Сентиментальная комедия "Чебурашка" стала лидером российского проката, собрав более пяти миллиардов рублей. В российских городах кинотеатры, вчера ещё пустовавшие, полны зрителей.
Отечественная лента впервые превзошла по сборам голливудскую продукцию. Образно выражаясь, "Чебурашка" победил "Кинг-Конга" и утопил "Титаник".
Следует напомнить, что ушастый зверь Чебурашка является эндемиком, то есть водится только в России. Этот полноценный отечественный национальный бренд создан в 70-х годах прошлого века на киностудии "Союзмультфильм".
В 90-е годы автор сказки о Чебурашке Эдуард Успенский и художник-мультипликатор Леонид Шварцман безуспешно судились друг с другом за Чебурашку, пытаясь юридически закрепить факт своего творческого отцовства. Под шумок кто-то из тогдашнего руководства "Союзмультфильма" продал авторские права на персонажа японцам, отчего тяжба окончательно запуталась и приобрела некий международный контекст.
И только специальная военная операция в 2022-м разрубила все гордиевы узлы и отчистила кинорынок от засилья американской и прочей зарубежной продукции, открыв широкий путь национальным брендам и импортозамещению в отечественном кинематографе.
Обсуждать здесь этот популярный фильм, предназначенный сугубо для семейного просмотра, нет никакого смысла. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на агрессивную реакцию профессиональных кинокритиков, упорно гребущих против течения.
Обозреватель Юлия Шагельман выразила сомнения в том, что юному поколению картина понравится. Ведь в фильме присутствует отсылка к советскому прошлому, которая, по мнению кинокритика, "не слишком интересна детям". При этом взрослые, по мнению Шагельман, не смогут узнать в новом Чебурашке "милого ушастого зверька из своего детства". Шагельман не одобрила рисовку главного героя, назвав её "неряшливой". Ведь движения анимированного зверя ненатуральные, "а в сценах взаимодействия с живыми актёрами очень заметно, что они хватаются за пустоту и разговаривают с ней же".
Что ж, некоторые критики тоже хватаются за пустоту и разговаривают с ней же. И что с того?
Занятно, что в ленте есть отсылка к Толковому словарю Владимира Даля. Чебурашка по Далю — это "куколка, ванька-встанька, который сам вставал на ноги, как его ни бросай". Отсюда глаголы "чебурахать" и "чебурахнуть". Они употреблялись в значении "бросить, кинуть, опрокинуть с громом, грохнуть, шлёпнуть".
Как известно, мощная советская киноиндустрия чебурахнулась в 1991 году, но сейчас она снова имеет шанс встать на ноги.
Для того, чтобы использовать этот шанс, следует усовершенствовать и "отточить, как лезвие" систему государственного финансирования кинематографа.
На сегодняшний день это какой-то странный сюрреалистический процесс в стиле Кафки. Когда начинаешь в этом копаться, понимаешь, что "Чебурашка" появился не благодаря, а вопреки существующему порядку вещей.
Результат проверки Счётной палатой использования средств федерального бюджета для господдержки кинопроизводства удручает. Становится ясно, почему русский кинематограф в целом буксует.
Процедура отбора проектов и выдачи под них безвозвратных субсидий требует немедленной корректировки и… репрессий.
Организованные группировки при Минкульте так умело выстроили процесс, что абсолютно неясно, кто, за что и как голосует, а также кто за что отвечает.
Больше всего вопросов вызывает работа экспертных советов, их состав, условия участия в них и критерии, по которым принимаются решения о выделении денег той или иной компании.
Дальнейшее использование выделенных средств тоже под вопросом.
Итак, по порядку… Ежегодно Минкультуры и Фонд кино проводят конкурс сценариев. Процедура отбора проектов описана в постановлении правительства, но как-то не очень подробно.
Сценарные заявки претендентов на получение средств оценивают экспертные советы. Существует некий большой список фамилий, где собраны "специалисты Министерства культуры" и "представители киносообщества". Все эти люди выполняют нудную и кропотливую работу бесплатно, на общественных началах. Вероятно, из чистого энтузиазма.
По итогам тайного голосования экспертов решается, какой проект получит государственную поддержку и в каком размере. Суммы произвольно "плавают" от 30 до 100 миллионов рублей.
Счётная палата справедливо отмечает, что входящие в состав экспертных советов "представители киносообщества" частенько сами претендуют на господдержку, впоследствии получая её с лихвой. То есть член экспертного совета имеет возможность получить бюджетные деньги на свой проект. И ни в одной инструкции не написано, что эксперты не имеют права выставлять свои заявки на конкурс.
Интересный факт: голосование экспертов проходит тайно, поэтому листы голосования не подписываются, а сохранение этих листов с оценками заявок не предусмотрено, поскольку требования хранить эти документы ни Минкультом, ни Фондом кино не утверждены. Более того, голосование может происходить без использования бланков: индивидуально и в устной форме. По телефону, через интернет и смс. При помощи голубиной почты, азбуки Морзе и даже телепатически.
Министерство культуры не может подтвердить документально, что эксперты вообще были ознакомлены с заявками, поскольку эта процедура тоже ничем и никем не регламентируется.
При отборе не учитывают успешность предыдущих работ претендентов. Сами критерии успешности также отсутствуют.
По окончании работы над проектом кинопроизводитель обязан представить финансовый отчёт об использовании государственных средств.
Счётная палата рассмотрела пять реестров таких документов и выяснила, что получатели безвозвратных субсидий перечисляют бюджетные деньги на счета кинокомпаний, не обязанных предоставлять отчёт. "До 60% от сметной стоимости фильмов были направлены либо в зарегистрированные на Кипре компании, либо в российские организации со штатом от одного до девяти сотрудников".
В сметную стоимость фильма попадают как госденьги, так и собственные средства кинокомпании. В итоге невозможно понять, чьи средства куда были потрачены, поскольку частные и государственные средства образуют в смете общую сумму.
Так осваиваются миллиарды государственных денег.
В этом процессе меньше всего обращают внимание на результат. Кино надо произвести в срок, придерживаясь утверждённого сценария и хронометража. И точка! Проверкой занимается одна-единственная дама в Министерстве культуры — она, бедная, смотрит все финансируемые государством художественные и документальные фильмы, сверяя их с заявками.
Внимание! Эксперты снятые фильмы не смотрят. Никто оценку конечному продукту не даёт. И Министерству совершенно наплевать, что будет с фильмом потом, будут крутить фильм где-то или вообще нигде не покажут. Поскольку возвращать государству деньги не нужно, то можно этот фильм просто положить в тумбочку.
Немудрено, что некоторые проекты в нашем государстве делаются просто "на отвяжись" с полным разграблением средств…
Мы часто слышали фразу, что, мол, рынок и культура есть вещи несовместные. Что коммерциализация всё опошлила, убила высокое искусство. Однако то, что́ мы наблюдаем в киноиндустрии, никакого отношения к коммерции не имеет. Это имитация творческой деятельности за государственный счёт!
Кино — мощнейший инструмент "мягкой силы".
Ко всему прочему, экспертный совет Министерства культуры не должен состоять из западников и русофобов. Более двух лет департамент кинематографии Минкультуры возглавляла сторонница Навального и "белых ленточек" Светлана Максимченко. Ситуация стала меняться только сейчас.
9 ноября 2022 года подписан Указ Президента "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей".
В Указе предусмотрены: оценка проектов (в том числе информационных и иных материалов), программ и мероприятий на предмет соответствия традиционным ценностям при решении вопроса о целесообразности их государственной поддержки, а также осуществление органами публичной власти контроля за соответствием финансируемых за счёт средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации мероприятий целям и задачам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей.
Темы, предложенные в этом году Министерством культуры для кинематографистов, желающих получить господдержку, самые насущные: сокровища русской культуры, семейные ценности, достижения в науке, уроки памяти, противодействие фальсификации истории, миротворческая миссия России, портреты сильных личностей современной России, популяризация профессии учителя, кинолетопись жизни российских регионов, экранизация произведений классической литературы, образы выдающихся личностей русской истории, патриотизм российских граждан, неоколониальная политика англосаксов, деградация Европы, формирование многополярного мира, добровольческие движения, подросток в современном обществе…
Не хотелось бы вышеперечисленные смыслы бросать коту под хвост — и всё из-за того, что какие-то группы внутри страны устроили бюрократическую неразбериху и пролонгируют себе сладкую жизнь за государственный счёт.
СВО проходит тяжело, и обстановка больше не терпит бардака и коррупции. Россия сосредотачивается. Ей придётся снова выходить на передовые рубежи в культуре, науке, производстве. Задачи стоят грандиозные!
Прокатный успех "Чебурашки" — это триумф российского импортозамещения. Не пора ли всерьёз взяться за отечественный автопром?