Сложным и неоднозначным в условиях современного мира стал вопрос управляемой передачи этой самой власти самостоятельно выбранному преемнику, так чтобы он смог её сохранить и упрочить. Речь идёт не о руководстве страны, а о позициях ниже. Далёким от сложных, многоуровневых иерархических структур людям может казаться, что ничего сложного в этом нет – договорился с непосредственным начальством, поднатаскал преемника в качестве заместителя, передал дела и отдыхай.
Между тем переходный период – это всегда ослабление, а руководитель в современном мире лишь временный местоблюститель. Это привлекает всех хищников в округе, заставляет действовать затаившихся врагов, ведь привычный и сильный противник ослаб или ушёл, а молодого нужно проверить на крепость, бить его пока не заматерел. Даже процесс назначения не является проходным моментом, так как уход совершается не в расцвете сил, а на закате, время работает против, промедление ослабляет ещё больше. Старая, сработанная и проверенная команда начинает чувствовать, что времена сочтены, нужно успеть уйти на покой раньше лидера, найти новую опору или вырвать часть наследия.
Мудрый и умный руководитель в такое не полезет, ну а если всё же влез, то подготовку надо начинать сильно заранее, не только натаскивая и обучая желаемого преемника, но и готовя управленческую среду. Успех, стабильность и устойчивость первого этапа определяются не личными качествами приходящего на смену, а созданными предшественником условиями. Необходимо заранее согласовывать и проговаривать право на саму процедуру передачи власти со всеми силами, что могут вмешаться в процесс, что непросто.
От большей части имеющих влияние придётся откупаться, платить за поддержку, сливать застарелые конфликты и недопонимания, на каждого нужно сохранить положительные висты. Если этого не сделать, легко получить на выходе изменение решения или формальное назначение, с полным набором чужих заместителей и утратой контроля над процессами и потоками, т.е. формально договорённости выполнены, а по факту издевательство.
Чем больше несогласных среди влиятельных конкурентов, тем выше шанс формирования ими коалиции, при этом лояльные будут находиться в нейтральной или положительно-нейтральной позиции – это не их война. Интересно наблюдать, как к испортившему отношения с очень многими человеку, приходит понимание грядущих проблем, как руководитель какого-нибудь учреждения-вотчины вдруг понимает, что его сын-заместитель никогда не получит одобрения министерства.
Даже в архаичных, скрепленных традициями и ограничениями обществах переход власти перестал проходить плавно, что уж говорить про индустриальные страны. В современных условиях в разы проще и выгоднее заранее отпускать наследников в собственный карьерный путь, помогая вырасти отдельно, а не пытаться передать нагретое место в учреждении, городе или регионе, но понимают это далеко не все. На федеральном уровне в России попытки подобного стали очень редки, а вот в регионах ещё наблюдаются. Цена подобного перехода оказывается велика, сложно торговаться, когда оппоненты знают, что вы готовы заплатить очень много.
И, да, в архаичных обществах (например, Африке) традиция передачи постов и должностей по наследству развита пока сильно, но даже там регулярны эксцессы, ведь успешный переход требует полного уничтожения внешней и внутренней оппозиции, что крайне сложно …






