Общественность негодует: ЕГЭ усложнился, стобальников проверяют и понижают баллы, плата за обучение возросла, а тут ещё и директор одного из московских лицеев 13 июня на заседании Совета по науке и образованию ляпнул некстати с физико-математической прямолинейностью:
«… образование происходит не только в интересах ребенка и семьи, но и в интересах общества и государства. Если обществу и государству нужны физики и инженеры, то, соответственно, ребенок и семья должны с этим смириться и пойти туда».
Сразу видно: не гуманитарий. Гуманитарий бы сообразил: слово «смириться» имеет отрицательные коннотации, а потому надо сказать расплывчато и невнятно, с надлежащими околичностями: не «смириться», а «ощутить дух времени», «действовать в соответствии с современными трендами» - это был бы совсем другой коленкор. Это бы прокатило, а так - поднялась медийная буча, мамашки-блогерши и прогрессивные журналистки забили крылами, заохали, закудахтали, запричитали: а как же гуманитарии? Как же лишить наших детей возможности следовать их гуманитарному призванию? Разве не нужны нам юристы-экономисты, и прочие философы-психологи? «Получается, сделано все, чтобы сократить возможность ребёнку пройти на бюджет? И страна больше не нуждается в многочисленных экономистах и юристах? Типа: хотите учиться там, где хотите — платите», - выплёскивается этот плач на страницы «Московского комсомольца». Тут же поминают «орды», (по выражению прогрессивной журналистки из МК) советских инженеров, которые сидели в НИИ, а в постсоветскую эпоху пошли торговать на рынках. Отметим, что те, советские, инженеры, не только сидели в НИИ (эти как раз были в меньшинстве), а главным образом работали на многочисленных заводах и фабриках, в том числе и выпускавших военную продукцию, без которой, как выясняется, ох как солоно приходится. И то, что сейчас мы способны нарастить военное производство, объясняется как раз тем, что советская инженерная школа не до конца разогнала и пущена по ветру.
А тем, кто радеет за бесплатные места в гуманитарных вузах, мне хочется задать простой вопрос. Вот лично вы стали бы платить за то, что вам не нужно? В чём у вас нет потребности? Очевидно, не стали бы. А государство почему должно это делать? С какой стати? Чтобы развлечь праздную публику и продлить ей счастливое детство? Сейчас ставится задача индустриализации в самом широком смысле слова – значит, нужны кадры индустриализации. За это государство и должно и, похоже, намерено платить.
По моему личному искреннему мнению, было бы полезно просто закрыть 9/10 гуманитарных мест вообще, а остальные сделать строго платными. А на сэкономленные средства платить студентам естественно-технических специальностей стипендии. При этом я понимаю, что сделано это не будет, потому что мамашкин вой может перерасти в демонстрации, что уж точно не нужно в нынешней тревожной обстановке. Но всегда следует понимать, что было бы полезно сделать, держать это в сознании и, когда представится возможность, - осуществить.
Гуманитарное образование – это тоже важно и полезно, говорите? Совершенно с вами согласна. Но это должно быть истинное образование, и получать его должны люди, к нему способные и годные, и главное, готовые всерьёз учиться, а не просто посещать детсад для взрослых, каковым является большинство гуманитарных «точек».
Я бы сделала так. Хочешь стать философом или филологом? Сдай латинский и древнегреческий. Философу я бы и немецкий вменила: как он будет Канта с Гегелем читать? Языки я бы требовала исключительно в пассивной форме: читать и переводить. Проверка навыка самая примитивная: открываем «Записки о галльской войне» и просим перевести пару абзацев. Текст не сверхъестественно сложный – Цезарь это тебе не Цицерон с его цветистой запутанностью. Аналогично – ну, пусть не Гегеля, так хоть Ницше заставлять прочесть будущих философов. Если тебе в самом деле это надо – выучишься. А то может, сподручнее в токари податься? Вон их сколько требуется! Тем более, суха, знаешь ли, теория… а там зарплата приличная.
Подлинное гуманитарное знание – это очень сложная и трудная вещь. Всё, что касается человека, - это неизмеримо сложнее любой физики и техники. Современные гуманитарные науки по уровню познания своего объекта – человека и его деятельности - по сравнению с естественно-техническими находятся на уровне… ну если не Аристотеля, то уж до Ньютона точно не дотягивают.
А вот учиться по гуманитарной специальности и получить соответствующий диплом при нынешней организации дела – проще пареной репы. Именно потому, что гуманитарные науки – это что-то вроде натурфилософии, а то и просто «взгляд и нечто». Вы уж мне поверьте: закончила два престижных гуманитарных вуза, один даже с красным дипломом. (Иняз им.М.Тореза, ныне МГЛУ и Московскую Юридическую Академию, ныне Московский Юридический университет им.Кутафина). Всякий человек, обладающий общей начитанностью о том-о сём + подвешенным языком, закончит гуманитарный вуз, что называется, левой пяткой. В Инязе надо ещё поучить языки, но при чём тут образование: язык – это просто язык, да и только. Нормальная организационная форма для изучения языков – это курсы. Их и следует открыть вместо всех инязов: курсы разной длины, разной тематической направленности, нацеленные на разные нужды. Помню, в прежнее время были (может, и сейчас есть) превосходные мидовские и внешторговские курсы, длились они два года, притом без отрыва от производства, как тогда выражались. Собственно, Иняз и возник в 30-е годы от слияния двух курсов: при библиотеке иностранной литературы и при Наркомате внешней торговли.
Люди идут в гуманитарные вузы просто потому, что это легко. Любое техническое образование неизмеримо сложнее и труднее гуманитарного, а затрудняться неохота. Об этом не принято говорить вслух, но в реальности это так. Да, у каждого гуманитарное абитуриента есть свой самоблеф: ах, я хочу стать политологом (психологом, филологом)! Но в девяти случаев из десяти, он просто не хочет возиться с сопроматом и теормехом. Исключения есть, но общий случай – таков.
Поэтому я бы лично горячо приветствовала перевод гуманитарного образования на платную основу. Одновременно следует дать возможность всем изучать какие-то гуманитарные дисциплины на вузовском уровне. Нравится тебе история? Запишись на годичный курс, учись, сдавай экзамен, получи свидетельство. Учиться ведь можно по-разному: и при музеях, и на курсах. Помню, были в мою юность прекрасные курсы Интуриста, потом переименованные в институт, где готовили гидов.
А финансировать государство должно только то, что насущно необходимо. То есть техническое и естественное образование. С распределением в момент зачисления в вуз, чтоб люди знали, куда им предстоит идти работать. Плюс медицинское и педагогическое, направленное строго на подготовку учителей. А «взгляд и нечто» – за свой счёт.
Фото: Александр Рюмин/ТАСС. Лаборатория роботизированной сварки с заготовительным участком на территории областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Рязанский колледж электроники".