоем для ретрансляции данных и коммуникационных полезных нагрузок и уровнем слежения за ракетным предупреждением и датчиками слежения. Программу возглавляет SDA, которая намерена запускать спутники каждые два года «траншами».
Указ Трампа даёт агентству зеленый свет на разработку и развертывание уровня хранения в архитектуре PWSA. В то время как датчики слежения сосредоточены на обнаружении потенциальных ракетных угроз для обеспечения раннего предупреждения, уровень слежения поддерживает непрерывное наблюдение за конкретными целями для противоракетной обороны «слева от пуска».
Некоторые текущие проекты агентства уже включают разработку функций для опеки, такие как экспериментальная программа Fire-control On Orbit-support-to-the-war fighter (FOO Fighter) и вариант Gamma транспортного уровня Tranche 2 от SDA. Но новый призыв к отрасли идёт ещё дальше, запрашивая «возможности для ускорения технически зрелых и новых феноменологий до уровня хранения и отслеживания PWSA».
Тендер также направлен на получение информации о способах быстрого включения гиперзвуковых и баллистических космических датчиков слежения (HBTSS) в уровень слежения PWSA, имея в виду датчики, развёрнутые на созвездии демонстрационных спутников, разработанных Агентством противоракетной обороны, которые были запущены в 2024 году.
С тех пор SDA решила использовать те же типы датчиков, которые используют камеры высокой точности со средним полем зрения, подходящие для отправки данных о целеуказании перехватчикам, в некоторых из своих полезных нагрузок на уровне слежения.
Между тем, в январе MDA опубликовала свой собственный запрос на информацию, в котором аналогичным образом запрашивала отзывы отрасли о том, как она может внести свой вклад в «Железный купол для Америки». В документе отрасль должна была предоставить подробную информацию о «новых возможностях системного уровня, обновлениях существующих возможностей или новых концепциях операций по всей цепочке уничтожения», которые могут быть поставлены или продемонстрированы в течение двухлетних периодов, начиная с конца 2026 года.
RFI MDA указывает на направления усилий, изложенные в указе Трампа, включая ускорение и развертывание HBTSS. Однако не уточняется, будет ли это означать последующую программу по вводу группировки в эксплуатацию или разработку новых камер со средним полем зрения, которые будут развёрнуты на других спутниках.
Во время слушаний в сенатском комитете по вооружённым силам 13 февраля глава Командования воздушно-космической обороны Северной Америки (NORAD) и генерал Северного командования США Грегори Гийо подчеркнул, что HBTSS является ключевой системой для точного слежения за гиперзвуковыми ракетами.
«У нас уже есть некоторые возможности, которые могут обнаруживать межконтинентальные баллистические ракеты, но их довольно легко отследить из-за баллистического профиля», — сказал Гийо. «В то время как гиперзвуковые ракеты одновременно манёвренны и намного быстрее, поэтому получение космических возможностей для обнаружения и отслеживания тех, которые могут в конечном итоге привести к механизмам поражения, является обязательным».
В призыве SDA к промышленности также обозначены шесть других потенциальных тем для 60-дневного исследования:
— возможности высокоточного моделирования, симуляции и анализа;
— оптимизация транспортного слоя PWSA в обеспечении противоракетной обороны;
— анализ цепочки поставок;
— космическая и наземная архитектура;
— обработка данных датчиков на орбите, слияние мультисенсорных треков и распространение с малой задержкой;
— программные решения для обеспечения автономной работы спутников.
Согласно тендеру, агентство рассматривает возможность привлечения нескольких поставщиков для проведения исследований и «настоятельно рекомендует» подавать заявки не позднее 28 февраля.
Комплексная политика НАТО в области противовоздушной и противоракетной обороны
Министрами обороны стран НАТО на их встрече 13 февраля 2025 года в Брюсселе одобрена Комплексная политика НАТО в области противовоздушной и противоракетной обороны.
В ней сказано: «Воздушная сфера становится всё более спорной. Противники и равные соперники стремятся бросить вызов НАТО, в том числе путем более согласованного использования датчиков, систем командования, управления, связи и информации и передовых тактических решений. Они приобретают или разрабатывают новые системы, от большого количества небольших, несложных беспилотных авиационных систем (БАС) до ракет большей дальности и более сложных ракет.
В этом контексте НАТО продолжает предпринимать все необходимые шаги для обеспечения того, чтобы её комплексная противовоздушная и противоракетная оборона (ПРОВО) была согласованной, устойчивой и адаптируемой к меняющейся обстановке в области безопасности».
«Международная ракетная программа НАТО включает в себя все меры, способствующие сдерживанию любой воздушной и ракетной угрозы, а также сводящие на нет или снижающие их эффективность».
«Комплексная политика устанавливает стратегические рамки для ПВО НАТО, включая цели и принципы, лежащие в основе усилий Североатлантического союза по сдерживанию и обороне от всех воздушных и ракетных угроз, с точки зрения подхода «360 градусов», для укрепления потенциала сдерживания и обороны Североатлантического союза и сохранения суверенитета и территориальной целостности всех союзников».
В документе сказано: «Россия представляет собой самую значительную и прямую угрозу безопасности стран НАТО, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе, а терроризм во всех его формах и проявлениях — самую значительную прямую асимметричную угрозу безопасности наших граждан, международному миру и процветанию. Несмотря на то, что эти две основные угрозы различны по своей природе, необходимо иметь возможность противостоять как стратегическим схемам и операциям России, так и стратегическим схемам и циклу операций террористических групп и организаций. Россия разрабатывает, развёртывает и использует многочисленные передовые воздушные и ракетные средства, а также наносит залповые удары со всех азимутов и на всех высотах и скоростях, начиная от небольших беспилотных летательных аппаратов и заканчивая крылатыми, баллистическими и гиперзвуковыми ракетами.
Помимо двух основных угроз, распространение баллистических ракет, крылатых ракет и беспилотных летательных аппаратов всех типов создаёт угрозы евроатлантической безопасности, при этом всё большее число государственных и негосударственных субъектов обладают, разрабатывают или приобретают военно-воздушные и ракетные потенциалы, которые могут достичь НАТО».
НАТО также внимательно следит за всеми государственными или негосударственными субъектами, обладающими воздушными и ракетными потенциалами, способными достичь евроатлантического региона, а также за такими странами, как Корейская Народно-Демократическая Республика, Иран и Китайская Народная Республика, которые участвуют в поддержке оборонно-промышленной базы России в этой области, тем самым становясь решающими посредниками в войне России против Украины. Это усилит угрозу, которую Россия представляет для своих соседей и евроатлантической безопасности.
Являясь частью Объединённой воздушной мощи, IAMD НАТО является важнейшим компонентом сдерживания и обороны НАТО, включающим в себя все меры по содействию защите и обороне наших сил, территории и населения от всего спектра воздушных и ракетных угроз. Как указано в Стратегической концепции, противоракетная оборона является частью соответствующего комплекса сил и средств сдерживания и обороны НАТО».
«Противоракетная оборонительная программа НАТО носит оборонительный характер и соответствует подходу НАТО «360 градусов». Спектр угроз ПРО НАТО включает в себя все объекты, которые, по оценкам, способны подвергать опасности Североатлантический союз с воздуха, с любого направления, с любой скоростью и высотой, начиная от малых, низко- и медленнолетящих БАС и заканчивая всеми типами крылатых и баллистических ракет, включая гиперзвуковые».
«Многодоменный подход и оперативная совместимость: НАТО применяет многодоменный подход к IAMD, который объединяет силы и средства из различных областей (наземной, воздушной, морской, космической и кибернетической). В этом контексте оперативная совместимость является важнейшим аспектом для обеспечения беспрепятственной интеграции и координации с союзниками и между ними их систем противовоздушной и противоракетной обороны и структур командования и управления посредством стандартизации доктрин, практики, процедур, протоколов связи и механизмов координации.
Скорость и гибкость: Скорость и гибкость имеют решающее значение для поддержания надёжной и эффективной противовоздушной и противоракетной обороны в сегодняшней быстро меняющейся обстановке угроз. Быстрое развёртывание и передислокация позволяют быстро обнаруживать, принимать решения и реагировать, что в конечном итоге повышает общую оборонительную позицию.
Адресное и гибкое реагирование: В целях постоянного обеспечения надлежащего уровня готовности и реагирования IAMD НАТО способна быстро и гибко управлять изменениями, основываясь на осведомлённости об обстановке, с целью обеспечения защиты ключевых элементов критической инфраструктуры и активов НАТО. Таким образом, международная оборона НАТО является адаптируемой и может меняться по мере изменения динамики обстановки в сфере безопасности.
Наступательные операции: они являются составной частью всеобъемлющей конструкции противовоздушной и противоракетной обороны и имеют решающее значение для поддержания индивидуального и гибкого подхода к воздушным и ракетным угрозам, и предназначены для оказания сдерживающего эффекта, а также для нейтрализации или уменьшения последствий воздушного или ракетного нападения.
Устойчивость и живучесть: Признавая потенциал противников в стремлении нарушить или ослабить IAMD НАТО с помощью кинетических и некинетических средств (кибератаки, электромагнитная война), архитектура Интегрированной системы противовоздушной и противоракетной обороны НАТО (NATINAMDS) разрабатывается с учётом принципа устойчивости по замыслу, чтобы обеспечить непрерывность операций в условиях сбоев. Живучесть достигается за счёт присущих элементам NATINAMDS возможностей самообороны и/или эффективных процедур защиты, дезинформации и контроля воздушного пространства.
Координация: международная оборона НАТО требует создания соответствующих функций связи и координации между политическими и военными органами внутри Североатлантического союза, общей структурой командования и сил, а также, по мере необходимости, с другими гражданскими органами власти/ведомствами.
Непрерывная адаптация: IAMD НАТО постоянно адаптируется к меняющимся угрозам и будущим вызовам и событиям посредством постоянной оценки и уточнения концепций, планов, процедур и технологий.
Международная противовоздушная оборона НАТО включает четыре функциональные области: воздушное наблюдение, управление боем, командование, управление, связь и информация, активная противовоздушная и противоракетная оборона, а также пассивная противовоздушная и противоракетная оборона. Эффективная координация и интеграция между этими функциональными областями имеют важное значение для бесшовной и всеобъемлющей позиции IAMD с целью достижения эффектов «отсутствия воздействия» и/или «отсутствия последствий».
Фактически, эта Комплексная политика НАТО и есть основа для создания «Железного купола для Америки» и её союзников.
* Лицо, внесённое в России в перечень экстремистов и террористов