Сообщество «Посольский приказ» 00:09 10 января 2023

Вашингтонские дрязги

в иерархии государственных постов должность спикера Палаты представителей идёт третьей

Двухпартийную систему принято считать основой существования Соединённых Штатов. Её зачатки проявились задолго до подписания Декларации независимости в спорах между потомственной аристократией из крупных городов, ориентированной на метрополию, и независимыми землевладельцами из провинции. Со временем – трудно назвать конкретный год, но всё чаще упоминаются последовавшие за Второй мировой десятилетия – двухпартийная система стала однопартийной. Нутро новообразовавшейся аристократии для приличия прикрывалось фасадом яростной борьбы нанайских демократов и республиканцев.

Идеально выстроенная система, умевшая обращать любые оппозиционные порывы себе на пользу, – вспомните пресловутые «сдержки и противовесы» — начала сбоить спустя полтора десятилетия XXI века. Провал всего наследия Обамы, избрание Трампа, необходимость тотальных и бесстыдных фальсификаций для форсированного возвращения прежнего курса, убогая попытка выдать события в Вашингтоне 6 января 2021 за мятеж и самый настоящий государственный переворот – всё это напоминало пропуски тактов перегретым двигателем. Одним из таких случаев стала развернувшаяся в начале января в Вашингтоне парламентская драма, выходящая далеко за пределы глупости местных законов.

Строго говоря, в иерархии государственных постов должность спикера Палаты представителей идёт третьей – сразу после президента и вице-президента. Никакого значения это положение не имеет – разве что чисто теоретический вес в уморительных умозрительных рассуждениях о том, что будет, если самолёт с Джо Байденом упадёт на авианосец с Камалой Харрис.

Пост номер три оба года президентства Джо занимала наша старая знакомая, вашингтонская ведьма Нэнси Пелоси – та самая, что летала на Тайвань, рвала конспекты лекций Трампа и миловалась с Зеленским. Какая-никакая, но всё же победа республиканцев на выборах в Палату представителей – нижнее отделение Конгресса – дала «партии слона» право выбирать своего человека на третий пост в государстве. В былые времена такая возможность породила бы тонну спекуляций, но жиденький и неубедительный характер победы на ноябрьских выборах сделал назначение главы нижней палаты Конгресса почти решённым делом: им с первого дня обнародования результатов выборов считался Кевин Маккарти. Пресса, не ждавшая от этого скучного номенклатурщика сюрпризов и частых поводов для острот, сразу вывалила все свои шутки по поводу сенатора-однофамильца, устроившего самую знаменитую в истории американской политики охоту на ведьм в 1950-х. Совершенно напрасно, ведь поводом для обсуждения Кевин стал ещё до вступления в должность: вокруг его назначения разгорелось противостояние внутри Республиканской партии. Казалось, что никто в целом не возражал – да, демократы дежурно голосовали «против», но пассивное молчание с их стороны выглядело как одобрение кандидатуры: на примере верховного судьи Бретта Кавано мы помним, как резко неугодный демократам кандидат становится насильником и сексистом.

Но там, где смирилась чужая партия, возразила своя. Объединение республиканских конгрессменов, называемое прессой «правым крылом» или «радикальными консерваторами», потребовало в обмен на свои голоса обязательства в будущем принимать решения в пользу этого самого объединения.

3 января сразу 19 республиканцев отказались голосовать за Маккарти, за чем последовали ещё 14 раундов голосования. Наконец, на пятнадцатый раз Кевина всё же утвердили.

Бог знает, что́ назначенный с грехом пополам спикер пообещал своим радикальным однопартийцам: одни пишут про право вынесения вотума недоверия кем угодно в любой непонятной ситуации (таким обожают развлекаться в Лондоне), другие говорят про обещанное недопущение увеличения военного бюджета, третьи намекают на теневые договорённости о назначениях радикалов в руководство каких-то парламентских комитетов. Это не имеет значения. Важно то, как легко удалось парализовать работу Конгресса в этот раз. В январе 2018 года правительство застыло на несколько недель из-за неутверждённого бюджета, но тогда это потребовало полноценной схватки двух партий. Сейчас же глава Конгресса публично склонился перед требованиями небольшой группы внутри своей партии. Теперь можно быть уверенными, что склонять его будут по любому поводу. Шаткость большинства республиканцев делает положение их руководителя очень уязвимым, так что уже скоро можно ждать демаршей в голосованиях по любым вопросам, выходящим за рамки интересов республиканского меньшинства.

Для нас это может представлять интерес не только в плане перспектив паралича Палаты представителей, обычно на удивление единодушно принимающей любые решения касательно принципиально важных вопросов, но и в смысле содержания этих вопросов. Один из наиболее важных пунктов всеобщего обсуждения в Конгрессе – Украина. Да, на неё только что выделили 45 миллиардов, да и прошлые транши денег и оружия ещё не целиком дошли, но государство, расположенное в Малороссии, называют «чёрной дырой для американских денег» не просто так: повсюду стали слышны речи о том, что Киеву нужно больше золота. В этом ключе интерес представляет лидер группы радикалов из Флориды, 40-летний Мэтт Гетц. Гетц примечателен не только тем, что его требования совпадают с наиболее резкими чаяниями республиканского электората: среди пунктов его повестки числится радикальное ужесточение режима на южной границе и крупное сокращение государственных расходов – да, в том числе и на украинском направлении.

Чем прежде всего интересен Гетц – это связь с исповедующим те же идеи губернатором Флориды Рональдом Десантисом. Мэтт, если верить Politico и Associated Press, является главным союзником и чуть ли не лучшим другом самого многообещающего республиканского политика и того, кому, судя по последним опросам, большинство республиканцев готово отдать голос в 2024 году. Всё более вероятное с каждым днём повышение Десантиса повлечёт за собой и повышение Гетца, так что демарш в Палате представителей против вашингтонского старожила Маккарти можно рассматривать и как часть предвыборной кампании Десантиса.

Что же касается единственного человека, объявившего о своём участии в американских выборах 2024 года (если не считать никем не воспринимаемого всерьёз бывшего советника Трампа по нацбезопасности Джона Болтона), то он пытался всеми силами потушить огонь внутрипартийных дрязг, чем подставил себя ещё раз. Дональд Трамп поддержал кандидатуру Маккарти ещё в ноябре, а по ходу кризиса с выбором главы нижней палаты Конгресса отказался от предложения конгрессменов-мятежников самому занять вакантное место. Его мотивы понятны: в Конгресс человеку с ворохом судебных разбирательств за спиной путь заказан, а работа на третьем посту в государстве не очень подходит претенденту на возвращение к первому посту. Но отказ, равно как и демонстративная поддержка номенклатурного пиджака Маккарти, нарисовали из Трампа чуть ли не главного защитника интересов «глубинного государства», что тоже можно трактовать как нехитрый план Мэтта Гетца, изначально не рассчитывавшего на согласие Трампа. Пока активные мероприятия президентской кампании не начались, рейтинги Трампа продолжают падать. Разумеется, ко времени митингов и выступлений его харизма и умение рождать мемы на ровном месте компенсируют значительную часть этого падения, но как далеко к тому моменту оторвётся Десантис?

Пока Байден вот-вот готовится объявить о своём выдвижении на второй срок, в Республиканской партии, как видим, вовсю идёт грызня. Ярким символом этой грызни стал очередной намёк из Флориды: оттуда пришла фотография бывшего президента Бразилии Болсонару. Жаир, отстранённый от власти в результате выборов и не настоявший на своей правоте по поводу многочисленных фальсификаций, ел курицу в ресторане фаст-фуда. Болсонару, которого ещё в период президентства называли «бразильским Трампом», обрёл сходство со своим американским кумиром и в смысле бесславного конца карьеры в крупной политике.

Нет, вашингтонская партия власти не откажется от намеченного курса. Конфронтация с Китаем, накачивание Восточной Европы оружием, бешеные темпы ввоза дешёвой трудовой силы с юга – всё это давно стало точками консенсуса между фракциями, номинально считающимися разными партиями. Нарушение этого консенсуса, внесение хаоса в гармонию вашингтонского единодушия – слишком соблазнительный и эффективный инструмент для влияния на большую политику. И если небольшой внутренний бунт вас не впечатлил – дождитесь момента, когда Конгресс окажется в заложниках у группы левых радикалов.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
28 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x