Авторский блог Владимир Овчинский 11:52 29 августа 2024

США готовятся к высокотехнологической войне с Китаем и Россией Часть XХXIХ

Гиперзвук Пентагона

Гиперзвуковой самолет-разведчик Lockheed Martin SR-72 может находиться в тайном производстве

Алекс Холлингс анализирует ситуацию с американским гиперзвуковым самолетом разведчиком в SANDBOXX NEWS (22.08.2024):

Гиперзвуковой самолет Lockheed Martin SR-72 не смог подняться в небо из-за сокращения бюджета ВВС.

Убытки SR-72, преемника SR-71 Blackbird, с 2022 года составили около 335 миллионов долларов.

Но новые данные свидетельствуют о том, что самолет-разведчик все еще может тайно разрабатываться.

Таинственный гиперзвуковой самолет Lockheed Martin, известный как SR-72, похоже, продолжает свой путь к эксплуатации, но эта программа не застрахована от более широких бюджетных проблем ВВС .

Sandboxx News освещали секретную разработку SR-72, гиперзвукового преемника SR-71 Blackbird компании Lockheed Martin, а также его потенциальный путь к использованию в не столь отдаленном будущем.

Теперь появились новые данные, свидетельствующие о том, что эта экзотическая программа новых самолетов сталкивается с усугубляющейся нехваткой бюджета, что может еще больше усложнить ситуацию для ВВС США, поскольку они изо всех сил пытаются найти способы финансирования множества новых громких проектов, включая новые межконтинентальные баллистические ракеты, бомбардировщики-невидимки и истребители завоевания превосходства в воздухе.

Когда-то SR-72 публично рекламировался как самолет-шпион, развивающий скорость 6+ Маха и обладающий ударными возможностями с минимальной вероятностью перехвата.

Секретная программа Lockheed превысила бюджет еще на 45 миллионов долларов

двойной клик - редактировать изображение

Согласно недавним отчетам Aviation Week, секретная программа Lockheed Martin, которая включает в себя «очень сложную разработку и системную интеграцию», во втором квартале 2024 года превысила бюджет еще на 45 миллионов долларов. Судя по ежеквартальным отчетам Lockheed в Комиссию по ценным бумагам и биржам США, общие убытки фирм, связанные с этой единственной закрытой программой, с 2022 года составляют примерно 335 миллионов долларов. В тех же документах далее утверждается, что убытки могут продолжать накапливаться, поскольку в будущем компания столкнется с «предварительными расходами на закупки».

Все это указывает на то, что редактор журнала Aviation Week по вопросам обороны и космоса Стив Тримбл называет «предконтрактными инвестициями», сделанными Lockheed. Это также предполагает, что компания продолжает самофинансировать разработку, основываясь на идее, что Пентагон не только увидит ценность платформы, но и будет готов заплатить достаточно за производственный парк, который позволит Lockheed компенсировать потери при разработке.

Это может показаться довольно необычным подходом к разработке такого дорогостоящего самолета, но исторически он не является чем-то необычным для компании Lockheed Martin Skunk Works.

В книгах основателя Skunk Works Келли Джонсона и его прямого преемника Бена Рича есть описания нескольких программ Skunk Works, таких как сверхзвуковой беспилотник ISR D-21, которые начинались как блестящая идея, которую инженеры Lockheed знали об американских военных или разведывательных аппаратах, которые, скорее всего, могли бы быть использованы, и которые затем были разработаны и представлены лицам, принимающим решения в Пентагоне.

двойной клик - редактировать изображение

Однако чаще всего усилия по развитию стимулировались тихими беседами между такими людьми, как Келли Джонсон, и высокопоставленными чиновниками Министерства обороны, которые рассказывали о самых насущных потребностях страны, надеясь, что коллективный разум Skunk Works сможет найти потенциальное решение.

Известно, что Джонсон спроектировал и поставил первый в Америке истребитель с реактивным двигателем именно таким способом, причем формальные работы по проектированию XP-80 начались за целых четыре месяца до того, как фирма получила контракт на этот самолет.

Но в современную эпоху бюрократического надзора и расширенных циклов проектирования маловероятно, что компания Lockheed Martin пошла бы ва-банк на внедрение SR-72 без убедительных доказательств со стороны ВВС о том, что она в конечном итоге вмешается. Финансовые отчеты фирмы, похоже, подтверждают такую ​​вероятность.

«Мы будем следить за возмещаемостью предконтрактных затрат, на которую может повлиять решение заказчика относительно будущих этапов программы», — заявила компания Lockheed об этой программе в своих документах.

Хотя работа над SR-72, похоже, продолжала продвигаться под завесой секретности с начала 2018 года, слухи об этих потерях в сочетании с быстрым расширением мощностей и персонала Lockheed Martin Skunk Works указывают на производство нового засекреченного самолета не для испытаний, а скорее эксплуатационной службы.

Что такое СР-72?

Компания Lockheed Martin начала разработку гиперзвукового преемника Blackbird в 2006 году. Программа продолжалась в секрете в течение семи лет, прежде чем была официально объявлена ​​публике в 2013 году с помощью средств массовой информации, включавших несколько интервью с руководителем гиперзвуковой программы Lockheed Martin и инженером, который предыдущие семь лет возглавлял усилия Брэдом Леландом.

«Гиперзвуковые самолеты в сочетании с гиперзвуковыми ракетами могут проникнуть в закрытое воздушное пространство и нанести удар практически по любому месту на континенте менее чем за час», — цитируются слова Леланда в пресс-релизе Lockheed Martin, который с тех пор был удален. «Скорость — это следующее достижение авиации, способное противостоять возникающим угрозам в ближайшие несколько десятилетий. Эта технология изменит правила игры на театре военных действий, подобно тому, как сегодня малозаметность меняет боевое пространство».

В этом новом высокоскоростном самолете будет использоваться никогда ранее не применявшийся тип двигателя, который по сути представлял собой два (а может быть, даже три) типа реактивных двигателей в одном.

Как описал Леланд, эта новая силовая установка началась с обычного турбовентиляторного двигателя — либо Pratt & Whitney F100, либо General Electric F110 — в качестве основы. Этот турбовентиляторный двигатель позволит самолету взлететь с места и разогнаться до сверхзвуковой скорости, как любой обычный истребитель, но как только реактивный самолет начнет приближаться к скорости 3 Маха, вторая половина двигателя оживет.

двойной клик - редактировать изображение

Говорят, что эта вторая половина представляет собой двухрежимный прямоточный воздушно-реактивный двигатель (иногда называемый двухрежимным прямоточным воздушно-реактивным двигателем или прямоточным воздушно-реактивным двигателем сверхзвукового сгорания), который опирается на огромное давление входящего воздуха на сверхзвуковых скоростях и регулируемую конструкцию впускного отверстия для создания специально размещенных ударных волн для сжатия.

В результате такая конструкция двигателя могла бы позволить самолету значительно превзойти рекордную максимальную скорость SR-71, составляющую 3,2 Маха, преодолеть условный гиперзвуковой барьер в 5 Маха и, возможно, даже превзойти вымышленную Darkstar из Top Gun (которая была создана, в частности, в сотрудничестве с со Skunk Works) на скорости 10 Маха.

Этот тип конструкции двигателя, который с тех пор стал более распространенным, известен как двигатель с комбинированным циклом на основе турбины или TBCC. Пока компания Lockheed Martin возглавляла проектирование самолета, компании Aerojet Rocketdyne было поручено разработать двигатель.

Первоначально заявленная как самолет со скоростью 6+ Маха, эта новая платформа с самого начала задумывалась как средство разведки, наблюдения и рекогносцировки (ISR) с ударными возможностями. Это означало, что самолет сможет нести различную полезную нагрузку, включая боеприпасы для поражения наземных целей.

Хотя Леланд подчеркнул использование этого нового самолета в качестве платформы для запуска гиперзвуковых ракет, теперь кажется более вероятным, что мы увидим, что этот гиперзвуковой самолет будет использовать недорогие боеприпасы, специально предназначенные для сбрасывания или запуска на гиперзвуковых скоростях. Гиперзвуковые ракеты, разрабатываемые Соединенными Штатами, бывают самых разных форм, но все они считаются чрезвычайно дорогими по сравнению с более традиционными боеприпасами.

Из-за огромного давления и тепла, присущих высокоскоростному полету, существуют значительные, но не непреодолимые, инженерные проблемы, которые необходимо преодолеть, чтобы сбросить или запустить оружие на таких экстремальных скоростях. Компания Lockheed доказала возможность успешного запуска ракет класса «воздух-воздух» на скорости более 3 Маха с помощью YF-12 (боевого аналога SR-71), а совсем недавно Sandboxx News подтвердила возможность развертывания оружия на гораздо более высоких скоростях в беседе с доктором Крисом Комбсом, профессором гиперзвуковой и аэрокосмической техники Техасского университета в Сан-Антонио, получившим грант от Ди Ховарда, который в прошлом также проделал большую работу с Министерством обороны.

двойной клик - редактировать изображение

Но предполагаемые ударные возможности SR-72 — не единственный важный вопрос. Способность самолета обеспечивать быструю разведку любой цели на Земле будет иметь жизненно важное значение для Соединенных Штатов в конфликте 21-го века, особенно на обширных просторах Тихого океана. Несмотря на общественное мнение о спутниках, обеспечивающих постоянное глобальное наблюдение, правда в том, что на орбите недостаточно спутников, чтобы иметь возможность наблюдать повсюду, а предсказуемость орбит спутников позволяет довольно легко хранить от них секреты.

Это привело к финансированию длинного списка современных самолетов для сбора разведывательной информации, начиная от оригинального талисмана Глобальной войны с террором, MQ-1 Predator, и заканчивая весьма экзотическими планерами, настоящие названия которых нам до сих пор не известны, например RQ-180 производства Northrop Grumman.

Тем не менее, несмотря на огромные инвестиции Америки в самолеты-шпионы в последние десятилетия, все эти платформы летают на дозвуковых скоростях, поэтому своевременный сбор разведывательных данных становится вопросом местоположения и доступности планера. MQ - 9, например, может оставаться в воздухе более 24 часов за раз, но при стандартной крейсерской скорости всего в 370 км в час Reaper потребуется больше часа, чтобы долететь из Нью-Йорка до Бостона и более 10 часов полета по пересеченной местности.

И наоборот, гиперзвуковой самолет, летящий со скоростью 6 Маха, или примерно 4600 миль в час, может долететь из Нью-Йорка в Бостон менее чем за пять минут и совершить тот же рейс из Нью-Йорка в Лос-Анджелес примерно за полчаса.

Путь к производству СР-72 начался в 2018 году

двойной клик - редактировать изображение

Как ранее сообщала Sandboxx News, в июне 2017 года исполнительный вице-президент Lockheed Martin и генеральный менеджер Skunk Works Роб Вайс сообщил СМИ, что завершены испытания турбинной гиперзвуковой двигательной установки комбинированного цикла для SR-72 и что они «приближались» к началу работы над тем, что он назвал летно-исследовательской машиной SR-72 (FRV).

Этот одномоторный демонстратор технологий, как говорили, был «размером с F-22 Raptor» и должен был продемонстрировать способность платформы взлетать с обычным турбовентиляторным двигателем, разгоняться до сверхзвуковых скоростей, а затем переходить от турбовентиляторного режима к турбовентиляторному. Это гораздо более экзотический двухрежимный прямоточный воздушно-реактивный двигатель, который позволит самолету развивать максимальную скорость значительно выше 6 Маха.

К сентябрю 2017 года начали всплывать показания очевидцев об этом летно-исследовательском аппарате, пролетавшем над Палмдейлом, штат Калифорния, где находится штаб-квартира Skunk Works.

Aviation Week передала эти отчеты о SR-72 FRV Орландо Карвалью из Lockheed Martin, в то время исполнительному вице-президенту по аэронавтике, который не опроверг эти сообщения.

«Хотя я не могу вдаваться в подробности, скажем так, команда Skunk Works в Палмдейле, штат Калифорния, удваивает нашу приверженность скорости», — сказал Карвалью.

В феврале 2018 года другой высокопоставленный представитель Lockheed Martin, вице-президент по стратегии и требованиям клиентов в программах перспективного развития Джек О'Бэнион сообщил на научно-техническом форуме Американского института аэронавтики и астронавтики, что SR-72 FRV уже летает. Затем он рассказал The Wall Street Journal: «Самолет также маневрен на гиперзвуковых скоростях и имеет надежный запуск двигателя».

Но как раз в тот момент, когда поезд SR-72 покидал станцию, президент России Владимир Путин выступил с обращением, которое с тех пор стало известно как начало современной гонки гиперзвуковых вооружений, в котором он объявил о появлении множества новых российских «оружий судного дня» «поступили на вооружение, включая два различных ракетных комплекса со скоростью 5+ Маха.

Почти сразу после выступления Путина компания Lockheed Martin удалила со своего веб-сайта все упоминания о своей широко разрекламированной программе SR-72, и парад цитат от топ-менеджеров быстро прекратился. Компания не объявила об отмене проекта или какой-либо причине перерыва. Они просто занимались своими делами, по крайней мере публично, как будто SR-72 никогда не существовало. Этот резкий сдвиг мог быть результатом вмешательства Пентагона с секретными линиями отчетности и возобновления потребности в секретности после заявления Путина.

Теперь мы знаем, что за закрытыми дверями назревало нечто большое. К концу следующего года Lockheed Martin приступила к строительству огромного нового завода, который впоследствии стал зданием 648, а набор персонала для этого нового предприятия начался еще раньше.

Растущий документальный след SR-72

двойной клик - редактировать изображение

Во втором квартале 2022 года Lockheed сообщила об убытках до уплаты налогов в размере 225 миллионов долларов по секретной программе аэронавтики, которая только что завершила комплексную проверку. Однако три месяца спустя документы Lockheed Martin показали, что заказчик этого проекта подписал «меморандум о соглашении» об изменении объема и цены контракта. Это означает, что действительно существует контракт (по-видимому, контракт с фиксированной ценой и поощрительным вознаграждением), и что Lockheed Martin вряд ли придется глотать этот перерасход средств самостоятельно. Поскольку продолжающийся перерасход бюджета в настоящее время достигает 335 миллионов долларов, само собой разумеется, что общий бюджет программы значительно больше.

Но это не единственное свидетельство, указывающее на то, что для ВВС США разрабатывается сверхсекретный самолет. Фактически, есть немало свидетельств того, что эта программа вышла за рамки разработки и подготовки к производству и, вероятно, начинает полноценную производственную эксплуатацию. В частности, идет строительство огромного нового производственного объекта в штаб-квартире Skunk Works в Палмдейле, штат Калифорния, получившего название «Здание 648», а также найм тысяч новых сотрудников, которым поручено построить… что-то внутри.

Строительство здания 648 было завершено в августе 2021 года, когда компания Lockheed Martin рекламировала массивное сооружение высотой 65, 5 метров как «умную, гибкую фабрику», призванную сократить значительные инвестиции времени и денег, необходимые для установки новых производственных линий. Это достигается, пояснила компания Lockheed Martin, за счет использования передового искусственного интеллекта, дополненной реальности и больших роботов с широкими возможностями, известных как системы комбинированной эксплуатации: болтовые соединения и роботизированные системы AutoDrill, или COBRA.

Как тогда сообщила Skunk Works, они уже продемонстрировали функциональность этих новых роботов при производстве технологического испытательного стенда, который приведет к созданию испытательного стенда X-59A Quiet Supersonic Transport, или QueSST.

двойной клик - редактировать изображение

В период с февраля 2018 года, когда SR-72 вышел из строя, по сентябрь 2023 года компания Lockheed Martin увеличила размер подразделения программ перспективных разработок, дочерней компании своего авиационного подразделения, на колоссальные 75%, наняв более 2300 новых сотрудников за пять лет, причем на странице их вакансий все еще рекламируются сотни вакансий.

Есть также заявления официальных лиц Skunk Works, в которых подчеркивается, что ведется низкопроизводительное производство.

«Я думаю, будет справедливо сказать, что в Skunk Works ведется низкопроизводительное производство», — заявил прессе в 2022 году генеральный директор Skunk Works Джон Кларк. «Мы занимаемся множеством видов деятельности, поэтому я чувствую, что Мне комфортно говорить это, потому что вы не сможете учесть, что конкретно может создать мне проблемы с безопасностью. Но да, в Палмдейле ведется низкопроизводительная деятельность».

Кларк далее сказал, что, хотя Skunk Works славится своими возможностями быстрого прототипирования, секретная организация всегда была центром производства современных планеров, таких как SR-71 и F-117, еще раз подчеркнув, что его команда в Skunk Работы были посвящены не только выпуску экзотических прототипов, но и высокопроизводительных боевых самолетов.

«Я действительно пытался укрепить мысль о том, что мы делаем больше, чем просто одноразовый X-самолет», — сказал Кларк. «Это дало мне гораздо больше свободы в работе с командой руководителей аэронавтики, позволив мне развивать Skunk Works так, как это исторически выращивалось».

Скоро ли SR-72 выйдет из укрытия?

В конце 2023 года в одном из эпизодов подкаста Defense & Aerospace Air Power Ваго Мурадян, главный редактор Defense & Aerospace Report, упомянул RQ-180 — высотный самолет-невидимку, настолько секретный, что правительство США еще даже не признал его существование, несмотря на то, что за последние годы его несколько раз фотографировали в полете. Ожидается, что в ближайшие годы высоко летающий RQ-180 (настоящее название платформы неизвестно) заменит почтенный американский самолет-шпион U-2, а также RQ-4 Global Hawk.

Но Мурадян на этом не остановился.

«Однако есть еще одна программа, которая предназначена для гораздо более мощного самолета-разведчика, который является продуктом Skunk Works, и это самолет Lockheed Martin. Есть изделия, которые уже были поставлены, но с этой программой возникли проблемы», - сказал он.

«Насколько я понимаю, программа была пересмотрена, потому что это настолько амбициозная возможность, что она потребовала небольшого изменения масштаба, чтобы иметь возможность перейти к следующему блоку самолетов», — добавил Мурадян.

До сих пор не было никакого дальнейшего подтверждения утверждений Мурадяна, но многие считают его надежным источником, и предложенные им сроки, похоже, совпадают как с непредвиденными расходами, которые с тех пор пришлось понести Lockheed Martin, так и с тем, что мы знаем о расширении фирмы.

Слухи о программе Lockheed Martin SR-72, возможно, когда-то были отвергнуты авиационным сообществом как не более чем полет фантазии, но за годы, прошедшие с тех пор, как начались эти усилия, технология, необходимая для того, чтобы этот самолет мог летать, прошла путь от граничащей с научной фантастикой до то, что группа отважных новичков может сделать переворот в индустриальном парке. И это не гипербола — пока мы говорим, стартап Hermeus из Атланты продолжает наземные испытания своего демонстратора летающих технологий Quarterhorse Mk 1, и первые настоящие летные испытания платформы, как ожидается, состоятся уже в любой день.

двойной клик - редактировать изображение

У этого беспилотного самолета есть собственные гиперзвуковые амбиции, и он намерен достичь их, используя аналогичный подход к двигательной установке. Турбинный двигатель комбинированного цикла Hermeus Chimera , состоящий из турбореактивного двигателя J85, за которым следует прямоточный воздушно-реактивный двигатель, продемонстрировал свою способность переключаться с турбореактивного двигателя на прямоточный воздушно-реактивный двигатель в высокоскоростной аэродинамической трубе почти два года назад. Компания уже начала работу над гораздо более крупным турбореактивным двигателем Chimera 2, в котором маленький турбореактивный двигатель J85 заменен на гораздо более крупный турбовентиляторный двигатель F100. Один из двигателей Lockheed Martin определил как основу турбины для своей собственной аналогичной конструкции двигателя.

Компания Hermeus намерена ежегодно представлять на вооружение новый демонстратор технологий по мере продвижения своего двухмоторного военного самолета Dark Horse. Dark Horse, вероятно, не проявится до 2030-х годов, что соответствует графику, предложенному руководителями Lockheed Martin до того, как программа SR-72 была закрыта.

В 2022 году исследовательская лаборатория ВВС США заключила с Leidos контракт на сумму 334 миллиона долларов на разработку очень похожего самолета TBCC, получившего название Mayhem, для разведки и ударных операций, хотя впоследствии компания свернула разработку этой программы, сославшись на недостаточный эксплуатационный спрос, потенциально потому что в разработке уже находились две аналогичные и многообещающие платформы (SR-72 и Quarterhorse), финансируемые из казны Пентагона.

В 2021 году Pratt & Whitney объявила о своих собственных усилиях по созданию уникального высокоскоростного воздушно-реактивного двигателя, который не будет полагаться на традиционную конструкцию турбовентилятора с прямоточным воздушно-реактивным двигателем для достижения скоростей чуть ниже гиперзвукового барьера. А в январе 2024 года GE Aerospace объявила о своем собственном прогрессе в разработке двухрежимного прямоточного воздушно-реактивного двигателя с вращающейся детонацией, который она намерена объединить с турбовентиляторным двигателем, чтобы создать самую маленькую, легкую и мощную силовую установку TBCC, когда-либо созданную.

Таким образом, на данный момент кажется почти неизбежным, что Соединенные Штаты в не столь отдаленном будущем развернут на вооружении многоразовый гиперзвуковой самолет. Произведен ли этот самолет Lockheed Martin, Hermeus или другая компания, неизвестно, но, судя по имеющимся доказательствам, кажется, что Lockheed, возможно, обеспечила себе лидерство. Если начальное производство SR-72 с низкими темпами уже началось, это может означать те же сроки ввода в эксплуатацию, что и B-21 Raider, с ожидаемым поступлением на вооружение незадолго до конца десятилетия.

Как гиперзвуковая ракета МАКО изменит воздушную атаку F-22 и F-35

The National Interest (24.08.2024) и Warrior Maven (26.08.2024) сообщают, что самолеты ВВС США 5-го поколения вскоре будут иметь возможность запускать гиперзвуковые ракеты воздушного базирования, способные уничтожать цели с дистанции, в 5 раз превышающей скорость звука. Эта разработка, связанная с вооружением, вероятно, приведет к появлению новой тактики и концепций. операций в области воздушного нападения.

MAKO — это ракета, созданная Lockheed-Martin, предназначенная для стрельбы по вражеским кораблям, наземным транспортным средствам или средствам противовоздушной обороны, используя скорость сближения атаки в качестве преимущества, меняющего парадигму, чтобы избежать обнаружения. Ракета уже прошла проверку на различных самолетах, в том числе на истребителях-подводниках F-22, F-35, F/A-18, F-16, F-15 и P-8 Poseidon.

Разработчики объясняют, что одним из преимуществ MAKO является то, что он создается с помощью цифрового инженерного процесса, что означает, что интерфейсы, технические стандарты, программное обеспечение и особенности интеграции могут быть скоординированы посредством компьютерного моделирования. Благодаря развитию цифровой инженерии ключевые параметры и характеристики оружия могут быть воспроизведены с большой точностью с помощью компьютерного моделирования, что позволяет создавать широкий спектр вариантов и адаптаций на основе единой конструктивной модели. По сути, нет необходимости создавать несколько независимых вариантов, поскольку можно внести изменения в программное обеспечение и компьютер, чтобы адаптировать оружие к конкретным требованиям миссии.

Различные боеголовки, самонаводящиеся устройства, технологии наведения и даже взрывчатые вещества могут быть адаптированы и сконфигурированы в цифровом виде, а затем изготовлены для использования в оружии. Этот сценарий ускоряет производство и разнообразие, предоставляя командирам широкий спектр возможностей. Как и многие виды оружия, обновления программного и аппаратного обеспечения могут быть выполнены в цифровом виде, а затем быстро произведены и интегрированы, чтобы адаптировать оружие к новым угрозам по мере их появления.

Учитывая, что он построен с использованием цифровых технологий, MAKO также может быть настроен для ведения огня с бомбардировщиков, что дает командирам более широкий потенциальный диапазон вариантов атаки. Достижения в области компьютерного моделирования позволили оценить параметры характеристик оружия в цифровой сфере перед его изготовлением, создавая условия, при которых массовое использование технологий ускоряет производственную кривую и повышает эксплуатационную универсальность.

Гиперзвуковое преимущество

Тактические преимущества гиперзвуковых средств воздушного базирования просты и очевидны, поскольку они эффективны и связаны со скоростью атаки и удара. Снаряд, летящий со скоростью, в 5 раз превышающей скорость звука, представляет собой серьезную дилемму для средств ПВО, которые, скорее всего, будут поражены и уничтожены до того, как появится возможность проследить цель и перехватить ее. Концепция аналогична, когда речь идет об атаке надводных кораблей противника или соединений наземной техники, поскольку у командиров кораблей вряд ли будет достаточно времени, чтобы вовремя проследить приближающуюся цель, чтобы заблокировать, заблокировать, перехватить или уничтожить ее.

Вся концепция гиперзвукового оружия заключается в том, чтобы сокрушить врага скоростью атаки при условии, что оружие может поддерживать гиперзвуковые скорости и приближаться к цели с высокой точностью.

МАКО против китайского YJ-21

Прибытие МАКО весьма важно, учитывая появление китайской гиперзвуковой ракеты YJ-21, поскольку это предполагает, что США, возможно, сокращают отставание от Китая в продолжающейся гонке за гиперзвуковым оружием. Китай не только запустил корабельный вариант YJ-21 Naval, но и вооружил свой бомбардировщик H-6K гиперзвуковым оружием воздушного базирования YJ-21. угроза. Если МАКО будет работать так, как задумано, и есть признаки того, что так и будет, вполне возможно, что это оружие сможет сравниться с нашим опережающим быстро развивающимся китайским гиперзвуковым оружием.

Испытательный аппарат компании Kratos зафиксировал гиперзвуковую скорость в первом полете

Гиперзвуковой испытательный стенд, созданный компанией Kratos, совершил свой первый полет 14 июня 2024 года, запустив эксперименты для Агентства по противоракетной обороне и достигнув скорости свыше 5 Махов.

Агентство по противоракетной обороне США (MDA) объявило об успешном полете своего первого гиперзвукового испытательного стенда 14 июня 2024 года, который стартовал с острова Уоллопс в Вирджинии. Он не только предоставил агентству высокоскоростную испытательную платформу, но и позволил двум своим спутникам слежения за ракетами, запущенным в феврале 2024 года и предназначенным для обнаружения сложных угроз, поймать первые следы гиперзвукового транспортного средства.

Хотя MDA не предоставило подробностей о том, какая компания построила систему, в конце июня 2024 года Kratos подтвердил, что ее аппарат Erinyes, названный в честь греческой богини мщения, выполнил эту миссию.

Компания разработала Erinyes за три года менее чем за 15 миллионов долларов, используя внутренние инвестиции и финансирование Конгресса. По словам Джоша Петерсона, старшего вице-президента по системам космической и противоракетной обороны в Kratos, компания построила систему в основном в ответ на опасения Министерства обороны США, что ее существующая гиперзвуковая испытательная инфраструктура перегружена и не может удовлетворить спрос.

Теперь Erinyes привлекает значительное внимание других потенциальных клиентов в Министерстве обороны, сообщили Петерсон и Дэйв Картер, президент подразделения систем обороны и ракетной поддержки Kratos, в интервью C4ISRNET 2 июля 2024 года.

«Многие стороны проявили большой интерес», — сказал Картер.

Среди возможных клиентов — многофункциональный гиперзвуковой испытательный стенд с расширенными возможностями (Multi-Service Advanced Capability Hypersonic Test Bed) Центра управления испытательными ресурсами Пентагона (Pentagon Test Resource Management Center), или MACH-TB.

Программа использует такие аппараты, как HASTE от Rocket Lab и Talon-A от Stratolaunch для тестирования компонентов и подсистем в реалистичной летной среде, которая имитирует условия, с которыми могут столкнуться эти системы при полете и маневрировании на скоростях 5 Махов и выше.

Kratos уже участвует в MACH-TB в качестве субподрядчика, поставляя зондирующие ракеты главному подрядчику программы Leidos. Картер подчеркнул доступность аппарата — один Erinyes стоит около 5 миллионов долларов, не включая ракетный двигатель, который его приводит в действие, или любые другие особые требования заказчика — и сказал, что он ожидает, что он сыграет ключевую роль в дальнейшем развитии программы, потенциально запуская эксперименты MACH-TB в 2025 или 2026 году.

Тем временем компания готовится ко второму полету MDA, который запланирован на конец 2024 года.

Помимо Erinyes, гиперзвуковая разработка Kratos включает ряд услуг для Пентагона, коммерческих и секретных клиентов национальной безопасности. Компания начала использовать свою технологию зондирующих ракет для предоставления возможностей нацеливания MDA и Naval Surface Warfare Center в поддержку своей системы противоракетной обороны Aegis.

С тех пор компания поддерживала различные гиперзвуковые эксперименты и в настоящее время работает по контракту с Научно-исследовательской лабораторией ВВС США по программе Mayhem, в рамках которой разрабатывается гиперзвуковая платформа разведки, наблюдения и наведения, а также ударная платформа.

Kratos также разрабатывает линейку ракетных двигателей Zeus, предназначенных для обеспечения большей тяги и дальности полета при меньших затратах. Компания рассматривает систему как ответ на потребность оборонного и коммерческого рынков в доступном двигателе для ракет-носителей.

Картер сообщил, что в 2024 году Zeus отправится в полет с нераскрытой миссией и в конечном итоге станет вариантом двигателя для Erinyes.

«Мы думаем, что это даст некоторые дополнительные возможности для наших целевых миссий и, возможно, даже больше возможностей для нашего корабля Erinyes», — сказал он. «Это даст ему дополнительную мощность для выполнения более сложных задач».

Гиперзвуковое планирующее оружие

Так называется обзор Исследовательской службы Конгресса США от 20 августа 2024 года.

В нем отмечается:

“Министерство обороны США (МО) разрабатывает два типа технологий гиперзвукового оружия:

системы ускоренного планирования, которые размещают маневренный планирующий аппарат на баллистической ракете или ракетном ускорителе;

крылатые ракеты, которые будут использовать высоко - скоростные воздушно-реактивные двигатели, известные как ГПВРД, способные развивать гиперзвуковые скорости.

В настоящем обзоре рассматривается только первая из этих технологий.

Бюджетный запрос Пентагона на гиперзвуковое оружие на 2025 финансовый год составил 6,9 миллиарда долларов (из общей суммы запроса на стрельбу на большие расстояния в 9,8 миллиарда долларов) по сравнению с 4,7 миллиарда долларов в 2023 финансовом году.

Пентагон отказался предоставить дополнительное финансирование на гиперзвуковое оружие в 2024 финансовом году, но запросил в общей сложности 11 миллиардов долларов на стрельбу на большие расстояния.

Представители Пентагона заявили, что гиперзвуковое оружие может атаковать приоритетные цели быстро и с повышенной точностью, не получая при этом поражения от систем ПВО или ПРО противника.

Представители Пентагона также выразили обеспокоенность по поводу достижений в области технологий гиперзвукового оружия в России и Китае, а также по поводу потенциальных угроз силам, союзникам и территории США.

Характеристики гиперзвуковых планирующих аппаратов

Гиперзвуковые планирующие аппараты (HGV), как и все виды оружия, доставляемые ракетными ускорителями средней и большой дальности, могут двигаться со скоростью не менее 5 Маха, или 1,6 км в секунду.

Ключевое различие между ракетами на воздушных грузовиках, и ракетами, вооруженными баллистическими боеголовками (т.е. теми, которые двигаются по баллистической траектории на протяжении всего полета), заключается не в их скорости, а в их способности маневрировать и менять курс после выхода из ракетных ускорителей.

Программы гиперзвукового планирующего оружия США

Когда в начале 2000-х годов Соединенные Штаты начали оценивать военную полезность гиперзвукового планирующего оружия, они стремились разработать системы большей дальности, которые могли бы проникать глубоко на территорию противника для атаки защищенных, укрепленных целей.

Совсем недавно Пентагон увеличил финансирование и ускорил программы развития для планирующих систем меньшей и средней дальности, которые могли бы проводить быстрые атаки по хорошо защищенным целям в региональных конфликтах.

Известно, что ВМФ и армия поддерживают программы гиперзвукового планирования. В отличие от России и Китая, Соединенные Штаты не разрабатывают грузовые автомобили для их использования с ядерными боеголовками. В результате американские планеры могут потребовать большей точности и будут технически более сложными в разработке, чем китайские и российские системы с ядерным вооружением.

Россия

Российский грузовой автомобиль, известный как «Авангард», оснащен ядерной боеголовкой и развернут на баллистических ракетах наземного базирования большой дальности SS-19. Хотя ракеты SS-19 могут нести шесть ядерных боеголовок на баллистической траектории, в сообщениях указывается, что они будут развернуты только с одним грузовым автомобилем «Авангард».

Сообщается, что «Авангард» оснащен бортовыми средствами противодействия и сможет маневрировать в полете, чтобы уклоняться от средств защиты от баллистических ракет США. Россия провела успешные испытания «Авангарда» в 2016 и 2018 годах.

27 декабря 2019 года российские военные объявили, что активировали две ракеты СС-19, оснащенные «Авангардом».

Россия рассматривает систему «Авангард» как часть своего ядерного ответного потенциала, гарантирующую, что российские ракеты смогут преодолеть американскую систему противоракетной обороны.

Некоторые американские аналитики отмечают, что Россия могла бы использовать «Авангард» в качестве первого удара, даже при отсутствии американской системы противоракетной обороны, для быстрого нападения на критически важные цели. Другие полагают, что Россия, скорее всего, развернет «Авангард» в небольших количествах, поэтому он мало что добавит к существующей структуре ядерных сил России.

Китай

Китай разработал грузовой автомобиль - DF-ZF (ранее известный как WU-14), и с 2014 года провел его испытания как минимум девять раз.

Представители Министерства обороны США заявили, что грузовой автомобиль может быть способен выполнять «экстремальные маневры». во время полета,что позволило бы ему обойти защиту от баллистических ракет США. По несекретным данным, этот планер, вероятно, будет оснащен обычными боеголовками и в сочетании с ускорителем DF-17 сможет преодолевать дальность полета 1800–2500 километров.

Китай также разрабатывает межконтинентальную баллистическую ракету большой дальности DF-41, которая, как подтвердил бывший командующий Северным командованием США генерал Терренс О'Шонесси, может нести грузовой автомобиль, способный нести ядерное оружие. В сообщениях также указывается, что Китай испытал грузовой автомобиль на системе дробной орбитальной бомбардировки (FOBS) — ускорителе баллистических ракет, который выводил грузовой автомобиль на орбиту до того, как грузовой автомобиль сошел с орбиты и приблизился к своей цели.

Эксперты утверждают, что этот тип системы может предоставить Китаю возможность запускать грузовые автомобили над Южным полюсом, уклоняясь таким образом от американских средств раннего предупреждения, которые отслеживают угрозы над Северным полюсом, и еще больше сокращая время предупреждения перед ударом. Некоторые утверждают, что Китай отдал приоритет развитию грузовых автомобилей для противодействия «конкретным угрозам безопасности, исходящим от все более сложных военных технологий США». Это включает в себя как американское гиперзвуковое оружие, которое может угрожать нанесением ударов по ядерному арсеналу и вспомогательной инфраструктуре Китая, так и развертывание американской системы противоракетной обороны, которая затем может ограничить способность Китая нанести ответный удар по Соединенным Штатам. В этом контексте грузовые автомобили с ядерным вооружением и ракетами большой дальности гарантировали бы, что у Китая будет возможность нанести ответный удар после нападения США, даже если Соединенные Штаты расширят свои возможности защиты от баллистических ракет.

Грузовые автомобили с ракетами средней дальности помогут Китаю поставить под угрозу американские активы в Индо-Тихоокеанском регионе, особенно когда они столкнутся с растущим потенциалом региональной противоракетной обороны США.

Динамика гонки вооружений?

Многие аналитики охарактеризовали продолжающуюся разработку в США, России и Китае грузовых автомобилей и планирующего вооружения как гонку вооружений, поскольку каждая страна, похоже, соревнуется за право первой развернуть эти системы.

Некоторые утверждают, что Соединенные Штаты отстают в этом соревновании, потому что Россия и Китай продемонстрировали оперативные системы.

Другие утверждают, что Соединенные Штаты лидируют и, возможно, усиливают гонку, поскольку они ускорили свои программы и расширили их, включив в них системы малой, средней и большой дальности.

Отвечая на вопрос об этой динамике в феврале 2020 года адмирал Чарльз Ричард, командующий Стратегическим командованием США, отметил, что «существует конкуренция, как и любое другое военное соревнование». Но он не охарактеризовал это как гонку вооружений. Он отметил, что Соединенные Штаты разрабатывают технологии, необходимые для достижения национальных целей США, и что он ожидает, что Соединенные Штаты добьются успеха в достижении своих целей в области безопасности.

Другие отметили, что то же самое справедливо и для России и Китая; каждая из них разрабатывает грузовые автомобили для удовлетворения собственных интересов безопасности, а не для того, чтобы противодействовать или соответствовать разработке грузовых автомобилей в США. В частности, оба, похоже, реагируют на обеспокоенность по поводу программы США по защите от баллистических ракет.

Технология, меняющая правила игры?

Некоторые аналитики утверждают, что скорость, точность и маневренность гиперзвукового планирующего оружия фундаментально изменят характер боевых действий. Бывший исполняющий обязанности министра военно-морских сил Томас Модли высказал это мнение в январе 2020 года, когда отметил, что эти технологии «уже изменили характер боевого пространства» и что они «могут дестабилизировать глобальную среду безопасности и представлять экзистенциальную угрозу для нашей страны».

Другие подвергают сомнению эту оценку. Они отмечают, что планирующие системы могут достигать своих целей быстрее, чем другие маневренные системы, такие как самолеты и дозвуковые крылатые ракеты. Но противники, вооруженные баллистическими ракетами, уже давно способны атаковать силы, союзников и территорию США, даже без маневрирования боеголовками. Следовательно, они утверждают, что нет ничего нового в угрозе со стороны грузовых автомобилей с ядерным вооружением по сравнению с другими ракетами с ядерным вооружением, и нет ничего экзистенциального в угрозе со стороны грузовых автомобилей с обычным вооружением.

Кризисная нестабильность?

Системы ускоренного планирования могут ускорить темпы боевых действий и создать стимулы для нанесения первого удара в случае кризиса. Если Соединенные Штаты и потенциальные противники разработают эти системы для быстрого нанесения ударов по ценным целям, защищенным противоракетной обороной, каждая сторона может поверить, что для достижения своих целей она должна нанести удар первой, причем ударить быстро. Эта динамика, часто называемая кризисной нестабильностью, может спровоцировать начало конфликта, даже если ни одна из сторон кризиса изначально не планировала нанести удар первой.

Министерство обороны США стремится устранить потенциальные угрозы, исходящие от гиперзвукового планирующего оружия, путем разработки защитных систем для его отслеживания и поражения. Эксперты расходятся во мнениях относительно стоимости и технологической осуществимости этого подхода.

Политики могут также рассмотреть механизмы запрета или ограничения развертывания этого оружия, чтобы избежать кризисной нестабильности, вызванной его коротким временем полета. С другой стороны, страны могут не захотеть соглашаться на ограничение этих вооружений без соответствующих ограничений на противоракетную и противовоздушную оборону.

1.0x