Сообщество «Посольский приказ» 11:48 20 мая 2019

Лобовое столкновение

торговая война США и Китая начинает охватывать Евросоюз

Набирающая обороты торговая война Соединённых Штатов и Китая, наиболее ярким эпизодом которой за последние месяцы стала атака на корпорацию «Huawei», распространяется всё дальше за пределы Америки, всерьёз начиная охватывать Евросоюз. При этом, пока очень немногие обращают внимание на то, что США стоят на грани ещё одного экономического конфликта, потенциально ничуть не менее серьёзного, чем столкновение с Китаем. Те, кто наблюдал за беспрецедентно жёсткой речью Ангелы Меркель на международной конференции по безопасности в Мюнхене, возможно, не осознавали, что слышат первые выстрелы в торговой войне Евросоюза и США.

Что на самом деле произошло на Мюнхенской конференции? Какие противоречия в отношениях между крупнейшими союзниками по НАТО с обеих сторон Атлантики, могут оказаться неразрешимыми? Во что может вылиться происходящее сейчас между Америкой и Европой?

Скандал в благородном семействе

Ежегодная конференция по безопасности, проводящаяся в Мюнхене — это одна из самых значимых международных площадок мировой дипломатии. Происходящее на ней всегда отражает очень серьёзные процессы и имеет очень серьёзные последствия. В этом смысле, 55-я по счёту конференция, проходившая в феврале этого года, не стала исключением. И если раньше под словосочетанием «мюнхенская речь», подразумевалось известное выступление Путина, то теперь, возможно речь будет идти ещё и о выступлении Агнелы Меркель. Тем более, что по последствиям две эти речи, возможно, будут сопоставимы друг с другом. По крайней мере, совершенно не следовало бы исключать именно такое развитие событий.

Если не пересказывать речь Ангелы Меркель подробно (что не имеет смысла, так как затрагивался в ней весьма широкий список тем, включающий, к примеру, изменение климата и сотрудничество с Африкой), то можно сказать, что основным её смыслом была резкая, почти уничижительная критика Соединённых Штатов Америки. Немецкий канцлер выступила с жёстким осуждением политического курса администрации Трампа, направленного на установление американской глобальной исключительности. Сказано всё это было энергично и с большим напором, а встречено овацией зала. Многие теперь говорят, что эта речь запросто может стать одной из лучших в её карьере.

Для большего понимания ситуации стоит сказать, что перед этим на конференции прозвучало выступление американского вице-президента Майка Пенса, говорившего с жесткой позиции американской гегемонии, и, практически, заявившего о том, что у Европы нет иного выбора, кроме полного подчинения американским интересами и безусловного следования в политическом фарватере США. Его речь была встречена напряжённым молчанием, в отличии от выступления Меркель, которой присутствовавшие европейские политики, дипломаты и эксперты аплодировали стоя.

И главным итогом нынешней Мюнхенской конференции можно считать ставший очевидным факт: никогда за последние десятилетия Америка и Европа не были столь далеки друг от друга.

Во имя национальной безопасности

Неожиданная прямота и даже резкость канцлера Германии знаменует собой начало новой и опасной фазы в европейско-американских отношениях. И в первую очередь речь идёт об отношениях экономических. Недавно торговый департамента США снова поднял вопрос о введении тарифа в 25% на импорт европейских автомобилей, сделав это, разумеется, по соображениям "национальной безопасности". Администрация президента США дала понять, что с введением этой меры Дональд Трамп определится в течение 90 дней.

При этом Еврокомиссия заявляет, что не планирует пока предпринимать никаких резких действий. Прошлым летом временное соглашение, заключённое между президентом Трампом и председателем Европейской комиссии Жан-Клодом Юнкером, предотвратило начало полномасштабной торговой войны. С тех пор стороны провели целую серию переговоров о новом, уже постоянном соглашении, охватывающем все аспекты торговых отношений между ЕС и США.

Но использование формулировок о «национальной безопасности» показало всю степень обострения в трансатлантических отношениях. После выхода отчета американского торгового департамента некоторые европейские дипломаты предпочли проигнорировать его, заявив, что Вашингтон ещё не принял окончательного решения. Но ряд экспертов высказывает уверенность, что введение новых тарифов США является практически неизбежными, причём, возможно, уже в самое ближайшее время.

Последствия такого шага очевидны уже сейчас: по подсчётам Института экономических исследований в Мюнхене, тарифы в 25% могут вдвое сократить экспорт немецких автомобилей в США. По их данным, это так же сократит общий экспорт автомобилей из Германии на 7,7%, что составляет около €18,4 млрд.

Это, в свою очередь, снизит капитализацию автомобильного сектора Германии на 5%, или около €6-7 млрд. О том, насколько важен автомобильный сектор для экономики Германии, можно судить по тому факту, что 40% всех патентов в стране поступают именно из автомобизнеса.

Бумеранг

Впрочем, заявления администрации США о «национальной безопасности» мало кто воспринимает всерьез. И в первую очередь таким образом не воспринимает их Ангела Меркель. Причина очевидно: немецкие автопроизводители занимают около 7% рынка США (в то время как американские автомобили составляют около 14% европейского рынка). Но, при этом, немцы доминируют в секторе автомобилей премиум-класса, где они составляют до 40% рынка. Однако, необходимо отметить, что многие так называемые «немецкие автомобили» на самом деле производятся в самой Америке. За последние несколько лет немецкая автомобильная промышленность создала 113 000 рабочих мест на 300 заводах США. И около 60% этих «немецких автомобилей» американского производства экспортируются, что составляет четверть всего экспорта автомобилей из США.

В связи с этим, новые тарифы могут также сказаться и на автомобильной промышленности самих США, так как многие комплектующие для автомобилей, собираемых на данных заводах, сделаны в Германии. И многие автомобили, произведённые в Америке, после введения ввозного тарифа в 25%, могут стать в среднем на 6000$ дороже. По этой причине ряд представителей автомобильной промышленности США выступают против данных тарифов, заявляя, что никто не просил администрацию Трампа об их введении, что они могут нанести ущерб всей экономике США и привести к потере американских рабочих мест.

В ожидании ответа

Впрочем, подобные последствия — это меньшее, что может произойти в результате применения данных тарифов. В случае, если США их всё-таки введут, то Еврокомиссия, скорее всего, прекратит торговые переговоры, пожалуется в ВТО и разработает контртарифы на товары, произведённые в США. Перечень подобных контртарифов на сумму около €20 млрд. в год уже существует, и основной его целью является продукция, изготавливаемая в избирательных округах, голосующих за Трампа. Данный перечень является конфиденциальным, но считается, что он будет похож на тот, который был составлен во время прошлогоднего торгового конфликта вокруг экспорта стали и алюминия. А быть может даже будет включать в себя аналогичные виды продукции.

Но нанести симметричный ответный удар по экспорту автомобилей из США намного сложнее. И причина здесь всё та же: немецкие компании, которые производят автомобили в США, а затем экспортируют их в Европу. Ярким примером здесь могут служить внедорожники BMW люксового класса. И для того, чтобы встречные тарифы нанесли ущерб американским автопроизводителям, а не немецким, они должны быть очень тщательно выверены.

Разумеется, все ещё есть надежда на то, что торговую войну получится предотвратить. Есть мнение, что администрация Трампа по данному вопросу разделилась, так как США уже вовлечены в противостояние с Китаем и их способность вести войну на два фронта, как минимум, не бесспорна. Более того, Европа могла бы, напротив, стать весьма полезным союзником США в борьбе против Китая. Но, с другой стороны, Трамп вполне способен проявить избыточную решимость по отношению к Европе, просто чтобы показать Китаю, до какой степени далеко он готов зайти — подобный подход был свойственен Трампу-бизнесмену и может быть характерен для Трампа-президента. И, если верить американским отраслевым инсайдерам, второй вариант развития событий более вероятен.

Так или иначе, теперь ход за Трампом. Все другие участники игры замерли в ожидании. Руководители немецкой автомобильной промышленности комментировать ситуацию отказываются: они просто говорят, что переговоры продолжаются.

В прошлом году немецкая автомобильная промышленность предприняла очень серьёзный шаг, отправив своих генеральных директоров на переговоры в Белый дом, подчеркнув вклад своих компаний в американскую экономику. Но на сей раз этого может быть недостаточно для предотвращения торговой войны, способной особенно сильно ударить именно по немецким автопроизводителям, так зависимым от американских производственных мощностей. В их числе, к примеру, такие системообразующие гиганты немецкой промышленности, как Volkswagen и Porsche. Согласно данным экспертов из из ISI Evercore, в том случае, если экономический конфликт всё же будет развязан, то Volkswagen может потерять €2,3 млрд. ежегодно на одних тарифах, а BMW и Daimler в свою очередь, могут лишиться около €1,7 млрд. от их годового оборота.

Речь Ангелы Меркель в Мюнхене позволила понять, что Европа готова дать отпор экономической агрессии, даже если она исходит от страны, позиционирующей себя, как мировой гегемон. Но, не смотря на всю эту готовность, торговой войны не хочет никто. Ведь проблемы немецких автопроизводителей гораздо шире взаимоотношений с США. Китайский спрос снижается, а Brexit и вовсе поднимает волну глобальной неопределенности по всей Европе. Промышленность Старого света, находящаяся под серьёзнейшим давлением, настроена сделать всё возможное для того, чтобы избежать лобового столкновения. Действительно ли оно неизбежно — станет понятно уже в ближайшее время. Осталось только дождаться либо первого выстрела, либо первой руки, протянутой для рукопожатия.

5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
20 марта 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x