1. Глубинная общность
Многие русские деятели культуры ощущали, что глубинное родство наших двух стран уходит в седую древность. Николай Клюев оставил нам пронзительные строки:
Певчим цветом алмазно заиндевел
Надо мной древословный навес,
И страна моя, Белая Индия,
Преисполнена тайн и чудес!
(«Оттого в глазах моих просинь…»)
Валерий Брюсов высказался в 1914 году ещё определённее:
Не надо обманчивых грёз,
Не надо красивых утопий:
Но Рок поднимает вопрос,
Мы кто в этой старой Европе?
Случайные гости? Орда,
Пришедшая с Камы и с Оби,
Что яростью дышит всегда,
Всё губит в бессмысленной злобе?
Иль мы — тот Великий Народ,
Чьё имя не будет забыто,
Чья речь и поныне поёт
Созвучно с напевом Санскрита?»
(«Старый вопрос»)
Связи Индии и России опираются на глубокие исторические корни и уходят в весьма отдалённые эпохи. Топонимика фиксирует сходство ряда географических названий рек и городов. В Крыму имеется 150 индоиранских топонимов (О.Н. Трубачёв), а С.В. Жарникова приводит в своих книгах и статьях 80 гидронимов, находящихся на территориях Мурманской, Архангельской и Вологодской областей.
Аналогичная история наблюдается с санскритом, в котором есть огромное количество пересечений с русским языком. А сам санскрит был создан очень давно — наиболее древние тексты относятся ещё к XII веку до н.э. Общие корни санскритского и русского языков составляют до 15%. Помимо языковой близости можно говорить и о религиозной близости двух наших стран. Несмотря на различия, Бог в России и во многих индийских ответвлениях индуизма — это Сверхличность (хотя Адвайта-веданта говорит и о безличностном Абсолюте) и, кроме того, имеет тринитарную природу (Троица в православном христианстве, Тримурти в индуизме).
Не случайно жители Руси и Индии, ощущая глубинное притяжение друг к другу, стремились посещать эти страны, невзирая на расстояние. В самой Индии первое упоминание славян в литературе встречается уже в XII веке. Эти связи в основном осуществлялись через Поволжье — по торговым путям Золотой Орды. Учёные, ссылаясь на арабские источники IX–X веков, отмечают сходство русских и индийских погребальных обрядов. В древнерусских исторических текстах можно найти рассказы о сокровищах и чудесах Древней Индии, мифологические подробности, сведения о походе в Индию Александра Македонского. Есть даже и упоминания о духовной миссии апостола Фомы, крестившего Ариаварту («страну ариев»), есть и упоминания об отождествляемом с Индией сказочном Солнце-граде. Из Индии на территорию Руси попали шахматы. Но первым на Руси человеком, публично открывшим Индию, был тверской купец Афанасий Никитин, которому приписывают выражение: «И от всех наших бед уйдём в Индию». Никитин совершил путешествие «за три моря» в 1468–1474 годах и побывал в Индии намного раньше, чем её «первооткрыватель» Васко да Гама. Позднее, в 1695 году, купец Семён Маленькой, посланный русским царём, совершил большое путешествие в Индию и был принят падишахом Аурангзебом, давшим добро на беспошлинную торговлю.
2. Из истории сотрудничества
Отношения между Россией и Индией всегда были дружественными и тёплыми, хотя их укреплению нередко мешали посторонние силы. Главным тормозом на пути оформления официальных отношений была Британия. Впервые русское правительство отправило английской колониальной администрации запрос на открытие в Индии дипломатического ведомства ещё в 1856 году. Но потребовалось 44 года борьбы, упорной переписки, подковёрных игр, чтобы это решение осуществилось в 1900 году. Установление дипломатических отношений помогло улучшить торгово-экономические отношения двух стран и наладить систему взаимных поездок россиян и индийцев друг к другу.
Достаточно тесные отношения между двумя странами начались на заре XX века. Тогда Индией управляли британцы, а в России правил император Николай II, совершивший перед восхождением на престол длительный визит в Ариаварту. Крупнейшим событием в истории российско-индийских отношений стал декабрь 1900 года, когда в Бомбее (ныне Мумбаи) открылось Российское императорское генеральное консульство. Его создание — фактор принципиально новых взаимоотношений между Россией и Индией. В дальнейшем оно способствовало всё возрастающим торгово-экономическим связям, расширению визитов россиян в Индию, включая представителей царствующей фамилии, и индийцев в Россию, распространению правдивых сведений о России в Индии и в Индии о России. Глубокий интерес к индийской культуре и духовности в России в XVIII– XX веках испытывали такие люди, как М.В. Ломоносов, А.Д. Салтыков, И.А. Крылов, И.А. Бунин, Н.С. Гумилёв, Вяч.И. Иванов, Вс.Ник. Иванов, М.А. Волошин, В.В. Хлебников, Н.А. Клюев, С.М. Городецкий, Н.С. Тихонов, С.А. Есенин, Л.Н. Гумилёв и др. Философией Индии серьёзно занимались в России Л.Н. Толстой, Е.П. Блаватская, Н.К. Рерих и вся его семья, И.А. Ефремов, В.М. Сидоров. Идеи Рамакришны и Вивекананады были хорошо известны академику В.И. Вернадскому и о. Павлу Флоренскому
В СССР союзнические и дружеские отношения с Индией проявлялись многообразным способом — через активные торговые отношения в самых разных областях, включая военную торговлю, культурный обмен, помощь, оказываемую нашей страной, активно строившей самые разные промышленные объекты, передачу самых разных технологий, обучение индийских студентов в советских вузах.
Сотрудничество с Индией в 1980‑х годах шло нормально, однако возникли сложности — не получилось завершить ряд проектов, не был решён вопрос с долгом Индии, а потом началась перестройка. Индийцы восприняли её с большим разочарованием и недоумением. В это время их страна находилась на подъёме, и они на какое‑то время потеряли к нам интерес. В результате в сотрудничестве возникла пауза, которая была заполнена американским влиянием. США обольщали индийскую элиту очень грамотно: вначале был кнут (санкции за серию ядерных испытаний), а потом последовал «пряник» — их снятие «за успехи в развитии демократии». Это произошло во время пятидневного визита Билла Клинтона в Индию (март 2000 года). Во время него он взял с собой более 2000 специалистов, сумевших развернуть индийское государство в сторону Запада. Применяя концепцию «мягкой силы», избегая делать шаги, раздражающие Дели, искусно играя на противоречиях между Индией и Китаем, Америка сумела изменить (по многим направлениям) внешнюю политику Индии.
3. Углубление сотрудничества неизбежно
Новый поворот начался с 1998 года, когда премьер-министром стал Е.М. Примаков, первым зарубежным визитом которого было посещение Дели. После избрания президентом В.В. Путина отношения становились всё более близкими, хотя многовекторный курс сохранялся. Происходящие в мире изменения открывают новые возможности для сотрудничества наших стран. И сотрудничество с Индией может со временем занять основное место.
Что заставляет нас делать такие выводы?
В первую очередь — темпы экономического и цивилизационного развития Ариаварты. Они зашкаливают: Индия уже обгоняет Китай и двигается быстрее других «азиатских драконов». А. Ведерников пишет: «Премьер-министр Индии сообщил о планах достичь экономического роста в 7,5% к концу 2022 года. Оценка ООН более скромная (6,4%), но даже с ней страна становится потенциальным рекордсменом, в то время как прогноз организации по Китаю составляет 4,5%, по ЕС — 2,7%, по США — 2,6%». Несмотря на то что многие секторы жизни в стране (прежде всего, сельское хозяйство) во многом остаются архаичными (причины этого — гуманное отношение к бедным слоям населения, которые могут серьёзно пострадать в результате слишком быстрой модернизации), Индия вышла на третье место по валовому продукту, обогнав даже такие страны, как Япония. Торговать и сотрудничать с этим гигантом становится и престижно, и выгодно.
Во-вторых, нужно подчеркнуть, что политическая ситуация в Индии остаётся достаточно стабильной. В элите страны нет «пятой колонны». Неоспорим индийский патриотизм, и даже прозападная часть элиты думает о том, чтобы с помощью грамотного сотрудничества с блоком западных стран быстрее достичь национальных целей развития.
В-третьих, огромную роль играет демографический фактор. По разным данным, Индия уже обогнала Китай или, по крайней мере, сравнялась с ним по численности населения, достигнув огромных цифр — 1 миллиард 418 миллионов человек. И нет никаких предпосылок, что этот рост по какой‑то причине замедлится. Величина населения — это рынок, способный переварить самые большие поставки.
В-четвёртых, фактор самостоятельности Индии в геополитических раскладах будущего: она, пройдя искушение клинтоновской геополитической манипуляцией, менее чем кто‑либо поддастся давлению США. Тем более что США от принципов мягкой силы 90‑х годов всё чаще переходят к грубому давлению. Самостоятельность внешней политики Индии — залог того, что во всех остальных областях она окажется предсказуемым и надёжным партнёром.
В-пятых, фактор взаимовыгодности сотрудничества Индии и России в военно-технической сфере. Мир вступает в период войн, и торговля оружием ещё в течение долгого времени будет одним из самых востребованных направлений взаимодействия. К тому же имеют значение индийский военный менталитет, а также — кадры, нередко учившиеся в СССР и сохранившие подобные воспоминания.
В-шестых, весьма перспективным представляется сотрудничество с индийским IT-cектором. Сегодня зависимость России от западного компьютерно-интернетного доминирования становится критически опасной. Нужны альтернативные пути решения проблемы. Индийский путь представляется наиболее привлекательным. Индийский интернет сохраняет определённую автономность и свои яркие черты, а индийские айтишники очень талантливы и многочисленны — в 2021 году их было 5,8 миллиона человек (по числу разработчиков Индия занимает второе место после США). Учёные (А. Парибок и др.) утверждают, что успехи индийских программистов не случайны: в сознание брахманов буквально «вшито» протопрограммистское мышление. Индийский интернет пропитан местными названиями и символикой, которая воспринимается индийцами как нечто родное и близкое и удерживает патриотический вектор сознания. (Мудрость индийского отношения к интернет-тематике заключается в том, что даже вышки мобильной связи, настроенные в стране в огромном количестве, по дизайну напоминают пальмы и не портят ландшафта.) Монтаж такой башни связи Jio, недорогой и компактной, занимает всего пять часов, и скорость распространения данной технологии в Индии просто фантастична — за шесть лет с 2010 по 2016 год Jio охватила интернетом 99% территории страны.
Эксперты отмечают, что в числе документированных отключений интернета, зарегистрированных в 25 странах мира, доля Индии составляет огромное число — 67%. Потому «оранжевая революция», которая всегда опирается на интернет-технологии, в Индии маловероятна. И тем не менее Индия считается во всём мире страной развитой демократии.
Сотрудничество Индии и России в области интернета могло бы касаться не только технической, но и содержательной стороны, наполнения онлайн-сферы. Невозможно представить себе, что индийцы, у которых по‑прежнему невероятно высок авторитет и слово духовных учителей, отдали бы приоритет в сфере принятия решений Искусственному Интеллекту. Индия остаётся одной из самых читающих стран мира, а по ряду позиций занимает первое место: среднестатистический индиец тратит в неделю 10 часов и 22 минуты на чтение. Если бы наши страны вместе задумались о наполнении инфосферы новым содержанием, новыми смыслами и новыми символами, альтернативными обществу потребления, то, вполне возможно, это помогло бы человечеству найти реальный выход из цивилизационного тупика.
В-седьмых, нужно признать, что интерес к индийской культуре, искусству, философии, духовным практикам и системам продолжает нарастать во всём мире, и это никоим образом не минует Россию. Индийский кинематограф был любим в России в советское время, и сегодня немалая часть аудитории по‑прежнему с удовольствием смотрит фильмы из этой страны. Уставшие от агрессивного технологического мира, люди с интересом погружаются в изучение индийской духовности, всё чаще рассматривая её не как новую религию, а как скорее разветвлённую внеконфессиональную систему практик, помогающих справиться со стрессом, информационными перегрузками и негативными эмоциями. Следует отметить, что подавляющее большинство индийских духовно-философских систем не являются агрессивными инструментами навязывания своих культов другим народам.
4. Что делать конкретно?
Сотрудничеству наших государств нет альтернативы, потому нужно продолжать всё, что начато на сегодняшний день. В первую очередь — углублять сотрудничество в сфере промышленности. Россия традиционно взаимодействует с Индией в сфере энергетики, поставляя туда энергетический уголь. Обсуждается энергетическое сотрудничество и в других странах, в частности строительство АЭС «Руппур» в Бангладеш. Расширяется сотрудничество с «Газпромом», будут увеличиваться поставки в Индию российского золота, хорошо продвигается сотрудничество в сфере нефтехимии. Существуют серьёзные программы в области совместных космических исследований. Соглашение между «Роскосмосом» и индийской организацией космических исследований касается самых разных сфер — исследования в области пилотируемых космических программ и спутниковой навигации, разработки ракет-носителей и использования космического пространства в мирных целях, включая изучение планет солнечной системы. Особенно важное направление взаимодействия между экономиками двух стран — фармацевтическая продукция. В условиях санкций индийские недорогие, но весьма качественные лекарства могут помочь нашей стране, испытывающей в этой сфере серьёзные проблемы.
Огромную роль играют поставки российской нефти в Индию, на порядок выросшие в 2022 году. Что касается торгового сотрудничества, Индия и Россия — давние партнёры в области продуктов питания. Рис, кофе, индийский чай в больших количествах поставлялись в нашу страну и во времена СССР. Поставляются они и сегодня, и должны поставляться в будущем. На стратегическом уровне не стоит отказываться от этих соглашений и контрактов, даже если конкуренты будут предлагать нам какие‑то иные схемы, сулящие кратковременный тактический выигрыш. И, конечно, в современную эпоху различных ковидных или военных ограничений крайне важны способы доставки товаров. Речь идёт о создании новых транспортных коридоров различного типа. Например, о мультимодальных коридорах, которые включают разные виды транспорта: корабли, автомобили и поезда. Один из таких МТК — «Север — Юг» (NSTC) — строится уже в течение последних двух десятилетий, причём инициаторами этих проектов стали Россия, Индия и Иран, а также Азербайджан.
Военно-техническое сотрудничество должно быть продолжено. Индия полна решимости отстаивать свои национальные интересы и взаимодействовать с нашей страной в области закупок оружия и новых видов военной техники. Недавно США лицемерно удивлялись, что Индия продолжает покупать у нас оружие и не собирается от этого отказываться, несмотря на представленные Западом различные «доказательства» об агрессивной сущности России. Учитывая отсутствие даже намёков на возможный военный конфликт между Индией и Россией в прошлом, настоящем и будущем, наши страны могут себе позволить не слишком закрывать друг от друга различные военные технологии и новшества, поскольку можно предположить в будущем более тесную степень взаимодействия.
Углублять нужно и совместные российско-индийские исследовательские программы в фундаментальных науках, культуре, искусстве, художественной литературе, общественной и волонтёрской деятельности. Совместные форумы, конференции, симпозиумы, прямое взаимодействие между научными институтами, общественными организациями должны всячески поддерживаться государством. Индология должна из пасынка отечественного востоковедения стать приоритетным и, более того, модным и почётным направлением науки о Востоке, а студенты — изучать санскрит и стараться попасть на индологические факультеты. Необходимо переводить на русский язык и издавать сокровища древнеиндийской философии, включая тексты как для специалистов, так и для широкого круга заинтересованных читателей.
Представляет большой интерес для России деятельность буддизма и Далай-Ламы в области сотрудничества между российскими учёными и буддийской наукой в сфере изучения сознания. Весьма интересны его предложения создавать и издавать учебники светской этики, где нравственно-духовные постулаты излагались бы для современной, чаще молодёжной, аудитории несколько другим языком, более понятным и приемлемым для светского человека. Наша наука, общество, гуманитарная среда получили бы много полезного от подобного взаимодействия. В принципе, подобное сотрудничество нужно осуществлять очень взвешенно, не напрягая Китай, но было бы недальновидно игнорировать сотрудничество с буддизмом, основные институты которого, и прежде всего резиденция Далай Ламы, находятся в Индии.
Конечно, идеологические и духовные риски распространения чужих (в том числе и индийских) культов на российской канонической территории остаются, но в случае взаимодействия с Индией нужно стараться не перегибать палку в сторону запретительства. Правильно использовать взаимное притяжение народов и культур в национальных целях, как это делают те же американцы. Автор статьи, несколько раз посещавший Индию, может сослаться на личный опыт. Если в конце 1990‑х годов американское присутствие в этой стране почти не ощущалось, то через два десятилетия, например в 2018 году, ситуация была совсем другой. Священный город в Индии Ришикеш был буквально нашпигован американскими деятелями культуры, политиками, артистами, которые демонстрировали любовь к индийской культуре и её духовным практикам, публично участвовали в совместных молитвах и песнопениях, показывая городу и миру, кто больше всего любит Ариаварту и готов ей помогать.
Было бы целесообразно подумать о переориентации и изменении локации исламского образования в нашей стране. Сегодня мусульмане России предпочитают ездить за таким образованием в арабские страны и нередко возвращаются заряжённые идеологией экстремизма. Почему бы не пустить эти потоки через Индию, где есть множество медресе и различных мусульманских учебных заведений и где сама атмосфера намного менее экстремистская, а отношение к русским и России просто превосходное? Это же касается и взаимодействия с суфийскими индийскими организациями (школа Иннаят Хазрана Хана), настроенными пророссийски. В этом деле нужна реальная мудрая и вдумчивая государственная политика.
Индийский взгляд никоим образом не враждебен нашей стране, её менталитету и духовной культуре. Кстати, сами индийцы сохраняют открытость и терпимость к любым религиям, в том числе, и на своей территории, и это не ослабляет, а укрепляет традиционный индуизм. Важно продвигать в Индии имена тех российских художников и деятелей культуры, которые активно популяризировали индийскую традицию в нашей стране. В Индии любят и ценят таких деятелей русской культуры, как художника Василия Верещагина, писателя Льва Толстого (любой образованный индиец знает и гордится, что Махатма Ганди переписывался со Львом Толстым и во многом считал его своим учителем), художника, философа и общественного деятеля Николая Рериха. Правильно было бы рассматривать сотрудничество России и Индии в духовной сфере как взаимодействие в области традиционной культуры, привязывать духовные контакты к различного рода фестивалям, фольклорным форумам, концертам и народным праздникам, поощряя подобные мероприятия. Площадка взаимодействия традиционных культур и видов искусства всегда более выигрышная для подачи самого лучшего и достойного, что есть в других культурах. Традиционалисты разных стран и народов всегда быстрее договорятся друг с другом.