Авторский блог Павел Кухмиров 10:53 10 февраля 2020

США-Евросоюз: экономика, парализованная страхом

чего ждать от новой торговой войны

Из-за событий то стихающей, то снова вспыхивающей экономической войны США и Китая в тени оказался ещё один весьма важный процесс — назревающий торговый конфликт между Америкой и Европой.

Что будет, если он перерастёт в полноценную торговую войну? И что уже сейчас медленно подкашивает экономику Европы?

Неопределённость как оружие

Насколько плохим для сторон будет торговый конфликт Европы с США? В течение уже нескольких месяцев президент Трамп угрожает штрафами и иными санкциями в первую очередь автомобильной промышленности ЕС в целом и Германии в частности. Институт макроэкономики и изучения конъюнктуры (IMK) из Дюссельдорфа, рассмотрев различные сценарии развития ситуации, пришёл к выводу: неопределенность нынешнего состояния — это то, что наносит ущерб европейской экономике прежде всего. Эта неопределённость сама по себе является оружием, которым президент США Дональд Трамп прекрасно владеет. Он умышленно разжигает неопределенность в том, какие намерения он действительно имеет в торговом споре с Европой. Снова и снова в последние месяцы якобы примирительные сигналы из Белого дома в адрес союзников из Старого Света вызывали короткие вспышки оптимизма на фондовом рынке, сменявшиеся падениями, когда эта надежда снова и снова уничтожалась самим же мистером Трампом.

В последний раз волна облегчения прокатилась по немецкой экономике в середине ноября, когда Дональд Трамп пропустил крайний срок, в течение которого он мог бы ввести пошлины на автомобили и автозапчасти из ЕС в соответствии с законодательством США из «соображений национальной безопасности». Но уже в первые дни декабря с расслабленностью было покончено: президент США пригрозил ответить штрафами на планы французского правительства по усилению налогообложения крупных американских интернет-корпораций.

По общим прогнозам, экономический рост в Германии в 2020 году, скорее всего, останется минимальным, и трансатлантический торговый конфликт имеет в этом заметную долю заслуг. Как показывают всё те же исследования IMK, торговый конфликт стал наносить ущерб ещё до своего начала — до того, как была введена какая-либо дополнительная таможенная пошлина. И происходит это именно из-за нарастающей неопределенности, которая, как минимум, заставляет компании откладывать инвестиции, не говоря уже о других прямых и побочных эффектах. Кроме того, во многих прогнозах эскалация торговой войны рассматривается как потенциальный риск начала более сильного спада европейской экономики, что подталкивает бизнес к минимизации деятельности в Европе.

Экономический ущерб зависит от четырех факторов

Насколько может быть велик ущерб, который торговый конфликт способен нанести немецкой экономике, в основном зависит от четырех факторов: продолжительности и интенсивности конфликта, ценообразования предприятий, затронутых таможенными санкциями, а также готовности федерального правительства смягчить рост за счет расширения государственных расходов.

Хорошей новостью является то, что 25-процентная пошлина на импорт автомобилей и деталей из ЕС (которой пригрозил Трамп) была бы болезненной для немецких автопроизводителей, но не нанесла бы заметного ущерба немецкой экономике в целом. Это особенно верно, если торговый конфликт будет недолгим. Но такой сценарий развития ситуации был бы возможен в том случае, если бы нынешний президент США проиграл президентские выборы в ноябре 2020 года, а его преемник отменили бы его решения. В этом случае европейские компании не будут корректировать свою политику и свои цены для американских потребителей, не смотря на высокие тарифы. В такой ситуации они получают меньшую прибыль, но сохраняют свою долю на рынке в США. В результате почти не происходит снижения продаж или производства, а последствия для остальной экономики Германии и ЕС остаются незначительными. Впрочем, в настоящий момент в Европе такое полагают излишне оптимистичным.

Эскалация

Плохая новость здесь заключается в другом: очень маловероятно, что торговый конфликт с США будет ограничен автомобильными пошлинами. Да и ЕС вряд ли будет воспринимать пошлины на свою автомобильную продукцию просто так. Тем более, что по мнению Европы они незаконны в соответствии с мировым торговым правом. И здесь, как и в торговом споре между США и Китаем, скорее всего, произойдет эскалация: за таможенными пошлинами США, скорее всего, последуют пошлины ЕС на американскую продукцию, на которые правительство США, в свою очередь, ответит дальнейшими санкциями.

Большинство экспертов сходится на том, что на втором этапе эскалации США более чем утроят общий объем импорта, подпадающего под увеличение таможенной ставки до 25%, после чего ЕС на третьем этапе эскалации ответит контрмерами в том же объёме.

Но даже в этом случае Германия не потерпела бы слишком значительного ущерба, если бы, как и в случае реализации сценария «короткого конфликта», её компании-экспортёры не стали бы перекладывать новые таможенные пошлины на плечи потребителей из США в виде более высоких цен. Таким образом «таможенный шок» в какой-то мере был бы нейтрализован, а американцы продолжали бы покупать немецкую продукцию.

Но компании-экспортеры сейчас являются потерпевшими заранее: ситуация с их прибылью все более ухудшается уже сейчас. В первую очередь за счёт тех самых негативных ожиданий. Что при обычной стратегии распределения дивидендов может привести к уменьшению отвода финансовых средств на инновации и инвестиции в развитие. С вполне предсказуемыми стратегическими результатами.

Неопределенность подпитывает рецессию

Впрочем, как уже отмечалось, есть фактор, который куда более вреден, чем сами таможенные пошлины США: экономическая неопределенность. То, что вызывает банальный страх у всех участников европейского экономического процесса. Это делает туманными перспективы продаж компаний, по причине чего они сдерживают свои инвестиции в экономику или даже значительно сокращают их. И это уже приводит к снижению валового внутреннего продукта. По расчетам экспертов из IMK, даже короткий торговый конфликт с США увеличит неопределенность в экономике, в результате чего снизит экономический рост Германии до 0,3% в год. Это было бы неприятно для Германии, но вполне сносно.

Но, к сожалению, это весьма оптимистический сценарий, и короткий торговый конфликт с США довольно маловероятен. Если Дональд Трамп подтвердит свои полномочия осенью, конфликт и вовсе может затянуться до 2025 года. А чем дольше продолжится торговая война, тем труднее будет экспортерам нести бремя от повышения пошлин в ущерб своей прибыли. Они все чаще будут перекладывать дополнительные нагрузки на конечных потребителей в США, повышая цены. Столкнувшись же с более высокими ценами на европейскую продукцию, американцы, по крайней мере, частично, будут искать альтернативные варианты, что скажется на европейском экспорте предсказуемым образом. Сокращение экспорта означает сокращение производства, более низкие доходы и дальнейшее сокращение прибыли отраслей, ориентированных на экспорт. Чем сильнее обостряется конфликт и чем дольше он длится, тем больше будет этот эффект. Тем не менее, последствия чисто таможенных мер для немецкой и европейской экономики вообще в целом по-прежнему будут хоть и тяжёлыми, но переносимыми.

Действительно серьезные последствия проявятся, когда в дополнение к таможенным мерам в полной мере сыграет всё тот же фактор неопределенности, которая в случае долгого конфликта тоже будет возрастать по экспоненте. Это парализует инвестиционную активность на рынке Евросоюза, и сразу же приведёт к куда большему снижению ВВП. По расчетам IMK, длительный торговый конфликт с США и вызванная им неопределённость будут снижать экономический рост Германии уже на 0,7% в год до тех пор, пока будет длиться конфликт. А это уже серьёзно. А с учётом того, что экономика Германии по всем прогнозам в 2020 году должна расти медленно и крайне неуверенно, эскалация торгового конфликта может привести к реальной рецессии, в которой будут происходить прямые потери занятости населения, последующее снижение его доходов и потребительского спроса. Что запустит события по самораскручивающейся нисходящей спирали.

Контрмеры

Но неужели Германия настолько беспомощна перед действиями Дональда Трампа? Вообще-то нет. Уже сейчас многим очевиден более или менее эффективный способ противодействия им: с помощью кризисной программы государственных расходов и, в частности, финансирования государственного кредитования, федеральное правительство в Берлине могло бы существенно смягчить потери грядущей от торговой войны. Подходящих проектов для государственной поддержки было бы предостаточно, учитывая огромные инвестиционные потребности в цифровых коммуникационных сетях, жилищном строительстве, инфраструктуре, образовании.

Да и сам Дональд Трамп уже показал в торговой войне с Китаем, что он готов оказать государственную помощь фермерам США ради стабилизации экономики. Однако пока что далеко не ясно, будет ли федеральное правительство Германии и власти ЕС в целом купировать торговый конфликт с помощью фискальной политики. С одной стороны, в настоящее время возможности для такой стабилизационной деятельности ограничены из-за фискальных правил самого Евросоюза. С другой стороны, немецкие политики и часть немецких экономистов выступают против подобной политики стабилизации по идеологическим соображениям. И именно в этом заключается наибольшая опасность: если федеральное правительство откажется от подобной фискальной политики в масштабном торговом противостоянии с США (например, потому, что оно хочет придерживаться догматов европейского экономического неолиберализма), в то время как Дональд Трамп будет поддерживать своих «пострадавших» в полной мере, Европа в конечном итоге рискует проиграть торговый конфликт с максимальным ущербом для себя. А в том, что у президента Трампа дойдут до этого руки, сомневаться не приходится. После очевидных успехов в конфликте с Мексикой и Китаем его желание поставить на колени европейцев более чем очевидно.

Впрочем пока это всего лишь прогнозы. До президентских выборов окончательной ясности по таможенным пошлинам не будет. Но ещё до них против европейской экономики действует куда более грозная сила — страх. Который вызван неопределённостью. И который способен её парализовать задолго до того, как в действие вступят реальные санкции.

1.0x