Сообщество «Оборонное сознание» 05:44 16 мая 2024

США готовятся к высокотехнологической войне с Китаем и Россией. Часть XIII

Программа ядерной модернизации США

Соединенные Штаты приступили к широкомасштабной программе ядерной модернизации, которая в конечном итоге приведет к замене каждой системы доставки ядерного оружия более новыми версиями в ближайшие десятилетия. В выпуске Nuclear Notebook («Ядерный блокнот») от 7 мая 2024 года подсчитано, что Соединенные Штаты имеют запасы примерно в 3708 боеголовок — оценка не изменилась по сравнению с предыдущим годом. Из них развернуто лишь около 1770 боеголовок, а примерно 1938 находятся в резерве. Кроме того, около 1336 снятых с вооружения боеголовок ожидают демонтажа, в результате чего общее количество ядерных боеголовок составляет около 5044. Из примерно 1770 развернутых боеголовок 400 находятся на межконтинентальных баллистических ракетах наземного базирования, примерно 970 — на баллистических ракетах подводных лодок, 300 — на базах бомбардировщиков в США и около 100 тактических бомб — на базах в Европе.

В то время как большая часть боеголовок Соединенных Штатов составляет военные арсеналы Министерства обороны, списанные боеголовки, находящиеся на хранении Министерства энергетики и ожидающие демонтажа, составляют «значительную часть» общего запаса боеголовок Соединенных Штатов.

Операции по демонтажу включают разборку списанного оружия на составные части, которые затем направляются для повторного использования, хранения, наблюдения или для дополнительной разборки и последующей утилизации. Темпы демонтажа боеголовок в последние годы значительно замедлились: в то время как в 1990-е годы Соединенные Штаты демонтировали в среднем более 1000 боеголовок в год, в 2020 году они демонтировали только 184 боеголовки. По данным Министерства энергетики, «на темпы демонтажа влияют многие факторы, включая выделенное финансирование программы, логистику, законодательство, политику, директивы, сложность системы вооружения, а также наличие квалифицированного персонала, оборудования и средств».

В период с 2010 по 2018 год правительство США публично раскрыло размер запасов ядерного оружия. Однако в 2019 и 2020 годах администрация Трампа отклонила запросы Федерации американских ученых о рассекречивании последних данных о запасах.

В 2021 году администрация Байдена восстановила прежний уровень прозрачности США, рассекретив обе цифры за всю историю ядерного арсенала США до сентября 2020 года, включая недостающие годы правления администрации Трампа. Эти усилия показали, что в сентябре 2020 года ядерный арсенал Соединенных Штатов насчитывал 3750 боеголовок — всего на 72 боеголовки меньше, чем последнее число, предоставленное в сентябре 2017 года, прежде чем администрация Трампа сократила усилия правительства США по обеспечению прозрачности. Запасы будут продолжать сокращаться в течение следующего десятилетия, поскольку программы модернизации консолидируют оставшиеся боеголовки.

После первоначального рассекречивания администрацией Байдена в 2021 году она с тех пор отклоняла последовательные ежегодные запросы Федерации американских ученых о раскрытии количества запасов на 2021, 2022 или 2023 годы.

Предполагается, что ядерное оружие США хранится примерно в 24 географических точках в 11 штатах США и пяти европейских странах. Число локаций увеличится в течение следующего десятилетия, поскольку к трем базам бомбардировщиков будут добавлены мощности по хранению ядерного оружия.

Местом с наибольшим количеством ядерного оружия является большой подземный комплекс хранения боеприпасов и технического обслуживания в Киртланде к югу от Альбукерке, штат Нью-Мексико. Большая часть оружия в этом месте — снятое с вооружения оружие, ожидающее демонтажа на заводе Pantex в Техасе. Штат со вторым по величине арсеналом — Вашингтон, где находится Тихоокеанский комплекс стратегических вооружений и подводные лодки с баллистическими ракетами на военно-морской базе подводных лодок Китсап. Подводные лодки, действующие на этой базе, несут больше развернутого ядерного оружия, чем любая другая база в Соединенных Штатах.

Реализация нового договора СНВ

Хотя Россия «приостановила» свое участие в новом договоре СНВ в феврале 2023 года, в мае 2023 года Соединенные Штаты публично заявили, что по состоянию на 1 марта 2023 года у них имеется 1419 боеголовок, принадлежащих 662 развернутым баллистическим ракетам и тяжелым бомбардировщикам. Первоначально Соединенные Штаты заявили, что добровольно опубликовали цифры «в интересах прозрачности и приверженности США ответственному поведению в ядерной сфере». Однако Соединенные Штаты не продолжили эту практику после первоначального обмена информацией и не публиковали никаких совокупных цифр с мая 2023 года.

Соединенные Штаты утверждают, что «приостановление» Россией реализации нового договора СНВ «юридически недействительно». В ответ Соединенные Штаты в 2023 году приняли четыре контрмеры, которые, по их утверждению, полностью соответствуют международному праву:

1) больше не предоставляют России обновленные данные раз в два года;

2) удержают от России уведомления о предметах, подлежащих договорной ответственности (т.е. ракетах и ​​пусковых установках), требуемых по договору;

3) воздерживаются от содействия инспекционной деятельности на территории США;

4) не предоставляют России телеметрической информации о запусках американских МБР и БРПЛ.

Новый договор СНВ до сих пор оказался полезным для сдерживания развернутых стратегических сил обеих стран. Но срок его действия истекает в феврале 2026 года, и если за ним не последует новое соглашение, и США, и Россия потенциально могут увеличить свои развернутые ядерные арсеналы, загрузив на свои пусковые установки несколько сотен хранящихся резервных боеголовок. Кроме того, если договорные механизмы проверки и обмена данными не будут заменены, обе страны потеряют важную информацию о ядерных силах друг друга.

До так называемого «приостановления действия» договора Соединенные Штаты и Россия провели в общей сложности 328 инспекций на местах и ​​обменялись 25 017 уведомлениями.

Обзоры ядерной политики и программы ядерной модернизации

Обзор ядерной политики (NPR) администрации Байдена на 2022 год в целом соответствовал NPR администрации Трампа 2018 года (хотя и с небольшими изменениями), который, в свою очередь, следовал общим принципам NPR администрации Обамы 2010 года по модернизации всего арсенала ядерного оружия. Как и предыдущие NPR, NPR администрации Байдена заявил, что Соединенные Штаты оставляют за собой право использовать ядерное оружие в «чрезвычайных обстоятельствах для защиты жизненно важных интересов Соединенных Штатов или их союзников и партнеров» и отвергают политику «неприменения ядерного оружия первыми».

Самым значительным изменением между NPR Байдена и Трампа стал отказ от двух обязательств эпохи Трампа, а именно, отмена предложенной ядерной крылатой ракеты морского базирования (SLCM-N) и продолжение вывода из эксплуатации гравитационной бомбы B83-1.

В NPR Трампа утверждалось, что КРМБ-Н малой мощности «может стать необходимым стимулом для России вести серьезные переговоры о сокращении ее нестратегических ядерных вооружений, точно так же, как предыдущее развертывание Западом ядерных сил средней дальности РСМД в Европа привела к заключению ДРСМД 1987 года».

Однако это не подтвердилось. Более того, теория о том, что дополнительные возможности малой мощности каким-то образом изменят поведение России, кажется ошибочной, поскольку арсенал США уже включает около 1000 гравитационных бомб и крылатых ракет воздушного базирования, вместе взятых, с вариантами боеголовок малой мощности. Более того, Стратегическое командование США уже усилило поддержку НАТО стратегическими бомбардировщиками в ответ на действия России: 46 бомбардировщиков B-52 в настоящее время оснащены крылатыми ракетами воздушного базирования AGM-86B и обеими ракетами B-52. А новые бомбардировщики B-21 получат новое дальнобойное оружие AGM-181 (LRSO), которое будет иметь очень схожие возможности с крылатой ракетой морского базирования, предложенной NPR 2018 года.

Более того, ВМС США раньше имели ядерную крылатую ракету морского базирования (TLAM-N), но завершили списание этой системы к 2013 году, поскольку она была избыточной и больше не требовалась. Все остальное нестратегическое ядерное оружие, за исключением гравитационных бомб для истребителей-бомбардировщиков, также было снято с вооружения, поскольку в нем больше не было никакой военной необходимости, несмотря на более крупный арсенал нестратегического ядерного оружия России.

Предположение о том, что американская крылатая ракета морского базирования может побудить Россию вернуться к соблюдению ДРСМД, также ошибочно, поскольку Россия приступила к нарушению договора в то время, когда TLAM-N все еще находился в арсенале США.

Кроме того, администрация Трампа в конечном итоге все равно вышла из ДРСМД. Разработка ядерной крылатой ракеты морского базирования нарушила бы обещание Соединенных Штатов, данное в Президентской ядерной инициативе 1992 года, не разрабатывать какие-либо новые типы ядерных крылатых ракет морского базирования, и могла бы, если бы была развернута в Тихоокеанский регион потенциально также может подтолкнуть Китай к увеличению своего регионального ядерного потенциала.

Последний аргумент против крылатой ракеты морского базирования заключается в том, что корабли, способные иметь ядерное оружие, вызывали частые и серьезные политические споры во время холодной войны, когда они посещали иностранные порты в странах, которые не допускали наличие ядерного оружия на своей территории. В случае с Новой Зеландией дипломатические отношения восстановились после этих споров лишь недавно, примерно 30 лет спустя. А Исландия недавно впервые открыла свои порты для ударных подводных лодок без ядерного оружия. Восстановление ядерной крылатой ракеты морского базирования снова вызовет этот раздражитель в международных отношениях и неоправданно осложнит отношения с ключевыми странами-союзниками в Европе и Северо-Восточной Азии.

NPR администрации Байдена повторил многие из этих аргументов, заключив, что «в SLCM-N больше нет необходимости, учитывая сдерживающий вклад W76-2, а также неопределенность относительно того, сможет ли SLCM-N сама по себе обеспечить рычаг для переговоров об ограничениях контроля над вооружениями на территории России».

Администрация Байдена использовала еще более резкую формулировку против SLCM-N в заявлении от октября 2022 года, заявив, что «SLCM-N, который в любом случае не будет поставлен до 2030-х годов, является ненужным и потенциально вредным для других приоритетов».

В своем заявлении администрация отметила, что «дальнейшие инвестиции в разработку SLCM-N отвлекут ресурсы и сосредоточат внимание на более высоких приоритетах модернизации атомного предприятия и инфраструктуры США, которые уже загружены до предела после десятилетий отложенных инвестиций. Это также создаст оперативные проблемы для ВМФ». Это связано с тем, что для перевозки ядерного оружия на борту экипажам ВМФ потребуется специальная подготовка и принятие строгих протоколов безопасности, которые могут помешать работе этих многоцелевых судов. Кроме того, развернутые ядерные крылатые ракеты морского базирования заменят более гибкие обычные боеприпасы для патрулирующих судов, что повлечет за собой значительные альтернативные издержки.

Однако, несмотря на выводы администрации Байдена, SLCM-N в конечном итоге может получить финансирование за счет вмешательства Конгресса. Закон о полномочиях национальной обороны на 2024 финансовый год (NDAA) санкционировал номинальное финансирование системы и потребовал создания программы учета для SLCM-N, хотя в бюджетном запросе администрации Байдена на 2023 финансовый год рекомендовалось обнулить финансирование системы.

NDAA на 2025 финансовый год продолжил финансирование этого оружия, и администрация приняла его, но еще неизвестно, будет ли в конечном итоге использоваться SLCM-N, учитывая ограничения финансирования и другие приоритеты.

NPR администрации Байдена также продолжил прежние планы по выводу из эксплуатации гравитационной бомбы B83-1 — последнего ядерного оружия мегатонной мощности в ядерном арсенале США — «из-за растущих ограничений ее возможностей и роста затрат на техническое обслуживание». Администрация Трампа приостановила предыдущие планы по выводу из эксплуатации B83–1.

Полная программа ядерной модернизации и технического обслуживания будет продолжаться и после 2039 года и, по оценкам Бюджетного управления Конгресса, обойдется в 1,2 триллиона долларов в течение следующих трех десятилетий.

Примечательно, что хотя оценка учитывает инфляцию, другие оценки прогнозируют, что общие затраты будут ближе к 1,7 триллионам долларов США. Какой бы ни была фактическая цена, она, вероятно, со временем увеличится, что приведет к усилению конкуренции с традиционными программами модернизации, запланированными на тот же период.

В 2023 году несколько правительственных консультативных комиссий опубликовали отчеты, призванные повлиять на ядерную позицию США. Доклад «Стратегическая позиция Америки», опубликованный в октябре 2023 года по поручению Конгресса, включал широкий спектр рекомендаций Соединенным Штатам по подготовке к увеличению количества развернутых боеголовок, а также к наращиванию производственных мощностей бомбардировщиков, крылатых ракет, подводных лодок с баллистическими ракетами.

Доклад также призвал Соединенные Штаты разместить разделяющиеся боеголовки на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР) наземного базирования и рассмотреть возможность добавления в свой арсенал мобильных межконтинентальных баллистических ракет.

Напротив, в докладе Консультативного совета по международной безопасности Госдепартамента США «Сдерживание в мире ядерной многополярности» Соединенным Штатам рекомендуется продолжать конкуренцию с Россией и Китаем «без ускорения нестабильности гонки вооружений или риска безудержной конкуренции». Хотя ни один из докладов не отражает официальную политику правительства США, статус доклада Комиссии по стратегической политике как двухпартийного документа был особенно полезен для сторонников ядерного оружия, которые настаивали на создании дополнительного ядерного оружия.

Пока обсуждаются дополнительные программы модернизации, Национальная администрация ядерной безопасности (NNSA) поставила в 2023 году более 200 модернизированных ядерных боеголовок (бомбы B61–12 и боеголовки W88 Alt 370) Министерству обороны.

Ядерное планирование и ядерные учения

Помимо Обзора ядерной политики, ядерный арсенал и роль, которую он играет, формируются планами и учениями, в ходе которых разрабатываются планы ударов и отрабатывается их выполнение.

Текущий план стратегической ядерной войны — OPLAN 8010–12 — состоит из «семейства планов», направленных против четырех выявленных противников: России, Китая, Северной Кореи и Ирана. Известная как «Стратегическое сдерживание и применение сил», OPLAN 8010–12 впервые вступила в силу в июле 2012 года в ответ на оперативный приказ «Глобальная цитадель». План достаточно гибок, чтобы учитывать нормальные изменения положения по мере их возникновения, в том числе те, которые вытекают из NPR. С 2012 года было сделано несколько обновлений, но более существенные обновления повлекут за собой публикацию того, что формально считается «изменением».

Изменения, внесенные в апреле 2019 года, переориентировали план на «конкуренцию великих держав», включили новый киберплан и, как сообщается, стерли грань между ядерными и обычными атаками за счет «полного включения неядерного оружия в качестве равноправного игрока».

OPLAN 8010–12 также «подчеркивает контроль над эскалацией, призванный положить конец боевым действиям и разрешить конфликт на самом низком практически возможном уровне» путем разработки «легко выполнимых и адаптивно планируемых вариантов реагирования для деэскалации, защиты или поражения враждебных действий противника».

Хотя эти отрывки и не новы, они примечательны, не в последнюю очередь потому, что NPR администрации Трампа раскритиковал Россию за предполагаемую готовность применить ядерное оружие аналогичным образом в рамках так называемой стратегии «от эскалации к деэскалации».

Стратегия ядерной занятости, опубликованная администрацией Трампа в 2020 году, подтверждает эту цель: «Если сдерживание потерпит неудачу, Соединенные Штаты будут стремиться положить конец любому конфликту с минимально возможным уровнем ущерба и на наилучших достижимых условиях для Соединенных Штатов и их союзников». и партнеры. Одним из способов достижения этого является реагирование таким образом, чтобы восстановить сдерживание. С этой целью элементы ядерных сил США призваны обеспечивать ограниченные, гибкие и поэтапные варианты реагирования. Такие варианты демонстрируют решимость и сдержанность, необходимые для изменения решения противника относительно дальнейшей эскалации». Эта цель направлена ​​не только на ядерные атаки, поскольку NPR 2018 года призвал к «расширению» ядерных возможностей США против «неядерных стратегических атак». Ожидается, что администрация Байдена завершит эту работу в 2024 году.

OPLAN 8010–12 — это общеправительственный план, включающий в себя весь спектр национальных возможностей воздействия на потенциальных противников. Эта интеграция ядерных, обычных, кинетических и некинетических стратегических возможностей в один общий план является значительным изменением по сравнению со стратегическим военным планом времен холодной войны, который был почти полностью ядерным.

Обзор ядерной политики на 2022 год и Стратегия по противодействию оружию массового уничтожения на 2023 год подтверждают важность гибкости, интеграции и индивидуальных планов. Чтобы отработать и откорректировать эти планы, вооруженные силы провели в 2023 году несколько учений, связанных с ядерной тематикой. В октябре 2023 года Командование глобального удара ВВС провело учения Prairie Vigilance, ежегодные учения ядерных бомбардировщиков на базе ВВС Майнот в Северной Дакоте, которые отрабатывал стратегическую готовность B-52 и операции по производству ядерного оружия 5-го бомбардировочного крыла.

Учения «Бдительность» обычно завершаются ежегодными недельными крупномасштабными учениями Стратегического командования «Глобальный Гром» ближе к концу года, которые «предоставляют возможности обучения для отработки всех направлений миссии Стратегического командования США с особым акцентом на ядерную готовность». Последний раз учения проводились в апреле 2023 года на авиабазе Майнот после их задержки в 2022 году.

Эти учения совпадают с неуклонным увеличением количества операций бомбардировщиков США в Европе после вторжения России в Украину в 2014 году, а затем в 2022 году. До этого один или два бомбардировщика должны были быть развернуты для учений или авиашоу. Но с тех пор количество развертываний и бомбардировщиков увеличилось, а миссия изменилась. Очень быстро после присоединения Крыма Россией Стратегическое командование США усилило роль ядерных бомбардировщиков в поддержке Европейского командования США, которое в 2016 году произошло впервые со времен Холодная война.

До 2018 года операции бомбардировщиков назывались миссиями по обеспечению безопасности и сдерживанию бомбардировщиков, но были преобразованы в миссии оперативной группы бомбардировщиков, чтобы повысить наступательные возможности передовых баз. В то время как задача Группы по обеспечению безопасности и сдерживания бомбардировщиков заключалась в обучении вместе с союзниками и обеспечении видимого присутствия для сдерживания России, задача Оперативной бомбардировочной группы заключается в переброске полностью боеготовых бомбардировочных группировок на европейский театр военных действий.

Эти изменения очевидны в типах все более провокационных бомбардировочных операций над Европой, в некоторых случаях очень близко к российской границе. Например, в октябре 2023 года бомбардировщик B-52 с авиабазы ​​Барксдейл в Луизиане участвовал в ежегодных ядерных учениях НАТО «Стойкий полдень», а в марте 2023 года бомбардировщик B-52, способный нести ядерное оружие, пролетел на юг всего в нескольких километрах от морской границы с Россией, а затем полетел на юг недалеко от Калининграда.

Эти изменения являются важным показателем того, как изменилась стратегия США в ответ на ухудшение отношений между Востоком и Западом и новую стратегию «конкуренции великих держав» и «стратегической конкуренции», продвигаемую администрациями Трампа и Байдена соответственно.

Они также иллюстрируют растущую интеграцию ядерного и обычного потенциала, что отражено в новом стратегическом плане войны.

Развертывание оперативной группы бомбардировщиков B-52 обычно включает в себя как самолеты, способные нести ядерное оружие, так и самолеты, которые были переоборудованы для выполнения только обычных задач. После вступления Швеции в НАТО стратегические бомбардировщики США теперь регулярно летают над ее территорией: например, в августе 2022 года два B-52 — одна версия, способная нести ядерное оружие, а другая — безъядерная, — пролетели над Швецией, что стало первым пролетом с тех пор, как Швеция вступила в НАТО.

21 сентября 2022 года четыре B-52 в Европе взлетели со станции Королевских ВВС Фэрфорд в Великобритании и вернулись обратно. в США, двое из них через северную Швецию. В то же время их крыло на авиабазе Майнот в Северной Дакоте участвовало в ядерных учениях Prairie Vigilance.

Такая тесная интеграция ядерных и обычных бомбардировщиков в одну оперативную группу может иметь серьезные последствия для кризисной стабильности, недопонимания и риска ядерной эскалации, поскольку это может привести к чрезмерной реакции и неправильному восприятию того, о чем подается сигнал.

Кроме того, с 2019 года американские бомбардировщики практикуют так называемую стратегию «гибкого боевого применения», согласно которой в случае кризиса все бомбардировщики «перебрасываются» на большее количество широко рассредоточенных небольших аэродромов, включая аэродромы в Канаде. Эта стратегия предназначена для увеличения количества точек прицеливания для потенциального противника, стремящегося уничтожить бомбардировочные силы США, тем самым повышая ставку для противника, который попытается нанести такой удар, и увеличивая живучесть сил, если он это сделает.

Баллистические ракеты наземного базирования

ВВС США эксплуатируют 400 межконтинентальных баллистических ракет Minuteman III шахтного базирования и поддерживают в «тепле» еще 50 шахт для загрузки хранящихся ракет в случае необходимости, всего 450 шахт. Наземные ракетные шахты разделены на три крыла: 90-е ракетное крыло на базе ВВС Ф.Э. Уоррен в Колорадо, Небраске и Вайоминге; 91-е ракетное крыло на базе ВВС Майнот в Северной Дакоте; 341-е ракетное крыло на базе ВВС Мальмстрем в Монтане. В каждом крыле имеется три эскадрильи, каждая из которых имеет по 50 шахтных установок Minuteman III, коллективно управляемых пятью центрами управления запуском. В составе МБР имеется до 800 боеголовок, из которых около половины развернуто.

Каждый из 400 развернутых Minuteman III несет по одной боеголовке: либо 300-килотонную W87/Mk21, либо 335-килотонную W78/Mk12A. Однако МБР, оснащенные W78/Mk12A, технически могут быть оснащены двумя или тремя боеголовками независимого наведения каждая, в результате чего в составе МБР имеется в общей сложности 800 боеголовок.

ВВС США время от времени проводят испытательные пуски ракет Minuteman III с невооруженными разделяющимися боеголовками с независимым наведением (MIRV), чтобы поддерживать и сигнализировать о возможности переоснащения ракет Minuteman III дополнительными боеголовками, если это необходимо.

Последнее такое испытание произошло 6 сентября 2023 года, когда Minuteman III, оснащенный тремя испытательными спускаемыми аппаратами, был запущен с базы космических сил Ванденберг в Калифорнии и пролетел примерно 4200 миль до американского полигона межконтинентальных баллистических ракет на атолле Кваджалейн на Маршалловых островах.

Хотя Minuteman III был первоначально развернут в 1970 году, он несколько раз модернизировался, в том числе в 2015 году, когда ракеты завершили многомиллиардную десятилетнюю программу модернизации, направленную на продление срока их службы до 2030 года. Модернизированные ракеты Minuteman III были переданы персоналом ВВС как «практически новые ракеты, за исключением корпуса».

Часть текущей программы модернизации межконтинентальных баллистических ракет включает модернизацию боеголовок Mk21, систему вооружения, взрывателя и стрельбы общей стоимостью почти 1 миллиард долларов. Публично заявленная цель этой модернизации — продлить срок службы машин, но, судя по всему, усилия также включают добавление «компенсации высоты взрыва» для повышения эффективности нацеливания боеголовок. Всего для развертывания на Minuteman III планируется поставить 743 запасных взрывателя, включая все необходимые блоки для разработки, квалификации, сертификации, ввода в эксплуатацию, старения и пополнения запасов взрывателей, а также ракету на замену LGM-35. Sentinel — к концу 2026 финансового года.

Превышение прогнозируемой стоимости единицы программы интеграции взрывателей привело к нарушению Закона Нанна-Маккарди в сентябре 2020 года, но ожидается, что полномасштабное производство начнется в 2024 финансовом году. В рамках программы Mk21A в октябре 2023 года компания Lockheed Martin получила контракт с единственным поставщиком на сумму чуть менее 1 миллиарда долларов на разработку и производство новой боеголовки. Эти усилия по модернизации дополняют аналогичную модернизацию взрывателя боеголовки ВМФ W76–1/Mk4A.

Ранняя деятельность по приобретению возвращаемого аппарата нового поколения (NGRV) началась в 2024 финансовом году. NGRV будет интегрирован в новую межконтинентальную баллистическую ракету Sentinel для увеличения ее полезной нагрузки и сможет нести как существующие, так и будущие боеголовки.

Бюджет ВВС США на 2024 финансовый год для программ исследований, испытаний и оценки боеголовок межконтинентальных баллистических ракет значительно увеличился по сравнению с бюджетом предыдущего президента из-за изменений в требованиях к системе возврата полезной нагрузки, которые обошлись дополнительно в 43,4 миллиона долларов, а также необходимости добавить еще одно летное испытание, из-за неудачных летных испытаний в июле 2022 года, стоимость которых составит более 48 миллионов долларов.

Кроме того, финансирование NGRV было ускорено, чтобы начать раннюю деятельность по приобретению в 2024 финансовом году, что добавило 15,5 миллионов долларов к бюджету на 2024 финансовый год.

Общая стоимость программы разработки боеголовки МБР в 2024 финансовом году составляет чуть более 475 миллионов долларов и увеличится до 864 миллионов долларов к 2028 финансовому году.

Хотя ВВС настаивают на том, что «не существует запасного плана для Sentinel», похоже, что технически возможно провести второе продление срока службы ракеты Minuteman III, прежде чем ее придется вывести из эксплуатации и заменить.

Оценка воздействия на окружающую среду, проведенная в июле 2022 года, показала, что ВВС США действительно рассматривали такое продление срока службы, а также три других варианта, включая:

развертывание «малой межконтинентальной баллистической ракеты с меньшими затратами на закупки и повышенной точностью»;

работу с «частной космической компанией» по развертыванию коммерческих ракет-носителей, оснащенных спускаемыми аппаратами, способными использовать ядерное оружие;

переоборудование существующей баллистической ракеты морского базирования (БРПЛ) Trident II D5 для размещения в шахтах наземного базирования.

Однако ВВС США в конечном итоге отклонили эти варианты, поскольку они не соответствовали так называемым «стандартам отбора», которые включают такие критерии, как устойчивость, производительность, безопасность, рискованность и способность к интеграции в существующую или предлагаемую инфраструктуру. Вместо этого ВВС решили закупить совершенно новое поколение межконтинентальных баллистических ракет, известных под своим программным названием — «Наземные средства стратегического сдерживания» (GBSD), — пока в апреле 2022 года они не получили официальное название LGM-35A Sentinel.

Неправительственные эксперты, в том числе те, кто проводит исследования, спонсируемые Министерством обороны США, поставили под сомнение процесс закупок Пентагона и отсутствие прозрачности в отношении его решения отдать предпочтение варианту Sentinel по сравнению с другими потенциальными вариантами развертывания и базирования. Более того, неясно, зачем Соединенным Штатам понадобится наращивание возможностей межконтинентальных баллистических ракет. Например, любые такие усовершенствования не смогут смягчить присущие проблемы, связанные с запуском по предупреждению, рискованными территориальными облетами или уязвимостью шахт к экологическим катастрофам или обычным контрсиловым ударам.

Разработка Sentinel также ознаменовалась рядом спорных отраслевых контрактов, начиная с заключения в 2020 году с Northrop Grumman индивидуального контракта на сумму 13,3 миллиарда долларов США для завершения этапа разработки и производства.

Предупреждения о превышении прогнозируемой стоимости программы звучали в течение многих лет: первоначально предполагалось, что ее стоимость составит от 93,1 до 95,8 миллиардов долларов, что больше предварительной оценки Пентагона в 85 миллиардов долларов в 2016 году. В июле 2023 года Бюджетное управление Конгресса США подсчитало, что стоимость приобретения и обслуживания Sentinel составит примерно 118 миллиардов долларов в период 2023–2032 годов — примерно на 20 миллиардов долларов больше, чем ранее предполагало Бюджетное управление Конгресса на период 2019–2028 годов, и на 36 миллиардов долларов больше, чем на период 2021–2030 годов. Но в начале 2024 года ВВС уведомили Конгресс о двухлетней отсрочке графика и предполагаемом увеличении расходов на 37 процентов по сравнению с текущим целевым показателем до как минимум 125 миллиардов долларов. Эти суммы не включают затраты на новую боеголовку Sentinel — W87-1 — стоимость которой, по прогнозам, составит до 14,8 миллиардов долларов, а также на производство плутониевой ямы, которая, по мнению ВВС США и Стратегического командования США, необходима для создания боеголовок.

График и чрезмерный перерасход средств по программе Sentinel привели к серьезному нарушению Закона Нанна-Маккарди, который требует от министра обороны провести анализ первопричин и повторную оценку затрат, прежде чем предоставить Конгрессу сертификат, подтверждающий необходимость и жизнеспособность программы не позднее, чем через 60 дней после того, как отчет об избранных закупках также будет представлен Конгрессу.

Только если министр обороны решит, что сертификат может быть выдан, программа Sentinel сможет избежать закрытия. В этом случае Закон Нанна-Маккарди требует, чтобы программе были назначены новые этапы утверждения и она была реструктурирована для устранения причин, вызвавших перерасход средств. Вполне вероятно, что министр обороны обосновал необходимость программы Sentinel.

ВВС США заявили, что программа Sentinel будет продолжена любой ценой и будет совершать любые необходимые «торговли», что может означать увеличение оборонного бюджета или сокращение или отмену других программ.

В дополнение к совершенно новой ракете программа Sentinel включает замену и модификацию стартовой установки (поскольку для Sentinel может потребоваться более крупная шахта), новые средства оповещения о ракетах, а также новые средства и системы управления и контроля, не говоря уже о новой подготовке и учебной программе для персонала ВВС США. Многие из этих задержек являются результатом нехватки персонала, задержек с оформлением, проблем с ИТ-инфраструктурой и проблем с цепочками поставок со стороны Northrop Grumman.

Согласно отчету о программе ВВС США, опубликованному в 2020 году, ВВС должны развернуть 20 новых ракет Sentinel с устаревшими боеголовками и боеголовками для достижения начальной боевой готовности, запланированной на 2029 финансовый год. Планируется закупить в общей сложности 659 ракет, из которых 400 будут развернуты, а остальные будут использоваться для испытательных пусков и в качестве запасных частей. Однако в начале 2024 года ВВС США объявили, что дата первого развертывания Sentinel перенесется на весну 2030 года и может еще больше отстать от графика.

Представители программы первоначально объявили, что первый прототип Sentinel проведет испытательный полет к концу 2023 года, но этот график был отложен и теперь запланирован на 2024 финансовый год. Первые два из серии статических огневых испытаний были завершены в марте 2023 и январе 2024 года для оценки первой и второй ступеней трехступенчатой ​​двигательной установки Sentinel. В начале 2024 года компания Northrop Grumman также провела серию «взлёта кожуха и модальных испытаний ракеты» для оценки «носовой и кормовой частей» Sentinel.

На протяжении 2023 года спутниковые снимки показали строительство испытательного стартового полигона на базе ВВС Ванденберг, вероятно, в попытке модернизировать этот полигон для проведения программы испытательных полетов Sentinel.

По данным ВВС США, новая ракета Sentinel будет отвечать существующим требованиям пользователей, но будет обладать адаптируемостью и гибкостью, которые можно будет модернизировать в течение 2075 года, и будет иметь большую дальность действия, чем нынешний Minuteman III. Тем не менее, маловероятно, что у Sentinel будет достаточный радиус действия, чтобы атаковать такие страны, как Китай, Северная Корея и Иран, не пролетая над Россией.

Ракета Sentinel сможет нести несколько боеголовок, возможно, до двух на ракету. Изначально ВВС планировали оснастить Sentinel версиями существующих боеголовок W78 с продленным сроком службы (модифицированная версия которой была известна как Interoperable Warhead 1) и боеголовками W87. Однако в 2018 году ВВС и NNSA отменили модернизацию и вместо этого предложили программу модификации по замене W78 и, в конечном итоге, W87 новой боеголовкой, известной как W87–1/Mk4A. В этой новой боеголовке будет использоваться плутониевая яма, подобная W87, а также «хорошо проверенная основная конструкция (нечувствительная фугасная взрывчатка)» и она будет включена в Mk21A, модифицированную версию нынешней возвращаемой ракеты Mk21. В отчете о затратах на разработку оружия для программы модернизации W87 указана общая сметная стоимость до 15,9 миллионов долларов, не считая затрат, связанных с производством новых плутониевых ям.

В соответствии с требованиями Закона о полномочиях национальной обороны на 2018 финансовый год, NNSA установило амбициозный курс действий по производству не менее 80 плутониевых хранилищ в год к 2030 году, чтобы уложиться в запланированный график развертывания Sentinel. Однако из-за постоянной неспособности агентства уложиться в сроки проекта и отсутствия у него скрытых мощностей по крупномасштабному производству плутония, NNSA уведомило Конгресс в 2021 году о том, что уже давно предсказывали независимые аналитики, — что агентство не сможет выполнить требования к яме.

Чтобы максимально приблизиться к годовой потребности в производстве плутония, заводу по переработке плутония в Саванне было поручено произвести 50 плутониевых ям, а остальные 30 будут производиться в Национальной лаборатории Лос-Аламоса. Первоначально планировалось, что перепрофилированный, так и не завершенный завод по производству смешанного оксидного топлива на площадке Саванна-Ривер будет введен в эксплуатацию в 2030 году для достижения цели по созданию 50 ям в год, но дата завершения была продлена на период между 2032 и 2035 годами.

ВВС США столкнулись с жестким графиком строительства для развертывания Sentinel. Ожидается, что на модернизацию каждого стартового комплекса уйдет 10 месяцев, а на модернизацию каждого объекта ракетного оповещения потребуется примерно 16 месяцев. ВВС намерены модернизировать все 150 пусковых установок и восемь из 15 средств оповещения о ракетах на каждой из трех баз МБР. Оставшиеся семь объектов предупреждения о ракетном нападении на каждой базе будут демонтированы.

Поскольку каждый пункт предупреждения о ракетном нападении в настоящее время отвечает за группу из 10 пусковых установок, это может указывать на то, что каждый пункт предупреждения о ракетном нападении может в конечном итоге отвечать за 18 или 19 пусковых установок, как только Sentinel вступит в строй, что будет иметь последствия для будущей уязвимости. Как только эти модернизации начнутся, возможно, в начале 2024 года, ВВС США должны будут завершить по одному пусковому комплексу в неделю в течение девяти лет, чтобы завершить развертывание новой ракеты к 2036 году.

Но поскольку на завершение каждого объекта уйдет не одна неделя, несколько из них в любой момент времени будут выведены из строя, а это значит, что ВВС не смогут поддерживать в рабочем состоянии 400 МБР в ходе программы строительства. В результате Комиссия Конгресса по стратегической политике 2023 года рекомендовала ВВС разместить более одной боеголовки на некоторых межконтинентальных баллистических ракетах для поддержания текущего уровня боеголовок.

Ожидается, что строительство и развертывание будет происходить сначала на базе ВВС Уоррен в период с 2023 по 2031 год, затем в Мальмстреме в период с 2025 по 2033 год и, наконец, в Майноте в период с 2027 по 2036 год.

По мере развертывания ракеты Sentinel ракеты Minuteman III будут извлечены из своих шахт и временно сохранены на соответствующих базах перед транспортировкой на базу ВВС Хилл, испытательный и тренировочный полигон в Юте или лагерь Навахо в Аризоне. Ракетные двигатели в конечном итоге будут уничтожены на испытательном и учебном полигоне в Юте, а немоторные компоненты будут выведены из эксплуатации на базе ВВС Хилл.

Три базы межконтинентальных баллистических ракет также получат новые помещения для обучения, хранения и технического обслуживания, а также модернизацию своих зон хранения оружия. Первой базой, получившей эту модернизацию, стал Ф. Е. Уоррен, где в мае 2019 года состоялась церемония закладки фундамента нового подземного объекта хранения и обслуживания оружия (также называемого объектом по производству оружия). Масштабное строительство началось весной 2020 года. Коммерческие спутниковые снимки показывают, что по состоянию на февраль 2024 года в строительстве был достигнут значительный прогресс, хотя подтверждение завершения не удалось получить. Строительство новых тактических учебных центров также началось на базах ВВС Ф. Э. Уоррен и Мальмстрем.

Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами

ВМС США имеют флот из 14 подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) класса «Огайо», восемь из которых действуют в Тихом океане со своей базы недалеко от Бангора, штат Вашингтон, а шесть — в Атлантике со своей базы в Кингс-Бэй, штат Джорджия.

В прошлом две из 14 подводных лодок в любой момент времени находились на капитальном ремонте реакторов с дозаправкой топлива (длительный процесс переоборудования, который обычно проводится примерно в середине срока их эксплуатации). Поскольку последняя дозаправка была завершена в феврале 2023 года, все 14 лодок теперь потенциально могут быть развернуты до 2027 года, когда ожидается выход на пенсию первой подводной лодки класса «Огайо». Но поскольку действующие подводные лодки время от времени проходят мелкий ремонт, фактическое их количество в море в любой момент времени обычно приближается к восьми или десяти. Считается, что четыре или пять из них находятся в «жесткой боевой готовности» в назначенных для них районах патрулирования, а еще четыре или пять лодок можно было бы привести в состояние полной боевой готовности за несколько часов или дней.

Каждая подводная лодка может нести до 20 баллистических ракет морского базирования (БРПЛ) Trident II D5, причем это число сокращено с 24, чтобы соответствовать ограничениям нового договора СНВ. 14 ПЛАРБ потенциально могут нести до 280 таких ракет, но Соединенные Штаты заявили, что не развернут более 240. С 2017 года ВМС заменяют исходный Trident II D5 модернизированной версией с продленным сроком службы, известной как Trident II D5LE (LE означает «продленный срок службы»). Ожидается, что модернизация будет завершена в 2024 году.

D5LE, имеющая дальность полета более 12 000 км, оснащена новой системой наведения Mk6, призванной «обеспечить гибкость для поддержки новых задач» и сделать ракету «более точной». Согласно бюджетным документам на 2024 финансовый год, D5LE также добавил способность поражения труднодоступных целей и увеличил свою полезную нагрузку «до уровня, допускаемого размером пусковой трубы подводной лодки TRIDENT, тем самым позволяя достичь выполнения миссии с меньшим количеством подводных лодок». Это сделано для того, чтобы компенсировать тот факт, что Соединенные Штаты будут использовать меньше подводных лодок класса «Колумбия», чем подводных лодок класса «Огайо», и каждая подводная лодка будет нести только 16 ракет.

Модернизация D5LE будет продолжаться до тех пор, пока не будут модернизированы все лодки, а также заменены существующие БРПЛ Trident на британских подводных лодках с баллистическими ракетами. D5LE также будет вооружать новые американские подводные лодки с баллистическими ракетами класса «Колумбия» и британские «Дредноут», когда они вступят в строй.

Вместо создания новой баллистической ракеты, которую ВВС хотят создать с межконтинентальной баллистической ракетой Sentinel, ВМС планируют провести второе продление срока службы Trident II D5LE, чтобы гарантировать ее работоспособность до 2084 года. В 2021 году директор программы стратегических систем ВМФ засвидетельствовал Конгрессу, что D5LE2, как вторая ракета с продленным сроком службы, планируется поступить на вооружение девятой ПЛАРБ класса «Колумбия» начиная с 2039 финансового года, после чего она будет принята на вооружение. установлены на оставшиеся восемь лодок. В 2021 году ВМС также объявили, что приобретут дополнительно 108 ракет «Трайдент» для развертывания и испытаний.

Каждая БРПЛ «Трайдент» может нести до восьми ядерных боеголовок, но обычно они несут в среднем четыре или пять боеголовок, при средней загрузке примерно 90 боеголовок на подводную лодку. Считается, что полезная нагрузка различных ракет на подводной лодке значительно различается, чтобы обеспечить максимальную гибкость наведения, но считается, что все развернутые подводные лодки несут одну и ту же комбинацию. Обычно на действующих ПЛАРБ развернуто около 950 боеголовок, хотя это число может быть меньше из-за технического обслуживания отдельных подводных лодок. В целом, боеголовки на базе ПЛАРБ составляют примерно 70 процентов всех боеголовок, принадлежащих стратегическим пусковым установкам США, развернутым в рамках нового договора СНВ.

На американских БРПЛ развернуты три типа боеголовок: усиленная W76–1 мощностью 90 килотонн, W76–2 мощностью 8 килотонн и W88 мощностью 455 килотонн. W76–1 представляет собой обновленную версию W76–0, которая снимается с производства, очевидно, с немного меньшей производительностью, но с добавленными улучшенными функциями безопасности. В январе 2019 года NNSA завершило масштабное десятилетнее производство примерно 1600 боеголовок W76–1. Возвращаемый корпус Mk4A, несущий W76–1, оснащен новым блоком взведения, взрывателя и стрельбы с большей эффективностью прицеливания, чем старая система Mk4/W76. По оценкам Федерации американских ученых, в составе флота ПЛАРБ может находиться до 1920 боеголовок (хотя их число может быть немного меньше), из которых развернуто примерно 950.

Боеголовка W88 большей мощности в настоящее время проходит программу продления срока службы, которая модернизирует компоненты взведения, взрывателя и стрельбы, решает проблемы ядерной безопасности путем замены обычных фугасных взрывчатых веществ нечувствительными фугасными взрывчатыми веществами и, в конечном итоге, будет поддерживать будущие варианты продления срока службы.

Первая производственная единица W88 Alt 370 была завершена 1 июля 2021 года, половина была поставлена ​​к 2023 году, а производство ожидается завершить в 2026 финансовом году.

В W76–2 используется только основная часть боеголовки деления, обеспечивающая мощность около 8 килотонн. В конечном итоге было произведено не более 25 штук и что одна или две из 20 ракет на каждой ПЛАРБ вооружены одной или двумя боеголовками W76–2 каждая, а остальные БРПЛ будут оснащены либо 90-килотонными боеголовками, либо 90-килотонными ракетами. W76–1 или 455-килотонный W88.

В NPR Байдена согласились, что «боеголовка W76-2 в настоящее время представляет собой важное средство сдерживания ограниченного применения ядерного оружия». Однако в обзоре оставлена ​​возможность удаления этого оружия в будущем:

«Его сдерживающая ценность будет переоценена по мере того, как F-35A самолет и LRSO (крылатая ракета воздушного базирования) будут приняты на вооружение, и в свете ситуации с безопасностью и вероятных сценариев сдерживания, с которыми мы можем столкнуться в будущем». Этот отрывок предполагает, что боеголовка W76–2 потенциально может быть снята с вооружения ближе к началу следующего десятилетия.

Соединенные Штаты также планируют построить новую боеголовку БРПЛ — W93, — которая будет размещена в предлагаемом ВМФ аэрооболочке Mk7 (входной корпус). По данным Министерства энергетики, «все его ключевые ядерные компоненты будут основаны на уже развернутых и ранее испытанных ядерных конструкциях, а также на обширном опыте использования компонентов и материалов. Для сертификации не потребуется дополнительных испытаний ядерных взрывов».

W93 изначально призван дополнить, а не заменить W76–1 и W88. Впоследствии планируется создать еще одну новую боеголовку, которая в конечном итоге заменит эти боеголовки в будущем. Завершение строительства первой установки W93 ориентировочно запланировано на 2034–2036 годы.

В ноябре 2023 года NNSA прогнозировало, что стоимость программы W93 составит 22,9 миллиарда долларов, что на 8,9 миллиарда долларов больше, чем оценка затрат NNSA, опубликованная в марте 2022 года — разница почти в 40 процентов.

Программа ядерного оружия морского базирования США также поддерживает ядерное сдерживание Соединенного Королевства. Ракеты, установленные на подводных лодках с баллистическими ракетами Королевского флота, относятся к тому же пулу ракет, которые имеются на американских ПЛАРБ. Боеголовка использует возвращаемый корпус Mk4A и считается слегка модифицированной версией W76–1 (Кристенсен 2011a); правительство Великобритании называет его «Трайдент Холбрук».

Королевский флот также планирует использовать новую боеголовку Mk7 в качестве замены боеголовки, которую он планирует разместить на своих новых подводных лодках «Дредноут» в будущем. В обновленной информации, представленной парламенту в 2021 году, было подтверждено, что «британская боеголовка будет интегрирована с поставляемым США авиационным снарядом Mark 7, чтобы гарантировать ее совместимость с ракетой Trident II D5 и будет доставляться параллельно с американской программой боеголовок W93/Mk7».

В 2023 году директор программ стратегических систем ВМС США пояснил, что «разработка системы спуска Mk7 для поддержки американской программы боеголовок W93 также имеет решающее значение для разработки ядерной боеголовки следующего поколения и системы спуска в атмосферу для Великобритании. Две страны работают над отдельными, но параллельными программами по созданию боеголовок в сотрудничестве между ними».

За последние 25 лет операции патрулирования сдерживания существенно изменились. Ежегодное количество патрулей сократилось более чем вдвое: с 64 патрулей в 1999 году до 30–36 ежегодных патрулей в последние годы. Большинство подводных лодок сейчас проводят так называемые «модифицированные оповещения», в которых сдерживающее патрулирование сочетается с учениями и периодическими посещениями портов. Хотя большинство патрулей подводных лодок с баллистическими ракетами длятся в среднем 77 дней, они могут быть короче, а иногда и значительно дольше.

Например, в октябре 2021 года военный корабль США «Алабама» (SSBN-731) завершил 132-дневное патрулирование, а в июне 2014 года военный корабль США «Пенсильвания» (SSBN-735) вернулся на свою военно-морскую базу подводных лодок «Китсап» в Вашингтоне после 140-дневного сдерживания.

В годы холодной войны почти все патрули сдерживания осуществлялись в Атлантическом океане. Напротив, сегодня более 60 процентов патрулей сдерживания обычно осуществляются в Тихом океане, что отражает рост планирования ядерной войны против Китая и Северной Кореи.

Подводные лодки с баллистическими ракетами обычно не заходят в иностранные порты во время патрулирования, но есть исключения. Соединенные Штаты регулярно посещали Южную Корею в конце 1970-х и начале 1980-х годов, а также периодически посещали порты Европы, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона в 1980-х и 1990-х годах.

После вторжения России на Украину в 2014 году ВМС США начали совершать один или два посещения зарубежных портов в год, чтобы отправить политические послания и сделать более заметными подводные лодки с баллистическими ракетами. С тех пор подводные лодки США продолжают заходить в порты каждый год, за исключением 2020 года, в такие места, как Шотландия, Аляска, Гуам и Гибралтар. В октябре 2022 года Центральное командование США опубликовало фотографии, свидетельствующие о том, что военный корабль США «Западная Вирджиния» (SSBN-736) действовал в неизвестном месте в международных водах Аравийского моря. Развертывание ПЛАРБ 2-класса в Индийском океане.

Примечательно, что в июле 2023 года военный корабль США «Кентукки» (SSBN-737) совершил визит в порт Пусан, Южная Корея, после подписания президентом Южной Кореи Юном и президентом Байденом Вашингтонской декларации о подтверждении расширенных обязательств по сдерживанию. Это был первый случай, когда ядерное оружие оказалось в Южной Корее с тех пор, как американское оружие было снято с места дислокации в 1991 году.

Проектирование следующего поколения подводных лодок с баллистическими ракетами, известных как «Колумбия», уже идет полным ходом. Планируется, что этот новый класс начнет заменять нынешние подводные лодки с баллистическими ракетами класса «Огайо» в конце 2020-х годов.

Класс «Колумбия» будет на 2000 тонн тяжелее, чем класс «Огайо», но будет оснащен 16 ракетными установками, а не 20 у его предшественника. Программа подводных лодок класса «Колумбия», на которую, как ожидается, будет приходиться примерно одна пятая бюджета ВМФ.

По прогнозам, вся программа судостроения с середины 2020-х до середины 2030-х годов будет стоить чуть более 112 миллиардов долларов, что на 3,4 миллиарда долларов больше, чем в оценке Счетной палаты правительства на 2021 год.

Головная лодка нового класса, как правило, заложена в бюджет на значительно более высокую сумму, чем остальные лодки, поскольку ВМФ имеет давнюю практику включения в стоимость головной лодки деталей конструкции всего флота и единовременных инженерных затрат. В результате в бюджете ВМС на 2024 финансовый год стоимость закупок первой ПЛАРБ класса «Колумбия» — USS District of Columbia (SSBN-826) оценивается примерно в 15,2 миллиарда долларов, за которой следует 9,3 миллиарда долларов для второй лодки. Контракт на разработку стоимостью 5,1 миллиарда долларов был заключен с General Dynamics Electric Boat в сентябре 2017 года, а строительство первой лодки началось 1 октября 2020 года - в первый день 2021 финансового года. Киль головной лодки был заложен в июне 2022 года, и закупка второй лодки ожидается в 2024 финансовом году.

Некоторые элементы строительства изначально были отложены из-за пандемии COVID-19, но после нескольких лет полномасштабного строительства ВМФ продолжает сталкиваться с задержками из-за проблем с проектированием, материалами и качеством работ на головной подводной лодке.

Согласно отчету Счетной палаты правительства за июнь 2023 года, «программа по производству проектной продукции, в частности, рабочих инструкций, подробно описывающих, как построить подводную лодку, отстает из-за сохраняющихся проблем с использованием программного инструмента проектирования. Это, в свою очередь, способствовало задержкам в строительстве головной подводной лодки». Военно-морской флот работает над смягчением дополнительных задержек, но эти ограничения означают, что программа подвергается значительному риску чрезмерного роста затрат.

Ожидается, что подводные лодки класса «Колумбия» будут значительно тише, чем нынешний флот класса «Огайо». Это связано с тем, что новая силовая установка с электроприводом будет вращать гребной винт каждой лодки с помощью электродвигателя вместо более громких механических передач. Кроме того, компоненты силовой установки с электроприводом можно распределить по лодке, что повышает устойчивость системы и снижает вероятность того, что одно оружие может вывести из строя всю систему привода. Военно-морской флот никогда раньше не строил атомную подводную лодку с электроприводом, что может привести к техническим задержкам в программе, производство которой и без того находится в очень сжатом графике.

В графике ВМФ указано, что лодки класса «Огайо» начнут выводиться из эксплуатации в 2027 финансовом году, примерно в то же время, когда первая лодка класса «Колумбия» должна быть поставлена ​​в октябре 2027 года. Ожидается, что ходовые испытания продлятся примерно три года, и первый патруль сдерживания Колумбии запланирован на 2031 год. Поскольку вывод из эксплуатации в Огайо и производство Колумбии не полностью совпадают, ВМС прогнозируют, что общее количество действующих ПЛАРБ вырастет с 14 до 13 в 2027 году, 12 в 2029 году, 11 в 2030 году и 10 в 2037 году, прежде чем в конечном итоге снова возрастет до 11 в 2041 году и полный состав из 12 лодок класса «Колумбия» в 2042 году. Как отмечалось ранее, головная лодка нового подводного флота класса «Колумбия» получит обозначение USS District of Columbia (SSBN-826), а вторая лодка получит обозначение USS Wisconsin (SSBN-827). Остальная часть подводного флота класса «Колумбия» пока не названа.

Последний корабль класса «Огайо», завершивший многолетний капитальный ремонт с дозаправкой в ​​середине срока службы, — военный корабль США «Луизиана» (SSBN-743) — вернулся в полную боевую готовность в сентябре 2023 года, когда он провел операцию по демонстрации и проверке (DASO) для проверки работоспособности лодки. Этот запуск стал 191- м успешным испытательным запуском системы Trident II.

РПКСН класса «Колумбия» не потребуют ядерной дозаправки. В результате их операции по техническому обслуживанию в среднем возрасте займут значительно меньше времени, чем у их предшественников класса Огайо.

Стратегические бомбардировщики

В настоящее время ВВС США имеют парк из 20 бомбардировщиков B-2A (все из них несут ядерное оружие) и 76 бомбардировщиков B-52 H (46 из которых несут ядерное оружие). Третий стратегический бомбардировщик B-1B не способен нести ядерное оружие. По оценкам Федерации американских ученых, из этих бомбардировщиков примерно 60 (18 B-2A и 42 B-52H) выполняют ядерные задачи в рамках планов ядерной войны США, хотя количество полностью боеспособных бомбардировщиков в любой момент времени меньше. Например, данные нового договора СНВ за сентябрь 2022 года насчитали только 43 развернутых ядерных бомбардировщика (10 B-2A и 33 B-52H).

Бомбардировщики организованы в девять бомбардировочных эскадрилий в пяти бомбардировочных крыльях на трех базах: базе ВВС Майнот в Северной Дакоте, базе ВВС Барксдейл в Луизиане и базе ВВС Уайтмен в Миссури. Новая программа бомбардировщиков B-21 приведет к увеличению количества баз ядерных бомбардировщиков до пяти.

Каждый B-2 может нести до 16 ядерных бомб (гравитационные бомбы B61–7, B61–11, B61–12 и B83–1), а каждый B-52 H может нести до 20 крылатых ракет воздушного базирования ( AGM-86B). Бомбардировщики B-52 H больше не являются гравитационными бомбами. По оценкам, на бомбардировщиках закреплено 788 ядерных боеголовок, в том числе около 500 крылатых ракет воздушного базирования, однако на бомбардировочных базах предполагается разместить лишь около 300 единиц оружия. Предполагается, что оставшиеся 488 единиц бомбардировочного вооружения находятся в центральном хранилище большого подземного комплекса обслуживания и хранения боеприпасов в Киртланде недалеко от Альбукерке, штат Нью-Мексико.

Соединенные Штаты модернизируют свои силы ядерных бомбардировщиков, совершенствуя возможности ядерного командования и управления на существующих бомбардировщиках, разрабатывая усовершенствованное ядерное оружие (B61–12, B61–13 и новое оружие дальнего действия AGM-181 или LRSO).

Одновременно идет проектирование нового тяжелого бомбардировщика (B-21 Raider).

Модернизация систем ядерного управления и контроля, которые бомбардировщики используют для планирования и нанесения ядерных ударов, включает терминал глобальной стратегической сети экипажей (ASNT). Это новая, высотная, устойчивая к электромагнитным импульсам сеть стационарных и мобильных ядерных терминалов управления и контроля. Эта сеть обеспечивает командные пункты крыла, оперативные группы, эскадрильи поддержки боеприпасов и мобильные группы поддержки надежной наземной связью для получения приказов о запуске и передачи их экипажам бомбардировщиков, танкеров и разведывательных самолетов.

Первая поставка Global ASNT, которую ВВС описывают как «крупнейшую модернизацию своих ядерных систем управления, контроля и связи за более чем 30 лет», произошла в январе 2022 года, когда эту систему получила база ВВС Барксдейл.

Raytheon, оборонная корпорация США, получившая контракт на разработку системы на сумму 134,4 миллиона долларов, достигла начальной эксплуатационной готовности системы в августе 2022 года.

Еще одна модернизация системы управления и контроля включает в себя программу, известную как «Семейство усовершенствованных терминалов за пределами прямой видимости» (FAB-T), которая заменит существующие терминалы Milstar для соединения стратегических бомбардировщиков и самолетов-разведчиков с группировками военных спутников, управляемыми Космической службой США.

Эти новые чрезвычайно высокочастотные терминалы с ядерной защитой предназначены для связи с несколькими группировками спутников, включая Milstar, созвездия усовершенствованной сверхвысокой частоты (AEHF) и расширенной полярной системы (EPS).

37 наземных станций и почти 50 бортовых терминалов ФАБ-Т будут обеспечивать защищенную высокоскоростную связь для ядерных и обычных сил, в том числе для того, что официально называется «президентской национальной голосовой конференцией».

В ежегодном отчете Конгрессу о своих программах приобретения за февраль 2023 года ВВС включили FAB-T в число пяти самых эффективных программ, сообщив, что программа уже более десяти лет сталкивается с задержками графика и другими проблемами с платформой.

В отчете за июнь 2023 года, сопровождающем законопроект о расходах на оборону, комитет по ассигнованиям Палаты представителей заявил, что «по-прежнему очень обеспокоен» этими наименее эффективными программами, и поручил помощнику министра ВВС по приобретению и интеграции в космос представить их в комитеты по ассигнованиям как Палаты представителей, так и Сената. подробные ежеквартальные обновления «статуса корректирующих действий» для программ, включая FAB-T.

28 июня 2023 года ВВС объявили, что заключили с Raytheon Technologies единственный контракт на сумму 625 миллионов долларов на производство FAB-T.

Тяжелые бомбардировщики также модернизируются с использованием улучшенного ядерного оружия. Эти усилия включают разработку первой управляемой автономной ядерной гравитационной бомбы, известной как B61–12, которая в конечном итоге должна была заменить все существующие гравитационные бомбы.

В бомбе используется модифицированная версия боеголовки, используемой в нынешней гравитационной бомбе B61–4. B61–12 поступил на вооружение бомбардировщиков B-2 в 2023 году. Позже бомба будет задействована на нескольких истребителях-бомбардировщиках.

После нескольких лет задержки прототип первой серийной единицы B61–12 был завершен NNSA 25 августа 2020 года на заводе Pantex в Амарилло, штат Техас. Фактическая первая производственная установка была завершена в ноябре 2021 года, а в октябре 2022 года NNSA подтвердило начало полномасштабного производства. К 2023 году была произведена половина запланированных B61-12.

Первоначально предполагалось, что Соединенные Штаты произведут примерно 480 бомб B61–12, но в 2023 году они объявили, что вместо этого небольшое количество из них будет произведено как B61–13, гравитационная бомба с гораздо большей мощностью. В B61–13 будет использоваться боеголовка от B61-7, но для повышения точности будут использоваться функции безопасности и управления B61–12, а также комплект управляемого хвостового оперения.

Таким образом, B61–13 будет иметь ту же максимальную мощность в 360 килотонн, что значительно выше, чем мощность B61–12 в 50 килотонн. B61–13 будет спроектирован для будущего бомбардировщика B-21 и, возможно, B-2 до его выхода на пенсию.

Военное обоснование новой гравитационной бомбы B61–13 похоже будет заключаться в нацеливании на широкую территорию и, возможно, для некоторых подземных целей. Разработка бомбы также может быть связана с продолжающимися усилиями по выводу из эксплуатации B83–1.

ВВС также разрабатывают новую ядерную крылатую ракету воздушного базирования, известную как AGM-181 LRSO. Она заменит крылатую ракету воздушного базирования (КРВБ) AGM-86B в 2030 году и будет нести ядерную боеголовку W80-4, модифицированную версию W80-1, используемую в нынешней КРВБ. NNSA санкционировало этап производственного проектирования для W80–4 в марте 2023 года, а поставка первой производственной единицы запланирована на сентябрь 2027 года. Производство боеголовки планируется завершить в 2031 финансовом году.

LRSO будет вооружать как 46 самолетов B-52H, способных нести ядерное оружие, так и новый B-21. Впервые американский бомбардировщик-невидимка будет нести ядерную крылатую ракету. В марте 2019 года с компанией Boeing был заключен контракт на сумму 250 миллионов долларов на этап технологического развития и снижения рисков, а также разработку производства (этап интеграции будущего LRSO в B-52H, процесс, который, как ожидается, будет завершен к началу 2025 года).

8 января 2024 г. ВВС опубликовали запрос на разработку транспортного оборудования для интеграции LRSO на B-52H (первоначально планировалось, что Центр разработки и производства ядерного оружия ВВС США будет запущен в 2024 г.). Предполагалось, что стоимость будет составлять как минимум 4,6 миллиарда долларов за ракету и еще 10 миллиардов долларов за боеголовку, однако с тех пор эта оценка выросла до общей стоимости приобретения примерно в 16 миллиардов долларов.

Ожидается, что сама ракета LRSO будет совершенно новой, со значительно улучшенными военными возможностями по сравнению с ALCM, включая большую дальность, большую точность и повышенную скрытность. Сторонники LRSO утверждают, что ядерная крылатая ракета необходима для того, чтобы бомбардировщики могли поражать цели, находящиеся далеко за пределами досягаемости нынешних и будущих систем ПВО потенциальных противников. Сторонники также утверждают, что эти ракеты необходимы, чтобы предоставить руководству США гибкие варианты нанесения ударов в ограниченных региональных сценариях. Однако критики утверждают, что обычные крылатые ракеты, такие как версия совместной противостоящей ракеты «воздух-поверхность» увеличенной дальности, в настоящее время могут обеспечить возможность нанесения удара в условиях противостояния, и что другого ядерного оружия будет достаточно, чтобы держать цели под угрозой. Фактически, обычная совместная ракета класса «воздух-поверхность» увеличенной дальности теперь является неотъемлемой частью стратегического военного плана Стратегического командования США.

После рассмотрения предварительного проекта конструкции, полученного ВВС в начале 2017 года, в начале 2022 года ВВС объявили, что шесть бомбардировщиков B-21 находятся в производстве, а первый собранный бомбардировщик был отправлен для проведения калибровочных испытаний в начале марта 2022 года. Первый испытательный полет состоялся в ноябре 2023 года, а второй испытательный полет состоялся 17 января 2024 года. После его первого полета Пентагон одобрил программу перехода на начальную фазу низкоскоростного производства.

Ожидается, что B-21 поступит на вооружение к 2027 году и постепенно заменит бомбардировщики B-1B и B-2 в течение 2030-х годов.

ВВС США закупят не менее 100 (возможно, целых 145) самолетов B-21, при этом последние затраты на обслуживание оцениваются примерно в 203 миллиарда долларов на всю 30-летнюю оперативную программу при ориентировочной стоимости в 550 миллионов долларов за самолет. Бюджет и многие детали конструкции B-21 до сих пор остаются в секрете. На официальной церемонии открытия на производственных мощностях Northrop Grumman в декабре 2022 года была продемонстрирована конструкция, очень похожая на B-2, но немного меньшего размера и с уменьшенным боекомплектом.

B-21 будет способен доставлять управляемые ядерные гравитационные бомбы B61–12 и B61–13 и будущую AGM-181 LRSO, а также широкий спектр неядерного оружия, включая совместное противостояние «воздух-поверхность».

В марте 2019 года ВВС объявили, что бомбардировщики B-21 сначала будут развернуты на базе ВВС Эллсуорт (Южная Дакота), а затем на базе ВВС Уайтмен (Миссури) и базе ВВС Дайс (Техас) «по мере их поступления». Строительство на авиабазе Эллсворт началось в 2022 году, а новый комплекс по производству оружия, который будет хранить и обслуживать ядерные бомбы и крылатые ракеты, планируется завершить к февралю 2026 года. Ожидается, что на авиабазе Эллсворт в настоящее время будут размещены две эскадрильи B-21 (одна оперативная и одна учебная). Однако, по словам сенатора от Южной Дакоты Майка Раундса, вторая оперативная эскадрилья в конечном итоге может быть размещена на базе ВВС Эллсуорт и в будущем.

Преобразование неядерных баз B-1 для приема ядерных бомбардировщиков B-21 увеличит общее количество бомбардировочных баз с хранилищами ядерного оружия с двух сегодняшних баз (базы Майнот и авиабаза Уайтмен) до пяти баз к 2030-м годам. На авиабазе Барксдейл также строится новый завод по производству оружия, который после завершения строительства восстановит возможности хранения ядерного оружия.

Нестратегическое ядерное оружие

В арсеналах США имеется только один тип нестратегического ядерного оружия: гравитационная бомба B61. Но он существует в нескольких модификациях: B61–3 и B61–4 с мощностью от 0,3 килотонн до 170 и 50 килотонн соответственно, а также новый B61–12, поступающий на склад с мощностью до 50 килотонн. Все остальные предыдущие версии удалены. В настоящее время имеется около 200 таких тактических бомб B61. Предполагается, что около 100 из них (версии -3 и -4) развернуты на шести базах в пяти европейских странах: Авиано и Геди в Италии; Бюхель в Германии; Инджирлик в Турции; Кляйне Брогель в Бельгии; и Волкель в Нидерландах. Это число снизилось с 2009 года, отчасти из-за сокращения оперативной емкости хранилищ в Авиано и Инджирлик. Седьмая страна — Греция — имеет миссию по нанесению ядерного удара на случай непредвиденных обстоятельств и сопровождающую ее резервную эскадрилью, но у нее нет никакого ядерного оружия.

Остальные 100 бомб B61 хранятся в США для резервного копирования и потенциального использования американскими истребителями-бомбардировщиками для поддержки союзников за пределами Европы, включая Северо-Восточную Азию. В состав истребителей-бомбардировщиков входят F-15E из 391-й истребительной эскадрильи 366-го истребительного авиаполка в Маунтин-Хоум в Айдахо.

В течение следующих нескольких лет новые бомбы B61–12 заменят все устаревшие бомбы B61, развернутые в настоящее время в Европе, и будут интегрированы в тактические самолеты США и их союзников.

Бельгийским, голландским, немецким и итальянским военно-воздушным силам в настоящее время отведена активная роль в нанесении ядерных ударов с применением ядерного оружия США. В обычных обстоятельствах ядерное оружие находится под контролем личного состава ВВС США. Их использование в войне должно быть санкционировано президентом США.

В информационном бюллетене НАТО от 2022 года говорится, что «ядерная миссия может быть предпринята только после получения явного политического одобрения со стороны Группы ядерного планирования НАТО и получения разрешения от президента США и премьер-министра Великобритании».

Однако неясно, почему премьер-министр Великобритании должен был санкционировать применение ядерного оружия США, и если бы территория НАТО не была атакована с применением ядерного оружия, маловероятно, что вся Группа ядерного планирования смогла бы договориться об одобрении применения нестратегического ядерного оружия с баз в Европе.

ВВС Бельгии и Нидерландов в настоящее время используют самолеты F-16 для выполнения ядерных задач, хотя обе страны находятся в процессе приобретения F-35A Lightning II, который в конечном итоге заменит их F-16. Компания Lockheed Martin представила первый F-35A для Бельгии во время церемонии выпуска в декабре 2023 года.

Итальянские ВВС используют PA-200 Tornado для выполнения ядерных задач, но также находятся в процессе приобретения F-35A. Как и «Торнадо», ядерные F-35A будут базироваться на авиабазе Геди, которая в настоящее время модернизируется. Итальянский самолет 6° Stormo (Wing) на авиабазе Геди получил свой первый F-35A в июне 2022 года. Германия также использует PA-200 Tornado для ядерной миссии. Однако она планирует вывести из эксплуатации свои «Торнадо» к 2030 году и заменить их 35 самолетами F-35A для продолжения ядерной миссии.

На авиабазе Инджирлик в Турции размещено примерно 20–30 ядерных бомб B61 для доставки самолетами США или, в случае непредвиденных обстоятельств, турецкими самолетами F-16. В отличие от других партнеров по НАТО, Турция не позволяет США постоянно базировать свою авиацию в Инджирлике. В случае кризиса самолеты США должны были бы прилететь на базу, чтобы забрать бомбы B61, или бомбы пришлось бы отправить для использования. В 2019 году администрация Трампа прекратила поставку Турции F-35A (некоторые из которых предназначались для выполнения ядерной миссии) из-за планов Турции приобрести российскую систему противовоздушной обороны С-400.

Несмотря на сообщение New York Times в 2019 году о том, что официальные лица США рассмотрели планы экстренной эвакуации ядерного оружия из Инджирлика, руководители ВВС США в Европе A10 посетили Инджирлик в июле 2023 года, чтобы обсудить «миссию по обеспечению безопасности» и «роль, которую Инджирлик играет в стратегическое сдерживание», что указывает на то, что ядерная миссия в Инджирлике все еще действует. Это еще больше подкрепляется продолжающимися инфраструктурными работами на объектах хранения ядерного оружия в Турции.

Соединенные Штаты вывели ядерное оружие из Соединенного Королевства примерно в 2007 году после того, как оно хранилось в Королевских ВВС (RAF) в Лейкенхите в течение нескольких десятилетий. Но за последние два-три года все больше данных свидетельствуют о том, что Соединенные Штаты могут вернуть свою ядерную миссию на территорию Великобритании.

Помимо упоминания о строительстве «поручительского общежития» на авиабазе Королевских ВВС Лейкенхит в бюджетных документах ВВС США на 2024 финансовый год, The Telegraph в январе 2024 года описала контрактные документы Пентагона, которые подтверждали, что ВВС США намереваются вернуть «ядерную миссию» на базу. Планирует ли США постоянно хранить ядерное оружие на авиабазе ВВС Лейкенхит, не подтверждено, но ясно, что идет подготовка к восстановлению способности базы принимать ядерное оружие, возможно, чтобы дать НАТО возможность перераспределить свое ядерное оружие в периоды повышенной напряженности.

Государства-члены НАТО, которые не имеют ядерного оружия, все равно могут участвовать в ядерной миссии в рамках программы традиционной поддержки ядерных операций (CSNO), ранее известной как «Поддержка ядерных операций с помощью обычной воздушной тактики» или SNOWCAT.

НАТО работает над широкой модернизацией ядерной политики в Европе, которая включает модернизацию бомб, самолетов и систем хранения оружия. Тактический B61–12 идентичен стратегическому B61–12, присвоенному бомбардировщикам B-2 (а вскоре и B-21). В B61–12 используется ядерная взрывная установка B61–4, максимальная мощность которой составляет около 50 килотонн, а также несколько вариантов меньшей мощности. Тем не менее, он будет оснащен управляемым хвостовым оперением для повышения точности и способности противостоять, что позволит планировщикам ударов выбирать более низкую мощность для существующих целей, чтобы уменьшить побочный ущерб. Повышенная точность B61–12 придаст тактическим бомбам в Европе такой же военный потенциал, как и стратегическим бомбам, используемым бомбардировщиками в Соединенных Штатах. Хотя B61–12 не проектировался как предназначенный для проникновения под землю, он, судя по всему, имеет некоторые ограниченные возможности проникновения под землю, что повысит способность арсеналов в Европе удерживать под угрозой подземные цели. В то время как старые самолеты PA-200 Tornado и F-16MLU не смогут использовать повышенную точность, обеспечиваемую хвостовым комплектом B61–12, F-15E и новый F-35A смогут.

В марте 2020 года F-15E стал первым самолетом, сертифицированным как технически способный доставлять бомбу B61–12 после завершения последних из шести испытаний совместимости на базе ВВС Неллис (Невада) и полигоне Тонопа ( Невада). F-35A последовал за ним в октябре 2021 года после завершения двух испытаний B61–12. В 2023 году Национальные лаборатории Сандии сообщили, что все F-35A, B-2A и F-16A/B получили первоначальный сертификат совместимости с B61–12.

Согласно заявлению ВВС США, сделанному в феврале 2022 года, министр обороны США пообещал передать ядерный потенциал F-35A партнерам по НАТО к январю 2024 года.

Наконец, в октябре 2023 года F-35A получил техническую сертификацию для перевозки B61–12, что открыло возможность подразделениям ВВС США в Европе пройти сертификацию ядерной безопасности, прежде чем в конечном итоге получить новые бомбы.

После того, как подразделения в Европе получат сертификат B61–12, новая бомба, как ожидается, будет доставлена ​​по воздуху на базы, а старые бомбы B61–3/4 вернутся в Соединенные Штаты.

Помимо оружия и самолетов, ядерная модернизация НАТО предполагает продление срока службы системы безопасности хранения оружия, включая модернизацию командования и управления, а также безопасности на шести действующих базах (Авиано, Бюхель, Геди, Кляйне Брогель, Инджирлик и Фолькель), одной дополнительной базе (RAF Лейкенхит) и одной тренировочная базе (Рамштайн). В частности, эти модернизации включают установку периметров безопасности с двойным ограждением, модернизацию систем хранения и безопасности оружия, а также систем сигнализации и отображения, а также эксплуатацию новых безопасных грузовиков для систем транспортировки и технического обслуживания.

В настоящее время модернизация системы безопасности, судя по всему, завершена в Авиано, Инджирлике и Фолькеле и продолжается в Геди, Кляйне-Брогеле и Бюхеле. RAF Lakenheath станет первой базой ВВС США в Европе, оснащенной F-35A, способным нести ядерное оружие.

В дополнение к модернизации вооружения, самолетов и баз НАТО, похоже, также усиливает роль самолетов двойного назначения. Сейчас НАТО публично объявляет о своих ежегодных учениях по тактическому ядерному вооружению «Стойкий полдень». Например, в 2023 году НАТО сообщило, что в учениях приняли участие 13 стран и 60 самолетов, включая истребители и американские бомбардировщики B-52 (NATO 2023). Более того, дисплеи на ядерных базах стали более надежными, в том числе за счет так называемой «слоновьей прогулки» самолетов по взлетно-посадочной полосе.

Наконец, в дополнение к этим текущим модернизациям, Соединенные Штаты также рассматривают возможность разработки новой нестратегической ядерной крылатой ракеты морского базирования (КРМБ-Н). Конгресс США настоял на финансировании этого оружия в рамках так называемой «Программы учета» — бюджетного термина, означающего, что для него было одобрено целевое финансирование, включая деньги на исследования как ракеты, так и боеголовки.

Cообщество
«Оборонное сознание»
1.0x