пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сегодня 26 марта 2025
Авторский блог Владимир Винников 00:06 21 февраля 2025

Скобельцын

хранитель земли Псковской

Обычно говорят, что талантливый человек талантлив во всём. А ещё говорят, вспоминая Евангельскую притчу, что нельзя свой талант зарывать в землю. Борис Степанович Скобельцын (30 апреля 1921 г. — 13 ноября 1995 г.), архитектор, реставратор, фотохудожник, можно сказать, все свои многочисленные таланты зарыл в землю. В древнюю, вечно живую псковскую землю. И эти таланты оказались тем зерном, которое, как сказано в другой Евангельской притче, "упало на добрую землю и принесло плод" — может быть, сто- или даже тысячекратный.

В воссозданном ещё в начале 1970-х годов по проекту Бориса Степановича и в том числе его руками храме Николая Чудотворца со Усохи в Опочском конце Пскова, в храмах Рождества Богородицы и Никольском в Порхове будут и дальше совершаться православные богослужения, возноситься молитвы верующих. Характеризуя его успехи в реставрационном деле, Пётр Дмитриевич Барановский, спаситель храма Василия Блаженного на Красной площади в Москве и основатель Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре, назвал Бориса Скобельцына "сказочным мастером, каких нет ещё в Советском Союзе".

Запечатлённые Скобельцыным на фотоплёнке лики людей и пейзажи будут оставаться произведениями изобразительного искусства, продолжающими и развивающими традиции русской иконописи. Многие из них — как, например, авторские фотографии со съёмок фильма Андрея Тарковского "Андрей Рублёв" в Изборске, портреты филолога и археографа Леонида Алексеевича Творогова, академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, главного архитектора Псковских реставрационных мастерских, известного также как непревзойдённый мастер кузнечного дела Всеволода Петровича Смирнова, — стали уникальными культурными артефактами. А созданный им уникальный архив фотографий практически всех памятников архитектуры Псковской области с годами приобретает всё более важное значение — так, сделанная им аэрофотосъёмка Талабских островов уже в наше время помогла псковским защитникам старины отстоять их историческую структуру и аутентичную планировку. Уже в 1969 году во Франции была издана книга "Русские церкви" с текстами Ф.М. Достоевского и фотографиями Б.С. Скобельцына — такое вот неожиданное и в то же время неслучайное "соавторство", отражающее общность, единство и цельность русского мироощущения.

Но, пожалуй, одним из самых важных талантов Бориса Степановича был уникальный дар живого общения, который поставил его в центр такого явления, как "псковский Ренессанс", о котором Александр Проханов, сам вошедший в бытие этого культурного феномена, писал так: "В "красной" советской империи, в её северо-западном уголке, во Пскове, явилось краткое чудо Возрождения, привнесённое в железную музыку жестокого века горсткой ликующих, гениальных людей, к которым принадлежал Скобельцын". Можно сказать, что в сплаве творений всех подвижников и причастников "псковского Ренессанса", включая в число этих творений газету "День"/"Завтра" и Изборский клуб, есть и благородный металл Скобельцына. Д.С. Лихачёв: "У Вас в Пскове появился хороший человек, любящий Псков и Псковскую старину, — Скобельцын" (из письма Л.А. Творогову). "Вы сделали меня (на фотографии. — Авт.) лучше, чем я на самом деле" (из письма Б.С. Скобельцыну). Савва Ямщиков: "Прохожу мимо своей любимой церкви Николы со Усохи и любуюсь безупречной работой Бориса Степановича Скобельцына". "В фотографиях Бориса Степановича прежде всего узнаёшь художника, лирика. Он выжидал определённого состояния природы, находил непонятные и недоступные другим точки съёмки. На его снимке знакомый памятник открывался совершенно по-новому, неожиданно". Александр Проханов: "Он научил меня по-настоящему любить всё, что нас окружает"; "Он говорил о церквях, как говорят о людях, — о живых, одушевлённых, неповторимо-разных, со своими нравом, характером и судьбой, проживших долгий век среди озёр, облаков и зелёных нагорий". "Я стоял в этом храме, под сводами, которые восстановил Борис Скобельцын, это великолепные, белые, пустые своды четырёхстолпного храма, и там были голосники, в которых гудела и ревела не буря, а пели ангелы". "Скобельцын неутомимо ходил по псковской земле, исхаживая её, как землемер. Мерил её вдоль и поперёк длинными, не знавшими устали ногами, словно высчитывал шагами расстояние от церкви до церкви, от горы до горы, от озера до озера, отыскивая спрятанный клад, обозначенный на каком-то ему одному ведомом чертеже".

Представитель дворянского рода, отмеченного именами известных военных, путешественников и учёных, с давними, чуть ли не с XVI века, историческими корнями на псковской земле, уроженец "северной столицы", фронтовик Великой Отечественной войны, прошедший её дорогами от Сталинграда до Берлина, потерявший на этой войне двух родных братьев: старшего Глеба и близнеца Кирилла, отучившийся два года в Ленинградском инженерно-строительном институте, он в 1955 году по приглашению Псковских реставрационных мастерских переехал в Псков, где жил и работал до конца своих дней, будучи в 1995 году удостоен звания почётного гражданина этого города, не только "младшего брата" Новгорода Великого, но и одного из важнейших центров русской государственности.

"Как былинные витязи, встают перед нами на современных улицах древние памятники Пскова. Они — как века, запечатлённые в камне. Архитектурные творения восьми столетий… говорят с нами языком искусства, истории и легенд. И большая радость — научиться их слушать", — писал Борис Скобельцын в предисловии к одному из своих фотоальбомов. Он умел не только слушать, но и передавать услышанное им следующим поколениям своих соотечественников.

1.0x