Авторский блог Николай Коньков 00:06 20 сентября 2024

Система Семашко

к 150-летию первого наркома здравоохранения

Среди взлётных достижений русской цивилизации советского периода, наряду с Победой 1945 года, освоением космоса и энергии атомного ядра, неизменно, хотя и в фоновом режиме, значится создание общенациональных систем образования и здравоохранения как необходимой базовой площадки, без которой всё остальное было бы весьма проблематичным или вообще невозможным. И если феномен советской школы обычно не связывается с чьей-либо конкретной персоной, в том числе первого народного комиссара просвещения РСФСР Анатолия Васильевича Луначарского, поскольку многие из образовательных новаций первых лет Советской власти — например, бригадное обучение — впоследствии были признаны неэффективными и отменены, то феномен советской медицины: централизованной, общедоступной и бесплатной, — носит имя первого народного комиссара здравоохранения РСФСР Николая Александровича Семашко, чей полуторавековой юбилей отмечается в эти дни. Так исторически закрепилось, и вовсе не по чьей-то прихоти или какой-то случайности.

Можно сколько угодно говорить об исторических предпосылках и предшественниках "системы Семашко", равно как о её слабостях и недостатках, но при этом нельзя отменить тот факт, что советская медицина на протяжении более чем семи десятилетий обеспечивала необходимые условия для успешного функционирования и развития всего советского общества как в мирное, так и в военное время, а преуменьшать личный вклад Н.А. Семашко в этой сфере — всё равно что преуменьшать, скажем, личный вклад И.В. Сталина в достижение победы в Великой Отечественной войне: все необходимые силы и средства нужно было создать, а уже имеющиеся и созданные к тому времени — организовать и направить. Известные слова Ф. Энгельса о Возрождении: "Эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности", — вполне применимы и в данном случае. Тем более, что сам Н.А. Семашко был не только дипломированным врачом и организатором государственной системы советского здравоохранения, но и видным деятелем партии большевиков (родной племянник Г.В. Плеханова, он ещё в 1893 году вступил в "Союз борьбы за освобождение рабочего класса", с этой даты исчислялся его партийный стаж, с В.И. Лениным был знаком и дружил с 1895 года, в 1910–1911 годы возглавлял Заграничное бюро ЦК РСДРП, участвовал в событиях Октябрьской революции 1917 года в Москве), а потому пользовался полным доверием новой власти.

Ряд исследователей называют Семашко автором раздела "В области охраны народного здоровья" из Программы РКП(б) 1919 года, текст которого стоит привести полностью:

"В основу своей деятельности в области охраны народного здоровья РКП полагает прежде всего проведение широких оздоровительных и санитарных мер, имеющих целью предупреждение развития заболеваний. Диктатура пролетариата уже дала возможность провести в жизнь целый ряд оздоровительных и лечебных мероприятий, неосуществимых в рамках буржуазного общества: национализацию аптечного дела, крупных частнопредпринимательских лечебных учреждений, курортов, трудовую повинность медицинских рабочих сил и т. п. В соответствии с этим РКП ставит своей ближайшей задачей:

1) решительное проведение широких санитарных мероприятий в интересах трудящихся, как то:

а) оздоровление населённых мест (охрана почвы, воды и воздуха);

б) постановка общественного питания на научно-гигиенических началах;

в) организация мер, предупреждающих развитие и распространение заразных болезней;

г) создание санитарного законодательства;

2) борьбу с социальными болезнями (туберкулёзом, венеризмом, алкоголизмом и т. д.);

3) обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной лечебной и лекарственной помощи".

Как можно видеть, приоритеты здесь расставлены таким образом, что собственно обеспечение общедоступной, бесплатной и квалифицированной медицинской помощи (не только лечебной, но и лекарственной, здесь стоит заметить, что до 1935 года лекарства выдавались в государственных аптеках СССР бесплатно) выступает только завершающим, конечным этапом охраны здоровья населения (трудящихся) советского государства, который осуществляется на базе широкого комплекса санитарно-профилактических мер. Сегодня первый пункт Программы РКП(б) 1919 года: охрана почвы, воды и воздуха, — вообще наверняка проходил бы по ведомству экологии, поскольку к "оказанию медицинских услуг" прямого отношения не имеет. Как и "постановка общественного питания на научно-гигиенических началах". Но в начале прошлого века взявшие власть в стране революционеры умели мало того, что "зреть в корень", находить и отбирать лучшее из имеющегося опыта, но на его основе — открывать и создавать новое.

Само создание в Советской России наркомата здравоохранения — первого в мире единого государственного центра "сбережения народа" 11 июля 1918 года, которое многие, включая ряд самих большевиков или крупнейшую организацию врачей, Пироговское общество, рассматривали как "бюрократическую утопию", — действительно являлось реализацией и развитием планов, разрабатываемых ещё в Российской империи и связанных с именами профессоров С.П. Боткина и Г.Е. Рейна. Но чтобы превратить самые лучшие идеи и замыслы в действительность, да ещё в условиях разрухи, голода, гражданской войны и сопровождающих их эпидемий (речь тогда шла не только о тифе: "Или вши победят социализм, или социализм победит вшей!" (В.И. Ленин, декабрь 1919 г.), — но и о гриппе-"испанке", холере, чуме, туберкулёзе и других высоколетальных и высококонтагиозных инфекционных заболеваниях), чтобы привлечь к этой работе специалистов нужного количества и качества, — нужен особый дар, и Н.А. Семашко, которого его гимназический друг М.М. Пришвин характеризовал словами: "Бездарен и честен, как чурбан", — таким даром обладал в полной мере, так что насчёт "бездарности" адресата этого высказывания известный писатель, мягко говоря, преувеличил. Семашко прекрасно учился и в гимназии, а затем на медицинских факультетах Московского и Казанского университетов (с перерывом на исключение из первого за революционную деятельность). Так что выбор Советской властью первого наркома здравоохранения был более чем обоснован и, что самое главное, полностью себя оправдал.

Н.А. Семашко писал: "Что значит: "правильная лечебная помощь" и для чего это нужно? Для этого нужно, чтобы, во-первых, помощь была доступна населению, чтобы больной был в состоянии пользоваться медицинской помощью (вопросы отдалённости лечебной помощи от больного); во-вторых, чтобы она была бесплатной, ибо плата за лечение, даже при близости лечебной помощи, нарушает принцип общедоступности, и, в-третьих, чтобы она была квалифицированной, т. е. максимально гарантировала правильные диагнозы и лечение. Наша организация здравоохранения как раз и построена на этих принципах: она обеспечивает бесплатную, общедоступную и квалифицированную лечебную помощь населению".

И он же подчёркивал: "Единство плана, свобода маневрирования в пределах этого плана — вот что дало нам объединение всех сил и средств в одних (государственных. — Авт.) руках".

В сфере охраны здоровья эти руки при Семашко были неустанными, умелыми и весьма жёсткими — дело доходило не только, например, до национализации имущества, включая те же частные аптеки или больничные кассы страховых обществ, но до арестов и даже расстрелов тех, кто не умел или не желал вести нужную Советской власти работу. Известный фрагмент из воспоминаний Н.А. Семашко: "Я обнаружил очень крупные непорядки в обслуживании больных и раненых красноармейцев на станции Лиски (сейчас — Воронежская область РФ. — Авт.): больные и раненые лежали почти без пищи, без ухода, не эвакуировались; коммунальное обслуживание было поставлено отвратительно. Вернувшись, я с возмущением рассказал об этом Владимиру Ильичу. Ох, как рассердился он тогда! Попало и медицинским, и немедицинским работникам. Немалому числу саботажников пришлось жизнью заплатить за возмутительное отношение к защитникам Советского государства". Но одним только "кнутом" задачу такого масштаба решить было нельзя.

Другой "ленинский" эпизод из воспоминаний Н.А. Семашко: "Осенью 1921 года появилась чума на Черноморском побережье. Местные власти слишком увлеклись чисто административными мероприятиями (карантин, милицейские посты у заражённых домов и т. д.), не обращая внимания на медицинские мероприятия (изоляция больных, дезинфекция, дератизация, то есть борьба с разносчиками заразы, и т. п.). Я не раз докладывал об этом Владимиру Ильичу. Благодаря его энергичной помощи (в частности, специальному постановлению СТО (Совет труда и обороны. — Ред.) от 30 ноября 1921 года о срочном порядке финансирования противочумных мероприятий) вспышка чумы через несколько месяцев была окончательно ликвидирована".

Создание "системы здравоохранения Семашко" требовало, помимо прочего, триединства науки, образования и практики — и всё это было достигнуто в кратчайшие сроки: наряду с больницами, фельдшерско-акушерскими пунктами, санаториями, профилакториями и курортами открывались научно-исследовательские институты, высшие и средние специализированные медицинские учебные заведения, создавались издательства и библиотеки, повсеместно велась активная просветительская работа по санитарно-гигиеническим проблемам (санпросветработа), включая такие "мелочи", как заказ Наркомздрава на сказки Корнея Чуковского "Мойдодыр" (1921) и "Федорино горе" (1925). В 1928–1936 годы под редакцией Н.А. Семашко (пост наркома здравоохранения РСФСР он оставил в 1930 году, сосредоточившись на научно-преподавательской работе) было осуществлено первое издание "Большой медицинской энциклопедии" в 35 томах.

Приоритет санитарно-профилактического направления в обеспечении здоровья населения под полным контролем государства надолго стал отличительной чертой отечественной медицины советского периода и продолжает существовать вплоть до настоящего времени, даже в сильно модифицированном перестройкой, рыночными реформами в духе западных систем Бисмарка и Бевериджа (страховая медицина) и новыми технологиями виде. Это более чем наглядно показала ситуация с недавней пандемией Ковид-19 и дальнейшими перспективами использования сферы здравоохранения в качестве мощного инструмента социального управления как на национальном, так и на международном уровне, что закономерно обусловило новый всплеск интереса в нашей стране к фигуре и наследию Н.А. Семашко.

1.0x