Сообщество «Посольский приказ» 13:44 24 сентября 2020

Сирия должна быть единой

как выйти из кризиса

Положение в Сирии, ситуация в этой стране вызывает вопросы, которые люди обсуждают в своём кругу, в соцсетях. Для кого-то эти темы просто часть международной обстановки, но для кого-то это их жизнь, их личная трагедия. Не может не заинтересовать комментарий преподавателя расположенного в сирийском городе Латакия университета "Тишрин".

Рассматривая российскую позицию по Сирии, автор задаёт ряд вопросов, среди которых такие: в чём причина "неторопливых" действий России по отношению к своему сирийскому союзнику? Как получилось, что до сих пор не освобождены ни Идлиб, ни районы восточнее Евфрата? Почему всё делается в угоду Турции, "Сирийским демократическим силам" (СДС) и Израилю за счёт сирийского народа?

Удивляет то, что даже столь опытный человек, как уважаемый преподаватель университета, не обладает информацией о реальной ситуации "на земле" в западных, восточных и северных районах Сирии. Ещё более удивительно то, что человек со всем своим опытом, репутацией и жизнью на территории Сирии ничего об этом не слышал, не видел, не читал, не понимал тех важных и знаковых событий, которые происходили и происходят на территории страны в течение последних девяти лет. Возможно, написание такого комментария вызвано объективными причинами.

Ведь его содержание демонстрирует неспособность понять реальную картину происходящего в стране, историю конфликта, а также отсутствие элементарной логики. И обращает на себя внимание тот факт, что одновременно с появлением в социальных сетях этого комментария была развернута информационная кампания, в которой участвовал ряд сирийских политических фигур, в основном из Дамаска. Все они "пели в унисон", используя при этом одни и те же слова и выражения. И становится ясно, что речь идёт об антироссийской кампании, цель которой — сорвать прилагаемые участниками "Астанинской группы" усилия по урегулированию сирийского конфликта.

Поэтому необходимо пояснить некоторые важные моменты. Считаю своим долгом отметить, что многие граждане Сирии уже не верят сирийскому руководству и поддерживают временное турецкое и американское присутствие на севере страны. Более того, они считают Турцию и США союзниками в борьбе за осуществление своих чаяний и целей, касающихся изменения ситуации в Сирии, политического транзита власти в стране, где они родились и выросли, конституционных изменений, перехода к новой избирательной системе, перераспределения властных функций между центром и регионами, решения других вопросов, гарантирующих их национальные, расовые и культурные права.

В таком случае, о каком "освобождении" говорят и пишут власти предержащие? Не пора ли представителям кругов, близких к принятию решений в Дамаске, понять, что центральные власти не смогли бы установить контроль над этими районами без внутрисирийского консенсуса, без принципов, разработанных Организацией Объединённых Наций и отражающих волю мирового сообщества, принципов, которые легли в основу резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН?

Хотелось бы также подчеркнуть, что игнорирование этой истины, настоятельные уверения, что "победа стала реальностью", что "нет никакой необходимости в изменении Конституции", а "нынешний режим не стоит менять", чревато разделом Сирии на три, а может быть, и на четыре части. Дело в том, что ситуация на юге страны остается напряжённой и может взорваться в любой момент, а это, в свою очередь, может привести к вмешательству в конфликт ещё одного внешнего игрока.

У сирийцев нет другого выбора, кроме достижения консенсуса. Огромная ответственность в этой связи ложится на плечи сирийского руководства в Дамаске. Международное сообщество пока ещё признаёт власти страны как носителя государственного суверенитета. Это налагает на Дамаск ответственность за выполнение резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН. Это необходимо для того, чтобы в стране возникла новая ситуация, при которой власть центра будет распространяться на всю территорию Сирии при наличии правительства и парламента, легитимность которых должна подтверждаться участием всех сирийцев в их работе. Прогресс в ситуации на севере Сирии может быть достигнут только таким путём. Без этого не может быть и речи о реанимации экономики страны. Несмотря на международные усилия, инициатором которых является Россия, по оказанию неотложной гуманитарной помощи сирийскому народу, никакие шаги по реанимации сирийской экономии не будут успешными без полного восстановления суверенитета над всей сирийской территорией. Как можно говорить об осуществлении в Сирии какого-либо экономического проекта в будущем, если страна будет разделена на три или даже на четыре части? Мы должны понять, что страдания сирийского народа не могут продолжаться вечно. Всякому терпению есть предел.

К большому сожалению, некоторые сирийцы не понимают значения роли России, "Астанинской группы", достигнутых соглашений о прекращении огня, создания зон деэскалации и "режима тишины" на территории Сирии. Есть и те, кто не осознаёт, что альтернативой этому могло быть лишь окончательное разрушение Алеппо, Пальмиры и, возможно, Дамаска. Это означало бы, что количество погибших сирийцев могло превысить один миллион человек, не считая убитых в период с 2011 по 2015 год. Это означало бы падение режима в Дамаске. Под контролем "Исламского государства" (организации, запрещённой в РФ) оказалось бы большинство районов Сирии.

С другой стороны, мы видим, что некоторые представители оппозиции по-прежнему говорят о своей "приверженности" идее создания "переходного органа власти", по-своему трактуя положения резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН. В этой связи хотел бы отметить, что в резолюции об этом речь не идёт. Кстати, именно этот вопрос стал предметом разногласий в ходе работы над текстом данного документа. В итоге эта формулировка была отвергнута, и в окончательном варианте резолюции речь шла о "переходном периоде под руководством Организации Объединённых наций".

Что же касается вопроса о переходном органе власти, то решение по нему должны принимать сами сирийцы после начала межсирийского диалога, так как именно они обязаны определить то, в какой форме следует начать процесс политического транзита в соответствии с резолюцией № 2254 Совета Безопасности ООН.

Так обстояло положение дел в тот период, когда ситуация в Сирии оставалась нестабильной. Однако после того, как ситуацию удалось стабилизировать, когда вступило в силу соглашение о прекращении огня и введении "режима тишины", сирийское руководство, представляющее суверенитет Сирии внутри страны и на международной арене, посчитало такую постановку вопроса "переворотом" и окончательно отвергло эту идею. Таким образом, единственным путём урегулирования конфликта становятся женевский переговорный трек, достигнутые на сочинском Конгрессе сирийского национального диалога договорённости, создание благоприятных условий для работы конституционного комитета и реализации трёх других "корзин" урегулирования. Эти "четыре корзины" урегулирования в Сирии — вопросы Конституции, выборов, управления страной и борьбы с терроризмом — были выработаны бывшим спецпосланником Генерального секретаря ООН Стаффаном Де Мистурой.

Также важна подготовка к проведению парламентских и президентских выборов в Сирии под международным контролем. После этого суверенитет над Сирией будет полностью осуществляться центральными властями, которые станут гарантом легитимности участия в вышеупомянутых процессах всех сирийцев, что станет возможным после достижения общенационального консенсуса по вопросам урегулирования.

Очевидно, что суверенитет Сирии не будет полным, пока миллионы граждан страны живут в изгнании, в палаточных лагерях для беженцев. Их возвращение на родину, в свои дома является главной задачей сирийского правительства, которое должно незамедлительно приступить к выполнению резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН. Это необходимо в том числе и для того, чтобы мировое сообщество, со своей стороны, положительно отреагировало бы на шаги сирийских властей по восстановлению суверенитета над своей страной. Понятно, что это реально только после возвращения сирийских беженцев на родину. Кроме этого, одним из проявлений уважения национального суверенитета является выполнение резолюции Совета Безопасности ООН в отношении государства, на территории которого произошли массовые выступления против политики властей.

После восстановления суверенитета на всей территории Сирии речь не будет идти об "освобождении" сирийских земель, которые в действительности являются не оккупированными, а находящимися не под контролем дамасских властей вследствие, в основном, "внутрисирийских" факторов, которые привели к временному присутствию на территории Сирии турецких и американских войск под предлогом защиты и поддержки "взаимодействующих" с Турцией и США сирийцев. И это происходит в наше время, когда суверенные государства отвергают оккупацию своей территории другими странами.

Уверен, что сирийский народ, проживающий как на западе, так и на востоке страны, в том числе более двух миллионов курдов, выступает против любого постоянного присутствия иностранных войск на своей территории. Все граждане Сирии являются сторонниками её суверенитета и территориальной целостности. Однако в то же время они хотят быть "частью" этого суверенитета, хотят реально участвовать в решении вопросов будущего устройства страны в федеративных рамках и справедливого перераспределения полномочий между центром и регионами.

Последние события в стране, которые произошли после окончания работы третьего заседания малой группы конституционного комитета, свидетельствуют о том, что ближайшие месяцы и период до середины следующего года станут настоящим испытанием для всех сил и политических фигур, как в руководстве страны, так и в оппозиционном лагере. Все они несут равную ответственность за ход и итоги диалога и встреч, проходящих под эгидой ООН. Именно тогда станет понятно, кто действительно хочет найти решение сирийского конфликта, а кто настроен торпедировать усилия в этом направлении. Именно тогда всем станет ясно, кто заинтересован в сохранении суверенитета и территориальной целостности Сирии, а кто хотел бы воспрепятствовать этому.

Нынешнюю ситуацию пока нельзя назвать устойчивой, несмотря на предпринимаемые усилия и шаги. Но я уверен в том, что мировое сообщество в лице Совета Безопасности с согласия всех заинтересованных сторон предпримет решительные меры для создания необходимых предпосылок, которые позволят сирийцам осуществить свои чаяния и надежды на сохранение единого государства, в котором будут обеспечены стабильность и безопасность, гарантированы все гражданские права и свободы.

Необходимо, чтобы турецкое, американское, равно как и российское и иранское военное присутствие на территории Сирии осталось в прошлом. Иллюзий на этот счёт не должно быть ни у сирийского руководства в Дамаске, ни у оппозиции. Сейчас очевидно, что ставка на военную силу в Сирии практически невозможна. Если события будут и дальше продолжаться в этом ключе, может произойти раздел Сирии. Такой сценарий абсолютно неприемлем. Поэтому необходимо действовать в русле выполнения резолюции № 2254 Совета Безопасности ООН, для того чтобы покончить с гуманитарной катастрофой, с которой столкнулись практически все районы Сирии. Страны, сохраняющие свое военное присутствие на территории Сирии, должны использовать абсолютно все рычаги, причём не только экономические, для выполнения данной резолюции.

Разумеется, это не означает, что необходимо установить какие-то временные рамки для работы конституционного комитета или безучастно взирать на продолжающееся внешнее вмешательство в межсирийский диалог. Это означает лишь, что любые попытки затянуть процесс урегулирования, проявление несерьёзного подхода к этому вопросу со стороны каких бы то ни было кругов или лиц должны самым решительным образом пресекаться.

21 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
5 апреля 2024
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x