Сообщество «Новороссия» 14:21 16 августа 2021

Чтобы знали

о фильме "Солнцепёк"
1

А, дайте угадаю, вам не нравится такая жесть, да? Вам бы хотелось новый сезон старых-добрых "Друзей" или новый выпуск вашего Вдудя, чтобы он рассказал про Колыму? Ведь выдуманная про совок жесть всё ж таки не такая жесть, как в реальности на Донбассе? А я меж тем таких историй тут, на Донбассе, за три четыре года слышал много. Как мародёрили, убивали целыми семьями, насиловали матерей на глазах у плачущих малых детей, как стреляли по беременным, стреляли по детям, по детским домам, по больницам, стреляли из пистолетов, стреляли из пулеметов, стреляли из минометов, стреляли из танков, стреляли, стреляли и стреляли, и – продолжают стрелять. А сколько детей, которые выросли за время войны, родились и выросли, и им сейчас по 7 лет, и кроме войны они ничего и не видели – знаете? Живут себе где-нибудь на окраине Донецка, в прифронтовой зоне, и каждый день слышат выстрелы. А знаете, сколько сирот здесь? А сколько вдов? А сколько инвалидов? Не знаете и знать не хотите. И я не подсчитывал, но видел много, про многих знаю. И такая жесть продолжается по сей день, потому что по сей день на Донбассе идёт война. Да, позиционная, гибридная, малая и почти, наверное, незаметная для столичного или провинциального (если они чем-то отличаются друг от друга) хипстера, который смотрит Вдудя и всю свою сознательную жизнь ждет нового альбома от великого поэта Оксимирона. Но шут с ними, с вдудями и оксимиронами, ведь разговор о серьёзном – о войне, вспыхнувшей в 14-ом году на Донбассе и тлеющей по сей день. Об убийстве русских людей на окраинах Русского Мира. И если вы хотите, чтобы вам об этом рассказали без грязи и крови, то вы рискуете не услышать главного. Потому что главное здесь – это именно грязь и кровь – грязь и кровь на руках украинских карателей, украинских политиков и тех, кто их поддержал. Я это говорю не потому, что всей душой ненавижу украинский нацизм и украинствующих «интеллектуалов» у него в лакеях, я это говорю потому, что это всё есть. Просто есть и всё.

Но это был пролог. Теперь о фильме.

Фильмов о войне на Донбассе / Донбасской войне / «конфликте на юго-востоке Украине» (общепринятого названия у нас до сих пор нет) у нас мало. Очень мало. Российский кинематограф, очевидно, очень мало до этого момента был заинтересован в изображении войны за Донбасс, что само по себе очень странно, учитывая тот отклик, который получили события на Донбассе в народе. В пример нашему кинематографу можно поставить, как ни странно, украинский, который снял в разы больше фильмов об украинской героический армии, победно сбегающей из Иловайска, победно отступающей из Донецкого аэропорта, победно стреляющей по школам и жилым домам…

Вот был фильм "Донбасс. Окраина". Это хороший фильм, и это (не считая теперь "Солнцепёка") был единственный «официальный» фильм о Донбасской войне. Есть множество документальных фильмов, есть авторские художественные фильм (такие как "Ополченочка", например), есть замечательные короткометражки (великолепный фильм Владимира Аграновича "Донбасс. Путь домой", фильм "Дежурство" с Захаром Прилепиным в главной роли), но именно официальных, снятых Минкультом фильмов о Донбасской войне у нас всего два – "Донбасс. Окраина" и "Солнцепёк".

Оба фильма неидеальны, и всё-таки оба хороши. Можно возмущаться непроработанностью образов, недостаточно реалистично прописанными диалогами, некоторыми историческими неточностями, обилием сцен насилия и чем-нибудь ещё, но в целом, давайте признаем, на фоне зияющей пустоты и «звенящей пошлости» современного официального российского кинематографа (и на фоне отсутствия фильмов по теме Донбасса) эти два фильма смотрятся более чем неплохо.

Понятно, что у людей, которые лично были на Донбассе во время войны, которые принимали участие в боевых действиях или были просто очевидцами, будут претензии к деталям. Однако фильм, на мой взгляд, предназначен более для российской аудитории, немалая часть которой вообще слабо себе представляет, что вообще происходило и происходит здесь. Для них показаны зверства мародёров и украинских карателей, для них показаны обстрелянные школы и убитые дети. Чтобы знали.

Олин из главных героев фильма – лидер луганских ополченцев (его роль исполняет Алексей Кравченко) – имеет в себе черты одновременно и Александра Захарченко, и Алексея Мозгового. Однозначно позитивный персонаж, стальной человек, лидер, живущий любовью к своей Родине и способный из этой любви и убить, и умереть ради того, что любит.

Два центральных персонажа – два бывших афганца, один из которых вместе со своей семьей бежит от войны, другой же, напротив, бежит к войне, ищет её. Первый с началом боевых действий на Луганщине везёт свою семью в Воронеж, а второй отправляется в добробат тренировать молодых хлопцев, которые хотят пострелять в «шахтёрское быдло». В итоге у первого афганца от обстрелов погибают жена и сын и он присоединяется к ополченцам, а второй, попав в плен и увидев «плоды» своей работы, стреляется.

Представлены типы добровольцев со стороны Украины. Есть типичный «гарный хлопец», который каждый пять минут должен крикнуть «слава Украине!» и кого-нибудь обвинить в том, что тот москаль и не разговаривает на мове. Он попадает в плен, где его пугают и потом отпускают домой к мамке, жинке да сынке. Есть простой паренек из города Счастье Луганской области, которому мозги промыла украинская пропаганда и который очень хочет жить как в Европе или в Европе, но который сбегает с фронта к своей девушке в «Счастье» и решает остаться там с нею (и в этот момент они вдвоем погибают под обстрелом). И есть третий тип, более редкий, но и более гадкий – россиянин, очевидно, ультраправых взглядов, который приехал помогать украинским «воинам света» бороться с «империей зла». Этого тоже отпускают из плена, но этот, в отличие от гарного хлопца, который уходит к мамке-жинке-сынке в свой «Львив», этот собирается дальше воевать «во славу нации». У этого персонажа происходит интересный диалог с лидером луганских ополченцев. Лидер ополченцев спрашивает своего пленного, зачем он сюда пришел убивать мирных людей (точно так спрашивали донбасские ополченцы пленных украинских военных, таких роликов полно на ютубе), и сам же отвечает ему - и этого ответа требовало всё моё сознание, всё моё сердце, и это просто замечательно, что этот ответ прозвучал, поскольку он относится к каждому нашему бравому правому хлопцу, который из России отправился в какой-нибудь батальон "Айдар" убивать русских людей во славу чужой выдуманной нации, относится ко всякому нашему лакею-либералу, который начинается потирать свои ручки при упоминании украинских карателей и с придыханием повторять как заклинание «слава Украине», «Украина свободная демократическая страна», «убогая немытая рашка» и т.д. – поэтому ответ лидера луганских ополченцев я процитирую:

«Я тебя просто понять хочу. Вот ты в Киев приехал. Ну поскакал там вместе со всеми, покрышки пожег. Ну, я тебя как-то до этого момента понимаю… Но на кой ляд ты автомат в руки взял? Тебе людей нравится убивать что ли? (долгая пауза). А я ведь тебе скажу: ты – человек-г.... Думаешь, взял автомат – на мужика стал похож? Нет. Ты теперь просто г... с автоматом».

И прибавить нечего к этому.

Конечно, хотелось бы, чтобы фильм посмотрели не только российские зрители, но и на Западе, и в особенности чтобы его посмотрели на Украине. Быть может, от увиденных, пусть и в художественном фильме, зверств украинских карателей у некоторых украинских зрителей произойдёт нравственный эффект, аналогичный тому, что произошёл у одного из персонажей фильма, попавшему в плен к ополченцам афганцу. Нет, конечно, я вовсе не желаю украинскому зрителю стреляться от увиденного на экране кошмара, который в реальности на Донбассе сотворила украинская армии с её добробатами, но мне бы искренне хотелось, чтобы у украинского зрителя произошла метанойя, смена ума, нравственное откровение. Тогда нам будет легче с ними объясняться, когда мы придём.

PS. Да, стоит, пожалуй, сказать и про финальные кадры, когда в фильме воспроизводятся в миниатюре некоторые события 14-го года (сбитый самолёт, оборона Луганска) и когда появляется известный отряд во главе с одним широко известным в узких кругах командиром (намеки там достаточно прозрачны для тех, кто в теме). Это, конечно, хороший ход, происходит своего рода катарсис, к тому же еще и узнавание, поскольку в отряде «музыкантов» зритель узнает персонажа из недавнего фильма "Турист". Пожалуй, такая разрядка и «хеппи-энд» была необходимы зрителю после настолько напряжённых и насыщенных грязью и кровью двух часов просмотра. И все-таки эти последние несколько хеппи-эндовых минут как-то уж слишком выделяются на фоне остального фильма и как бы переводят, притом очень внезапно, повествование в совсем иную плоскость. Быть может, не стоило делать настолько явных намеков. Мне думается, что здесь задумано продолжение: события "Солнцепёка" хронологически предшествуют событиям, которые изображены в фильме "Турист" (который непосредственно посвящён знаменитому российскому ЧВК), и возможно, что нас ждёт еще один военный фильм о знаменитом отряде. Это было бы интересно, во всяком случае.

Комментарии Написать свой комментарий
16 августа 2021 в 15:01

Нормальный фильм. Не чернуха, а соцреализм. То есть не простой голливудский драматический семейный эпизод для психологического прикола, а заставляющий людей на примере этой некиношной, а натуральной жестокости и кошмара реальности, переживаемой дончанами до сих пор, подняться в сферу высших нравственных вопросов и понимания сути людей и жизни вообще. А концовка конечно классная, обнадёживающая. ЧВК - не ЧВК, но точно - братская помощь от серьёзных и вежливых людей, и предупреждение о грядущих проблемах для этой нечисти, развязавшей эту войну. И не только местной, с Украины, но и той , заморской. И действительно, надо побольше таких фильмов, и ими надо не оправдываться перед кем-то там, каким-то киношным канско-голиивудским сообществом с их толерантностями и камильфобиями. А пора штурмовать и атаковать их таким искусством.

1.0x