Сообщество «Форум» 20:41 7 ноября 2021

СОЛЕДАР

путевые заметки

Что может быть лучше путешествий по бескрайним просторам нашей Родины? Только путешествие в глубь земли, в подвалы знаменитого винзавода, в шурфы старинной соляной шахты!

Движимый желанием узнать и увидеть больше, на сей раз я отправился на экскурсию под названием «Соледар». В названии почудилось и «солнце в бокале» и солидарность горняков…

Подъем в пять и отчаливание на автобусе от кукольного театра опустим. После записи очередного хита в подвалах з-да Малышева и ожесточенных споров под водку там же, сделать это было 14 подвигом Геракла.

Кресло номер «8», суббота 6-е число – «68» почти год рождения. После какой-то там книги Пелевина о числах иногда машинально пробивает на пифагорейство.

Первая остановка (санитарная) на горе Тростянец. Первые фото оттуда. Прекрасные виды, обрыв, речушка, хаты, но в дымке. Да! Мы выехали из Харькова и прямувалы до первого объекта в густом тумане! Густейшем, как наша сметана. Серый вареник автобуса плыл в сметане тумана.

Что сказать об экскурсоводе? Наталья (Белохвостикова на пенсии, -раз я уже пользуюсь «актерскими» образами. И да не обидятся они на меня, ведь я описываю их с симпатией! Тех, кто мне не симпатичен я опускаю))

Наталья в ходе следования «ковчега» заученно (но сбивчиво) рассказывала историю Харькова и местности, которую мы проезжали. При этом акцент был на «ужасах советского прошлого». И монахов лавры запытали и ваще… Много и (хочется написать нудно) долго говорила про соль и ее историю. Про каннибалов древности (ели человечину из-за нехватки соли), про чумаков, про хим. формулы и прочее.

И вот, после некоторых блужданий по Бахмуту (бывшему Артемовску, видны следы боев) и препираний Натальи с водителем (Валерием?), ибо они сбились с пути и пассажиры включили «навигатор»! мы наконец-то подъехали к воротам Артёмовского завода шампанских вин.

Скорей же, скорей к живительной влаге! Туман рассеялся, погода теплая, народ к дегустации готов. Проходим КППконтроль (с измерением температуры), делимся на две группы – и вперед!

Здесь (как и в шахте) свой гид и это хорошо. Ибо люди, проработавшие на родном предприятии десятки лет говорят о нем с неподдельной любовью, а не отрабатывают «номер».

Крепкая блондинка Наталья сразу взяла быка за рога. Показывая на барельеф над входом в подвалы, на котором обнаженная Деметра вяло внимала Дионису с чашей, она предупредила, что некоторые барышни после дегустации покинут завод в костюме Деметры. Ха-ха. Я не думал, что он окажется почти права.

И вот мы в святая святых производства вина! Трубки, шланги, сверкающие металлом автоматические конвейеры, огромные емкости, километры туннелей, «смешные» картинки на стенах и крашеные в разные цвета гипсовые своды. Запах вина, сырости и миллионы бутылок!!! 20 млн. бутылок в год!

Скажу честно, все это мало меня занимало, ибо крепкая белокурая Наталья (она из бывших работниц, которые прокручивают 20-40 тыс. бутылок за смену, чтоб осадок убрать. Представляю, что она делает с мужем!)) так вот Наталья после каждого зала (купажа и еще чего то там) заманчиво обещала «вы убедитесь в моих словах на дегустации!» О, боже, я не доживу до неё.

Завод конечно не музей. Это производство, мимо проносятся кары с продукцией (Станьте к стене!), в некоторых залах работают сотрудники. Да, на стенах смешные картинки с пьющими ежиками, мишками, воробьями возле которых предлагает фоткаться Наталья, хит программы – высеченный в гипсовой стене Бахус. Народ (много молодых, ядрёных девок) усиленно фотографируется. Но я (и думаю многие) приехали испробовать игристых вин, чорт побери!

И вот, после тронного зала, в котором были и президенты и прокуроры (столешница облупилась), после стендов с продукцией (линиями) и рекламой "чекушек" (можно спрятать в женскую сумочку) и шестилитровых бутылок, мы попадаем в зал ДЕГУСТАЦИИ! Фух, наконец-то.

Зальчик небольшой, все наши сорок разбойников поместились за столиками. Наталья ораторствует и рекламирует каждый сорт. Я за столиком с дамами. Три дамы про которых судачил Бальзак и две молодухи. Одна из них постоянно выказывала знания в виноделии и её наделили стеклянных бокалом. Остальные пьют из ма-а-леньких бокальчиков, но из пластика.

Первый глоток. О, боги! Жизнь заиграла красками. Женщины хорошеют на глазах. Но что они делают?!! В центре стола графин с водой и круглая чаша. После каждого бокала они дружно выливают недопитое вино в чашу. Безумные, что вы делалаете! Потом ведь придется пить из чаши)) так и Наталья предупреждала, но, слава Аллаху, до этого не дошло.

Брют такой, брют сякой, красные, розовые, белые вина. Бокал мой неизменно чист после каждой «дозы». Шутки, смех, оживление в зале. Лица раскраснелись, один чудак даже все-таки снял вязаную шапку) Я тоже улыбаюсь и хочу крикнуть Наталье: Кислятина, несите водку! Однако сдерживаюсь)

Несколько официанток ходят вокруг столов и наливают, наливают, но после шестого или седьмого бокала все они как по мановению волшебной палочки исчезают. Народ нехотя тянется к выходу. Антракт, негодяи)

Теперь - в туалет! И тут происходит «чудо», о котором предупреждали в начале экскурсии. Расдухарившиеся амазонки дружно ломятся в мужской туалет (ибо в женском, как всегда все «места» заняты), где мужчины все еще делают своё дело! Не совсем «костюм Деметры», но близко к этому)) Шутки, прибаутки, все уже свои. И таки ЯК ТРЭБА.

И тут начинается самое хреновое – народ под алкогольными парами начинает массово закупать продукцию в магазине возле завода и на соседней улице. Наталья (заводской гид) вы молодец, ваши семена упали на благодатную почву! Хоть вы и предложили мне не пить италоиспанские вина (кроме загадочного «Просека») а пить продукцию Арт-винер (переименовали, да), все же вы очень душевный и жизнерадостный человек. Приезжайте в Харьков, который вы любите, выпьем игристого, погуляем по саду Шевченко.

Наталья (наш экскурсовод) забила тревогу «Нас ждут в Соледаре, мы опаздываем», но это был глас вопиющего в пустыне. Людишки закупали винище ящиками, водитель с невозмутимым видом складывал все это богатство в трюм корабля. Надо было сначала в соляную шахту, а потом на винзавод. Но, что сделано, то сделано.

С опозданием мчимся в соседний Соледар. Смеркается, останавливаемся, выгружаемся. И вот уже ворота шахты, возле них кучкуются какие-то мужики. Среди них выделяется гигант в синей робе с лучезарной улыбкой. Это наш проводник дядя Леша. Алексей Сергеевич, проработавший на шахте много-много лет.

Краткий инструктаж, выдача касок, старый (очень старый) туалет. История с женщинами, идущим в мужской повторяется, но как-то уже буднично-привычно.

Народ после дегустации склонен шутить и заигрывать с дядей Лешей (девки), но после спуска в шахту рты закрываются на замки.

Да, это «Жерминаль» Золя, это настоящее погружение в бездну. 140 метров под землей. Самые большие запасы соли в Европе. Миллиарды тонн. Клети старые, ржавые, тросы скрипят, шахтеры подают сигналы (типа, Вира, Майна) путем дерганья за висящий трос. Он издает звук зуммера. Так тут было и при Николае Втором Кровавом, и при Ленине и при Сталине.

И вот мы в шахте. Дышится легко, тут за 680 грн. можно и переночевать в лечебных целях.

Дядя Леша самозабвенно рассказывает об истории шахты, о зарплатах (люди интересуются), о запасах соли и искусственных перебоях в магазинах.

Хороший мужик! Надежный как скала. Лучезарно улыбается и парирует все тупые шутки пьяненьких матрон.

Вот, что брют животворящий делает! – восклицает дядя Леша и поднимает руки, нет, не к небу. К своду шахту – до потолка 17 метров.

Соль везде – на стенах, на потолке, под ногами. Самые интересные моменты экскурсии – это соляные (хотел написать ледяные, выглядят именно так) скульптуры местного Родена. Он изобразил гнома (похож на дядю Лешу; дядя и не отрицает)), хозяина шахты (шахтёра) – в полный рост, еще что-то – и все это из соли! В общем я фотографировал – смотрите. А лучше езжайте и убедитесь сами какой-то невероятный мир – подземелье соляных копей.

В нишах стен – экспонаты музея, созданного нашим Вергилием. Старые фото – увеличенные, в красивых рамках, одежда шахтеров, коногонки (лампы), сбруя лошадей… Все старое, полуистлевшее – но история! С большим старанием и уважением к Труду собранная Алексеем Сергеевичем. Все-таки, какой чудесный человек! Но только экспонаты удивляют, но и люди.

И, конечно же, подземная церковь! Она была до большевиков. Они ее закрыли, устроили на ее месте конюшню, но лет 20 назад храм был восстановлен. Алтарь (деревянный), иконы, паникадило (из соседней Лавры), подсвечник.

Дядя Леша увлечённо рассказывает, как он по крупицам восстанавливал храм. А ведь большую половину жизни прожил про Союзе. Молодец, чувствуется, что это не наигранно (как в некоторой мере у гида винзавода) – это от души!

-Вот, смотрите, смотрите! – Алексей Сергеевич светит фонарем на высокие соляные сводыс и мы видим нерукотворные лики Божьей Матери, ангелов, птиц, зверей, даже целующихся людей! Пути Господни неисповедимы.

Медленно поднимаемся в клети в полной темноте, 8 человек. Вдруг рядом раздается женский голос: Можно я возьму вас за руку? Конечно, отвечаю я. - Следующая станция «Майдан Конституции» (пытаюсь шутить). Всё – поднялись, выходим на поверхность, сдаем каски, душим полной грудью. У меня в кармане квадратный кусочек соли из храма. Лизнул – действительно соль)

Мощное впечатление от шахты Соледара. Невероятный людской труд, за смены несколько человек грузят железнодорожный состав соли! А какая удивительная красота подземелий, созданных руками рабочих! Это надо видеть, мой язык не в состоянии это описать.

Умеют наши люди работать, только гетьманы нам всё попадаются какие-то малахольные.

На прощанье я крепко пожал огромную лапищу дяди Леши. «Спасибо вам, вы настоящий подвижник своего дела!» Он устало улыбнулся и пошел встречать новую группу.

1.0x