Сообщество «Посольский приказ» 00:07 13 ноября 2025

Сирия чья?

США хотят заполучить военную базу в Дамаске

Сенсационной новостью стало сообщение агентства "Рейтер" (вражье сми) о том, что в ходе предстоящего визита временного президента Сирии Ахмеда аш-Шараа в Вашингтон планируется заключение соглашения с США об организации в этой стране американской военной базы, и не где-нибудь, а в самой столице, на базе военного аэродрома Меззе. Прилегающий к нему одноимённый микрорайон считался в правление баасистов одним из самых престижных. Здесь проживали представители сирийского генералитета, а недвижимость стоила больше, чем в некоторых европейских столицах. Официальные источники из МИД Сирии опровергли это сообщение, но многие арабские СМИ считают такую перспективу вполне реальной.

Например, ливанская газета "Аль-Ахбар" пишет о том, что США давно лелеют планы закрепиться в Сирии. Посол США в Турции и по совместительству спецпредставитель президента Трампа по Сирии и Ливану Том Барак недавно объявил, что Сирия официально войдёт в антитеррористическую коалицию, направленную против организации "Исламское государство" (ИГ)*. Уже вроде бы сто раз разбили это самое "Государство" военным путём… Под его контролем нет сейчас ни одного населённого пункта, а жалкие остатки экстремистов загнаны в Сирийскую пустыню, но его призраком американцы умело пользуются.

Ливанские эксперты и журналисты полагают, что целью Вашингтона является заключение соглашения о мире между Сирией и Израилем, а база около Дамаска будет заниматься его мониторингом. Как известно, Израиль незаконно захватил принадлежащие Сирии Голанские высоты, а в начале этого года оккупировал дополнительные территории в провинциях Эль-Кунейтра и Дераа. В августе этого года израильтяне представили сирийскому правительству план урегулирования, по которому оно лишается суверенитета над южными территориями страны. Две вышеназванные провинции, согласно этому плану, разделяются на три зоны. При этом одна из них является демилитаризованной, то есть туда не имеют права заходить сирийские вооружённые силы, а вторая закрыта для полётов сирийских (но не израильских) ВВС. Естественно, этот план был отвергнут Дамаском.

Сейчас американцы намерены его реанимировать. И действуют они не только кнутом, но и пряником. Во-первых, они обратились в ООН с призывом снять международные санкции против САР, а многие американские санкции уже сняты. В 2020 году сами же США ввели против Сирии удушающие санкции, согласно так называемому "Акту Цезаря". В страну нельзя было ввозить даже продовольствие и медикаменты. В результате Сирия была полностью обескровлена, деловая жизнь в стране прекратилась, а 80% сирийцев оказались за чертой бедности. Апатия обнищавшего населения была одной из причин, почему сирийцы равнодушно встретили падение Башара Асада. Житель Дамаска Рахим Сакаль говорит в интервью катарскому изданию "Аль-араби аль-джадид": "Я вообще не знаю жизни без санкций. Я родился в начале 1970-х, когда санкции против нашей страны уже были введены. А после гражданской войны страна была задушена. Сейчас народ настроен оптимистично. Мы хотим, чтобы арабские страны помогали нам. В прошлом это не случилось из-за соперничества Башара с арабскими лидерами".

Во-вторых, администрация Трампа дала легитимность новым руководителям Сирии с их, прямо скажем, неоднозначным прошлым. Временный президент аш-Шараа и министр внутренних дел САР Анас Хаттаб были исключены из списков разыскиваемых террористов. Наконец, и это самое главное, американцы пообещали сирийскому правительству решить его проблемы с курдами, проживающими на северо-востоке страны.

Курдская проблема в Сирии резко обострилась во время гражданской войны. В 2012 году правительственные войска фактически ушли из провинции Хасеке и прилегающих окрестностей, потому что тогда Башару Асаду приходилось сражаться с джихадистами на нескольких фронтах, а северо-восток был относительно спокойным. При этом сирийские офицеры оставили арсеналы с оружием курдским боевикам, тесно связанным с Рабочей партией Курдистана (РПК), ведущей с 1984 года вооружённую борьбу против правительства Турции. Однако в 2014-м на эту территорию вторглись террористы из ИГ. Курды, надо отдать им должное, мужественно сопротивлялись террористической агрессии. Защиту городка Кобани от террористов, предпринявших несколько штурмов, курдские активисты сравнивали с обороной Сталинграда.

Американцы в то время быстро подсуетились и поставили на курдов во внутрисирийской борьбе. Курдские "Отряды народной самообороны" (YPG) получили современное американское вооружение, включая установки залпового огня, противотанковые ракеты и дальнобойную артиллерию. С помощью американских ВВС они взяли в 2017 году твердыню "Исламского государства" — город Ракку. На территории северо-восточной Сирии был размещён (отметим: незаконно, так как правительство САР на это согласия не давало) американский военный контингент. На этих землях появилось фактически непризнанное государство курдов — Автономная администрация северо-восточной Сирии (AANES). При этом американцы преследовали две цели. Во-первых, создать преграду между проиранским Ираком и Сирией на севере страны. Во-вторых, под контролем курдов оказались сирийские месторождения нефти и газа в провинциях Ракка и Дейр-эз-Зор. В результате сирийское правительство вынуждено было покупать нефть для своих НПЗ втридорога у тех же курдов. В стране наступил топливный голод.

Впрочем, поддержка сирийских курдов изрядно испортила американо-турецкие отношения. В Анкаре "Силы Демократической Сирии" (СДС), контролирующие сирийских курдов, считают филиалом РПК, а последняя занесена в Турции в список террористических организаций. Руководитель вооружённых формирований СДС Мазлум Абди считается приёмным сыном лидера РПК Абдуллы Оджалана. Турки восприняли усиление СДС как угрозу своей национальной безопасности и трижды проводили военные операции в северной Сирии. В 2017 году они заняли стратегически важный кантон Африн на северо-западе Сирии, а в 2019-м — зону в треугольнике Эль-Баб — Джараблус — Аззаз. Турецкие беспилотники в прошлые годы регулярно наносили удары по отрядам сирийских курдов.

Свержение Башара Асада в декабре прошлого года было встречено сирийскими курдами с большой тревогой. Несмотря на разногласия с правительством Асада боевых действий с ним не предвиделось. В то же время руководители "Хейат Тахрир Аш-Шам" (ХТШ)**, пришедшие к власти при помощи Турции, вполне могли бы попытаться решить вопрос восстановления территориального единства страны силой. Однако временный президент Ахмед аш-Шараа оказался умнее и предпринял попытку договориться с курдами. 10 марта между ним и Мазлумом Абди было подписано соглашение об урегулировании спорных вопросов между Дамаском и AANES.

Согласно этому документу, силы курдов и их компоненты входят в сирийское государство. Во-вторых, СДС передают центральному правительству контроль над пограничными переходами, аэропортами и нефтяными месторождениями. В-третьих, курды признаются неотъемлемой частью сирийского общества, и те из них, кому при Асаде было отказано в сирийском гражданстве, его получают. Дело в том, что многие курды на северо-востоке страны переселились туда из Турции в 1970—1990-е годы из-за турецких преследований и сирийских паспортов не имели. В-четвёртых, всем сирийцам, в том числе курдам, предоставлено равное право работать в государственных учреждениях. В-пятых, СДС пообещали, что сирийские курды будут поддерживать новое правительство в борьбе против остатков режима Асада и других "угроз национальной безопасности". В-шестых, курдам разрешено выбирать свои местные советы, формировать полицейские силы и преподавать курдский язык.

СДС пошли на подписание этого соглашения под явным давлением американцев. Выполнив задачу ослабления правительства Асада после гражданской войны, курдские боевики больше не нужны США. Кроме того, Трамп, кажется, всерьёз намерен кардинально улучшить американо-турецкие отношения, а присутствие СДС на севере Сирии является здесь помехой. Во время своего первого президентского срока он сократил американское военное присутствие в Сирии до 900 человек, а сейчас намерен отказаться там от четырёх военных объектов. Прав был знаменитый арабский журналист Абдель Бари Атван, когда в своё время писал, что американцы бросят сирийских курдов как отработанный материал так же, как они предали иракских курдов в 1980-е и Саддама Хусейна, своего верного союзника в борьбе против революционного Ирана, в 1991 году.

Правда, на пути интеграции курдов в сирийское государство существует целый ряд препятствий. Пункт об интеграции YPG в сирийские вооружённые силы был расплывчатым. Мазлум Абди настаивал на том, чтобы курды были включены в сирийскую армию отдельными подразделениями, а правительство в Дамаске хотело, чтобы они записывались туда индивидуально. Не очень понятно, как будут служить в армии вместе с радикальными исламистами представительницы курдских "женских батальонов"…

Но, похоже, и здесь был найден выход. 10 октября в Дамаске побывал Мазлум Абди. Причём прилетел он на американском военном вертолёте в сопровождении американского генерала Брэда Купера и посла в Турции Тома Барака. Теперь YPG войдут в сирийскую армию в качестве крупных военных соединений. Уже названы имена 70 курдских полевых командиров, которые займут военные должности. Правда, за это курдам пришлось передать правительству под полный его контроль нефтяные месторождения и лишиться существенных доходов.

В настоящее время несколько иностранных государств имеют своё военное присутствие в Сирии. У американцев уже есть военные объекты в Сирии. Это база Эт-Танф на стыке границ Сирии, Ирака и Иордании и военные объекты на северо-востоке страны. Если их соединить в одну линию, получается дуга, отделяющая Сирию с запада. Прежде всего, от Ирана, чтобы не допустить возрождения "Оси сопротивления", но также и от Турции, если она захочет там хозяйничать. Турецкие войска дислоцируются в уже упомянутых районах на севере страны. Российское военное присутствие сконцентрировано на побережье Средиземного моря (базы Тартус и Хмеймим). Получается, что Сирия, скорее всего, будет не суверенным государством, а кондоминиумом нескольких держав.

На фото: воины женского батальона YPG сил народной самообороны Сирийского Курдистана

*запрещённая в РФ террористическая организация

6 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
26 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
27 ноября 2025
Cообщество
«Посольский приказ»
1.0x