Сообщество «Круг чтения» 00:00 3 декабря 2015

Слово о мастере

Рад, что мой строгий наставник и учитель Михаил Петрович Лобанов успешно дожил до такого юбилея. На Руси и впрямь мудрым людям нужно жить долго. А с тем, что Михаил Петрович Лобанов — русский мудрец, никто и не спорит. Он — живая легенда, единственный высокоталантливый критик из фронтового поколения. Уникальное поколение, оно дало русской литературе десятки поэтов, добрую сотню прозаиков и драматургов, блестящих публицистов, того же неувядающего Владимира Бушина, но критик из фронтовиков был один, зато стоящий целой когорты, глубинно русский, а потому всегда пишущий правду, какой бы горькой та ни была.

Рад, что мой строгий наставник и учитель Михаил Петрович Лобанов успешно дожил до такого юбилея. На Руси и впрямь мудрым людям нужно жить долго. А с тем, что Михаил Петрович Лобанов — русский мудрец, никто и не спорит. Он — живая легенда, единственный высокоталантливый критик из фронтового поколения. Уникальное поколение, оно дало русской литературе десятки поэтов, добрую сотню прозаиков и драматургов, блестящих публицистов, того же неувядающего Владимира Бушина, но критик из фронтовиков был один, зато стоящий целой когорты, глубинно русский, а потому всегда пишущий правду, какой бы горькой та ни была. С ним не соглашались многие: не только либералы, но казенные патриоты, литературные функционеры. С ним порой не соглашались и наши русские писатели, когда он упрекал "доцентскую прозу" Федора Абрамова в излишней выверенности, когда критиковал Валентина Распутина за дружбу с Солженицыным, когда отрицал весь русский авангард. Но критик из фронтовиков имел право и на собственное мнение, на свои литературные пристрастия, на свои заблуждения .

Он был моим наставником, но и со мной частенько спорил, не соглашаясь ни с моей "прозой сорокалетних", ни с моими чересчур широкими, по его мнению, литературными пристрастиями в поэзии. Но это никогда не мешало нам сохранять многие десятилетия самые дружеские отношения.

Он никогда не был слепым ортодоксом и зашоренным консерватором. Старался беречь и развивать всё талантливое в русской литературе.

Родился Михаил Петрович 17 ноября 1925 года в деревне Иншаково Спас-Клепиковского района Рязанской области, буквально рядом с родными местами Сергея Есенина. Еще до войны, с 14 лет начал писать стихи и рассказы. В январе 1943 года был призван в армию, учился в Благовещенском пулеметном училище. Участвовал в боях на Курской дуге в составе 58-го гвардейского стрелкового полка (11-я гвардейская армия).

9 августа 1943 года он был тяжело ранен осколком мины в боях в районе населённого пункта Воейково (Брянская область). Награждён боевыми орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени. В 1949 году окончил филологический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Всерьёз увлекся прозой великого Михаила Шолохова, после университета добился распределения в Ростов-на-Дону, где три года проработал в областной газете "Молот". Затем в Москве работал заведующим отделом науки в журнале "Славяне", заведующим отделом литературы и искусства в газетах "Пионерская правда" и "Литература и жизнь" (впоследствии "Литературная Россия"). Может быть, он читал и мои первые неуклюжие заметки в "Пионерской правде". Защитил в Московском университете кандидатскую диссертацию по своей книге "Роман Л. Леонова "Русский лес", изданной в 1958 году. С 1963 года по 2013 годы, целых пятьдесят лет, руководил творческим семинаром прозы в Литературном институте имени А.М. Горького. Сколько юных дарований прошло через его бережные руки! Учился на его семинаре даже ныне широко известный Виктор Пелевин. Все отмечали его суровость, но одновременно и его справедливость, его нравственное отношение к литературе. В своем интервью газете "Русский вестник" Михаил Петрович говорил: "Хотелось бы прежде всего пожелать не столько самой молодежи, сколько нам, людям старшего поколения: не заискивать, не подлаживаться к ней, а если и можно влиять на нее, то не словесным назиданием, поучениями, морализаторством, а только своими поступками, жизненными принципами, тем, что один из русских писателей называл творческим поведением. Этот вывод я сделал из своего полувекового опыта работы в Литературном институте имени А.М. Горького. И я счастлив, что в отношении сказанного выше мог быть полезен для своих студентов".

Скромнейший, тишайший человек Михаил Петрович Лобанов, после статей которого, бывало, сотни людей вздрагивали, тысячи людей ликовали и аплодировали, а десятки высоконачальствующих чиновников запирались в своих кремлевских кабинетах и решали, что с ним дальше делать, откуда выгонять, какие карательные меры принимать. Наверное, таким и должен быть настоящий христианин, истинный православный. Добрый в жизни, стойкий в вере, неутомимый в работе…

В свое время Политбюро ЦК КПСС вынесло отдельное постановление после выхода в журнале "Волга" знаменитой статьи Лобанова "Освобождение". Выгнали с треском главного редактора журнала, хорошего русского поэта Николая Палькина. Эта статья, ставшая предметом критики самого генсека Андропова вызвала отклики и за рубежом — от Америки до Японии. Один из таких откликов — рецензия в японской газете "Асахи" (тираж 10 миллионов экземпляров). С тех пор каждая публикация Лобанова врассматривалась под микроскопом нашими партийными геббельсами — яковлевыми и беляевыми. Казалось бы, вот она — настоящая жертва цэкистской идеологии: не Окуджава или Аксенов, не Евтушенко и Коротич, лауреаты и орденоносцы, любимцы партийных салонов на Николиной горе, а вечно в советское время критикуемый, ругаемый и изгоняемый литературный критик, русский патриот, автор биографий А.Н.Островского и С.Т.Аксакова Михаил Петрович Лобанов.

Пожалуй, он первым — еще в советское время! — сформулировал концепцию русской национальной литературы, русскости в литературе. В интервью журналу "Русский вестник" он так определил главные начала русской идеологии: "Православие как основа русской идеологии. Сильная, жесткая централизованная власть в интересах народа (децентрализация — гибель государства). Имперское сознание. Социальная справедливость. Коллективизм, Библейски-советский принцип: "Кто не работает — тот не ест". Приоритет человека труда, создателей материальных, духовных ценностей. Борьба (как национальная историческая задача) с либерально-космополитическими силами, разъедающими, разрушающими христианскую основу русской идеологии… Духовность. Фактор совести (как голос Бога) в русском самосознании. Возвышение сердца над рассудком; внутреннего, сути, над внешним, показным… Способность русского народа в критическую для Родины годину объединить свои силы, сплотиться вокруг великой цели…"

Как русского идеолога его резко критиковали идеологи от марксизма, хотели заманить в свой лагерь Солженицын и его сторонники, но, утверждая русскую национальную линию в литературе, Михаил Петрович смело вводил в эту линию и советскую соборность. Он писал: "Считаю, что советский период — это, несмотря ни на что, вершина русской государственности в тысячелетней истории Отечества. Вершина по величию нашей державы, по влиянию на мир, по реальной силе противостояния финансово-капиталистическому разбою. Теперь-то даже слепому видно, какие силы зла вырвались наружу с разрушением нашего могучего государства…"

Значимость его фигуры в русской литературе такова, что на 90-летие поздравил его с юбилеем и глава государства:

"Уважаемый Михаил Петрович!

От души поздравляю Вас с юбилеем.

Мы искренне гордимся поколением Великой Отечественной, на долю которого выпали и серьёзные испытания, и великие триумфы. Вы никогда не боялись трудностей, верили в лучшее.

Своим самоотверженным трудом создавали богатство и мощь страны.

Желаю Вам здоровья, бодрости духа и всего самого доброго.

Президент Российской Федерации В. Путин"

Но в тот же день автор этого текста улетел в Екатеринбург — на открытие центра Ельцина.

Как-то не вяжутся между собой грандиозное празднование открытия центра одного из разрушителей России и юбилей патриота Михаила Лобанова.

За одним — всё темное, сатанинское, за другим — силы света, русские национальные идеалы, чистота Православия, близость к Истине.

Но на Руси всегда идет борьба Добра и Зла, и как бы ни велики были силы Зла, Добро оказывается неистребимо. И ряды его защитников растут без всякой государственной поддержки.

Среди стойких рыцарей Добра и Справедливости всегда готов к бою и Михаил Петрович. Лобановская твердь — это и лобановская твердыня, стойкость и верность России. Поразительно, что даже его лютые противники уважают юбиляра. Знают: этот не отступит, никогда не сдаст позиций.

Таков он был. Таков он есть. Таким он будет и впредь. Навсегда.

Впрочем, о Лобанове и его жизни уже сейчас можно написать многие тома. Михаил Петрович — явный претендент на будущую биографию в ЖЗЛ.

Да, девяносто лет исполнилось в ноябре Михаилу Петровичу, вышло немало книг и статей, воспитано немало учеников, хоть что-то взявших от лобановской тверди, и по-прежнему не сдается ни старости, ни демократам, ни чинушам один из лидеров русской национальной критики ХХ века. И перо у него такое же острое.

И я сам, и главный редактор Александр Проханов, и вся редакция газеты "Завтра" поздравляем вас, Михаил Петрович, от всей души с Вашим юбилеем! "Лет до ста расти Вам без старости…"

Многая лета!

Cообщество
«Круг чтения»
Cообщество
«Круг чтения»
Cообщество
«Круг чтения»
1.0x