У плоскостей отношения войны и мира есть две крайности. Сторонники первой, блогеры-хайпожоры, жаждут тотальной войны, требуют перепрофилировать всю пульсирующую внутри России деятельность на выпуск оружия, мобилизовать всех, вплоть до стариков и инвалидов. Праздники, хорошее настроение, ясная погода и умилительно толстые коты — как можно? Ведь у нас тотальная война! Пример такого выверенного удара по чувствам наших сограждан показывают информационные кровопийцы из "Телеграма" — например, недавно таким отметился канал "Два майора", распространивший среди сидящих в мессенджерах сердобольных пожилых дам видео с нашими убитыми солдатами, дабы пристыдить зрительниц их неучастием в сборах (пятую часть из которых некоторые частенько оставляют себе). Вторая крайность состоит в слепом желании жить по-старому. Ничего не происходит, нигде ни в кого не стреляют, давайте устроим в московском киноклубе концерт иудейских бардов, собирающих деньги для ВСУ! Среди этих полюсов маразма одной из немногих вещей, что осталась неизменной с первых дней СВО, была нацеленность государства на то, чтобы война никак не влияла на повседневную жизнь общества.
Наши враги это тоже понимали: несмотря на лепет западных лидеров, что цель ударов по России — не рядовые граждане, а путинский режим, обратное прямо проговаривал автор некоторых санкций, бывший ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев* — по его словам, многократно повторяемым его братьями по разуму, цель экономических ограничений состоит не в давлении на государство, а именно в ударе по населению, дабы то, в свою очередь, само осуществляло давление на государство. Тем не менее перекосы в этом шатком балансе неизбежны и чаще всего происходят в сторону желания жить по-старому. На дворе июль, в самом разгаре футбольный кубок Европы, так давайте же взглянем на свежие примеры того, что происходит в спортивной сфере.
За две с лишним недели в Германии чемпионат Европы по футболу дал на удивление мало поводов для скандалов. Да, болельщиков с российскими флагами не пускали на трибуны, вынуждая маскироваться то под сербов, то под словаков; да, на втором матче украинской сборной был вывешен флаг с требованием выборов (в Дюссельдорфе такое заявлять безопасней, чем в Киеве); да, несколько зрителей умерло от скуки, наблюдая за игрой фаворитов турнира из Англии. Но в сравнении с прошлым чемпионатом, давшим тонну поводов для гнева и обид ещё до стартового свистка матча открытия, этот смотрится очень мирно и деликатно. Исключение всё же есть: сборная Албании по футболу, для которой этот турнир стал лишь вторым в истории и первым, на который она отобралась честно. Перед Евро-2016 была некрасивая история, когда во время матча с Сербией один из албанских фанатов запустил на поле дрон с флагом горячо желаемой албанскими националистами Великой Албании (в состав которой входит и Косово): за возникший после этого хаос на стадионе европейская футбольная ассоциация УЕФА присудила техническое поражение сербам — ну а кому же ещё? 19 июня в Гамбурге прошла игра албанцев со сборной Хорватии (ещё одни добрые друзья албанцев и сербов), по результатам которой был оформлен счёт 2:2, а албанский нападающий Мирлинд Даку в обращении к болельщикам на трибунах пообещал изнасиловать сербов и македонцев. Несмотря на дежурное возмущение сербских и македонских футбольных функционеров, никакого сюрприза, в сущности, в этом тоже не было: высокие отношения всех со всеми на Балканах делают из таких случаев обыденность. Конечно, пошли разговоры про возможность дисквалификации, из-за чего Даку тут же стал другом всего живого и раскаялся, объявив, что ничего такого не имел в виду, и вообще хотел лишь приносить радость от футбольного праздника. Но при чём здесь рассуждение о крайностях внутрироссийского взгляда на войну? При том, что Даку — игрок казанского футбольного клуба "Рубин". Эта команда, которая в конце позапрошлого десятилетия дважды выигрывала чемпионат России и побеждала легендарную "Барселону" Гвардиолы, с тех пор скатилась вниз, прошла очищение ФНЛ, а после возвращения в элиту заняла триумфальное восьмое место. Так вот, казанские работодатели любителя национально-ориентированных изнасилований сказали, что хоть и сожалеют о поведении своего игрока, но пускай с ним разбирается УЕФА (которая 23 ноября деликатно дисквалифицировала Даку на два матча, а дальше, как мы знаем, наверняка вновь накажет сербов), ну а рубиновские руки чисты, посему, несмотря на семерых сербов с составе "Рубина", ждём гражданина Даку в матчах премьер-лиги сезона 24/25.
Ещё в первую неделю июня стало известно о грандиозном триумфе наших функционеров: Всемирное антидопинговое агентство (WADA) соблаговолило-таки принять от России членские взносы — до этого, видите ли, под разными предлогами они не принимали взнос за 2023 год в размере 1 миллиона 267 тысяч долларов, а теперь доблестным чиновникам от спорта удалось-таки всучить эти деньги, дабы — цитирую курирующего вопросы спорта вице-премьера Дмитрия Чернышенко — "обеспечить нашим спортсменам возможность полноценно участвовать в любых спортивных соревнованиях". О том, что же это за полноценное участие, стало понятно позже: 19 июня президент Федерации спортивной борьбы России Михаил Мамиашвили в пропитанном гордостью от очередного достижения нашей спортивной бюрократии заявлении поведал, что желающим участвовать в Олимпиаде спортсменам надо подписать протокол о нейтральном статусе, а Федерация их в этом с готовностью поддержит.
Правда, подписание различных бумажек ничего не гарантирует: Международный олимпийский комитет (МОК) опрокинул уже нескольких спортсменов, готовых на нейтральный статус, — у одного нашли какие-то признаки "поддержки агрессии", а второго борцуху, выигравшего, кстати, золото на прошлой Олимпиаде, не пустили бороться под нейтральным флагом за фото с плакатом "Нет нацизму". Неприятие нацизма и желание не-француза выступать под белым флагом — очень плохой набор для поездки в Париж, где капитуляция перед гитлеровцами ныне считается славнейшей страницей долгой и доблестной истории великой державы. Нейтральный статус активно продвигается и в Федерации тенниса: её президент Шамиль Тарпищев объявил, что в МОК отправили заявку со списком спортсменов и что ждут одобрения. Олимпиада стартует 26 июля и уже — как это положено любой из последнего десятка Олимпиад — обросла чисто европейским истеричным безумием. То в парижской реке Сене, где предполагается проводить соревнования по плаванию, содержание нечистот, как привычно одной из столиц европейского Средневековья, превысило содержание воды. То американская олимпийская сборная объявила, что для своих спортсменов в общежитиях будет ставить кондиционеры — остальные же в соответствии с разрекламированными планами борьбы за экологию могут довольствоваться открытыми форточками. То какие-то бармалеи пообещали устроить на парижских улицах ад прямо во время Игр и, если верить количеству этих друзей Макрона во Франции, обещанное исполнят. Нам же в свете всех политических вопросов интересно именно отношение этого форума к тем, кого оттуда выдавили.
Качественная разница с чемпионатом Европы состоит в том, что враждебность УЕФА по отношению к нам куда менее активна — даже дисквалификация наших команд была вызвана не прямым решением футбольной организации, а скоординированным отказом играть с ними весной 2022. МОК и исполком ОИ же — совсем другое дело. Заявления различных олимпийских функционеров о том, что спорт вне политики — чисто французский неприкрытый стёб.
В самом деле, чего бы не посмеяться, когда после десяти лет непрерывного выдавливания одной из самых развитых в спортивном плане стран с международного атлетического форума удалось ограничить присутствие атлетов из России единицами бледных молей, готовых подписать что угодно, лишь бы занять почётное сорок пятое место в соревнованиях по софтболу? О том, как Олимпиаду переформатируют под вкусы чисто американского спорта (в упомянутый софтбол, как и в бейсбол и лакросс, не играют нигде, кроме США) мы писали в минувшем октябре. Кстати, заметьте, что американцы с WADA не церемонятся: пока наши менеджеры бегают за открыто враждебной конторой с деньгами, USADA, американское антидопинговое агентство, пригрозило прижать глобальную контору за недостаточное рвение в вопросах расследования допинговых нарушений китайских пловцов. Но да бог бы с ними, с этими олимпийскими чиновниками — какой спрос с наших открытых врагов? В конце концов, от них трудно не ждать хамства и свинства. Другой вопрос — всё те же уважаемые партнёры околоспортивных врагов России, многослойной массой пиявок присосавшиеся к российскому бюджету. Например, последним из упоминавшихся выше заявлений про "спорт вне политики" стали слова главы оргкомитета "Париж-2024" Тони Эстанге, сказанные им в эфире "Матч ТВ". Главный спортивный канал страны, далёкий от самоокупаемости примерно так же, как спортивные функционеры далеки от самоуважения, с пониманием распространил этот очевидный подкол, тщательно разнёс благие вести об описанном выше триумфе Мамиашвили и нейтральных борцов, а также устами своего главного лица Дмитрия Губерниева ответил на критику "нейтральных спортсменов" в духе "ну вы же смотрите Евро-2024". В чём именно состоял распространённый прессой "ответ на критику" — загадка, но вместе с этим Дмитрий горячо поддержал решение властей Петербурга выплачивать за олимпийские медали миллионы рублей: "Я продолжаю недоумевать над теми, кто мог поехать, но не едет. Губернатор же сказал, что за победу выплачивается пять миллионов. Помимо борьбы за золото Олимпиады, что уже бесценно, ещё и материальный плюс". Государственные деньги, кстати, пойдут не только на награждение спортсменов-нейтралов: тот же "Матч ТВ" 7 июня объявил о намерении купить у правообладателя права на трансляцию Олимпиады в России. В этом стремлении "Матчу" будет противостоять холдинг "VK", тоже желающий отвалить деньжат — справедливости ради, эти вроде бы умеют зарабатывать сами — за трансляцию международного атлетически-бармалейского угара по шею в сенских нечистотах. На начало июля ответа от важного белого господина не было, но будем надеяться всей страной, что доблестные российские функционеры всё же догонят правообладателя и силой впихнут ему в карман побольше бюджетных денег за бесценную возможность "боления за наших" под нейтральными флагами. А высококлассную спортивную аналитику наверняка обеспечат ведущие "Матч ТВ".
Поощрение государственными деньгами и информационными ресурсами заведомо безвыигрышной игры на чужом поле и по чужим правилам работает. Любой "нейтральщик", горячо желающий принять участие в показательно антироссийском мероприятии и покаяться за причастность к преступному делу существования России, должен делать это так же, как во всём далёком от олимпийских истерик мире давно делают все желающие принять участие в Олимпиаде спортсмены — за свой счёт и по своей инициативе, не рассчитывая ни на поддержку, ни на награду. Но в стремлении сосать деньги из бюджета — на награды ли, на телеправа ли — колоссальный паразитический аппарат из тысяч канцеляристов, завязанных на сотрудничество с международной спортивной бюрократией, не остановит ни неуместность подобных устремлений в современной России, ни брезгливое противодействие со стороны этой самой спортивной бюрократии. Пока российский спорт будет регулироваться любителями нейтралитета вроде Мамиашвили и Тарпищева, а освещаться продолжающим недоумевать Губерниевым, выход из-под контроля спортивного колониализма будет такой же далёкой мечтой, как решительная и соответствующая историческому моменту позиция спортивных чиновников.
* Физическое лицо, признанное в России иностранным агентом