Прошедший в субботу запуск американского пилотируемого корабля Crew Dragon с двумя астронавтами на борту стал первым американским пилотируемым пуском после почти что десятилетнего перерыва. После окончания полётов по программе Space Shuttle у США исчезла возможность запускать астронавтов со своей собственной территории и с помощью собственных космических кораблей. После этого момента российский "Роскосмос" на долгих девять лет превратился в постоянного «извозчика», обеспечивавшего доставку пассажиров из США на околоземную орбиту. Таким образом, для Америки запуск пилотируемого корабля Crew Dragon действительно стал важной вехой: теперь у США есть собственный извозчик, которым стала компания SpaceX предпринимателя Илона Маска.
Частный бизнес?
Впрочем, бравурные утверждения о том, что в США возникла некая «новая модель» пилотируемой космонавтики, основанная якобы полностью на частной инициативе, весьма далеки от реальности.
Crew Dragon — это корабль, построенный по программе американского государственного агентства НАСА, по требованиям НАСА, по заказу НАСА и, что самое важное, на деньги НАСА. Американский налогоплательщик заплатил за изделие Маска буквально «до последнего цента», а SpaceX теперь сможет вернуть все свои потраченные на разработку и испытания деньги с лихвой. Да и эти затраты отнюдь не являются такими уж частными: ещё в 2014 году компания Маска получила контракт на сумму в 2,6 миллиарда долларов США для завершения разработки корабля и его сертификации для полётов к МКС. Никто эти деньги возвращать не будет, да и сколько Маск реально потратил на разработку своего "Дракона", неизвестно — ведь SpaceX является частной компанией, которая не обязана публиковать свою внутреннюю отчётность.
В этом отношении, кстати, частные подрядчики самой известной американской космической программы, лунной эпопеи "Сатурн-Аполлон", были гораздо честнее: они вели свои работы под полным контролем агентства НАСА, но выступая не просто исполнителями, а фактически — соавторами одной из наиболее удачных космических программ США. То же самое, кстати, можно сказать и о программе "Спейс Шаттл" — когда в 1986 году на старте на мысе Канаверал взорвался челнок "Челленджер", никто не говорил о том, что «государство США угробило семь астронавтов». Нет, было проведено всестороннее расследование, которое установило, что в программе наблюдалось «слабое взаимодействие» между агентством НАСА и частными подрядчиками, в частности — производителем злополучных твердотопливных ускорителей, компанией "Тиокол".
"Шаттл" — всё
Разработка и состоявшийся запуск Crew Dragon, если разобраться «до основы» — это тоже наследие программы "Спейс Шаттл". Точнее, наследие закрытия этой программы. США потеряли возможность запуска своих астронавтов в космос ещё в 2011 году, когда выяснилось, что на "Шаттлах" летать уже и дорого, и опасно, а новых пилотируемых кораблей на замену челнокам просто нет.
Смертельные проблемы, в итоге погубившие программу "Спейс Шаттл", начались ещё в 2003 году, после гибели челнока "Колумбия". После этой катастрофы, снова унесшей семь жизней, стало ясно, что старые, разработанные и построенные ещё в 1970 годах челноки уже невозможно модернизировать. На многих этапах своего полёта они оказались практически беззащитны перед опасностями, а системы аварийного спасения экипажа оказались крайне непродуманными. Второй причиной закрытия программы "Спейс Шаттл" стал фактор стоимости: оказалось, что даже для бюджета Америки весьма накладно платить по 1,2 млрд долларов за каждый запуск челнока на орбиту, а каким-то образом уменьшить эту цифру без радикального увеличения числа запусков шаттлов было практически нереально.
Ещё целых восемь лет челноки летали на орбиту в «экстремальном режиме»: возможную причину новой катастрофы, а именно вероятность очередного удара по шаттлу отвалившегося от топливного бака на старте куска льда, так и не смогли устранить. Поэтому каждый раз на орбите астронавтам приходилось выходить и осматривать челнок извне на предмет повреждений. Впрочем, даже если бы отвалившаяся плитка была найдена, астронавты бы всё равно оказались пленниками орбиты, так как не могли бы починить челнок самостоятельно и вынуждены были бы ждать помощи или эвакуации извне.
После 2011 года корабли "Спейс Шаттл" заняли свои места в музеях, а США перешли к использованию российских космических кораблей "Союз" для доступа к МКС. Кроме того, остановка полётов челноков поставила под удар и снабжение международной станции: многие уже подзабыли, но с окончанием полётов шаттлов большую часть снабжения на МКС пришлось доставлять российскими "Прогрессами".
Кстати, именно из-за потребности срочно организовать собственное снабжение МКС, в США был разработан беспилотный корабль снабжения Dragon, который стал «дедушкой» нынешнего пилотируемого Crew Dragon. Свой первый полёт к МКС грузовой "Дракон" совершил ещё в 2012 году, восемь лет тому назад. Конечно, это был совсем другой аппарат, гораздо более простой и ограниченный в возможностях — например, он не мог стыковаться к МКС самостоятельно, а экипаж станции был вынужден использовать для стыковки специальный манипулятор. Но многие моменты и узлы из того беспилотного «Дракона» унаследованы и нынешним пилотируемым аппаратом — в частности, компоновка, габаритные размеры и масса других существенных деталей.
За прошедшие восемь лет конструкция Crew Dragon была в значительной мере доработана по сравнению с изначальным вариантом грузового корабля. На пилотируемую версию "Дракона" была установлена система аварийного спасения экипажа (САС), отсутствие которой погубило челнок "Челленджер". САС "Дракона", кстати, в значительной мере отличается от традиционных, внешних систем спасения, основанных на сбрасываемых пороховых ускорителях. Вместо этого пилотируемый "Дракон" использует свои собственные двигатели ориентации, которые при спасении корабля включаются в форсированном режиме.
С этой системой были связаны последние опасения в вопросах безопасности — в апреле прошлого года новая САС внезапно взорвалась на испытательном стенде, разрушив тестовую капсулу Crew Dragon. В итоге надёжность новой системы САС пришлось проверять в отдельном испытательном полёте — в январе 2020 года ракета-носитель Falcon 9 стартовала с мыса Канаверал с массо-габаритным макетом Crew Dragon, который был принудительно «спасён» с помощью САС, отработавшей в этот раз штатным образом. Однако все эти доработки в значительной мере затянули выход Crew Dragon на финишную прямую. Ведь изначально первый пилотируемый полёт к МКС был запланирован на 2017 год, но в последние три года Crew Dragon несколько раз проваливал критические тесты, необходимые по правилам НАСА. После каждой неудачи инженеры SpaceX были вынуждены производить болезненные переделки и длительные доводки новых систем, но потери времени всё равно копились.
Кроме новой САС, которой не было в грузовом варианте "Дракона", в Crew Dragon внесено масса других изменений, который отличают его от грузовой версии. У него другой стыковочный адаптер и собственная система автоматического сближения с МКС, которая позволит не ожидать помощи от манипулятора станции, а стыковаться с ней самостоятельно. Для лучшего обзора в обитаемом отсеке Crew Dragon установлено четыре больших иллюминатора, а служебный, негерметичный отсек увеличен в объёме и снабжен более мощными солнечными батареями. Переработана и абляционная защита, которая должна обеспечить безопасность астронавтов в момент входа в плотные слои атмосферы. Однако, в целом, нынешний Crew Dragon — это всё тот же старый Dragon, пусть и «на стероидах».
На безрыбье и рутина — триумф
Сегодняшняя американская реакция на запуск "Дракона" с астронавтами на борту практически один в один повторяет ту истерию, которая сопровождала запуск челнока "Колумбия" 12 апреля 1981 года. Напомним, перед началом программы "Спейс Шаттл" у США случился подобный, практически шестилетний провал в пилотируемых программах после окончания лунной эпопеи. Последний запуск "Аполлона" произошёл ещё в 1975 году, в рамках советско-американского полёта по программе "Союз-Аполлон", а орбитальная станция "Скайлэб" была бездарно потеряна из-за возросшей солнечной активности буквально за два года до первого запуска шаттла, в июле 1979 года. Поэтому с первым стартом "Колумбии" также связывали триумфальный возврат США в космос. Хотя через двадцать лет с программой космических челноков получилось то, о чём мы рассказали в первой части нашей статьи.
Нынешний запуск Crew Dragon уже тоже сопровождался самыми громкими заявлениями. Например, глава компании SpaceX, Илон Маск, заявил, что запуск пилотируемого космического корабля Crew Dragon стал «первым шагом на пути к тому, чтобы люди стали мультипланетным видом». Как это соотносится с тем, что за день до запуска компания Маска эффектно взорвала очередной «марсианский» корабль Starship SN4 во время огневых испытаний — вопрос открытый. Впрочем, и сам Маск постарался немного снизить «накал триумфа» в своём выступлении, подчеркнув, что «объявлять победу» пока ещё рано, так как теперь перед SpaceX стоит не менее сложная и важная задача — безопасно вернуть астронавтов на землю и сделать так, чтобы полеты Crew Dragon повторялись вновь и вновь.
А вот президента Дональда Трампа, который лично наблюдал за запуском Crew Dragon на мысе Канаверал, а затем выступил перед журналистами с пресс-конференцией, и вовсе понесло.
«Скоро мы высадимся на Марсе, и у нас будут величайшие вооружения, которые когда-либо можно было представить в истории. Я уже видел разработки, даже я не могу поверить в это», — заявил американский лидер. Подробностей Трамп не привёл, а то, что известно нам — это несколько эффектных взрывов на испытаниях «марсианского» корабля Starship, о последнем из которых мы упомянули чуть выше.
Впрочем, городить нечто невообразимое Трампу уже не впервой. В середине мая Трамп заявлял, что Соединенные Штаты разрабатывают «супер-пупер-ракету», которая будет развивать в 17 раз большую скорость, чем все существующие на данный момент и, к тому же, «станет в три раза быстрее любой ракеты в распоряжении России». Трамп тогда не уточнил, о каком именно ракетном вооружении идет речь, а все эксперты по ракетному вооружению обоснованно усомнились в возможности США совершить столь радикальный прорыв в ракетостроении в действительности и в реальном мире. Хотя если Трамп не оговорился и не заврался, а действительно вместе с упоминанием SpaceX употребил слово «вооружения», то это вдвойне интересно. Всё дело в том, что новую систему связи Starlink от SpaceX уже не раз подозревали на предмет «военной начинки», да и сотрудничество «частной» компании Илона Маска с Пентагоном стало чуть ли не основным источником доходов SpaceX...
Скорее всего, столь бравурные заявления, сопровождающие старт Crew Dragon, можно объяснить простой психологической компенсацией: Америке было предельно некомфортно вот уже десятилетие стоять «в очереди» на запуски на российских "Союзах". Действительно, трудно объяснить и себе, и своим налогоплательщикам, каким образом «страна-бензоколонка с разгромленной в прах экономикой», как часто преподносят Россию в американских СМИ, может спокойно запускать своих космонавтов на орбиту без каких-либо проблем. А вот у «технологического лидера всего прогрессивного мира», у США, пилотируемых кораблей нет, а все новые разработки преследуют неустранимые «болезни роста», которые не проходят целыми годами, а то и десятилетиями.
Кстати, если снова включить режим исторической справки, то выяснится интересный момент. Последний раз американский президент прилетал провожать астронавтов в 1998 году — это был Билл Клинтон, который наблюдал за стартом челнока "Эндевор" к российской орбитальной станции "Мир". В ходе этого полёта была осуществлена первая стыковка российского и американского кораблей после 1975 года. Так что, как ни крути, в космосе США всё равно меряют себя по России…
То же самое можно сказать и о шутке Илона Маска о том, что «батут работает», которую он решил ввернуть в свою речь после старта "Дракона". Отсылка к высказыванию Дмитрия Рогозина пятилетней давности и достаточно нервное, но самоуверенное «ха-ха» в твите Маска в ответ на поздравления главы "Роскосмоса" с успешным пуском, как нельзя лучше показывают — США безусловно догнали Россию в вопросе пилотируемых полётов, но далось это им отнюдь не просто.
Так что же теперь, американский космос?
Итак, запуск Crew Dragon стал 165-м американским пилотируемым запуском от начала американских полётов в космос. Теперь у США снова есть надежда оторваться от России в числе запусков с людьми на борту — наша страна к настоящему времени имеет 150 пилотируемых полётов в истории. Но это, в общем-то, станет единственным, достаточно формальным изменением: российские возможности по освоению космоса никак не уменьшатся в связи с новым стартом американской пилотируемой программы. Тем более, вряд ли это запуск может как-то изменить подходы к космической программе Китая, который запускает в космос своих тайконавтов на модифицированной версии российского корабля "Союз" и к настоящему времени успел совершить 6 пилотируемых полётов.
Достаточно ожидаема реакция на запуск США в мире, которая оказалась предельно сдержанной и спокойной, хотя и подчёркнуто доброжелательной. Редкие исключения, вроде украинской истерии, повторяющей ликование в самих США, тоже весьма показательны. Эмоционально понятно, что Украине, уже практически полностью потерявшей свой космический потенциал, надо иметь некие «космические перемоги», на роль которых по идеологическим причинам никак не подходят российские успехи в космосе. Вот и приходится «импортировать» радость, возникшую вокруг запуска Crew Dragon, почему-то ещё попутно парадоксально считая, что США «выкинут» Россию из космических исследований.
В действительности же единственной потерей России станет утрата части дополнительных средств в бюджете "Роскосмоса", которые обеспечивали США, осуществляя плату за доставку американских астронавтов на МКС на кораблях "Союз". В действительности же это будет означать и того меньше — «посадочные места» в американских Crew Dragon и российских "Союзах" будут, скорее всего, перераспределены в рамках взаимного трансфера, ровно в такой же логике, каким образом сегодня сочетаются продолжающаяся доставка американских грузов на кораблях "Прогресс" с собственными запусками американских грузовых "Драконов".
Если же отжать «сухой остаток» из всей «воды» вокруг запуска Crew Dragon, то можно сказать следующее. США вернули себе ту возможность, которую Россия не теряла ни на год за последние сорок лет — способность доставлять космонавтов на околоземную орбиту. У США появился собственный «космический извозчик», который в перспективе позволит им не зависеть от России в вопросе доступа на орбиту. Теперь Crew Dragon надо лишь доказать, что он надёжный космический корабль — и успешно вернуть астронавтов на Землю после стыковки с МКС и миссии на станции.
Поэтому пожелаем астронавтам Дагласу Хёрли и Роберту Бенкену успешного возвращения домой — это, пожалуй, самое искреннее пожелание. Случится это только после выполнения полной программы испытаний на МКС, которая, по мнению NASA, займёт от 30 до 90 суток. В ходе этой программы экипаж МКС должен провести полный комплекс операций с Crew Dragon, включая его наружный визуальный осмотр на предмет полученных на старте повреждений. Так что нам стоит запастись терпением: путь Crew Dragon назад, на Землю, даже если всё пойдёт штатно, будет отнюдь не быстрым.