Авторский блог Павел Кухмиров 02:08 18 февраля 2019

Шпионские страсти

как в Берлине борются с Huawei

1 декабря 2018 года торговая война между США и Китаем вышла на новый уровень: в канадском Ванкувере по требованию американских союзников местными властями была арестована Мэн Ваньчжоу — финансовый директор и один из ведущих топ-менеджеров китайской компании Huawei. Произошло это по формальному обвинению в нарушении корпорацией американских технологических санкций против Ирана. О том, до какой степени серьёзным был этот шаг, свидетельствует тот факт, что арестованная является дочерью основателя телекоммуникационного гиганта — Жэнь Чженфея, в прошлом офицера Народно-освободительной армии Китая, а ныне одного из самых закрытых и самых влиятельных бизнесменов Азии. Тому, что нечто подобное, в итоге, произошло, удивляться не стоит. Причина здесь в том, что действия, ранее предпринятые Дональдом Трампом в рамках этой торговой войны, не принесли тех результатов, на которые он рассчитывал: в 2018 году товарооборот между Китаем и США вырос более чем на 12% — до 526 млрд. долларов. И произошло это не в пользу Америки: по подсчётам агентства Bloomberg, США понесли убытки почти в 260 млрд. долларов на разнице между импортом и экспортом с Китаем. И это не смотря ни идущую полным ходом войну тарифов и другие тяжёлые удары, которые Китай, как выяснилось, держит. При том, что одно только введение 25-процентных импортных пошлин уже обошлось ему в $60 млрд. долларов.

В подобных обстоятельствах такое развитие событий было лишь вопросом времени и поведение Америки здесь вполне закономерно. Но каким образом в создавшейся ситуации ведут себя основные союзники США в Европе? И прежде всего, самый значительный из них — Германия. Именно от их поведения, во многом, будет зависеть то, каким образом эта ситуация будет складываться дальше и чем она, в итоге, разрешится. И справедливо это утверждение так же потому, что нанесённый удар по Huawei имел, в том числе, и весьма конкретную причину.

На пороге технологического прорыва

Ещё до ареста Мэн Ваньчжоу, в октябре 2018 года, правительства США обратилось, в начале, к премьер-министру Канады Джастину Трюдо, а после него к Германии, Японии и Италии с очень настойчивой просьбой пересмотреть своё сотрудничество с Huawei и ZTE (ещё одним китайским технологическим гигантом), а, желательно, и вовсе от него отказаться. При этом речь не шла о чём-то абстрактном: имелся в виду вполне конкретный вопрос развёртывания сетей 5G – телекоммуникационных систем пятого поколения, создание которых может стать настоящим технологическим прорывом в будущее.

И лидером в этом вопросе, безусловно, является Германия, которая намеревается стать первой в мире страной, создавшей масштабную, всеохватывающую сеть 5G, покрывающую её территорию полностью. В практическом смысле это будет означать создание технической возможности, скажем, полностью роботизированных самоходных автомобилей и летательных аппаратов с удалённо контролируемой телеметрией, запуск медицинских технологий нового уровня, и иных технологий, применение которых при нынешнем инфраструктурном уровне было невозможно.

При этом, одними из основных создателей и производителей аппаратного обеспечения для данного комплекса технологий являются именно китайские компании Huawei и ZTE. А по ряду позиций они и вовсе абсолютные лидеры. Однако стоит заметить, что заявленные причины, по которым официальные органы США рекомендуют своим союзникам воздержаться от сотрудничества с ними, не носят экономического характера — они так же вполне технологичны и относятся к сфере деятельности контрразведки. Если коротко, то американские спецслужбы заявляют о том, что подозревают китайских производителей в создании так называемых «бэкдоров» - особых алгоритмов, предназначенных для несанкционированного доступа к системе либо на программном уровне, либо на уровне оборудования. Своеобразной «красной кнопки», предназначенной для перехвата контроля над сетями, оснащёнными аппаратным обеспечением от данного производителя. Во-первых, обнаружить такое очень тяжело, а, при отсутствии доступа к исходному коду, практически невозможно. Во-вторых, если допустить, что оборудование этих компаний может быть использовано для шпионажа, то, в случае запуска оснащённых им сетей 5G, масштаб такого шпионажа стал бы тотальным. В-третьих, не смотря на все утверждения компаний о том, что они являются независимыми, их интегрированность с правительством КНР, тем не менее, очевидна. Все эти факторы в комплексе активно используются властями США для давления на своих союзников и, в первую очередь, на Германию.

Но насколько Германия к ним прислушивается?

Красная угроза

Есть все основания полагать, что решение, которое примет по этому вопросу Германия, будет «соломоновым». Или, как минимум, очень прагматичным. С одной стороны, о полном отказе от сотрудничества с компанией Huawei речь не идёт, как бы того ни хотелось американским партнёрам Берлина. С другой стороны, немецкие правительственные чиновники уже вполне определились с тем, как именно они могут и будут ограничивать использование телекоммуникационного оборудования китайских производителей, когда компании мобильной связи в Германии начнут интегрироваться в высокоскоростные сети 5G.

Ответственные за вопрос германские ведомства, Федеральное сетевое агентство (Bundesnetzagentur) и Федеральное управление по информационной безопасности (BSI), уже предложили произвести существенное ужесточение стандартов безопасности в телекоммуникационной сфере. Конкретные меры должны быть разработаны и изложены до аукциона на частоты 5G, назначенного в Германии на середину марта. Официально правительственные ведомства ФРГ от комментариев воздерживаются, но в BSI, тем не менее, подтверждают, что закрытая сессия федерального кабинета министров, собранная для обсуждения мер в отношении возможного участия Huawei Technologies в создании немецкой сети 5G, всё же состоялась. Её результаты озвучены не были.

При этом BSI и Федеральное сетевое агентство уже разработают правила, согласно которым любая технологическая компания, намеренная участвовать в проекте создания телекоммуникационных сетей пятого поколения, будет обязана сертифицировать оборудование, поставляемое в Германию, особым образом. И условием такой сертификации будет обязательное раскрытие исходных управляющих кодов этого оборудования. Данная мера теоретически позволяет находить возможность для выявления тех самых «бэкдоров», о которых ранее шла речь, и осуществлять эффективный мониторинг зашифрованных потоков данных. Этому придаётся настолько высокое значение, что немецкие чиновники уже обсуждают перспективы изменения в связи с этим федерального закона о телекоммуникациях, а свои опасения по этому поводу публично высказывает Ангела Меркель.

По сути, новые правила Германии приведут к существенному ограничению использования устройств Huawei в основных сетях 5G, а также в уже существующих сетях 2G, 3G и 4G.

Полный запрет оборудования Huawei не рассматривается. Но, ужесточая политику безопасности в сфере телекоммуникаций, Германия идёт по стопам Великобритании, где местный IT-регулятор заблокировал использование аппаратного обеспечения Huawei в некоторых особо значимых областях и государственных ведомствах, таких как королевская прокуратура.

Охота на Huawei

Тем временем США продолжают наращивать давление. В Америке уже запретили Huawei участвовать в государственных закупках, и недвусмысленно отговаривают от этого свои частные компании. Американские эксперты по безопасности активно настраивают общественное мнение на то, что правительство Китая может использовать оборудование Huawei для подслушивания граждан западных стран, а министерство обороны США даже запретило продажу мобильных устройств производства Huawei и ZTE на территории американских военных баз. Все протесты китайских компаний либо вовсе игнорируются, либо отклоняются, как необоснованная. При том, что формально доказать шпионскую сущность и злые намерения Huawei не представляется возможным.

Но это давление не проходи бесследно. Австралия и Новая Зеландия уже полностью запретили использование оборудования этих компаний в своих 5G сетях, создание которых так же планируется в ближайшее время. Возможность запрета использования продукции Huawei и ZTE в государственных органах рассматривается в Польше.

Насколько это действительно скажется на китайских телекоммуникационных гигантах, пока сказать трудно. Как минимум, потому, что совокупно они контролируют более трети рынка высоких технологий в этой сфере и убрать их оттуда в данный момент просто невозможно.

двойной клик - редактировать изображение

Но, при этом, Huawei атакуют по всем фронтам: компании уже предъявляют обвинения в отмывании денег, мошенничестве и краже технологий. Иными словами, Huawei припомнили всё.

Что же касается немецких политиков, то их более всего беспокоят возможные обязательства Huawei перед китайским правительством и степень сотрудничества компании с китайскими спецслужбами, что, в общем-то, не удивительно. В остальном же позиция Берлина предельно прагматична. И это так же вполне предсказуемо — ведь внутри самой Германии перспективы запрета китайского высокотехнологичного оборудования устраивают далеко не всех.

Запрет, которого не хотят

В настоящий момент телекоммуникационные компании Германии всеми силами пытаются предотвратить полное эмбарго на аппаратное обеспечение Huawei. При этом, самые неблагоприятные варианты ими тоже рассматриваются. К примеру Deutsche Telekom и Telefónica (управляющая сетью O2 в Германии) уже работают над негативными сценариями, по которым им может понадобиться удалить всё оборудование Huawei из своих основных сетей, при том, что ранее их проекты по интеграции в сети 5G были ориентированы на этого производителя едва ли не полностью. Кроме этого Vodafone, третий по охвату мобильный оператор в Германии, практически прекратил использование технологии Huawei gear в своих базовых сетях.

Если оборудование Huawei будет запрещено во всей основной сети Германии (от 2G до 5G), то одной только Telefonica Germany потребуется не менее двух месяцев на экстренную замену аппаратных мощностей. Затраты, которые она при этом понесёт, не озвучиваются. Скорее всего замена будет осуществлена на оборудование Nokia и Ericsson, базирующихся в Финляндии и Швеции, продукция которых, как минимум, дороже.

Немецкие эксперты едины в том, что запрет участия Huawei в проекте создания телекоммуникационных сетей пятого поколения в Европе (даже в том случае, если он будет касаться только особо значимых сегментов) значительно задержит строительство и значительно увеличит затраты на создание систем 5G. И это может иметь критическое значение — есть серьёзные сомнения в том, что другие поставщики в состоянии заместить это оборудование своим. Меры, которые сейчас рассматривает Берлин, во многом исходят именно из этого. Со всеми вытекающими последствиями.

Отвечая на вопрос о планах дальнейшей работы в Германии, представители Huawei заявили, что приветствуют любую инициативу по установлению объективных критериев безопасности и механизмов проверки, способных эффективно тестировать технологическое обеспечение каждого поставщика, независимо от того, из какой страны он происходит.

Европа в раздумьях

В дополнение к ставшим более строгими немецким правилам, европейские операторы связи могут столкнуться с еще большим количеством ограничений, исходящих уже от Евросоюза. Чиновники в Брюсселе всерьёз подумывают о применении принятого в 2015-2016 году европейского закона о кибербезопасности, запрещающего компаниям, подозреваемым в шпионаже, участвовать в проектах, считающихся инфраструктурными. И сейчас это может очень существенно повлиять на позиции и Huawei, и ZTE.

Еврокомиссия так же вполне способна приложить руку к развитию ситуации, установив новые стандарты закупок или же приняв рекомендации, предписывающие странам Евросоюза отдавать предпочтение оборудованию от Nokia и Ericsson.

Однако предпринимать какие-либо действия в Брюсселе, очевидно, будут только после парламентских выборов в ЕС, которые пройдут в мае, и на которых имеют все шансы усилиться те, кого в Европе называют «правыми популистами» - силы, с весьма существенным скепсисом относящиеся к вмешательству Америки в дела Европы.

Так что Германия в этом вопросе скорее всего будет предоставлена сама себе. И для неё это вопрос более, чем жизненный: немецкие телекоммуникационные компании хотят ясности в преддверии аукциона на частоты 5G. Они требуют определённости в важнейшем для них событии, которое произойдёт уже в следующем месяце. И ограничения в отношении поставщиков, с которыми они успешно работали, продолжают работать сейчас и весьма желали бы работать дальше, могут существенно повлиять на то, насколько они вообще готовы участвовать в этих торгах.

Но чего они совершенно точно не готовы делать, так это становиться заложниками в чужой торговой войне. Впрочем, полагаю, причин для опасений у них не так много, как это может показаться. Потому что поведение германского государства говорит скорее о том, что приоритетными для него, всё же, являются экономические интересы немецких, а не американских компаний, на благо которых сейчас, в общем-то, и ведутся торговые войны, и ради которых нагнетаются шпионские страсти.

1.0x