Известные слова Н.В. Гоголя: «Часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слёзы», — почему-то (почему?) неприметно-«историческим» образом заменились на противоположные по смыслу: «смех сквозь слёзы».
Так мы плачем или смеёмся?
У каждого из представленных ниже стихотворений есть свой автор, но известен только его «никнейм» в интернете. Известны и жанры «сетевой поэзии», в которых они написаны: «пирожки», «порошки» и тому подобное. В условиях «клинической смерти» современной поэзии, придавленной глобальным постмодернизмом с уничтожением каких-либо этических и эстетических рамок художественного творчества, эти краткие нерифмованные, без знаков пунктуации, но написанные в классической силлабо-тонике «белые» стихи можно рассматривать в качестве своего рода фольклорного «белого шума», той реальной образно-смысловой среды, в которой существует современное российское общество.
Что же это за среда, каковы её основные характеристики?
Прежде всего, она чрезвычайно атомизирована, любые «вертикальные» — да и «горизонтальные», да и любые другие — связи между людьми здесь не только отсутствуют, но и рассматриваются как нежелательные:
— привет!
— здорово!
— правду будешь?
— спасибо у меня своя
ты знаешь правда как наркотик
храни её лишь для себя
когда её распространяешь
то ты проблема для людей
на вашем месте я бы точно
а на своём пожалуй нет
а я вам что ли нанимался
надежды что ли подавать
Даже иносказательно:
нашла второй носок на кухне
он затаившись под столом
пытался жизнь начать сначала
свободный одинокий злой
Позиция «Я и весь этот остальной мир» является доминирующей:
зевну укроюсь с головою
будильник заведу на март
проверил уровень комфорта
нахмурил брови и долил
себе ещё немного чаю
и пододвинул трёх котов
не слушай внутренний свой голос
он тут снаружи не бывал
евгений для своей зеркалки
купил огромный субъектив
он всё фиксирует предвзято
и искажает бытие
Поэтому агрессивность, в том числе — вербальная, в этой среде рассматривается как нечто неизбежное и должное:
я не хотела вас обидеть
случайно просто повезло
поскольку времени немного
я вкратце матом объясню
любимый взял меня за локоть
подвёл к окну и показал
всё то чего я не увижу
вовеки если не заткнусь
обидеть таню может каждый
не каждый может убежать
хотел вас встретить хлебом-солью
да хлеб в берданку не впихнёшь
весь мир насилья мы разрушим
до основанья а потом
построим новый мир насилья
но лучше прежнего стократ
Впрочем, агрессия в данном случае — всего лишь форма защиты от бессмыслицы окружающего мира:
с тех пор как выучил морзянку
я не могу уснуть под дождь
чем меньше женщину мы любим
тем хуже борщ и жиже квас
и дети как-то не похожи
на нас
прекрасное далёко ваше
на деле полное давно
Любовь в этой среде может выглядеть по-разному, но она тоже бессмысленна и безнадёжна:
скорей ныряй в мой тихий омут
ты нравишься моим чертям
две параллельные прямые
живут в эвклидовом мирке
и бегают пересекаться
в мир лобачевского тайком
когда являешься козою,
любовь не очень-то и зла
включаю плёнку задним ходом
и всё стараюсь рассмотреть
момент где мерзкая скотина
опять становится тобой
мои намеренья прекрасны
пойдёмте тут недалеко
Как и жизнь в целом:
здесь трудно что-либо исправить
но есть возможность доломать
всем кто окончил школу жизни
вручают мраморный диплом
вот там в гробу лежит принцесса
а в этих трёх её шмотьё
сиюминутные порывы
нередко штопаешь всю жизнь
я знаю будущего нету
иначе бы давным давно
оттуда повалили люди
в надежде что то изменить
cперва жена моя сбежала
потом собака и коты
cейчас смотрю как трудно рыбкам
аквариум толкать к дверям
Чего уж тут придираться «по мелочам»?
вот позитивный Анатолий
был послан нафиг но сумел
вернуться бодрым отдохнувшим
и два магнитика привёз
всегда стремится анатолий
уравновесить зло добром
увидел парни бьют мальчишку
красиво рядом станцевал
шаман за скверную погоду
недавно в бубен получил
а где тут руль спросил Гагарин
деревня буркнул королёв
ещё спроси а где тут вожжи
ещё поехали скажи
какое низкое коварство
убить ежа и спрятать труп
а всем свистеть что был в театре
и что большой уже не тот
вести приличный образ жизни
мешает айнанэ в крови
характер у меня тяжёлый
всё потому что золотой
не влезаю в платье
испытала стресс
прикупила тортик
тортик сука влез
бог создал труд и обезьяну
чтоб получился человек
а вот пингвина он не трогал
тот сразу вышел хорошо
В общем, «всё не так, ребята!», как пел во времена «застоя» Владимир Высоцкий. Хотя, если не задумываться, а читать эти шедевры (шедевры без кавычек) «под настроение» и «под ситуацию» — можно насмеяться буквально до упаду. Но это вот массовое, идущее «снизу» и всесторонне чётко оформленное неприятие «того, что есть», — имеющие уши да слышат.
Тем более, что исходит оно из не менее чёткого понимания (или, вернее, ощущения) того, «как надо» — впрочем, поданного с теми же иронией и сарказмом:
невыносимых повыносим
непобедимых победим
снесём несносных несъедобных
съедим
привет пишу тебе из детства
мне тут сказали что ты там
забыл про смысл и изменяешь
мечтам
в день пушкина все в бакенбардах
все с нянями из кружек пьют
купаются на чорной речке
и бьют дантесов по мордам...
Публикация — "День литературы"